Мои воспоминания об Анатолии Букрееве

Пишет Андрей Целищев, 27.12.2016 08:04

Попробую написать об Анатолии Букрееве свои воспоминания, каким он мне запомнился в далекие 80 и 90 годы. Не ругайтесь сильно, если мои воспоминания будут далеки от истины, но мне он запомнился именно таким. Писатель я никакой, так что не обессудьте, пишу как могу. И попробую не повторяться, и не писать о нем общеизвестные факты.

Букреева я узнал в 1983 году, когда рядовым солдатом попал в спорт роту 12 СКА САВО по линии скалолазания и альпинизма. Анатолий был старше меня лет на 5 и послужной список горовосхождений у него был побольше. Первое время он относился ко мне несколько свысока, что вполне естественно. Но это быстро прошло после первых совместных восхождений в июле 84 на пик Ленина. Он был бывшим спортсменом - лыжником, а ныне работал тренером по беговым лыжам в совхозе Горный Садовод и на восхождениях на семитысячники немногие могли идти с ним одним темпом. Среди альпинистов ходила шутка, что он лучший лыжник среди альпинистов и лучший альпинист среди лыжников. Так же Толик подрабатывал инструктором по туризму на турбазе Алматау. И естественно, как и положено туристам пел и играл на гитаре, в тех кругах слыл весельчаком и балагуром. Вспоминал классический инструкторский анекдот :
- Здравствуйте, девочки.
- А мы уже не девочки, мы второй раз в походе.
Пел он, на мой взгляд, очень даже прилично. Любил песни Визбора, Кука, Розенбаума пел с самозабвением. Команда СКА САВО в то время была очень сильной, если не сказать сильнейшей в высотном классе и Анатолий , с его мощнейшими функциональными возможностями, казалось бы должен был быть в основном составе, но ребята его не пускали в свой круг, возможно уровень скальной и ледовой подготовки Анатолия оставлял желать лучшего, может быть были какие то другие причины. Таким образом он вынужден был ходить с нами, впервые пробующими свои возможности на семитысячниках. Уже гораздо позже, на этапах отбора в сборную на Канченжангу Толик сумел подтянуть недостающий опыт на скалах, ну а в скоростных забегах равных ему просто не было.
Впоследствии, уже после службы в армии, приезжая в Алматы на спортивные сборы или по работе, останавливался я у Толи или у Рината Хайбуллина (моего сослуживца по спорт роте, напарника по связке и очень сильного альпиниста). У нас быда некая традиция - каждый раз когда я приезжал, мы вчетвером, трое вышеперечисленные и Валек Макаров (наш постоянный доктор на практически всех альп. Мероприятиях САВО, сам довольно сильный альпинист в прошлом, душа компании, спасший многих альпинистов) ехали к Толику в приобретенный им домик в Горном Садоводе (что то около 60 км от Алматы). Там пели песни, нарушали спортивный режим под алкогольные напитки, вспоминали былое и наслаждались общением до рассвета. Толик, кстати сказать, алкоголем баловался крайне редко и в малых количествах. Про таких говорят - дури своей хватает. Наутро, допев последние песни, допив последние капли, ехали в Алма - Ату, всем нужно было на работу. Тяжелее всех было Ринату. Он был нашим водителем на своей старенькой Газ 21. Иногда Толик прилетал в мой родной город Усть_Каменогорск. Останавливался у меня дома и встречался со своей воспитанницей по лыжам Ольгой Пескелиди и знакомыми тренерами, со всеми поддерживая хорошие, дружеские отношения.
В 89, сходив на Канченджангу и проложив тем самым себе дорогу в Гималаи, Толик постепенно отошел от команды СКА САВО Если не ошибаюсь, последнее его участие в совместном мероприятии было весной 91 года на Даулагири. После этого он начал искать возможности подрабатывать гидом на "Советских" семитысячниках, на Мак Кинли и в дальнейшем в Гималаях. У него это получалось очень хорошо. Одним из первых его клиентов был американский дедушка,по моему в 93 году Толик сводил его на Хан Тенгри и на Мак Кинли( к сожалению не помню как его звали, но Толя в основном звал его именно дедушка), Толик поехал в Америку по приглашению дедушки и жил у него. Работал там разнорабочим, сначала вообще носил по его словам камни (не помню куда и зачем, то ли кирпичи, то ли камни в каменоломне), показывал слайд-шоу в альпинистских клубах. В общем старался как мог зацепиться за работу. Так же, по ходу, участвовал в различных спортивных мероприятиях, типа забег по пересеченной местности, где равных ему было не много. В Америке он был подолгу и встречаться мы стали реже. Теперь уже, когда Толик приезжал в Алма-Ату, я подгадывал время и летел туда же на традиционные посиделки в Горном Садоводе. Заработав немного денег, Толик купил квартиру на Медео, рассматривая приобретение как коммерческий проект с одной стороны и как возможное проживание в более экологически чистом месте. К экологии и к здоровью он относился очень серьёзно. Основной квартирой была двушка на Сатпаева, сразу же за Центральным стадионом. Там все было очень аскетично. Меблированными были только кухня и ванная. По моему в зале от прежних хозяев остались развалюха-диван и старый шкаф. Остальной мебелью являлись рюкзаки и сумки, в огромном количестве разбросанные по всем углам и не только. В основном это было снаряжение и вещи сопутствующие альпинизму. Толик был помешан на кроссовках и иногда был замечен в скупке последних в магазинчиках Катманду. Как то затарился там б/у кроссовками по полной программе. Долго и скрупулезно мерил, самозабвенно торговался, получая от этого огромное удовольствие . На вопрос зачем тебе их так много, сказал, что это же Нью Бэланс- классные кроссовки, а это Саукони, в них бегать очень удобно. Короче, не мог пройти мимо хороших и дешевых вещей. Увидев стоящую в углу магазина гитару, взял, подстроил и забабахал Зойку Розенбаума. Владелец магазина, конечно не понял ни слова но долго аплодировал. Бегал Толя действительно оооочень много, отсюда любовь к удобной обуви. Мог подготовить себя к пику формы в нужное время. И вообще вел очень аскетичный образ жизни, экономил на всем кроме любимых кроссовок и альп. снаряжения. Как то затащил нас с Вальком Макаровым в какие то дебри Катманду на позавтракать за несколько километров от гостиницы, объяснив, что там булочки и чай дешевле на 2-3 рупии. Но жадным Толя не был. Экономным и бережливым - да, просто был вынужден. Из той партии закупленных б/у кроссовок подарил мне одни из лучших, объяснив , что там голеностоп и ступинатор как раз для моего стиля бега. Видимо, включился инстинкт тренера. Иногда дарил очки, хорошие фирменные, иногда продавал по себестоимости кроссовки (уже новые), привезенные небольшой партией для бизнеса. В советские времена все тренера были вынуждены подрабатывать таким образом. В общем Толик крутился, как мог, зарабатывая деньги на восхождения в Гималаи и просто на хлеб. И вот, я уж не помню каким образом Толя едет в Гималаи гидом в экспедицию, если не ошибаюсь, армии Индонезии. Отрабатывает он как всегда на пятерочку. Гордиться орденом или медалью, да это и не важно, выданной королем этой самой Индонезии за заслуги и оказанную помощь в достижении цели. Затем едет помощником помощника гида, но уже Американской коммерческой экспедиции. И наконец апофеоз, он едет гидом в, к сожалению, нашумевшей экспедиции Скота Фишера. Я про события, показанные в фильме Эверест 2015 г. Кстати, фильм мне понравился. События касаемые действий Анатолия, как гида там показаны очень близко к тому что он мне рассказывал сразу после экспедиции. (А наши американские товарищи, участники восхождения на Эверест 90 года, расплевались на то, как в фильме показан Скот Фишер. В жизни, с их слов и со слов Анатолия, он был очень похож на Толю своим аскетизмом и позволить себе пить алкоголь в горах никак не мог, да и в жизни не часто его употреблял и так же много тренировался.) Толик очень гордился знакомством с такими великими альпинистами. И очень переживал , что все закончилось столь трагично. Тем более переживал о том что писали об этом в прессе, пытался доказать, что мнение Крокауэра не совсем правильное. Но и гордился тем. что всех своих клиентов он спас, выполнив тем самым свою задачу. Потом было еще много восхождений, но о них он уже не рассказывал столь подробно.
Для меня он всегда будет эталоном целеустремленности, отношения к любимому занятию. (Приблизительно таким же был, пожалуй, только Валера Хрищатый). И в то же время юмор, душевные песни и теплое отношения к друзьям. Да... , и про своих любимых женщин ( их было немного, на самом деле) всегда говорил с любовью и уважением. Со временем он стал намного серьезнее относится и к людям,а к горам у него была своя, особенная философия. Но не буду повторяться, об этом уже много написано.
Вечная ему память!

