Как мы на красную гору ходили.

Пишет Чубов Сергей, 10.03.2017 22:17

Впервые идея поехать на Ерыдаг возникла еще в далеком 2012г. когда на зимних праздниках в Крым, я узнал, что народ через месяц собирается на какую-то гору в Дагестан. Я и мой напарник загорелись идей к ним присоединиться, но поехать в тот год так никто и не смог по ряду причин.
С тех пор идея сходить на Ерыдаг, именно зимой, жила где то в моей голове, но все как то не получалось, то были другие планы, а то и вовсе не удавалось поехать в горы. И вот в прошлом году читаю пост Петра Георгиевича Леонова о том, что под Ерыдагом построена хижина. Эта новость дала новый толчок идее поехать, так как можно будет комфортно в тепле отдыхать между восхождениями и пересиживать непогоду. Звоню своим единомышленникам и вот у нас команда из пяти человек жаждущая увидеть этот прекрасный район.
Ранее из нас никто там не был, начинаем собирать информацию чего да как, погода подъезды-отъезды и все такое. По всем оргвопроса нам очень помог Петр Георгиевич Леонов, он дал нам информацию по погоде, маршрутам, снаряжению, условиям проживания в хижине. Через него мы оформили пропуска, которые по приезду нас ждали в хижине, заказали транспорт до места.
К сожалению, в процессе подготовки к поездке из пяти человек нас осталось трое, двое участников по веским причинам не смогли поехать.
И вот день Х, я и Валерыч летим на самолете, а наш третий участник Инна едет на поезде. Добираемся без проблем и в Махачкале нас встречает водитель из Куруша Арсен, а так же в хижину вместе с нами едет Леонов. Нам это очень на руку так как можно взять подробные консультации на месте и будет грамотный человек который будет отслеживать наши передвижения. По пути заезжаем в магазин для закупки продуктов, хочу сразу сказать, что в Куруше в 30мин.неспешной ходьбы от хижины, есть очень приличный магазин, где можно пополнять запасы и если даже в магазине не найдется необходимых для вас товаров, можно договориться с хозяином магазина он привезет. Вечером приезжаем на место, приют хорош! Заводим генератор, растапливаем печку, начинаем обживаться. Как мы на красную гору ходили.Как мы на красную гору ходили.
Хижина (она же приют альпинистов) состоит из веранды и основной комнаты. Веранда в солнечные дни даже днем при морозе -15 С прогревается солнечными лучами так, что можно даже загорать и комфортно не мерзнув заниматься своими делами. В основной комнате стоят двух ярусные нары и двух яростная кровать, также есть стол, стулья, тумбочки и стеллаж для вещей. За две недели пребывания мы ни разу не замерзли, печка достаточно хорошо протапливает хижину даже в сильные морозы, наш градусник один день показывал температуру на улице -22 С. Хочется отметить, что Петр Георгиевич постоянно стремиться и улучшает условия проживания в приюте. При нас появились такие хорошие вещи как раковина с канализацией и бак для воды!!! Можно не выходя из домика умываться, мыть посуду и т.д. так же есть возможность помыться. Единственное, когда стояли сильные морозы канализация замерзла, но Петр Георгиевич решит этот вопрос и в дальнейшем этого не будет.
Первый день нашего пребывания был морозным и солнечным, погода была супер ни ветерка, на солнце, не смотря на мороз, было очень тепло, мы сделали акклиматизационный выход в сторону вершины Сельды и заодно занесли немного снаряжения под маршрут. На следующий день решили тоже погулять, так как вчера сильно чувствовалась горняшка и заодно провесить по теплу, одну веревку маршрута 3б на Сельды (кстати, очень удобно - первая веревка маршрута ключевая). На третий день пребывания в горах сходили тройку Б, немного блуданули на спуске и уже в темноте прибрели к хижине. Следующий день отдыхали и понемногу помогали Петру Георгиевичу в улучшении условий быта. Во второй половине дня у Инны начало ухудшаться самочувствие, и в итоге к вечеру температура поднялась до 39,4 градусов. Мы все напряглись по этому поводу, но после того как Леонов сказал, что отвезет её в больницу на опыты, Инна начала поправляться. Здесь хочется отметить, что если бы не было приюта, то наше мероприятие на этом закончилось, так как в палатке или холодной ферме с такой температурой находиться было бы крайне нежелательно.
Пока Инна поправлялась мы с Валерычем сходили 4А на Сельды по южной стене. Маршрут хороший, теплый! Солнце прогревает стену, лезть было очень комфортно, единственное в нижней части нужно аккуратно пройти пару полок с камнями (если будет много народа). Сделали коррективы на спуске и за 3,5 часа с плато дошли до хижины.
