Авария на Кулай-Джавонон или второй разряд по-варзобски. Часть 1.

Пишет Katemon, 09.02.2017 16:03

В декабре 1978 года я приехал в Рогун работать скалолазом-монтажником. Но это - проза, поэзия же заключалась в желании вырасти в сильного альпиниста. У меня был всего лишь третий разряд, нахоженный на Кавказе. Цель была - делать в год по разряду.Авария на Кулай-Джавонон или второй разряд по-варзобски. Часть 1. (Альпинизм, альплагерь Варзоб, Рогун, Нурек, Игизаки, Кэп.)

Наше отделение - Бойцов,Воробьев,Груздев, Кудряшов.
В бригаде было человек 18,семеро из них альпинисты. Владимир Присяжной МС, Новиков Виктор, бригадир и перворазрядник, также 1 разряд имели Павел Крылов и Шурян Хафизов. Но по схоженым горам они были ближе к КМСам, не хватало одной - двух гор на разряд. Владимир Рякин и Сергей Прадедов были с третьим, как и у меня, разрядом. Юра Михайлов был "значком". Остальные тоже имели «значок», но это требования профессиональные, а в горы их не тянуло.
Весной 1979 года подъехали Юрий Янович, МС, Валерий Лаврушин, МС, Рева Таиров, КМС, и Коков с 3 разрядом, имя его утрачено. Понятно, что лидером и руководителем секции альпинизма на Рогуне стал Ю.Янович, на тот момент один из сильнейших альпинистов Союза. Приближались лето и новый сезон. Спросил у Яновича, на что могу рассчитывать в сезоне? Он ответил:
- Съездишь по путевке в Варзоб.
-И все?
-Ну, еще альпиниада…
-Как же я второй разряд закрою?
-В межсезонье еще походим, как на круглогодичных сборах. У тебя же нет второго. На сборы только с ним можно поехать. В экспедицию вообще нужен первый.
Я похолодел. Второй разряд за сезон высвечивался в сильном тумане.
-Не переживай, на альпиниаде "тройки" сходишь.
«Утешение слабое» - подумал я. Весной в Варзобе снега до черта, почти все тройки закрыты. Ну ладно, что есть, то есть. Снова скальные и общефизические тренировки, в общем - подготовка к сезону. Часто ходил лазать на верхние, над Сары-Пулаком, скалы вместе с Сергеем Прадедовым. Он лазал исключительно цепко, но проходил сложные и простые участки с одинаковой скоростью. На соревнованиях это сказывалось: места ,выше десятого, он не занимал. В общем, у него был свой взгляд на альпинизм. Правильный или нет, выяснилось очень быстро. До альпиниады были еще два скалолазных старта, в Нуреке. На красных скалах - «Открытие сезона», и в Обигарме, на верхних скалах, - «Приз памяти Гены Котова». Это были первые мои скалолазные старты; в Нуреке в индивидуалке был седьмым, в парных гонках тоже. В финале парных гонок попал в пару с Кэпом. Первую трассу прошли одновременно, и на второй не отставал, но на дюльфере моя веревка зацепилась за куст, проиграл несколько секунд. Там я познакомился с молодыми нурекскими альпинистами. Главные их качества были – открытость и доброжелательность. Все были сильны физически и технически. Это главное отличие воспитанников Кэпа и Яновича. Скверна выжигалась каленым железом. В Обигарме индивидуально был восьмым, парных гонок не было, провели «крымские связки». Там неожиданно наша связка, Бойцов – Рякин , заняла второе место. И у кого выиграли – у Кэпа! Первое место взяли Крылов с Новиковым, нурекские связки показали нулевые результаты. Свою роль сыграло знание скалодрома. Нурекчане выбрали непроходимые маршруты (связка Емелин – Хафизов) Юра сорвался, а связка Капитанов – Володин не смогла от старта «оторвать» рюкзак, кончилось контрольное время. Вечером в общежитии, выпив граммчик водки, Кэп стал давать всем участникам характеристики. Всем своим альпинистам дал высокие характеристики, выделил Емелина, Володина, Поберевского, Воробьева. В нашей связке выделил Рякина. Сказал, что это - будущий мастер, а про меня - что всегда буду на вторых ролях. Хотя на маршруте я свой участок прошел, а Рякин не смог пролезть выше ни одного метра, к тому же на маршруте накосячил – когда шел за мной вторым, карабины из крючьев не выщелкнул. Пришлось это съесть, а потом всю свою альпинистскую жизнь доказывать, кто есть кто.Авария на Кулай-Джавонон или второй разряд по-варзобски. Часть 1. (Альпинизм, альплагерь Варзоб, Рогун, Нурек, Игизаки, Кэп.)Построение перед занятиями.
