Пишет galya, 23.01.2017 14:21

В который раз (третий уже) меня опять тянет в Иорданию. Не будем вдаваться в подробности, почему я возвращаюсь снова и снова. Про пустыни уже написаны стихи, поэмы, книги. Пустыня целая философия. Там есть что посмотреть, а потом есть, о чем рассказать.
Ночевка на платформе над самым высоким водопадом в Иордании. Wadi Himara

Краткая история:

- в 2010 году мы проехали 3 страны Ближнего Востока (Турция-Сирия-Иордания) на велосипедах. Можно почитать здесь http://livecrimea.com/node/1308
этом походе, мне посчастливилось увидеть и даже пройти небольшой участок нижнего течения каньона Wadi hasa, он меня настолько поразил, что еще не уехав оттуда, мне уже хотелось вернуться и походить уже только по каньонам. Спустя 2,5 года получилось это сделать.

- В 2013 году я поехала в Иорданию с пешеходным путеводителем
- В 2015 году поехала добивать не пройденные маршруты по тому же путеводителю.

К слову будет сказано, что наличие бумажных путеводителей дома на полке очень мотивирует к путешествиям.

Иордания уникальная страна в смысле своего геологического строения. На территории страны проходит огромный тектонический разлом, который так и называется Jordan Dead Sea Rift, благодаря которому здесь такая интересная горная система. На востоке горы очень высокие до 1800 м, а к западу они резко понижаются ниже уровня моря и такой перепад высоты за совсем не большое расстояние. Осадки, выпадающие в восточной пустынной части превращаются в грунтовые воды, и стремительно несутся вниз по крутому уклону, очень сильно размывая горы и образуя глубокие трещины. Поэтому вся западная Иордания это изрезанная бесчисленными глубокими каньонами горная система. Причем, несмотря на пустынный климат и редкость осадков, многие из каньонов наполнены водой, по ним текут реки, растут тропические деревья, пальмы, цветут цветы. Это явление действительно сложно объяснить ведь соседний Израиль стоит на таком же разломе, и там тоже есть каньоны, но они короче, и они сухие.
Самое интересное, что мало кто знает, что скрывается внутри этих безжизненных каменистых гор. Я не говорю о иностранных туристах, а даже местные жители не подозревают что мы там находим, часто они видят только поверхностную сторону своей страны и удивляются, зачем я сюда возвращаюсь уже третий раз и что, кроме Петры здесь можно смотреть.
Но Внутренняя Иордания действительно сказочное место, ни с чем несравнимое, это как другой красочный мир внутри гор. Там надо побывать, никакие фотографии не передадут атмосферу каньонов.

Информация
Иордания вытянута с севера на юг и в этом направлении проходит 3 основных дороги.
-Западная Wadi Araba - дорога в совершенной пустыне, идет от Аммана. Через Мертвое море, и до Акабы. По ней мы и ехали в прошлый раз на велосипеде. Совершенно унылое зрелище, как говорится, степь да степь кругом, если не считать довольно живописного участка Мертвого моря. В долину Араба выходят все устья каньонов. В этой долине из-за слишком жаркого климата очень мало населенных пунктов. Буквально несколько поселков.
-Средняя Kings Higway дорога, соединяющая Акабу и Амман, проходящая между горных вершин. Очень сложная, с большими перепадами высот, но красивая, и со множеством населенных пунктов на пути. Это очень древняя дорога, упоминается еще в Ветхом завете, когда Моисей просил царя Иорданского разрешить его людям идти по Королевскому шоссе, на что, правда, получил отказ.
Эти 2 параллельные дороги на протяжении 300 км соединены между всего тремя горными дорогами, причем очень сложными, с перепадом высоты 1800 метров на расстояние 25 км. Они извиваются среди горных вершин, и имеют очень крутой наклон.Все Каньоны начинаются из района Королевского шоссе и протягиваются на запад.
Восточная - Desert Higway - сейчас это самый быстрый путь добраться из Акабы в Амман. Дорога проходит по пустынной местности.Наше передвижение было построено таким образом Забрасываемся на транспорте на Kings Highway до крупного города, доезжаем оттуда до деревни на локал басе/такси/ автостопе, ночуем на входе в каньон, потом 2 дня идем его, выходим в долину Арава, стопим и опять забираемся наверх до Королевского Шоссе. Такие вот радиалки.

