Любовь и ненависть в Ала-Арче

Пишет poisonbrune, 23.03.2017 13:49

Очередная смена в Ала-Арче в этот раз прошла под девизом «Что я здесь делаю снова?!». Этот вопрос я себе слишком часто задавала, и порой было нелегко найти ответ... Если в первый раз было просто решиться уехать в неизвестность – в зимние горы, то второй раз я уже чётко понимала, что меня ждёт боль и страдания в холоде.
Любовь и ненависть в Ала-Арче (Альпинизм, ала-арча, отчет, альпинизм)

За несколько дней перед поездкой нервничала так, что перестала спать и есть. Мой летний связка писал, чтобы я ещё завязывала мыться, и тогда действительно буду готова к горам. А потом я прикатила в Москву, где меня встретил наш любимый инструктор Кожухов, и успокоилась: я же буду под его присмотром!
Пока бродила по Зоологическому музею, в наикрутейшем хабе инструктора, где он живёт, бурлили страсти: альпинисты собирались на Северный Тянь-Шань. Вечером и я воссоединилась с командой: познакомилась с чудесным Олежкой Ивановым, с которым мне предстояло месить снег и кушать лёд, прекрасной Татьяной и якутским Женьком; повидала моего любимого зимнего связку Олега Белова.
В Шереметьево была небольшая потасовка с пограничниками, которые подозрительно смотрели на мои турецкие и украинские визы в паспорте. Ребята, я просто люблю путешествовать, а не то, что вы подумали в меру своей испорченности. Благо, погранцы поверили, что я мирный гражданин и отпустили меня в Бишкек.
В столице Кыргыстана воссоединилась вся наша группа, и мы направились на Ошский рынок. У меня на руках был список продуктов, которые необходимо было купить, что внезапно сделало из меня завхоза…
Вкусняшки.
Купи рыбу!

Затарившись почти всем необходимым, выяснилось, что Акела промахнулся: то одного не хватало, то другого в избытке было. Стали прилетать жалобы-вопросы на мой адрес: а где тушёнка? а где губки для мытья посуды? Я беспокоилась и нервничала, потому что инструктор сообщил, если мы будем голодать, то меня, зачарованного вегана, съедят первой. Однако Олежка меня поддержал, пообещав, что если хоть один волос упадёт с моей головы, то с обидчиком случится расправа.
В итоге в БЛ мы обнаружили, что у нас есть 15 кг сахара, 8 кг чая и целая батарея маргарина (который был куплен по ошибке вместо сливочного масла), и это всё на 13 человек. Акела жесточайше промахнулся! Но предприимчивые парни недолго унывали и продали излишек продуктов местным в гостиницу.
А выполнять роль вялого завхоза я больше не буду: мне больше нравится кушать продукты, чем ими «управлять».
Следующие два дня были посвящены активной акклиматизации и заброскам на хижину Рацека снаряжения и продуктов. Я люблю активную акклиматизацию и стремление Кожухова поскорее расшевелить наши тела в зоне высокогорья, но! не зимой же! Я просыпалась с постным лицом в 6.45, заталкивала своё тело в тёплую одежду и в 7.00 занималась ходьбой, растяжкой, силовыми упражнениями в снегу. Впервые в жизни не я прыгала утром от восторга, смеясь над кислыми минами товарищей; в этот раз все остальные получали удовольствие от встряхивающих организм упражнений, а я была серой тучкой. АА – активная акклиматизация…
После того, как мы обосновались в хижине, у нас начались ледовые занятия – собственно одна из причин, почему я оказалась в зимней Арче. На первом занятии я вела себя как испуганная лань, не доверяя ни кошкам, ни фифам. Да ещё насмотревшись на полёты Сергея, моего коллеги из НП-отделения, я совсем без энтузиазма смотрела на лёд… А мои товарищи скакали по льду словно были тут рождены! Да и Сергей, пролетев 10 метров с ледовой стены, не растерял энтузиазм в полёте и всё так же рвался в бой на стены!
Лёха и Миха на занятиях
Татьяна. Почувствуй драматичность даже на занятиях!
Татьяна и Миха.

