Весенняя сказка (Дневник 2007)

Пишет Vikzhi, 19.01.2017 18:20

Весенняя сказка (Дневник 2007, Путешествия)
Рассказ о путешествии из Теберды в Домбай через 7 перевалов за 8 дней.

Стараниями нашей затейницы Тани майским утром мы отбыли в Теберду. В багажном отсеке автобуса разместились четыре объёмистых рюкзака и связка ледорубов. Программа предстоящей недели предусматривала переход через несколько перевалов из Теберды в Домбай. Официально это называлось некатегорийным походом с элементами третьей категории сложности, а неофициально – поехали отдыхать… Мы, это кроме Тани – Ксюша, Серёга и я.

Ксюша Беликова - санитар, Таня Федорова - начальник, Виктор Жижин - лентописец
Серёга Федоров - фотограф и завхоз

Впереди показались не по-весеннему заснеженные хребты гор.

На чехлах сидений нашего автобуса была картинка с кораблём «Титаник».
Она в сочетании с увиденным обилием снега вызвала у меня мысль: «Куда и за каким чёртом мы собрались?» Не очень оптимистичные параллели с историческими событиями слегка сгладила аксиома: «Горный турист – это человек, который ищет, где можно перезимовать лето». Вместо лета была весна, но это уже не имело значения, главное, что мы снова в горах!

Весенняя сказка (Дневник 2007, Путешествия)
Пропуск по заповеднику пришлось предъявлять уже на первом километре пути. Егеря свою службу знали и усердно ее несли. Они же рассказали, что туристы, начавшие свои путешествия неделей раньше, сошли с маршрутов из-за плохой погоды, что Карачаево-Черкесское МЧС закрыло районы Домбая и Архыза. Такое уже бывало в майских горах Кавказа и раньше. Но сегодня – ясное небо, зелёная трава с фонариками крокусов, чистая вода в речке и праздничное настроение! Правда, рюкзаки тяжёлые, но когда они у нас были лёгкими?!

У мостика через Муху остановились на перекус. На разостланную скатёрку выложили вкуснятину, заготовленную еще накануне, в котелке закипел чай. Тут же Ксюша выставила неучтёнку – малосольные огурцы с ещё тёплой вареной картошкой!!! Деликатес умяли под рассказ хозяйки о чувствах, испытанных при виде аппетитных огурчиков на базарном прилавке. Действительно, пройти мимо такого соблазна было трудно…

За три часа с передышками вышли на верхнюю границу леса, где и поставили палатку под разлапистыми соснами рядом с чистым ручейком. Слева осталось заснеженное ущелье реки Азгек, с другой стороны к небу тянулся скалистый гребень хребта Кынырчат. На ужин сварили традиционный борщ из свежих овощей. За ним последовало чаепитие, о котором стоит упомянуть отдельно. Те, кто привык к водопроводу, газоснабжению и другим прелестям цивилизации, удивятся, что в чай, сваренный на горной воде, совсем не хочется класть сахар. Такой у него аромат и вкус!

В густеющей темноте собрали разбросанные вещи и улеглись в палатке, к тесноте которой еще надо было приспособиться. Серёга разместился в тамбуре, обложившись пакетами с продуктами, он же завхоз – второе лицо после руководителя! Этим объясняются его несколько иные взгляды на жизнь и, как следствие, найденные в кустах пара пачек хрустящих хлебцев нашли пристанище именно в его рюкзаке.

Премерзкий писк будильника разбудил нас в четыре часа утра. На календарике наручных часов высвечивалась дата – шестое мая. Ночь теплом не баловала, трава покрылась инеем. После кружки кофе с пачкой печенья пошли к первому перевалу. Там, где дорога превратилась в тропу, наткнулись на три палатки. Их обитатели вчера спустились с Мухинского перевала и упали на ночевку, рядом со снежным склоном, в котором прорыли глубокую траншею. Заскрипел снег и под нашими ногами. Вначале идти было легко, потом взошло солнце, наст стал раскисать, началась тропёжка. Труднее всех было Ксюше, её не держали даже утрамбованные ступени.

