Хребет Нарын-Тоо. Обзор района

Пишет Tsvetik, 17.03.2017 18:13

Район труднодоступен и редкопосещаем. Из-за малого оледенения и небольших высот хребет Нарын-Тоо затрагивался только водниками, одной пешеходной группой (Свитанько-1963) и, как это ни странно, велосипедистами.

===== Расположение =====

Хребет Нарын-Тоо расположен во внутреннем Тянь-Шане и образует левый борт долины р. Большой Нарын.

С востока он ограничен рекой Караколка - левым притоком Нарына. От нее хребет тянется на запад примерно на 90 км до долготы города Нарын и трассы к перевалу Торугарт. Далее на восток хребет сильно понижается и носит название горы Байбиче-Тоо.

К хребту Нарын-Тоо можно отнести еще сложный безымянный разветвленный отрог, находящийся в междуречье рек Джалджир и Улан Зап. - истоков реки Ат-Баши.

Этот отрог примыкает к основному хребту посредством простого перевала Улан.

Южнее реки Джалджир посредством одноименного перевала хребет Нарын-Тоо соединяется с хребтом Джаныджер.

===== Пути подъездов в район=====

С запада в район можно попасть из посека Таш-Башат, находящегося на слиянии Большого и Малого Нарынов. Из поселка можно проехать еще около 10 километров вверх по Нарыну на машине.

Опять же с запада в долине реки Ат-Баши ближайший поселок к хребту - это пос. Босого. От него вверх по левому берегу реки Ат-Баши существует грунтовая дорога, идущая до стрелки рек Джалджир и Улан Зап. Ниже слияния через р. Ат-Баши есть капитальный мост, выводящий на правый берег р. Ат-Баши и Улан Зап. После моста дорога практически сразу кончается. По левому берегу р. Джалджир грунтовка доходит до ее левого притока Джиланач.

С востока точкой начала маршрутов может служить бывшая застава "Караколка". До нее доезжает практически любая машина (2012 - Таболин, бусик) от Иссык-Куля через перевалы Барскаун и Суек.

===== Основные долины =====
==== Нарын ====
Около "Караколки" есть мост через Нарын, и единственным препятствием на пути к хребту Нарын-Тоо является река Караколка. По сведениям из отчета (Пономарев-2014) брод через нее в районе устья несложен.

Вдоль всего Нарына по обоим его берегам идут конные тропы. По ним велосипедисты любят совершать маршруты 5 к.т. Чуть выше ручья Байбиче, левого притока Нарына, через реку перекинут скотопрогонный мост. Он виден на спутниковых снимках, а Таболин С. подтверждает, что мост цел.

==== Улан Вост. и Улан Зап. ====

Этими долинами и, соединяющим их перевалом Улан, проходили экспедиции Прокопенко Н.М.-1929, Северцева Н.А.-1867 и, из современных, велотуристы под руководством Белогуба А.В. в 1988 году.

Более современных сведений об этих долинах нет.
Группа Белогуба вопреки советам пастухов спускалась левым берегом р. Улан Зап. В результате чего на стрелке р. Улан Зап. и Джалджир им пришлось навести перильную страховку для переправы через р. Улан Зап.

В низовья р. Улан западный можно попасть из долины Нарына, пройдя перевал Байбиче. Единственное описание прохождения этого перевала можно найти в отчете о водном походе 5 к.с. Ульянова С.А., 1988 года. Водники прошли перевал со всеми катамаранами и совершили сплавы по рекам Улан Зап. и Джалджир.

Чуть ниже слияния истоков р. Атбаши в ущелье ручья Культор на правом борту долины расположилось озеро Культор. Озеро расположено в узком скалистом ущелье и обещает быть довольно живописным. К сожалению, ни одной фотографии, как других и сведений об этом озере мне не удалось найти.

==== Джалджир Вост. и Джалджир Зап. ====
Известно только о двух группах, посещавших долины рек Джалджир. В 1963 году пешеходная группа группа Свитанько В.А., а в 2009 группа Супонникова Д.А. слегка затронула верховья долины р. Джалджир Зап. при совершении похода по хребту Джаныджер.

Группа Свитанько поднялась по р. Джалджир Вост., несколько раз переправляясь с берега на берег, и спустилась по Джалджиру Зап. в Ат-Баши. Тропа все время переходит с берега на берег. Насколько я понял, выше р. Акбайтал броды не представляют сложности, а вот для переправы в районе р. Джиланач (предположительно) группе понадобилось наводить перила.

Стоит отметить, что в отчете Мелешенко-1991 на одной из схем на реке Джаныджер Зап. нарисован мост. Найти этот мост на спутниковых снимках мне не удалось.

