Чёрный водопад
ЧТИВО ОТ ЧАРЛИ
" ...И Чимган освещает дорогу мою,
И безумно прекрасен собою!"
… Мелодия песни вошла в мозг и совсем немного в нем задержавшись, провалилась куда-то на более глубокие уровни, может туда, что называют душой. Обратно хлынули события, ассоциации и что-то еще, погружая все естество в поток времени, из которого вдруг стали всплывать улыбающиеся, задорные лица, зовущие Чарли к себе, туда, на зеленый амфитеатр склона, перед которым пели молоденькие создатели этой песни и куда-то еще дальше, выше и выше, отчего голова становилась все тяжелей, а глаз почему-то стал влажнеть…
ПРИПАДИ К ПЕНАТАМ !
…Детство Чарли прошло на берегах Оби – этой огромной реки, со всеми ее протоками, нельмой, щуками, неводАми, пароходами и баржами. Эта большая вода здорово погрузила его в природу.
А вот первые горы в жизни, он увидел только подростком – и это был Чимган!
Чимган, оказавшийся любовью с первого взгляда! Чимган, Чимион, Чим и Ган!
С тех пор, стихия гор «забила» все остальное!
Первые скалы, песни бардов, восхождения, проверенные друзья – Чимган! Первое познание необычного мира и себя в нем – Чимган! Первые глубокие радости и трагедии – Чимган!
Чарли прочесал все его окрестности, ущелья и скалы, совершил на него более 70 восхождений во все времена года, даже по большему числу маршрутов, чем есть в классификаторе, и знал любой его укромный кусочек!
Его отдельной большой любовью были скалы Чимгана. Их было много – от маленького Зуба, нависающего над палатками альпиниад, до почти уже стен, на которых эффективно отрабатывалась работа в связках.
Одной из часто посещаемых, была почти 70-метровая скала Черного водопада.
Почему чёрного?
Потому что был еще и Красный водопад, который давал исток для речки Чимганки с Центрального кулуара массива Чимган!
И вот слева, в эту речку втекал совсем крохотный ручеек, который брал начало со снегов Западного гребня Чимгана, обрывался с встроенного в склоны короткого скального пояса и оплывал по нему брызгами водопада! Порода, вода и солнце сделали свое «черное» дело, дав темноватый оттенок скале – это и был Черный водопад!
Любой идущий в этом направлении, мог его увидеть уже издалека, и только подойдя вплотную, справа от него открывалась та самая великолепная плоскость, которую и «окучивало» не одно поколение скалолазов и альпинистов!
Тропа к водопаду заканчивалась крутяком, заросшим кустами крапивы и упиралась в округлый большой набалдашник, вскарабкавшись на который, можно было поставить сверху пару палаток - других горизонталей здесь не было и в помине! Поэтому, маршруты на скалу начинались ниже метров на десять-пятнадцать, а места страховки были как раз на этом выступе.
На эту скалу ездили все – и начинающие, и опытные, и скалолазы, и альпинисты, и туристы-горняки - проходили ее кто как, кто за минуты, а кто и корячась аж по часу!
Но… удовлетворяла она всех!
А рядом, продолжал скрывать под шумок свои тайны, Черный водопад…
«СКАЛЬНАЯ» ЛЮБОВЬ
Поскольку Чарли не пропускал ни одного выходного и упорно годами ездил и ездил на скалы, отрываясь от тогдашних «скалодромов» в виде кирпичных стенок и деревьев, то он знал всех «скалолюбов» со всех секций и видов спорта.
А среди них, были весьма и весьма интересные личности! Возможно даже конкурирующие по своей харизме и необычности со знаменитыми «столбистами»! У всех был свой характер, свой «понт», свои взгляды, свое поведение, свои победы и грехи…
Общим было одно– любовь к скалам!
Чарли никогда не думал о скалолазании как о таковом и, даже любя скалы, рассматривал скальный рельеф только как один из элементов подготовки альпиниста. Однако, сидящий в нем чертик не давал покоя и заставлял его проходить тот же «сложняк», что и опытные скалолазы, причем, стараясь выдать при этом соответствующую скорость. Возможно, это выделяло его как-то из альпинистов и обращало внимание скалолазов на него – многие из них, просто любопытства ради, испытывали его на разных хитрых участках и ключах, запуская еще и секундомер… после чего тянули заняться скалолазанием!