Весенняя сказка (Дневник 2007, Путешествия)
6 мая 2007 г - пер. Киче-Ауш (2700 м, летом н/к)

Снег на дальних склонах ослеплял, не давая оценить расстояние. Мы давно уже намазались кремом и надели очки, напоминая своим видом бригаду медиков в зоне карантина. Гребешок Кичи-Ауша постепенно приближался, а чувство голода усиливалось, шли уже больше пяти часов, выручали пакетики с карманным питанием. На перевале холодный ветер заставил сразу спускаться на Малую Марку. Снежный покров так и норовил захватить ногу в капкан, а рюкзак тем временем тянул туда, куда меньше всего хотелось…

В долине кое-как разместились на обед под большим валуном, истоптав все вокруг в поисках наиболее тихого места. Перекусив макаронами с чаем, двинулись дальше.

Весенняя сказка (Дневник 2007, Путешествия)
Буквально через сотню метров – сюрприз! Промоина с водой!
Не искушая судьбу, решили ночевать здесь, поставили палатку и развели на радостях пакет «Zuko» – «Зучки», как ее обозвали по-русски. Радость была такой большой, что одной «Зучки» не хватило, развели вторую. Только тут обратили внимание на какое-то мельтешение в воздухе около палатки. Ух, ты! Живность, похожая на комаров, только без хоботков-клювиков! И где? Посреди снежной целины! Уму непостижимо! Ой, они кусаются! Итак: волк – это санитар леса, акула – санитар моря, а комар, он чей санитар?! Мы что, попали в категорию корма для него?

Перед ужином я сходил просмотреть путь к перевалу Кичи-Марка и заодно проложить след. Когда вернулся, меня озадачили выбором между хорошей и плохой новостью. Ксюша посоветовала начать с хорошей: «Так прикольнее будет!» «У тебя новая миска! – сообщила Таня. – Но уже без ручки и с дыркой сбоку!» – добавила она.

Между тем снег возле палатки раскис настолько, что провалиться в него можно было даже сидя! Об этом наглядно свидетельствовали несколько широких ямок. День первого перевала оказался интересным и содержательным!

Поднялись в три утра. Таня спросонья в темноте усердно пыталась надеть обе бахилы на одну ногу и никак не могла закрыть застёжку – молнию…
Пакетик кофе с парой печенюшек – и вперед, при свете налобных фонарей! Снег подмерз, проваливались изредка. Мы торопились уйти как можно дальше до восхода солнца.

Набрав высоту, обошли заснеженную чашу озера и с рассветом подобрались туда, где закончились набитые накануне мной ступени. Отсюда вперед пошел Серёга. Ещё три часа мы месили снег к крутому перевальному взлёту, прорезанному тремя кулуарами.

Весенняя сказка (Дневник 2007, Путешествия)
Сунулись сначала в центральный, здесь оказался тонкий слой снега с оледенелыми скалами без зацепок. Безрезультатно подёргавшись на нём некоторое время, узкой полочкой переместились вправо. Там оказалось удобнее. Серёга, разгребая снег и цепляясь за скалы, ужом пролез на перевальный гребень и закрепил верёвку. Заработал скоростной лифт, по которому подняли сначала рюкзаки, а потом их хозяев. Ксюша пожаловалась, что с трудом успевала перебирать ногами. На перевале немного посидели, переводя дух. Для нас сегодня был самый трудный день, больше двенадцати часов непрерывного движения в глубоком снегу.
7 мая 2007 г. пер. Кичи-Марка (3300 м, 2А)
Вид с пер. Кичи-Марка

Через полчаса, переставляя усталые ноги, спустились на небольшое покатое плато. Здесь, между тремя перевалами – Кичи-Маркой, Верхним Азгеком и нашим Джугутурлючатом, вытоптали площадку. Вещи для ночлега уложили после ужина. Серёга заночевал в снежной ямке рядом с палаткой, возжелав контакта с энергетикой космоса.