Вечная память. К сожалению, знаком не был, но слышал достаточно

Спасибо, интересно

Отлично написал. спасибо. Если можно, еще по траверсу Победа-Хан свои впечатления по маршруту, по участникам. Ты один еще по земле ходишь из той команды?

Спасибо!

Спасибо! Редко такие откровения можно прочитать на Риске. Но это ещё одна страница в воспоминаниях о Букрееве, который был, на мой взгляд, выдающимся альпинистом нашего времёни.

Спасибо. Очень важно, то, что вы пишите. Пишите еще.

Спасибо за рассказ!

Мои ощущения об Анатолии хорошо откликаются на Ваш рассказ.
Поддерживаю других откликнувшихся - напишите подробнее. Многим это важно.

Спасибо.
Тепло и душевно получилось

Спасибо за рассказ!

Хорошо получидось - тепло и грустно.

Небольшие штрихи, но как дополняют то, что известно о человеке! Спасибо за рассказ!

В "лихие 90-е", действительно приходилось крутиться любому. А Анатолий, был для меня примером. После его ухода, испытал такое же опустошение, как после исчезновения Уемуры в 1984-м ...

Хорошо написали и вполне литературно. Пишите еще.
p.s. Дедушку звали Джекоб и был он на Иныльчеке в 92-ом, а на Мак-Кинли в предыдущем году.