Но Чарли считал странным, менять богатейшие ситуации восхождений на тепличные условия и пробитые скалы, при этом нисколько не пытаясь кого-то обидеть таким мнением, а наоборот, уважая скальных героев – как и показало будущее, ранее сильное разделение этих двух видов спорта, постепенно приходило к какой-то «размытости», увеличению видов лазания и классов восхождений – и смотрел на скалолазов как на «младших братьев», близких к корпоративному духу альпинизма.
Впрочем, пару раз он согласился поучаствовать в соревнованиях, чтобы испытать себя на их фоне.
ГАЙ И ИРЭН
Среди местных асов скалолазания, особенной необычностью отличалась семейная пара Гая и Ирэн – они придерживались йоги! Это заставляло их ходить по тропам босиком (бедные ножки Ирэн!), питаться только орешками с курагой и пить только чистую воду! Потому и были худыми, но энергичными, воплощая в жизнь старую «значкистскую» истину: «супчик жиденький, но питательный, будешь худенький, но выносливый!» Да и вообще, много чего еще было в их поведении, отчего в глазах окружающих они покрывались ореолом неких странностей.
Поскольку никто больше не жил в их стиле, то и они ни с кем не общались, всегда жили отдельно на отшибе и стыковались с другими только на соревновательных трассах. Гай был сильным скалолазом, даже Чемпионом Кавказа и входил в свое время, в десятку сильнейших скалолазов Союза!
Вот ему когда-то и уступил Чарли на самопроверочных соревнованиях, целых 0.09 секунды!
Естественно, при йоговском образе жизни, Гай и Ирэн тренировались только вдвоем, в своем режиме, в котором активная деятельность перемежалась медитациями и вездесущими орешками, посему, никого не подпускли ни к себе, ни к своим веревкам. Но появление на соревнованиях никому неизвестного «скалолаза», имевшего наглость конкурировать, а также постоянное «натыкание» на него на всех скалах, обратило на Чарли их внимание и, более того, они снизошли до того, что, небывалое! предложили ему то, что не предлагали никому - потренироваться вместе с ними!
Чарли посчитал для себя за честь тренироваться с такими почти легендарными, как сказали бы сейчас, немедийными таинственными личностями! И чувствовал через веревку, страхующую его энергию…
Взаимная заинтересованность продолжалась несколько сезонов – Чарли набирался у них опыта и «хитрушек», которые они показывали на разных скалах, а они с искренним интересом после очередного сезона расспрашивали о его восхождениях.
СОЛО НА ДВОИХ
… Картинки памяти Чарли замелькали все с большей скоростью и вдруг остановились на Черном Водопаде - все лица собравшейся там весьма разнородной компании, смотрели не мигая наверх, на человека, находящегося на скале!
Чарли ясно увидел и смуглое лицо Гая, и миловидное Ирэн,
и свое собственное, и всех других - все, абсолютно все, смотрели наверх с каким-то противоречивым напряжением - наверху был уже и не спорт, и не шоу…
Надо сказать, что тамошняя скала была под хорошим градусом и достаточно гладкая – ближе к середине проходил даже неглубокий карниз, вогнутой параболой пересекавший пол стены, а выше по центру вообще было 5-6-метровое зеркало, которое на глазах Чарли прошел только Гриня , что справедливости ради, не говорит о нем, как о единственном )
В общем, для новичков и «малолазающих» эта скала представляла трудности, а тем, кто уже «налазил» и неоднократно проходил маршруты по ней, позволяла изощряться и выдавать скорость, делая ходы по всей ее плоскости.
… Веревки двух маршрутов – на правом Гая с Ирэн, и на левом всех остальных, включая и Чарли с чирчикцами, неожиданно провисли в нерабочем состоянии! Они стали напоминать гигантские бельевые, повешенные неведомой силой вертикально, и мистически шевелились под дуновением легкого ветерка… на их концах не было людей!..
Ведь только что, все было как всегда! Кто-то лез, кто-то страховал, кто-то загорал. И сам Чарли, подкачивая примус в предвкушении чайка, косил глазом на левый маршрут, по которому лез не знакомый ему парень, удивляя своим высоким ростом.
Но, что-то пошло не так…
Обыденное течение жизни в миг изменило свой равнодушный бег - когда парень прошел уже более половины скалы, на глазах у всех его абалаковская обвязка … «рассыпается» сама по себе! Ремешок выскальзывает из пряжки и вся система медленно соскальзывает с тела!!! Она по неведомой прихоти, удерживается на карабине рабочего конца веревки и со скоростью отсроченной судьбы, еще раздумывающей, какой выкидон сделать дальше, нехотя удаляется вместе с веревкой от застывшего на скале парня…
А парень, в распластанной позе остается стоять на зацепках «голым» один на один - то ли со скалой, то ли с самой судьбой – надежная связь с жизнью исчезла во всей своей устрашающей реальности!