Весенняя сказка (Дневник 2007, Путешествия)
Утро. Мир белого безмолвия до самого горизонта! Наши следы на плато казались возникшими ниоткуда. Ночь была тёплой, снег не смёрзся. Идущий первым вытаптывал ступени без рюкзака, а после возвращался за ним. С высотой снег стал тверже, чтобы сделать ступеньку, приходилось два-три раза бить носком ботинка по насту. Лучи солнца настигли нас у самого Джугутурлючата. На перевал вылезли по лавинному конусу, осторожно обогнув небольшой козырёк снежного карниза.
8 мая 2007 г. На пер. Джугутурлючат (3400 м, 1Б)

Плоская вытянутая площадка перевала была покрыта сплошным чехлом из мелких камней, с которых ветер сдувал снег. В туре оказалась пустая стеклянная бутылка. Серёга пощёлкал во все стороны фотоаппаратом и изъявил желание слазить на вершину в южном углу перевала. Но Таня с Ксюшей, живо представив себе все прелести ожидания под холодным ветром, дружно запротестовали и большинством голосов пресекли эту попытку.

Недолгий спуск вывел под Северный Хаджибей. Заснеженный каменный пояс, протянувшийся поперек пути, заставил задуматься о проведении разведки. Одновременно родилась идея о проведении полудневки. Таня, решив, что отдыхать надо поближе к перевалу, ткнула пальчиком в довольно покатое место. Мужики, переглянувшись, скинули рюкзаки и начали метать и трамбовать снег, а женщины уселись колдовать у горелки.

Под пер. Северный Хаджибей

После сытного обеда не хотелось что-либо делать, но склон, за которым спрятался перевал, то и дело притягивал взгляды. Я не выдержал, встал, оделся теплее, взял палки и пошёл к центру каменного пояса. Следом двинулись Серёга и Таня. Пролазив около полутора часов под скалами, мы нашли проход в виде двух крутых снежных взлётов, вплотную прижавшихся к отрогу с правой стороны перевала. Поднявшийся тем временем ветер попытался утащить наши вещи, уложенные для просушки на палатке и камнях. Оставшейся в лагере Ксюше пришлось заняться «любимым» упражнением – прыжками и бегом по рыхлому снегу за пакетами и спальниками.

К вечеру погода ощерилась. Ветер усилился, его порывы временами достигали ураганной силы. Впервые кушали в палатке. Ночью выспаться не удалось. Ветер мял и терзал палатку, её стенки касались лиц, дуги стоек прогибались до крайнего предела, вызывая тревогу за их сохранность. С полуночи заметелило, из палатки пришлось пару раз вылезать, чтобы сбросить налипавший снег.

Утро девятого мая было безрадостным: туман, ветер, еле заметные и вовсе заметённые снегом вчерашние следы. Завтрак готовили в тамбуре палатки. Собирались дольше обычного. Вещи пришлось выкапывать из десятисантиметрового слоя снега. Палатку складывали вчетвером, с трудом удерживая и прижимая хлопавший по ветру тент, который пытался вырваться из рук и улететь.

Весенняя сказка (Дневник 2007, Путешествия)
Плотной группой двинули наверх.. Заряды снежной крупы ощутимо стегали по лицам. Крутой заснеженный кулуар, за ним плато, еще один короткий взлёт и продуваемая насквозь холодным ветром седловина!
9 мая 2007 г. пер. Северный Хаджибей (3200 м. 1Б*)

Видимость временами была не больше десятка метров. Неожиданно что-то явственно пискнуло. О! Впервые появилась мобильная связь! Ксюша получила СМСку из дома. Поздравляли с праздником, интересовались нашим самочувствием. Мамы всегда такие – беспокоятся о своих чадах. А чадушко в куртке, шапке до бровей, с огромным рюкзаком на спине и ледорубом в руках, по колено в снегу культурно «отдыхает» среди нагромождения скал и снега на высоте десяти с половиной тысяч футов!
Весенняя сказка (Дневник 2007, Путешествия)
Начало спуска с пер. Сев. Хаджибей.

