Эльбрус - точка бифуркации

Пишет Сергей Томилов, 25.03.2017 08:50

Вечером первого августа я неподвижно лежал в палатке и уже больше часа смотрел в одну точку. Поток мыслей в голове практически остановился, а по обессиленному телу разливалось ощущение абсолютного счастья.

Есть в физике такой термин - "точка бифуркации", когда система в какой-то момент времени неожиданно меняет направление развития и возврата к прошлому уже нет.
Наверное у каждого человека в жизни случаются подобные "точки бифуркации", когда в жизни происходит переломный момент и жизнь безвозвратно меняется.

Я лежал и думал о том, что сегодня случился такой переломный момент, та самая "точка бифуркации". Я ещё не знал, как именно измениться моя жизнь, но отчетливо осознавал, что в тот самый момент произошли необратимые изменения. Я стал другим. Я не поменялся внешне. И все-таки я уже не тот, кем проснулся той ночью.
Всего несколько часов назад я поднялся на самую высокую точку России и Европы - вершину Эльбруса.

Все началось осенью прошлого года. Ни тогда, ни сейчас мы с женой не были опытными альпинистами. За нашими плечами не было восхождений на сколько нибудь значимые вершины. Но у меня было огромное желание сходить в горы. И хотелось чего-то большого, значительного, практически невозможного, но все-таки реального.
Эльбрус - самая высокая вершина России и Европы. Можно ли найти более амбициозную цель для восхождения у нас в стране? Вряд ли. А положительный опыт восхождения некоторых знакомых позволял думать, что у нас с женой тоже может получиться.
То что недавно было мечтой - стало целью. В следующие несколько дней была найдена компания для восхождения, определены даты и забронированы места в группе будущих восходителей.
Далее были месяцы подготовки. У жены - в тренажерном зале, у меня пробежки. А ещё подготовка многочисленного снаряжения, изучение кучи информации и чужого опыта восхождений.
Были ли мы в итоге готовы к тому, что нас ждало? Нет, реальность превзошла все наши ожидания. Но подготовка все же очень помогла.

За две недели, которые длилось наше путешествие, пролетела, как казалось, целая маленькая жизнь. Мы столкнулись практически со всеми возможными препятствиями на своём пути. Но вместе с тем открыли для себя невообразимое количество всего нового. Новые места, новые люди, новые ощущения, новые переживания, новые достижения и новые пределы своих возможностей, которым, как оказалось, предела нет.
Мы выложились на все сто, оставив все силы на вершине. Но в замен получили огромный заряд энергии и переполняющее чувство гордости за то, что решились на это и у нас получилось. Мы смогли. Мы сделали это.
А ещё были потрясающие виды гор, горный водопад, сумасшедшие по красоте восходы и закаты и огромное звездное небо прямо над головой. Мы видели молнию в горах на расстоянии нескольких десятков метров и даже чувствовали её пощипывание по голове и плечам.
Была погода, внезапно меняющаяся за считанные минуты. Температура воздуха, падающая на десятки градусов за несколько часов, вечно недокипяченый чай из-за разницы давлений. Был дождь, туман, снег, град, метель и радуга, жаркие дни и морозные ночи.

И было восхождение на вершину. Более девяти часов казалось бесконечного подъема наверх.
Шаг за шагом.
В голове крутилось только одно - раз-два, раз-два. Потом шаги становились все тяжелее и медленнее, а паузы между "раз-два" длиннее.
Когда я поднимался на самую вершину, то после каждого шага уже успевал произнести - "пять тысяч шестьсот сорок два". Так, между шагами, я несколько сотен раз повторил высоту западной вершины Эльбруса и запомнил её навсегда.
Я шагал, не поднимая взгляда на вершину, чтобы не расстраиваться. Я смотрел под ноги. Весь мой горизонт планирования сжался до одного шага. Мозг уговаривал тело просто сделать ещё один шаг. Тело отвечало - нет, больше нет сил, нужно немедленно остановиться, сесть, а лучше лечь. Но мозгу все-таки удавалось уговорить тело на один шаг. Нога делала шаг, потом небольшой отдых и мозг снова боролся с телом за следующий шаг.
Все как всегда, - думал я, любая наша цель, какой бы большой и высокой она не была, лишь череда маленьких шагов.

Я поднялся на вершину последним из нашей группы. Там меня с поздравлениями и объятиями встретила уже забравшаяся наверх Аня и ещё девять человек, ставших за полторы недели близкими друзьями.
А потом я дошёл до небольшого камня, обозначающего самую верхнюю точку, и сел рядом с ним.
Я сидел на вершине Эльбруса, смотрел вниз на облака и горы, а по щекам текли слезы.
Это был тот самый момент, когда мечта становится реальностью.

Я поднялся на одной силе воли и таблетках от всего, чего только можно - от горной болезни, температуры, расстройства желудка, поноса, плюс антибиотики и витамины. А ещё благодаря огромной поддержке всех членов команды, особенно инструкторов Алексея и Наташи и конечно жены Ани и одного маленького и самого родного человечка, очень ждавшего нас с Анюткой дома.

Может показаться, что я сгущаю краски. Что все гораздо проще.
Но подъем на Эльбрус оказался для меня на самом деле очень тяжелым. И возможно поэтому он для меня так ценен.
Вы можете встретить людей, которые скажут, что восхождение на Эльбрус простейшая задача. Есть и такие, кто считает Эльбрус очень коварной, опасной и непредсказуемой вершиной. И те и другие будут правы. Эльбрус для каждого свой.
Мне попадались люди, побывавшие на вершине несколько десятков раз. И я также видел спасательные работы по снятию с вершины погибшего альпиниста и памятные таблички с именами оставшихся на вершине.
Каждый покоряет свой Эльбрус.

Я неподвижно лежал в палатке в полном снаряжении. Тёплое термобелье, флисовая кофта, пуховка, непромокаемые мембранные штаны и куртка, на ногах тяжёлые горные ботинки. Рядом альпинистские "кошки", палки, перчатки, варежки, каска и ледоруб. Лицо было белым от нескольких слоев крема от загара. Я лежал с чувством нереальности происходящего. Был ли это Я несколько часов назад на вершине.
Все свои силы я оставил на пути наверх. Сил не было даже моргать, двигаться не хотелось вовсе.
А в голове сменяя друг друга крутилось две мысли - "Больше никогда!" и "Хочу ещё!"
И вторая мысль все больше перевешивала первую.