30 апреля выехали на альпиниаду в Варзоб. К нам, в компанию третьеразрядников с Рякиным и Прадедовым, добавился Коков. Всем выдали новый ВЦСПСовский пух, розового цвета, без уродливых лагерных штампов. Настроение было - что надо: инструктором у нашей тройки был сам Янович! Первые два дня была непогода – лил дождь. На третий день вышли на восхождение. Цель – Б.Игизак, 2А.4100м. К нам в группу на эту гору добавили двух «теток», Богушевич из Душанбе и Наталья Федоренко из Сургута. Наташа мне в связку и досталась. У ней уже был опыт «троек», так что с ней идти в связке - одно удовольствие. Что там может быть, на « двойке»-то! Но Прадедов умудрился на крутом снежном склоне выдумать новый способ страховки: на воткнутый ледоруб набросил бухту веревки и спокойно смотрел, как Рякин ползет вверх; когда бухта затянулась, он вместе с комком веревки двинулся следом. На разборе утверждал, что в случае срыва бухта сыграет роль амортизатора. Его объяснение начальство не оценило, порекомендовав завязать с альпинизмом вообще и не подвергать своих товарищей лишней опасности. Он обиделся и уехал. Так мы остались втроем.
Следующая гора - Хамсоя, траверс трех вершин, 3А.4000м. Вместо девочек нам в группу дали Вишневского. Ничего хорошего из этого не получилось. Он уже бывал на тройках и держался надменно, как индюк. Вообще-то мы не имели права идти на тройку без второй «двойки»Б, но Яну было виднее. Пройдя две вершины, а это 2Б, вышли к третьей башне. Путь на гребень по описанию был слева, но там висел большой снежный карниз. Ян сказал - если хотите, попробуйте справа. Рякин был условным руководителем, но сидел молча. Тут подсуетился Вишневский и полез первым. Лазать он не умел вовсе, я стоял на страховке и скрипел зубами от злости. Там всего-то пролезть надо было метров 5, но Вишневский застрял на стенке – ни вверх ,ни вниз. Ян кричит – бей крюк и спускайся! Кое-как забив ненадежный (по звуку) крюк, вщелкнув карабин, Вишневский спустился. Ян командует – вниз! А как же крюк с карабином? А кто снимет? Полез, снял. Крюк вырвал рукой.
Через день у Яна появились какие-то дела в Душанбе, и он «смылся». Мы было остались ни с чем, но упросили Толика Джурабекова, «мастера» из Душанбе, чтобы он сводил нас на 3А Ю.Бивачная.3500м. Опять добавили идти с нами двух теток из «Хосилота». Ладно, лишь бы тройку пройти. Коков был дежурным. Ну и проспал на полчаса. Джурабеков выход отменил с большим удовольствием. Мы молча смотрели, как ребята из Нурека, Душанбе и Сургута ходят на горы. У рогунцев был второй инструктор, Владимир Присяжный, но он водил Сургут по второму этапу. С ними ходил Юра Михайлов. Кэп водил своих. Они его уговорили сводить их на Панорамный, 2А. Кэп пришел и чертыхался: 5 часов подхода! Так у нас и прошла альпиниада.Авария на Кулай-Джавонон или второй разряд по-варзобски. Часть 1. (Альпинизм, альплагерь Варзоб, Рогун, Нурек, Игизаки, Кэп.)Вершина Хырс.3800м.
Рякин поехал на первую смену по третьему этапу. Через 20 дней приезжает гордый - говорит, что все тройки уже сходил, осталось руководство «двойкой» и трос. Это Кэп в пересменку сводил его на две «тройки». Поехали в «Варзоб» делать ему руководство. Гора – Туполева, 2Б.3600м. Состав – Рякин, Крылов, Михайлов и я. Сходили ее, разбор. Рякин обозвал нас Юрой раздолбаями, правда, не знаю за что. Лезли по маршруту нормально, ничего там особенного нет. Наверно, ему виднее - у него второй разряд! А мы - так себе, погулять вышли… Рякин ходил, как надутый пузырь. Подумалось – неужели Кэп прав?
Пришел июль, пора ехать по путевке в лагерь. Поехали вдвоем с Михайловым, Коков к тому времени куда-то тихо испарился. С нелюдимым Юрой,честно говоря, ходить вместе не очень привлекало меня. Ну, там - как карта ляжет… Приехали, и в лагере встретил Юру Груздева и Владимира Воробьева из Нурека. Совсем молодые парни, еще в армии не служили. Обрадовались друг другу, решили вместе ходить. Заявку подали вчетвером, с Михайловым. Тут и вышел «бенц». Михайлова с нурекчанами оставили, а меня двинули в другое отделение. Ребята подошли ко мне и заявили - мы против, мы хотим с тобой ходить!