К полудню подошли под перевал Южный Хаджибей. Где-то левее в тумане осталось Хаджибейское озеро. В снежной мульде развернули лагерь и стали готовить обед. Как часто бывает в горах, погода снова поменялась. Солнце, тишина, вокруг прекрасная панорама и комароподобные существа – наши заботливые санитары!

После обеда Серёга пошёл пофотоохотиться, остальные занялись своими делами. Вдруг сильный порыв ветра едва не унёс палатку, выдрав из снега несколько оттяжек. В поисках более надежных креплений пришлось пробить тропу по кислому снегу к обнажениям скал. Оттуда принесли восемь больших булыжников. Палатку закрепили, но ветер продолжал хулиганить. Вспомнив бессонную ночь, решили найти место потише. Силу ветра оценивали с помощью аэрозонда из куртки, привязанной к ледорубу. «Тихое» пристанище нашли метра на три ниже, но на добрую сотню дальше. Перетащили туда всё, в том числе и дефицитные булыжники. Однако ветер доставал и тут. Последним аккордом в симфонии благоустройства стала ветрозащитная стенка вокруг палатки. Одновременно рядом возвели изящный снежный столик.

Весенняя сказка (Дневник 2007, Путешествия)

Вечером за праздничным ужином помянули тех, кто завоевал великую Победу. Этому героическому поколению мы обязаны всем! Низкий поклон им и вечная память!

Перед отбоем Серёга прогулялся к перевалу. Его напутствовали пожеланиями, чтобы ночь была теплой, а склон твёрдым. С кем и как он договаривался – неизвестно, но небо утром было в звёздах, корка наста стала как танковая броня, а на горизонте чётко вырисовался контур Эльбруса! Ей-богу, наш завхоз мог стать классным дипломатом, но почему-то выбрал в своё время Бауманский МВТУ вместо МГИМО!

На перевал по узкой строчке следов взлетели меньше, чем за час.

Весенняя сказка (Дневник 2007, Путешествия)
10 мая 2007 г. На пер. Южный Хаджибей (3200 м. 1Б*)

В туре нашли записку – первую и единственную за все путешествие.

Отсюда было хорошо видно Большую Марку и чуть ниже её – скальный гребешок с перевалом Отрог.

Весенняя сказка (Дневник 2007, Путешествия)
Еще час занял спуск, после которого без остановки двинулись дальше, желая выиграть время и набрать высоту, пока солнце не подтопило снег.

Поспешность в какой-то мере оправдала себя. Проваливаться стали только у самого перевала, но Ксюша начала «тонуть» гораздо раньше. Серега ей помогал – поочерёдно челночил с двумя рюкзаками почти от начала подъёма. Мы с Таней на перевале успели натопить воды и встретили «снегопроходцев» бутылкой персиковой «Зучки». Обычные хлопоты – подготовка мест для палатки и кухни, варка обеда прошли быстро. Потом был приятный отдых с трёпом на всевозможные темы. Меня больше всего волновал вопрос погоды. Хотелось поскорее попасть в Домбай и домой. Ксюша изъявила желание погулять – у нее был отпуск. Серёге было всё равно как – лишь бы за компанию. Черту, как начальник, подвела Таня, поставив задачу выходить в Домбай на сутки раньше без запланированного перевала Хрустальный. Хватит! Двенадцатого мая уезжаем, и точка!