Второй день занятий для меня прошёл более плодотворно. Кожухов наше СП-отделение затащил в ледовые дрыщи: этот неловкий момент, когда приходится провешивать перила, чтобы добраться до тренировочных стен… Да и оранжевая новенькая Петцелёвая верёвка Жени сводила с ума и доводила почти до эпилептических припадков!
Верёвка цвета вырвиглаз!

Сначала злилась, работая на 50-градусном льду и не понимая: то ли просто шагать в кошках, то ли своей уродливой техникой на фифах идти? Но когда меня погнали на 90-градусный лёд, жизнь заблистала новыми красками: меня вдруг прорвало, и я влюбилась в лёд! Такая сказка хрустеть фифами на 90-градусной стенке!!! Советую всем! Я теперь верю в очищение души и тела через фифинг на добротной стене.
Андрюшка работает.
Женский альпинизм.
Тренировка тренировкой, а обед по расписанию!

«Открывашкой» зимнего сезона, конечно же, стал пик Учитель (он же Мучитель), 4527 м, 1Б. С прошлого года меня связывают нетёплые отношения с этой вершиной, где меня крутила горная болезнь, поэтому во время второго восхождения на эту гору у меня на лице естественно вылезло постное выражение.
Выход состоялся в 7.00, и мы пенсионерским ходом бредём по куче брна на вершину. Успокаивают только шикарные пейзажи и то, что топанью по камням когда-нибудь придёт конец. Да и чтобы безынтересный маршрут преобразился для меня, я заключила пари с Кожуховым: он утверждал, что до трёх мы будем на хижине, а я (типа опытная и насытившаяся приключениями с Кожуховым) утверждала, что раньше четырёх в хижине нас не будет. Разыгрывался массаж – слишком серьёзный лот!
На плече у Учителя.
Утро альпинистов.

Примерно в полдень оказываемся на вершине. Народ кругом веселится, делает «себяшки» и панорамные фотоснимки, витебский егерь Коля угощает народ «лосиными пиписьками» (handmade колбасой из лосиного мяса), а я радуюсь тому, что в этот раз всё-таки добрела до вершины. Да, и Кожухов выиграл спор…
Яхууу!
Calmness

Следующей вершиной в наших планах стала Теке-Тор (4441 м, 3А). Хоть стремлений покорить её в прошлом году у нас не было, однако чувство дежавю я испытала: в предыдущую смену пытались забраться на соседнюю вершину, Бокс, но утонули в снегу на леднике…
В этот раз ледник был почти чист, однако нас ждало снежное месиво на 600-метровом взлёте. Зато на сей раз людей было больше: нас семеро и пятеро НПшников, которые штурмовали Бокс по 2А под руководством Паяшева Ю.М., - поэтому тропить было легче. Вот пришла и моя очередь поработать лидером на тропёжке. Я тот ещё шерстяной волчара с мощными лапищами… Позади шёл Миха и просил меня уступить ему место, бо, по его признанию, ему было больно смотреть на то, как я пытаюсь сделать хоть одну внятную ступень. Картошка не смогла, - как сказал бы мне один мой знакомый.
На перемычке после преодоления взлёта можно было перевести дыхание, распрощаться с НП-шниками, которые бодро бросились лезть по скалам. А мы чуток подкрепились, послушали крики Олежки: «Да я на этом взлёте свои кишки оставил!», и полезли по припорошенным снегом скалам.
Любовь и ненависть в Ала-Арче (Альпинизм, ала-арча, отчет, альпинизм)
НПшники убегают на скалы.
Человек и пароход - Кожухов Ю.М.