В 2013 году мы прошли несколько пешеходных маршрутов, а именно
-Wadi Rum -небольшой поход по пескам 25 км
-Petra - беглая пробежка нестандартным путем - от Монастыря, куда мы добрались через горы, вниз к Сику
-Wadi Musa-Siyah - каньон с веревками, который начинается в Петре, поэтому хочешь-не хочешь, а входной билет купить пришлось
-Wadi Ghuweir - Qureiqira - пешеходный очень красивый каньон с длинным выходом в пустыне
-Wadi Aima Feifa - двойной каньон с веревками, со стенами бордового цвета
-Wadi Hasa Safi - пешеходный каньон по самой полноводной реке в Иордании
-Wadi Assal Karak - каньон с веревками.
-Aqaba красное море - поплавали с маской-трубкой, обалдели от рыбок

Я поняла, что больше шести объектов уже мозг не переваривает и все каньоны сливаются в один. Так что перебарщивать тоже не надо.На этот раз снова в планах - пройти-проплыть несколько каньонов, заехать в пустыню Вади Рам, ну и на что останется время.В итоге что получилось

Иордания 2015
Даты поездки31 марта 12 апреля 2015 года
За 13 полных дней мы успели посетить:
1-Wadi Himara - пешеходный каньон с самым высоким водопадом в Иордании
2-Wadi Karak - с веревками - пару красивых каскадов. Популярный, поставлен на коммерческую основу среди местных туристов.
3-Wadi Assal - была уже в том году, хотелось показать ребятам. Многокаскадный длинный каньон, сначала -сухой
4-Wadi Hasa - была в том году, уже третий раз по счету. Но все еще думаю, что это место №1 для посещения в Иордании. Пойду еще
5-Wadi Feid - самый сложный многокаскадный каньон со множеством плавательных озер. Мы там натерпелись
6-Красное море (дайвинг) Я аж 2 раза нырнула с аквалангом первый раз в жизни!
7-Wadi Rum (jeep tour) - раскошелились напоследок. Это, конечно, не пешком ходить.

В эту поездку мы в большом составе в количестве 6 человек из разных городов. Севастополь, Москва, Уфа. Главное я всех знаю лично, ну а они между собой уже познакомятся.Половина каньонов проходится с веревками, поэтому у нас собой было снаряжение и люди, ответственные за спецэтапы. Спасибо Дине и Динаре профессиональным спелеологам из Уфы за основную работу с веревками. Да и остальные ребята тоже молодцы. Каждый внес свой вклад в прохождение маршрутов.

Снаряжение
- 2 бухты веревки по 60 метров 9мм (такая длина нужна только для одного каньона wadi Feid. 50 метров не подойдет)
- личное снаряжение для спуска, каски и тд. У всех было что-то свое.
-репшнур для петель (не понадобился)

О стиле передвижения-
все как в прошлый раз. Только здесь мы ехали с севера на юг.Все каньоны начинаются на востоке от мертвого моря в горах, и спускаются прямо в долину Wadi Araba. Мы проходили пешком каньон, выходили на трассу вдоль Wadi Araba, ехали на юг до пересечения с одной из дорог, ведущей на восток в горы, оттуда снова на юг на старт следующего маршрута. И так постепенно все южнее южнее, пока не доехали до Красного моря.Передвигались мы автостопом, на местном автобусе или на заказной машине - за деньги. Так как нас было много, то это довольно приемлемые цены. Подробней про транспорт в процессе отчета. Найти транспорт или куда-то переехать совершенно нет никаких проблем. Все очень легко находится.Были у нас и спорные ситуации, когда договаривались на 15, а он в конце затребовал 50 только потому, что мы по-разному произносим английские fifteen и fifty. Сидевшие в баре мужики объяснили водителю, что fifteen это и есть 15, что, мол, сам дурак, что не знаешь английского. В итоге сошлись на 20. Вывод пишите цифры на бумажке! И желательно выучить АРАБСКИЕ цифры и писать ими.