Перед ужином я пошёл сделать ступени к перевалу Уллу-Марка. На его седловину навалились тучи, задул ветер и опять повалил снег. С перевала ничего толком не разглядел. Заела обида – старательно проложенные следы снова замело!

В лагере встретили с упреками – накаркал метеообстановку! Рассуждения о погоде привели к ее ухудшению! Оказывается, слова способны материализоваться и я оказался в роли Кассандры. Оправдываться было трудно, я дипломатично перевел разговор на тему ужина. Ход оказался верным, про погоду забыли, а к столу потребовалось сало, которое было у меня. Обрадовавшись исходу беседы и предстоящему перекусу, выскочил на улицу и… не нашёл своего рюкзака! В одном тамбуре палатки нет, в другом тоже! Заглянул за выступающее рядом скальное ребро – ничего! Прям какой-то полтергейст, мне аж плохо стало! Пропали документы и вещи, без которых нельзя! Но вот едва заметная царапина на снегу подсказала, где надо искать исчезнувшее! Оказывается, ветер протащил рюкзак метров двадцать до края плато, откуда он с радостью покатил дальше сам. Схватив трекинговые палки, я рванулся к перегибу плато и далеко внизу, на выступающих из снега скалах, увидел темное пятно. После километра по крутому снежному склону, рюкзак чудом зацепился в камнях пряжкой поясного ремня!

Вернулся я очень даже не скоро, ругая себя за халатную поспешность – забыл надеть очки и перчатки, глаза слезились, пальцы рук мёрзли. Грел только спасенный рюкзак. У палатки доложился о доставленном к ужине куске сала. Пропажу водворил на место, для верности придавив большой каменюгой. Такие же булыжники уже лежали на других рюкзаках. Народ учился быстро!

Весенняя сказка (Дневник 2007, Путешествия)
Утро 11 мая на пер. Отрог (ок. 3200 м. 1А)

Сильный ветер атаковал палатку всю ночь и задержал выход на маршрут, терзая нас со всех сторон. По еле видным следам через час поднялись на Уллу-Марку.
11 мая 2007 г. На пер. Уллу-Марка (3400 м. 2А)

Самая высокая точка нашего путешествия. Вдали под ярким солнцем упирался в горы Домбая широкий коридор ущелья Хутый.
Весенняя сказка (Дневник 2007, Путешествия)

Первые метры прошли спортивным спуском. Час спустя снег ещё кое-как держал, после стало хуже, потом совсем плохо. Пришлось рюкзаки тащить за собой на репшнурах, как саночки.
Несколько раз нам удалось проехаться на них верхом, но это счастье было недолгим. Снег был мокрым и совсем не скользким. В наших ботинках уже немилосердно хлюпало.

Остановились около четырёх часов дня на живописной поляне с плотным и на удивление тонким слоем снега. Рядом журчал поток Хутыйки. Правый берег ущелья уходил в поднебесье скальной стеной в черных потёках. На её выступах росли редкие сосенки и березки. Левый склон с жухлой травой и редкими снежниками, истекал ручьями. Мы восхищались всем – открытой водой, набухшими почками, греющим солнцем и полнейшим отсутствием ветра! С наслаждением переоделись в сухое. Свежий медвежий след в прибрежном кустарнике заставил меня с особой тщательностью упаковать и спрятать остатки сала. У косолапого своя философия: «Что нашёл, то моё!».

Весеннюю идиллию внезапно прервал резкий шум. Из расположенного впереди кулуара с Семенов-Баши, выпрыгнула большая лавина и, пролетев около полусотни метров, нагромоздилась сверху трёхэтажным домом на старый лавинный конус. Бесформенная масса снега достала до реки. Ого! Мы переглянулись, ошарашенные увиденным. Серега спросил у Тани – не по этому ли кулуару она хотела вести нас на последний перевал, от которого мы вчера отказались? Таня кивнула на меня, недавно предлагавшего встать на ночёвку за кулуаром. Когда страсти улеглись, поставили палатку и сварганили ужин. Провозгласив хвалу мудрому руководству и тектоническим процессам, допили оставшийся во фляжке коньяк. Завтра последние тринадцать километров до Домбая!