Втроем, без Михайлова, посовещались, и пошли к начучу , Эмме Григорьевне Согриной. Она нас поняла и произошла рокировка. Михайлова это взбесило, он считал, что сделал ему «подляну». Но пенять надо на самого себя, будь добрей, и к тебе потянутся люди.
Вообще лагерь нас , таджиков, встречал как родных, во всем помогал. Не передать чувство, когда при получении снаряжения нам выдали нормальный пух. Апофеозом стали новенькие одинарные вибрамы, не сравнить с кавказскими разбитыми триконями! На Фаю, завхоза, мы смотрели как на волшебницу.
К нам в отделение добавили тетку из Душанбе. Инструктором у нас был Валерий Кудряшов, лидер казанских альпинистов. Еще в отделение поставили стажера – Раю Замятину из Челябы. Как надо проявить себя в школе инструкторов, чтобы стажерство сразу с разрядников начать! Видимо, было за что. Первое же занятие на скалах - и мы остаемся втроем, девица из Душанбе так себя проявила на скалах, что ее перевели не на этап ниже, а сразу в новички. Выходим в Игизаки. Снова держим совет. В сезоне мы «открыты», вторая «двойка» Б тоже есть. Можно начинать с «троек». С этим предложением и подошли к Кудряшову. Неожиданно уговаривать его не пришлось вовсе. Он за эту идею уцепился, с начучем Эммой Григорьевной согласовали. Первая «тройка» - Улар по с/з гребню, 3А.3900м. К нам в группу добавили Галю Югову из Казани. Хорошая девочка, сильная, но робкая почему-то. После горы она сказала, что мужики на теток на маршруте всегда орут, а вы все джентльмены, и с вами ходить приятно. Мы надулись от гордости.Авария на Кулай-Джавонон или второй разряд по-варзобски. Часть 1. (Альпинизм, альплагерь Варзоб, Рогун, Нурек, Игизаки, Кэп.)Я с "родопой" во рту и Гала Югова
Подошли, я быстренько одел обвязку, стою. Кудряшов говорит – если готов, полезай! Прошел три веревки, забил штук семь промежуточных крючьев, перила делал на двух сблокированных. Дальше полез Юра, метров 5 крутых скал, проще говоря – ключ. Дальше до вершины просто. На следующий день идем на Хырс (медведь). Маршрут с перевала Воробьиный , 3А.3800м. Я условный руководитель, пошли с Раей, стажером, без инструктора. Вылезли на перевал, смотрим - какая то группа лезет, не с перевала, а сбоку по довольно крутым скалам. Покричали им – вы по маршруту лезете? Они в ответ – где хотите, там и лезьте! Ну мы и полезли следом, «тройкой» там и и не пахнет! Пролез метров тридцать крутых скал, очумевший вылез на полку. Сделал перила. Подошла Рая, спросила - по маршруту идем? Я пожал плечами – лезем за этими чертями, на гребень как - нибудь вылезем! Через две веревки - и правда гребень. Дальше пустил Юру. Он пролез еще один «ключ». До вершины больше трудностей не было. Довольные, после двух гор, мы спустились в лагерь. Итак, после первого выхода у нас две «тройки» А! У соседних отделений - только 2А и 2Б.
Теперь наша очередь ходить надутыми индюками. Все подходили, поздравляли. Появился шанс сделать второй разряд за смену. Кудряшов Валерий нам по-тихому сказал – вторую «тройку» Б не ждите, но возможно будут руководства «двойками», таково решение начуча. Это нас устраивало. Единственно, нас смущал экзамен по тросу. Это вызывало некую неопределенность, как у Остапа Бендера, когда один стул скрылся в хоздворе Октябрьской железной дороги. Провели занятия по спуску пострадавшего подручными средствами, послушали лекцию по медицине.
Но снова рюкзаки на плечи - и вперед, в Игизаки!
Быстро, за три дня, сходили 3Б Б.Игизак, по расщелине С.стены и Ю.Бивачную,3А, без особых приключений. Между ними провели снежные занятия. До конца смены еще шесть дней. Нас отправили делать руководства. Сначала втроем сделали Бивачную, 2Б,3650м. для меня. На гору нам дали рацию «Виталку». На удивление, с вершины мы слышали переговоры восходителей в районе Сиамы!
Потом Света Шамордина из Душанбе, на тот момент очень перспективная альпинистка, сводила нас троих на Улар, 2А. Приятно идти на гору с такой симпатичной и доброй девушкой! Нам в эту смену везло на «теток». Отдохнув один день, мы собрались ходить дальше.