Карта Маршрутов

Про Добирание
Так как мы почти все из разных городов, то и добирались по разному. (я, Леша и Андрей живем в Крыму).
-Я и Леша ехали в Херсон (Украина) и летели в Амман Turkish Airlines с короткой пересадкой в Стамбуле-Андрей летел в Москву, а из Москвы в Амман Royal Jordanian
- Дина, Динара прилетели на 3 дня раньше в Тель-авив, оттуда на машине до границы с Иорданией (Бейт-Шаан) и на такси до места встречи
-Дима прилетел на 1 день раньше в Израиль, встретился с Диной в Тель-авиве, и вместе они приехали на место встречи.

Место встречи мы назначили конкретно в городе Madaba у цервки Св. Георгия в 13-00.Хорошо, что это было конкретное место, потому что созвониться или даже списаться все равно не получилось роуминга у МТС в Иордании практически нет. А местными карточками мы к тому времени не обзавелись. Так что пришлось ждать у церкви, не зная, когда приедут ребята.

У нас с Лешей произошла заминка в Херсоне. Наш рейс (он вроде единственный международный в этом херсонском аэропорту) отменили. То есть мы сидим ждем посадки, слышим в облаках шум двигателей нашего самолета из Стамбула, но он пошумел-пошумел и улетел обратно. Объявили, что самолет не сел из-за низкой облачности (как будто летчики вслепую садятся).Всех пассажиров сразу повели на перерегистрацию, и дали нам такой выбор - ждать завтрашнего рейса, при этом они обеспечивают гостиницей и трансфером в Херсоне-ехать в Киев и лететь на следующий день оттуда- ехать в Одессу (3 часа на автобусе) и успеть на рейс Turkish Airlines на 21 с чем-тоУ нас ситуация однозначная нам надо успеть в Одессу, у нас ведь стыковочный рейс, и хотелось бы прилететь в назначенный день в Амман. На наш запланированный рейс в Амман мы уже не успевали, но нам очень повезло, что был еще один ночной рейс, на которой мы успеваем, если доедем до Одессы во время.Нас грузят в автобус и мы 3 часа едем по супер неровной дороге в Одессу, успеваем уже не то что к концу регистрации, а уже после нее. Предъявляем свои экстренные талоны на рейс до Аммана и садимся в самолет. Действительно, повезло!В итоге мы прилетели в Амман вместо часу ночи в 4 утра.Там нас заждался Андрей, который с 7-ми вечера просмотрел уже весь сезон True Detective, сидя в StarBucks.

Утро возле аэропорта Аммана. Весна, дождик, ромашки

Виза Иордании ставится по прилету в аэропорту и стоит 40 JD (иорданских динар)1 JD= 1,4 $ - на апрель 2015. Но все меняется каждый день.С нынешним курсом страна вовсе не дешевая, как была раньше, а очень даже дорогая.
Чтобы переждать темноту, мы прошли метров 400 от входа в аэровокзал и поставили в кустах палатку. Была какая-то нетипичная для Ближнего востока погода довольно холодно и накрапывал дождик. А у меня из вещей ничего-то и не было, кроме бридж и одной кофты. Вообщем, на севере и востоке страны я зябла, не расчитала с одеждой. Но весной в Иордании так хорошо все зеленое, все в цветах. Палатка у нас стояла на ромашковом поле. А когда вернулись на то же место через 2 недели, от ромашек осталось только сено и примятый след от нашей палатки.
Утром вышли на дорогу, ведущую от аэропорта до трассы, один за одним подъезжают таксисты, навязывают свои услуги. В итоге мы прошли с километр и договорились с мужиком за 15 JD доехать до Мадабы, это в 20-ти километрах от аэропорта примерно. Кстати, аэропорт Аммана - King Alias находится в 30-ти километрах от самого города. Так что заезжать туда нам как раз не нужно было.