Под снежно-ледовой стенкой связались: я, конечно же, ввязалась в верёвку, объединявшую Олежку и витебского лося Колю. Они заявили, что собираются сделать из меня тётку и пнули ногами, чтобы я шла лидером. Ну я что? Мне-то легко идти по следам первой связки: Женя-Таня-Кожухов-Андрей. Женя, лидер первой связки, прёт как танк, оставляя цепочку следов в неглубоком снегу – так что только успевай скакать по свежевытоптанной дорожке.
Виды обалденные и сносят крышу! Всё сверкает, кругом снег и лёд, Корона как на ладони. Так вот зачем я сюда лазаю! – пролетает у меня в голове.
Лепота!

Оставшаяся часть маршрута не особо сложная: иди себе по снежной кашке да перелазь через ледовые стенки порой. Но до самого верха мы не добрались и развернулись из-за команды инструктора валить вниз! Оказалось, что под ключом на гребне невозможно было организовать страховку: любая попытка сделать точку страховки приводила к сползанию пластов снега. И перефразируя С. Жадана: тут я поняла, чем это пахнет: лавиной та проблемами…
К-команда.
Любовь и ненависть в Ала-Арче (Альпинизм, ала-арча, отчет, альпинизм)
Виднеется гребень Теке-Тора. Ключ.
Олежка и Коля идут к Теке-Тору.

Зато мы покорили как настоящие горные туристы перевал Теке-Тор: даже капсюль без записки там нашли. Посмеялись над тем, что тётку из меня не удалось сделать и что я довольно удачно упала с двухметровой ледовой стенки прям на полку, даже не дёрнув верёвки. Ждали первую связку, которая задержалась из-за приключений Женька: он тоже рухнул на той стеночке, но уже с кульбитами и потерей горных очков.
Женёк решил повисеть.

Когда мы все встретились на перемычке, то уехали на попе вниз к леднику. Я радовалась как дитя, катясь на пятой точке вниз, – читерский способ сбросить высоту! Я и Олега уболтала составить нам компанию, чтоб он не шагал как важный сэр по снежному склону:
- Садись на зад и катись! Твой сын будет тобой гордиться! – кричала я любимой связке.
Убегаем.

После возвращения наскоро перекусили в хижине и убежали вниз, в БЛ. Я шагала по знакомой дороге уже под сиянием луны и в приятной компании Олежки, Лёши и Сергея. Останавливались, чтобы перекурить и насладиться ночными пейзажами.
На следующий день еле заставили себя выйти из БЛ наверх: нас совершенно растащило. Особенно хорошо было греться в столовой с яичницей в зубах.
В четыре дня вытолкали свои тела с Олегом с 2100 м и приостановились около таблички с описанием Ак-Сайской кругосветки:
- В который раз мы совершаем эту кругосветку?! – громко задал вопрос Олег.
В очередной. И ещё не раз совершим.
В хижине решили, что раз пытались сходить 3А, то затем нужно идти по нарастающей – 3Б, маршрут Акимова, 2-ая башня Короны. Мда, здесь я уже была, но в качестве жумарющего тела. В этот раз настрой был другой: наточить фифы, связаться с Олегом и лезть с переменным лидерством. Что и было осуществлено.
Доскакали до бергшрунда. Отпустили Женю лидером, который на первой веревке ковырялся в снегу и копал шурфы, чтобы вкрутить буры. Он работал так яростно, что мы думали: якутский альпинист алмазы там ищет…
На маршруте.

Я застраховалась за Женину верёвку, попыталась перепрыгнуть берг и свалилась в него. Кажется, тянули меня все, кто только мог. Не испытав прилива страха, с покерфейсом со второй попытки одолела берг и погребла вверх.
Затем началась однообразная работа, которая прерывалась свистящими мимо нас ледовыми осколками. В итоге такой осколок зарядил прямо Олегу в челюсть. Слышу внизу его крики – замираю.
Но Олег – терпеливый борец: сжал страховочную верёвку ещё сильнее, и я продолжила работать. Когда встретились на станции, оказалось, что у него рассечен подбородок, а кровь везде: на веревке, рюкзаке, даже на каске. Зато мы узнали, что на морозе кровь, не успевая свернуться, замерзает ярко-оранжевыми каплями.
Любовь и ненависть в Ала-Арче (Альпинизм, ала-арча, отчет, альпинизм)
Мой герой и верный связка!