Всем, как будто дружно выполнившим команду «замри», предстала однако, ирреальная картина – человек впечатанный в плоскость скалы и все! Больше ничего! Его ноги и руки были в вытянутом положении и создавалось впечатление, что он распят на скале! Вот только неизвестно было, во имя чего...
Парню в таком положении и на таких зацепках, долго было не продержаться. Под ним карниз, а выше – ключевой участок этой нитки маршрута. И добавочный «бонус» на закуску - 40 метров вниз до скального монолитного уклона под маршрутом и почти 30 метров до верха…
Беспомощность ситуации накрыла всех какой-то вязкой субстанцией и захватила дыхание…
А как же второй маршрут?! Можно же на нем подойти и помочь!
Там же были Гай с Ирэн!!! Куда они делись? Их веревки болтались, свободные от нагрузок, без своих хозяев…
Ведь всем остальным, чтобы оказаться около этих веревок, надо сначала спуститься с набалдашника и подойти вниз под маршрут – потеря таких важных секунд! Или спустившись, вторым вариантом, оббежать скалу по очень крутому рельефу, который использовали при навешивании веревок и спуститься сверху – но об этом даже и речи нет, это вообще завременной вариант, за срок исполнения которого можно даже успеть родить, а, не то что удержаться на таких зацепках!
Так, куда они делись, ежкиным зайцем и стол вдребезги?
Судьба часто испытывает нас, и настолько часто, как нам не хотелось бы! Все части образовавшейся ситуации, только подтвердили в очередной раз один из законов Мэрфи - если четыре причины возможных неприятностей устранены, то всегда найдется пятая!
И вот надо же было этому быть, но именно за несколько минут до момента истины, у Гая с Ирэн наметился перерыв – Ирэн только спустилась и ушла на место, где ее ждали «любимые» орешки, а Гай аккуратно складывал концы, чтобы никому не мешали прямо под скалой, пока они не поспят свой часок по своему графику. Поскольку эта парочка была как всегда на отшибе и со своей точкой страховки где-то внизу, то их вообще не было видно из-за набалдашника когда они отдыхали, также, как и одного из них в качестве страховщика, когда они работали.
В тот момент Гая еще можно было увидеть, а Ирэн уже нет! Их страховочный конец веревки уже не шел к месту страховки, а был под скалой!.. Времени на «тактическое развертывание», уже не было…
А оно не стояло на месте, и включило свой необратимый «счетчик»…
…Прошла та самая вечность, а на самом деле наверное только 2-3 секунды, тягуче-надрывные и безысходные, в первые мгновения которых, никто толком до конца еще не врубился во всю кажущуюся неразрешимость ситуации…
Как вдруг Гай, который был ближе всех к «месту происшествия», бросается к скале и «с полными степенями свободы» от любых страховок и кого-бы то ни было, быстро и даже элегантно, идет по скале и оказывается слева от парня, на той самой высоте около 40 метров!..
У всех вторично заперся начавшийся было вдох, а Гай уже аккуратно ловит веревку с обвязкой. Он перемещает ее к своей правой руке, прижимает головой – левая рука перемещается на зацепку, а правая перехватывает всю оконцовочную хладомудию! При этом, веревка продолжает, как показалось Чарли, проходить через его левую руку, одновременно находящуюся на зацепке, хотя это действительно могло только показаться.
Далее, Гай одной правой рукой заводит за парня пояс и застегивает его! Одной рукой? Да, это не совсем так - парень оказался тоже не промах и не вцепился судорожно всеми четырьмя точками опоры в скалу, а помог Гаю с застежкой - ему все же удалось удерживаясь на трех точках, использовать свою «руку судьбы»! Дальше Гай, по правилу «дело сделано» и убедившись, что парень в безопасности, быстро уходит на верхушку скалы! Парня же, все таки испытавшего не хилый стресс, «сосиской» спускают вниз!
В реале все произошло очень быстро, хотя коллективное сознание не могло с такой же скоростью переварить до конца случившееся - все было как в замедленной киносъемке, консервативная инерция мозга пыталась защититься от резкого столкновения с нестандартной ситуацией…
Гай же, проделал сей «выход к публике» так, как будто он этим всегда только и занимался! Уверенно и спокойно, словно выполнял очередной пункт, входящий в программу любимой им йоги!
И, ушел «не попрощавшись», к своей Ирэн...