Посмотрели мужскую эстафету по биатлону на чемпионате мира (в приюте есть телевизор, который показывает 10 каналов, Петр Георгиевич сказал что привезет свой DVD и диски, можно будет фильмы смотреть). От победы наших получили положительный заряд и начали собираться на отбработку нашей основной цели выезда маршрута Самодеда 5б на Ерыдаг.
На следующий день у меня днюха, первый раз встречаю в горах, круто! С утра принимаю подарки и поздравления от друзей. И всей нашей тройкой выдвигаемся на обработку первых двух веревок маршрута и заноса снаряжения под маршрут. К обеду подошли под начало маршрута, легкий морозец, солнце греет, тепло, одел тапки и полез. Как мы на красную гору ходили.) В итоге провесили две веревки, оставили снаряжения и с хорошим настроением отправились в хижину отдыхать. Петр Георгиевич угощал нас шурпой и Кутумом собственного приготовления. Как мы на красную гору ходили.Отдыхаем и собираем вещи на восхождение. В качестве ужина на гору мы взяли с собой подаренную погранцами гречку с говядиной в вакуумной упаковке.
Отдельно хочется сказать о пограничниках. Сколько я путешествовал, нигде не видел настолько доброжелательных погранцов, они угощали нас колбасой и сухпайком (очень кстати офигенная вещь, всякие там джемы, шоколадки, батончики, паштеты и много еще всякой всячины), когда у нас заболела Инна предлагали медикаменты, когда мы в темноте возвращались в приют, прожектором подсвечивали нам спуск. Единственное что требуется от восходителей и отдыхающих, перед выходом зайти на пост (по пути) и сказать куда вы направляетесь и когда планируете вернуться, а по возвращении прийти и сказать что вернулись, ВСЁ! При этом вы в случае не дай Бог травмы или еще чего, сможете получить всю посильную от них помощь.
И вот день выхода. С приюта выходим в 5 утра и при свете фонариков идем под маршрут. Похолодало, с утра было -12С, ветрено, полезли. К трем часам дошли до полки на которой можно поставить палатку и лежа втроем разместиться. Еще раз читаем описание, понимаем что до следующей удобной полки по светлому можем и не долезть, решаем ночевать здесь и обработать две веревки выше. Как мы на красную гору ходили.В сумерках забираемся в платку отдыхать. Снега на стене не было вообще, льда по ходу восхождения мы тоже не видели (хотя в глубине одного камина, Леонов сказал, что лед должен быть точно), мы решили не рисковать и взяли с собой три литра воды, которых нам вполне хватило. Поужинали, попили чайку и легли спать, сначала размещаясь в палатке думали спать будем полулежа но потом оказалось что можно всем разместится лежа. Мы брали на троих два спальника, ночь провели вполне комфортно, никто не замерз. С утра небо затянуло облаками, дул ветерок. Прошли вторую половину маршрута Как мы на красную гору ходили.Как мы на красную гору ходили.и 23 февраля в 15.00 всем составом стояли на плато. Ура! Сбылась еще одна мечта идиота.Как мы на красную гору ходили.
В течении дня погода улучшилась и после обеда светило солнышко, через 3,5 часа мы уже были в хижине, где нас встречал и поздравлял Петр Георгиевич.
Всё, наши спортивные планы на этом закончились. По телефону принимали поздравления с 23 февраля от родных. Да совсем не сказал про телефон. В приюте есть стационарный телефон с усиленной антенной, вставляете в него сим карту билайн и вы со связью.
На следующий день приехал водитель Арсен и повез нас в Махачкалу,Как мы на красную гору ходили.), по дороге мы заехали в Дербенскую крепость на экскурсию, красиво место.Как мы на красную гору ходили.Леонов для ночлега предоставил нам свою квартиру, за что ему огромно человеческое спасибо, при этом поехать с нами он не смог, ему необходимо еще было решить какие то дела с военными. На следующий день вечером мы были дома.
И напоследок несколько строк информации для тех, кто захочет поехать, а ехать нужно обязательно, там здорово!!!
1). Все вопросы с пропусками и подъездом можно решить через Леонова П.Г.
2). В хижине есть печка, телефон, канализация, электричество, вся необходимая посуда, газовая плита на три комфорки, телевизор, папка с кучей описаний и фотографий.
3). В солнечную погоду даже в мороз можно лезть в не тесных скальниках на носок.
4). Спуск с Ерыдага и Сельды пешком занимает до хижины 3,5 часа.
5). Есть еще куча гор на которые можно ходить: Шалбуздаг, Несендаг, Базардюзи, на Базардюзи есть даже чисто ледовые маршруты для любителей.
Петр Георгиевич, спасибо Вам огромное за хижину, помощь и гостеприимство, нам все очень понравилось и мы к Вам приедем еще!