Заключительная верёвка. Олежка уже на перемычке, а я последний участник на маршруте. В лицо несётся снег, я зла на себя, ибо медленно плетусь. Переваливаю через перегиб, читаю минилекцию о том, что на мои команды надо отвечать, и отключаюсь.
Но ещё же спуск… Погрелись на Коронских ночёвках и снова прыгать вниз. Правда, в награду мы увидели необъятное море облаков под нами! Все замерли, наблюдая за удивительным явлением…
Молоко.
Танец жёлтых Кофлачей.

В лагере нас ждали участники НП-отделения. Традиционные приветствия и поздравления с вершиной – и я оживаю. Кто-то из альпинистов сказал, что он ходит в горы, чтобы вернуться. Кажется, тогда я поняла, что это значит. После нелёгкого маршрута вернуться в тёплые объятья коллег и друзей – ради этого стоило терпеть трудности. К тому же я испытывала полное удовлетворение от сотрудничества с бородатым Олежкой: лучшей зимней связки не сыскать!
На следующее утро состоялся парад вспухших лиц. Такое ощущение, что меня били и ломали, а утром части неудачно склеили… Но просидев на солнышке с конфетами, чаем и прекрасными ребятами, я снова воскресла и потащила Олежку на скалы крутить полиспасты и прочие альпинистские штучки – нам же ещё экзамен по спасам сдавать.
Восьмое марта выдалось весьма увлекательным. Двойка Кожухов-Довыдов в три ночи двинулись к Свободной Корее совершать восхождение по маршруту Барбера 5Б. А мы как самостоятельные дети Кожухова по договорённости с инструктором отправились нахаживать руководство Олежке по маршруту Траверс любви (п. Учитель – п. Байчечекей).
Знакомая и безынтересная дорога до Учителя… Только всматриваюсь в Свободную Корею и ищу две маленьких фигурки. Какова же была наша радость, когда белорусская двойка показалась на стене! Ребята работают с феноменальной скоростью!
Любовь и ненависть в Ала-Арче (Альпинизм, ала-арча, отчет, альпинизм)
Во тьме ночной, при свете дня альпинизмом занимаюсь я!

А вот нас дальше ждут приключения. Постоянно заглядываем в гайд, чтобы с ним свериться и отыскать три жандарма, которые должны обходиться слева. Каждая гигантская фаллическая балда кажется именно тем жандармом… Но их-то по описанию три, а мы уже со счёта сбились… Всё это начинало раздражать. Да и неприятность гребневого маршрута в том, что зимой он покрыт большим количеством снега, и мы как котятки лапками разгребали зацепы. И чем дальше мы лезли, тем труднее становилось лазанье: саааавсем не 2Б.
И тут я снова поняла, что пахнет проблемами. Промурлыкала, что нам стоит поворачивать назад, раз мы плохо ориентируемся и время близится к контрольному, а мы даже не под вершиной…
Выдай верёвку!
Очередная балда.