В тишине чудесного солнечного утра был слышен лишь ручей. Запас топлива для горелки позволил умыться с горячей водой и побриться. С полегчавшими рюкзаками двинулись вдоль правого берега Хутыйки. Переход через хаотическое нагромождение вчерашней лавины потребовал усилий, но самое трудное оказалось впереди. В лесу под глубоким рыхлым снегом прятались груды больших камней с коварными пустотами между ними. Заросли то и дело цеплялись за рюкзаки и одежду. Пробиваясь через них и каменные завалы, мы напрочь потеряли всякое понятие о тропе.

Осточертевший снег сменился толстым слоем хвои и прошлогодних листьев на крутом лесном склоне с выходами скал. Рядом в каньоне бурлила Хутыйка, а впереди сквозь ветки был виден берег Аманауза. К нему спуститься удалось не сразу. Пришлось обходить бараньи лбы, перелазить через ручьи и буреломы, в поисках опоры хвататься за стволы деревьев, а то и просто цепляться ледорубами за землю. Зато у самого берега реки мы были вознаграждены прекрасной панорамой. В обрамлении зеленого леса, белого снега и синего неба величественно царила красавица Белалакая!

Вдоль берега вилась тропа к поселку Домбай. Она сильно заросла и часто пересекалась ручьями. Какой-то километр мы преодолевали больше полутора часов. В одном из завалов я несколько метров полз под ветками, таща рюкзак за собой по земле. Повернуть назад уже не мог, рюкзак пробкой затыкал путь. Остальные, подобно обезьянам, перелезли это место по веткам. Мы были очень близки к концу нашего путешествия, но никак не могли дойти до финиша! Усталые и исцарапанные, плюнув на всё, спустились к реке и, построившись шеренгой, в чем были, перешли Аманауз вброд. Лишь в одном месте вода достала чуть выше колена.

По шоссе у самой воды сновали туда и обратно машины. Таня с Ксюшей залезли переодеться в густой ельник, а мы с Серёгой особо не прячась, принялись приводить себя в порядок возле дороги. Забыв, что слова могут приобретать материальность, я принялся рассуждать о двух проходимцах в трусах, нахально рассевшихся в заповеднике, и строгих егерях, которые должны оных отлавливать. Минуты не прошло – рядом затормозил уазик, из которого вышли двое в камуфляже и направились к нам. Пришлось, перекрывая шум реки, кричать, срочно вызывая из ельника Таню с документами. Все оказалось в порядке, бумаги, подписи, печати. У стражей заповедника возник только один вопрос – как это нам удалось пройти закрытый район? Гадать на эту тему не стали. Егеря уехали в Домбай, пожелав нам удачи, а мы, умывшись и переодевшись в чистое, через полчаса тоже пришли туда. Вечер встретили уже в Ставрополе.

Походный опыт, обыкновенное везение, незримый ангел-хранитель или что-то другое оберегали нашу маленькую команду все восемь дней трудного и счастливого общения с Домбайскими горами.

Сердце о прошлом уже не болит,
не ноет хандрой.
Воздух предгорий меня исцелит
домбайской весной!

Будет мне радостно там, где в горах
белеют снега.
Рядом гитара моя и рюкзак –
я еду туда!

Там даже летом озёра стоят
под панцирем льда.
С неба ночами из дальних Плеяд
взирают глаза.

Дружбу там ценят, так было всегда,
без всяких затей.
Если полюбишь, однажды избрав –
с годами сильней!

Слово там твёрдое, словно гранит
оно у друзей.
Верность свою я им буду хранить
по жизни своей.

Дома остаться не вижу причин –
зовёт меня край,
где в поднебесье по склонам вершин