Мадаба город в 30-ти км к юго-западу от Аммана. Очень известный крупный город, стоит на древней дороге Kings Highway. Там много разных исторических древностей, но самая известная это древняя мозаика, ради которой мне и хотелось побывать в этом городе. Мадабу еще называют городом мозаик, с тех времен сохранилось и найдено много ценных панно.Самым известным из найденных здесь панно является мозаичная карта Святой Земли (VI в., первоначальные размеры 25 на 5 м.), изображающая территорию от финикийского города Тир (Ливан) до дельты Нила в Египте (в центре - Иерусалим с планировкой того времени). В наше время карта находится в действующей православной церкви Св. Георгия (1884 г.), построенной над остатками византийской церкви.Вот возле этой церкви мы и должны были встретиться, и пока мы втроем ждали ребят, пошли посмотреть во внутрь церкви. Мозаика находится в полусохранившемся варианте, лежит, как и ей полагается, на полу, огорожена лентой, чтобы на нее никто не наступил.
Вход в церковь платный 1 JD. Но можно и бесплатно пройти по чужому билетику, или если охранник отвернется.

Втреча возле ворот церкви Св. Георгия

Улица в Мадабе

Итак, ребята наконец доехали, и мы воссоединились! На границе Иордании их уже ждал заранее заказанный таксист и за 45 JD они проехали 120 км до Madaba.От Мадабы нам надо было ехать в начало нашего первого каньона это недалеко, около 30-ти км по дороге к Мертвому морю. Этот же таксист, что вез ребят нашел нам своего брата-свата с 8-ми местным микроавтобусом. И за 30 JD мы доехали до места старта.Довольно дорого за такое расстояние, но мы не торговались, и уж очень у него хороший и комфортный автобус был

Рассказываю план действий

Путеводитель посоветовал нам пойти в исторический музей, забыла как называется. Времени было мало, прошлись очень бегло. Мадаба считается городом мозаик. Здесь делают мозаики по особой технике. Мы даже заходили в мастерскую и видели процесс. Соответственно, можно прикупить мозаичных сувениров. Но нам пока некуда.

Очень популярные хлебобулочные изделия. Типа печенья. Сделаны все из одного теста, только разной формы и с разными присыпками. Очень вкусно и дешево

Хлеб продается на вес. Самый дешевый продукт в стране

Музей в Мадабе. 2 JD

Наш ВИП- Мерседес!!!

По пути в машине- все еще зелененькое

Место №1
Wadi Himara

От Мадабы к Мертвому морю ведет очень живописная извилистая дорога, сначала даже проходит через сосновый лес. А весной очень красиво все очень зеленое. Ехать одно загляденье, тем более за окном виды бесчисленных каньонов, через которые и и проходит дорога. Wadi Himara, переводится, как долина осла, довольно известное среди местных место. Через верховья этого каньона проложен автомобильный мост, и от него же и начинается места старта. Место нашего старта это не самое начало каньона, но здесь начинаются самые интересные места.

По моему плану wadi Himara должен был быть самым легким маршрутом, так сказать, на разминку. Но что-то у нас не пошло. И он показался нам чуть ли не самым сложным.Расслабляет то, что здесь не нужны веревки, каньон пешеходный, а значит легкий. А вот то, что для прохождения небольшой его длины 7 км рекомендуется 11 часов, меня не сразу насторожило.
А еще Wadi Himara известен тем, что в нем находится самый высокий водопад Иордании 80 метров!!! Вот это настоящая достопримечательность и изюминка этого маршрута.
Приехали мы на старт уже далеко после обеда, и за несколько часов прошли верхний участок каньона. Движение по каньону это как всегда, перелазанье высоких камней, спрыгивание, запрыгивания, обходы. По пути попалось 2 красивых водопадика.

Высадились на мосту через Wadi Himara. На пол пути дороги от Мадабы к Мертвому морю. После моста дорога крутыми серпантинами спускается к морю.

Вид назад - просто обычное пустынное вади - верховья Химары

Олеандры

Старт от моста. Сначала идем по жидкому замусоренному ручью. Это как всегда. Мусора везде полно, особенно возле дороги.

Сначала здесь тропа

Зум-зум

Тропа закончилась, начался каньонинг

Водопадики
Треккинг и каньонинг в Иордании. Апрель 2015. Часть 1 - Общая информация и Wadi Himara (Горный туризм)Треккинг и каньонинг в Иордании. Апрель 2015. Часть 1 - Общая информация и Wadi Himara (Горный туризм)Треккинг и каньонинг в Иордании. Апрель 2015. Часть 1 - Общая информация и Wadi Himara (Горный туризм)

Места красивые

Лучи светят на Землю Обетованную

Мертвое море, Израиль

Очень часто приходится слазить по частям. Десятки раз в каждом каньоне

От такого постоянного напопе-слазания у некоторых участников протерлись штаны.