Споры возвращаться или топить вперёд не прекращались. Атмосфера накалялась даже в мороз. Наш мудрый руководитель уговаривал протестующих поворачивать и спускаться по знакомому маршруту, а не искать холодных (очень даже польских!) ночёвок в неизвестных местах.
Разум победил. К семи были в лагере. Без вершины, но здоровые. А Учитель с Байчой как стояли, так и будут стоять – всегда есть возможность повторить восхождение по Траверсу ненависти, как после прозвал этот маршрут Олежка.
В лагере нас снова встречают ребята из НП-отделения, которые сходили 2Б на Рацека! Умницы! Они даже успели для дам «испечь» праздничный торт. И я с Татьяной наслаждалась жидким горячим тортом, который был сделан по древним альпинистским традициям и который все черпали ложками. Впервые так радовалась 8-му марта.
На следующий день все отдыхали и ожидали наших белорусских лосей с Коронских ночёвок: Кожухов и Довыдов вальнули маршрут за 24 часа в режиме нон-стоп из хижины в хижину!
Просидела на морене, высматривая нашу двойку и делая всякие дневниковые почеркушки. После обеда вернулись наши герои. Оба были довольны и маршрутом, и проделанной работой, а мне удалось пообниматься с суровыми альпинистами и поздравить их с успешным восхождением.
После наш хитрый инструктор предложил мне, Андрею и Коле (так сложились обстоятельства) сходить 4А по маршруту Плотникова на Корону. Я в первые минуты была возбуждена, у меня загорелись глаза: ледовая 4А, первая четвёрка в жизни! Но потом со мной заговорил мозг: сил на то, чтобы пролезть 12 верёвок у меня нет, а жумарить – увольте! И я отказалась, хоть и понимала, что без меня Коля и Андрей не смогут выйти на маршрут. Но порой надо уметь говорить: «Нет!». Тем более в итоге все были не против сходить 3Б на Байчу.
Практически всю ночь не спала, прислушивалась к завыванию ветра и думала: пойдём или не пойдём на штурм? В пять утра позавтракали, инструктор дал отбой из-за погодных условий, и мы залегли спать.
Вскоре вернулись наши коллеги из НП-отделения с Коронских ночёвок, поведали, что видимость метров 15-20 наверху. Рассказали о дивной ночи под шконками: оказывается, Hotel Корона может вместить 12 человек, - и ускакали в БЛ! А мы делали вид, что пережидаем погоду и надеялись попытать счастья завтра – в последний день смены.
СП-отделение приветствует НП!
Паяшев Ю.М. - предводитель банды НПшников.
Идеальная симметрия.

Но чтобы не тратить время зря, инструктор провёл занятия по технике альпинизма прямо в хижине. Всё шло гладко, пока Кожухов не решил сварить чая… В руках инструктора всё горит: в том числе и баллоны с бензином. Какая-то деталь отвалилась от горелки, пролился бензин, и это всё весело заиграло пламенем. Летающие горящие баллоны, пылающий пол, набежавшие соседи снизу – наш финальный аккорд! Так быстро мы вещи ещё не собирали: потушенный пожар дал нам понять, что пора валить вниз.
Спускаемся с Олежкой не спеша, смакуя виды. Ожидаем, когда почти полная луна всплывёт над Байчечекей. Байча, мы ещё вернёмся!
Последний день откисаем в БЛ, но я не даю покоя инструктору и тащу его на экзамен. Как раз Андрей поведал нам, что недалеко от БЛ есть скалы, где я и спасала Олежку, который играл роль пациента.
Любовь и ненависть в Ала-Арче (Альпинизм, ала-арча, отчет, альпинизм)
Твоё лицо, когда не можешь сдать спасы, а "пациент" и рад.

Уже никто не помнит, в который раз я пытаюсь сдать спасы Кожухову, но раз надцатый точно, и он стал тем самым, когда картошка смогла! Теперь я точно бесстрашный второразрядник!
Что касается смены в целом, то думала о том, что зимняя Арча – это не для меня, но потом вспомнила, что купила неубиваемые жёлтые Кофлачи, а это значит, что надо их водить в зимние горы! *шутка*
Вдохновляющая вышла смена: столько задора появилось, окрепло желание вернуться и сходить тот же маршрут Плотникова на Корону или Селиверстова на Байчечекей.
Эта смена подарила новых друзей и знакомых; а ещё подтвердилась мудрая мысль: если хочешь проверить человека, то сходи с ним в горы.
И эмпирическим путем я пришла к выводу, что связки по имени Олег – самые лучшие связки на планете! Иванов, Белов, Долженко, это я вам пишу!)
В общем, горы – это бесценный опыт.
Текст: мой.
Бомбические фотографии: Андрей Головачёв.