ПОМНИ МЕНЯ…
После этого случая, Гай предстал в глазах Чарли в новых красках – он уже не так остро воспринимал «жесткое доминирование» Гая над Ирэн, которую он гонял на скалах «и в хвост, и в гриву» до изнеможения. Поэтому до сих пор, как только Чарли вспоминал Черный водопад, так сразу наплывало восхищение Гаем! И не столько самим выполненным действием, сколько внутренней мотивировкой Гая к нему и его подготовкой…
И, думаете все на этом закончилось? И все кинулись в объятия и проверять все возможные застежки и узлы?
Нет! Куда там! А, как же без «желтенького»?
Все же, необычные личности! И должны сорвать аплодисменты «восхищенной публики»!
Так вот, один из «необычных» был настолько необычен, что даже имел кличку Леший! Да и дефект губы, вносил в образ свою «вишенку»!
Леший был хорошим скалолазом, но любил покрасоваться на скале, выделывая даже на скоростных трассах во время соревнований «цирк», подтягиваясь на зацепке на одном пальце или творя какие-то другие выкрутасы, которые по ситуации не были необходимостью и приводили только к потере очередных секунд! Но, он не мог жить без такого всплеска жизнеутверждения! Не мог! Именно его, такого бесшабашного, привлекли в свое время для съемок срыва со скалы для одного из фильмов!
К чему это вдруг вспомнилось Чарли?
А к тому, что не успели все наконец вдохнуть-выдохнуть до конца и достать «тайный» пузырек, для воздания должного Гаю и «за того парня», как ни слова никому не говоря, Леший спускается к началу маршрута и без страховки, и главное, без какой-бы то ни было надобности, лезет по многометровой плоскости скалы!!!
А «надобность» видать была и, даже прямо выпирала из него – как же, отдавать все лавры публики Гаю?! Да, ни за что! Леший не только проходит скалу, но и уже в самой верхней части, конечно же делает свой выпендреж - проходит ее туда-сюда по горизонтали! И, уже стоя на верхушке, изображает на лице выражение не столько победителя, сколько в буквальном и переносном смысле, взгляда на всех свысока! Мол что, думаете мне Лешему, слабо было так же? Да, раз плюнуть!
Ну, все как в жизни! С одной стороны, добровольный риск ради другого, с другой – самолюбивый риск ради «понтов»…
Но, оба были мастерами, и бесстрашными! И Чарли считал, что невозможно не иметь в себе и то, и другое. Иначе, и не быть лидером! Лидером в любом том деле, которым занимаешься. А по другому - будет скучно жить!
Вот только, у Лешего не было такой Ирэн…
А на Чёрном водопаде, вообще-то,много чего ещё было…
… Сквозь звучащую мелодию, откуда-то вдруг всплыли слова Игоря, с которым Чарли ходил на Чимган, поэта и организатора первого фестиваля «Чимган»: … Сергей и Таня Никитины, Виктор и Диана Берковские – возносили наши юные души к чимганским высотам и еще выше – к самому синему и самому звездному в мире небу…
…Нахлынувший на Чарли поток воспоминаний, скребанув, закрутил уже другие картинки, отпустил последней нотой и ушел куда-то в туман, туда, куда никто не может добраться кроме него самого, туда, где остался еле обозначенным, но тянущим душу ощущением, которое никогда не оставит его в покое, наверно до конца жизни…
И… все таки! Чарли здорово повезло в жизни, что был в таком сообществе!
Потрясающем сообществе!
Сообществе Чимгана!
Источник: visotnik
Здорово написано, проникновенно.
Чимган - это наше всё!
Сергей я сказал полушутя. но без всякого подвоха.
Раньше не видел, долго был вне "Риска".
Сергею действительно было нелегко. Некоторые молодые, амбициозные и самоуверенные пацаны элементарно не понимали, что он даёт им дельные советы, а не поучает их...
чуть больше
Повезло знать героев этого рассказа и могу подтвердить, что они и были такими. Действительно, какие яркие личности в альпинизме и скалолазании, прошли через Чимган!
Пишите, пишите, пишите!
Самое сложное было найти фоты про Гая и Ирен, поэтому и обратился к тебе. За помощь спасибо!
А Грише Требисовскому, могиканину Чимгана, тоже недавно 65 стукнуло, из которых он 34 прожил в Чимгане. Его дочка Ксения совершила самый сложный спуск с Чимгана на лыжах именно через Черный водопад!
Есть вот такая, Рустам кажется ты лезешь, это 87г.
Помнишь, Ашотыч на альпиниаде выгнал нас на скальные занятия, перед Фанами, чтобы мы вместе слаживались....