Цветные породы

Ну а потом мы вышли в невероятное место, которое в книжке описано, как скальная плоская платформа с видом на Мертвое море. Это конец пути. Под нами оказался тот самый высокий водопад. Место для ночевки - лучше не придумаешь. А как идти дальше - будем думать завтра.

Вид со скальной платформы. Каньон продолжается, но попасть вниз оказалось ох как непросто

На краю забиты шлямбурные уши. Но у нас нет такой длинной веревки (80 метров), чтобы спуститься

Вид утром

Вид на мертвое море

Утром внимательно 10 раз читаем книжку и дружно переводим. Автор пишет - от платформы поднимитесь до группы пальм по левому борту, с этих пальм на западе вы увидите еще кластер пальм, чуть ниже, метрах в 200. Над пальмами есть черная скала, и к этой скале можно подойти по полке по еле-заметным козлиным тропам. Будьте Очень Остророжны.

Короче, путем высматривания и разведки, мы пришли к выводу, что автор рекомендует тропу, которая обозначена пунктиром. Выглядела со стороны эта тропа страшно. И в раздумьях мы провели больше часа. Я и Андрей пошли на разведку налегке. И там было еще страшнее, чем мы думали. Все сухое, мелкое, уезжает из под ног, а зацепиться не за что. А внизу - обрывы. Очень шаткое положение. 200 метров до черное скалы я шла минут 40, с отсидками, и дрожашими ногами. С рюкзаками здесь не пройти никак. За черной скалой действительно есть кулуар с сыпухой, по которой можно спуститься вниз. В это время девочки пошли на разведку на самый верх горы. И мы, чтобы не идти обратным путем, попытались вылезти к ним наверх. Это удалось сделать с большим трудом, так как наша полка отделена от верхушки скальным поясом, как видно на фото

От стоянки поднимаемся наверх

Решили идти верхней тропой, вернулись за рюкзаками к нашим пальмам. На верхушке горы есть даже каменные турики. Скорее всего, их сложили пастухи.

Траверс. Неоднократно я пожалела, что не взяла с собой ботинки. В беговых кроссовочках не очень удобно ходить по сыпухам. Хотя у ребят была обувь и похуже. Так что наряду с рваными штанами мы выкинули 3 пары кроссовок. Каньоны они такие, шершавые.

Выходим на открытое место -обрывы. Кругом одни обрывы.

Наш следующий путь

Сыпухи и каскады.

Вот таким обрывом закончилась наша тропа с туриками по вершине горы. Опять надо искать обход

Вышли опять к обрывам, кажется, мы никогда не спустимся.

Кое-как нашли лазейку

Прошли траверсом, вышли на седло, и спустилисьв каньон,параллельный нашему

Это мы на перемычке между двумя Вади. Взяли легкие рюкзачки и пошли смотреть на самый высокий водопад - вот там виднеется

идем по руслу, но оно заканчивается мини-водопадиком, а на заднем плане - наш большой водопад, у истоков которого мы ночевали.

Вот он - большой водопад

Wadi Himara

wadi Himara обрывается еще одним высоченным водопадом. Поэтому его тоже обходим. Но он уже ближе к концу ущелья. На этот водопад можно прийти и посмотреть снизу. И здесь также есть шлямбура.

wadi Himara

Выход из Каньона

Все, конец - прошли каньон, вышли на трассу у Мертвого моря. И пошли купаться.

Те, кто никогда не купался, пошли купаться в Мертвом море, остальные остались ждать в тени под мостом. Жара стояла неимоверная. Как на сковородке. А те, кто купался уже в Мертвом море, больше желания купаться там не изъявили. Тем более, в этом месте нет пляжа и спуск вниз неудобный.

Потом мы разделились на 2 группы и стопом доехали до поворота на Karak, несколько десятков километров. На повороте воссоединились, и как раз удачно подошел какой-то автобус, идущий в Карак. Но нам нужно было выйти в деревне, не доезжая Карака - в деревне Mumiya. Отсюда, как говорит путеводитель, самый лучший спуск в каньон. И вот в деревне Mumiya на ночь глядя у нас случились приключения.