==== Остальные перевалы и вершины ====
На картах обозначено еще несколько перевалов в хребте Нарын-Тоо - это Мукачи, Кызыл-Моин, в западной части и Дунгуроме, Кунакашу, Атджайлау и Кёкджар. Каких-либо сведений об этих перевалах у меня нет.

В 2008 году экспедиция под руководством Mark Weeding совершила восхождение на вершины в верховьях р. Каинды прямо над пос. Таш-Башат. Вершине дали название Narn-Tau.

Немец Dan Saugstrup приезжал в Киргизию поохотиться на горных баранов и умудрился забраться в долину р. Улан Вост. Фотографии своих похождений он выложил во flickr.com. По его фотографиям стало ясно, что он поднялся на лошади на безымянный перевал над лед. №93 в истоках р. Кёк-Джар, притока р. Улан Вост. (недалеко от перевала Атджайлау). Этому перевалу я присвоил №1 на своей схеме района.

Помимо прочего на спутниковых снимках можно найти еще некоторые привлекательные перевалы для начала исследования района. Они пронумерованы и занесены в перечень.

==== Примечание ====
В долины рек Улан и Джалджир проникли только две группы - Это Свитанько и Белогуб. Обе группы из Украины. Свитаньки из Киева, Белогуб из Запорожья. Свитанько в своем отчете упоминает, что идет по описанию некоего Горлицкого (тоже из Киева). Думаю, что в украинских турклубах могут найтись еще интересные отчеты по этому уголку Тянь-Шаня.

==== Ссылки ====
* Отчет Таболин-2014
* Отчет Пономарев-2014
* Weeding-2008
* Прокопенко Н.М. Пересечение Центрального Тянь-Шаня по маршруту Каракол-Узенгегуш-Нарын. В кн.: Материалы по геологии и геохимии Тянь-Шаня. Ч.3.
* Северцев Н.А. Путешествия по туркестанскому краю и исследование горной страны Тянь-Шаня, совершенные по поручению императорского русского географического общества. С.-П.б., 1873.
Указанные книги у меня есть в электронном или бумажном виде.

Хребет Нарын-Тоо. Обзор района (Путешествия, тянь-шань, Ат-Баши, Джалджир, Улан) Мост через Караколку, фото из отчета Белогуба А.В., 1988 г. (Сейчас этого моста нет.)
Хребет Нарын-Тоо. Обзор района (Путешествия, тянь-шань, Ат-Баши, Джалджир, Улан) По Уланской щели. Фото из отчета Белогуба А.В., 1988 г.
Хребет Нарын-Тоо. Обзор района (Путешествия, тянь-шань, Ат-Баши, Джалджир, Улан) Долина р. Улан. Фото из отчета Белогуба А.В., 1988 г.
Хребет Нарын-Тоо. Обзор района (Путешествия, тянь-шань, Ат-Баши, Джалджир, Улан) Вершина в хр. Нарын-Тоо. Фото из отчета Белогуба А.В., 1988 г.
Хребет Нарын-Тоо. Обзор района (Путешествия, тянь-шань, Ат-Баши, Джалджир, Улан) Тяжелые будни велосипедной пятерки. Фото из отчета Белогуба А.В., 1988 г.
Хребет Нарын-Тоо. Обзор района (Путешествия, тянь-шань, Ат-Баши, Джалджир, Улан) Перевал Улан с востока. Фото из отчета Белогуба А.В., 1988 г.
Хребет Нарын-Тоо. Обзор района (Путешествия, тянь-шань, Ат-Баши, Джалджир, Улан) На перевале Улан. Фото из отчета Белогуба А.В., 1988 г.
Хребет Нарын-Тоо. Обзор района (Путешествия, тянь-шань, Ат-Баши, Джалджир, Улан) Перевал Улан с востока. Dan Saugstrup, 2012 г.
Хребет Нарын-Тоо. Обзор района (Путешествия, тянь-шань, Ат-Баши, Джалджир, Улан) Брод р. Улан Зап. у слияния с р. Джалджир. Фото из отчета Белогуба А.В., 1988 г.
Хребет Нарын-Тоо. Обзор района (Путешествия, тянь-шань, Ат-Баши, Джалджир, Улан) Мост через р. Ат-Баши. Фото из отчета Белогуба А.В., 1988 г.
Хребет Нарын-Тоо. Обзор района (Путешествия, тянь-шань, Ат-Баши, Джалджир, Улан) Мост через р. Ат-Баши, 1995 год. Фото Лопатко О.
Хребет Нарын-Тоо. Обзор района (Путешествия, тянь-шань, Ат-Баши, Джалджир, Улан) Деревянный мост через р. Нарын. Фото из отчета Таболиа С., 2012 г.