А в 94г. дедушка был на Ленина.

Насколько помнится в США у Анатолия была девушка,которая помогала ему во всем.Что об этой странице известно.

Вот так, общими усилиями восстановим пробелы в памяти.
В начале 90 у Толи была девушка в США, по моему ее звали Джессика, очень симпатичная и веселая. Пару, тройку раз она прилетала в Казахстан. Расставались они сложно, спустя 3-4 года знакомства, со слезами на глазах, осознавая, что дальше их отношения развиваться не должны - путь в никуда.
Еще небольшие штрихи вспомнились уже после того как опубликовал пост. Как то ехали на армейских машинах, а это отдельная история : караван 12 СКА САВО из 15-20 Уралов, Газ 66, радиостанция на базе Газ 66, пара топливозаправщиков выдвигается , как правило в конце июня в сторону Оша. За рулем солдаты, как правило без опыта вождения в горах, а некоторые вообще без опыта, имея на руках только права. поэтому караван движется ну оооочень медленно. В кузовах на дне ящики с продуктами и снаряжением, потом рюкзаки и сверху матрацы. Ехать удобно и весело и страшно как то не было, а Толик едет в нашей машине в каске, видимо уже имел опыт подобных передвижений, поет песни и пытается всех веселить анекдотами, но получается не очень весело. Особо опасные участки, на серпантинах, выходит из машины и бежит впереди. Для справки, такой караван из Алма-Аты до Оша добирался 2, а иногда и 3 суток.
По пути к Даулагири, в 1991 году, ожидая на привале обед, увидели как из-за поворота выходит небольшая демонстрация из 30 ребятишек школьников во главе с нашем Толей и скандирует чего то там за Свободу, Равенство и Братство. подойдя к нам , как по команде выстроились в ряд, дружно поприветствовали и пошли скандировать дальше. я уж не знаю, или они репетировали это заранее или получилось экспромтом, но выглядело очень забавно. Их лидер остался с нами на обед.
В базовом лагере там же под Даулагири палатки наша с Вальком Макаровым и Рината Хайбуллина стояли вход ко входу, а Толина в 5 шагах от нас. в дни отдыха между обработкой маршрута он не ленился таскать камни со всех окрестных склонов и выкладывал площадку между нашими палатками. Сначала мы потешались над его молодецкими утехами, а потом с большим удовольствием участвовали там вечерние посиделки. В центре площадки уже сообща выложили небольшую горку с небольшим черным и тяжеленным для своего размера булыжником, который опять же Толик нашел на леднике, то ли космического то ли вулканического происхождения, специалисты то в этой области мы еще те.
Про траверс Победа Хан напишу как нибудь, точнее уже написал, осталось немного причесать. Но чего то особо выдающегося не выйдет, не умею. Да и лучше чем Валера Хрищатый не написать.
Всех с наступающим Новым годом! Удачи в горах и не только!

Я не альпинист, но о Букрееве знаю достаточно. Отличный рассказ, продолжайте, вас интересно читать. Спасибо.

Да, Андрей, пишите. Здесь, на risk-е никто нас не редактирует и мы, спасибо редакции, можем свободно всё выкладывать, а у Вас хорошо получается и информация ценная

Андрей, привет!
Душевный рассказ. Тоже с благодарностью вспомнил те немногочисленные, но ярко запомнившиеся встречи в горах с Толей.
Осенью 96-го года мы встретились под Чо-Ойю с Севера. Он ходил один, хотя в это время там же была казахская экспедиция во главе с Казбеком Валиевым. Как сейчас вижу, - вот он ставит в базовом лагере свою маленькую палаточку, рядом два огромных баула. Неторопливо начинает разбирать вещи из этих баулов, чего-то напевает под нос. Всё вытащил, посмотрел, теперь начинает снова аккуратно складывать вещи назад, в сумки. Уезжал он из дому надолго, поэтому всё своё носил с собой. На гору мы сходили в один день, потом ушли вниз, перебрались под Шишапангму, а там, смотрю, опять Толя, - ставит свою палаточку недалеко от нашего лагеря, напевая под нос, и опять не спеша разбирает свои многочисленные вещи ( в том числе несколько пар кроссовок!), разглядывает их с нежностью и снова аккуратно складирует в сумки.
Ещё были свежи воспоминания о тех событиях мая 1996 года и Букреев подробно мне об этом рассказывал по вечерам. То, что есть в фильме, очень похоже на его рассказ. Но о Скоте Фишере Толя точно говорил совсем другое, чем мы увидели в фильме. И ещё, в 1999 году мы встречались в Сиэтле, родном городе Фишера, с Томасом Хорнбайном, и Томас отзывался о Фишере: "strong willed leader". В фильме же он показался каким-то безвольным. Наврали однако!
Так вот, про Шишу: Мы переночевали на 7500, утром был сильнейший ветер, мы попытались выйти, но не получилось, позже ещё раз -ветер сбивает с ног. Решили ещё раз переночевать и стартануть завтра. Ближе к полудню ветер стих, но выходить было уже поздно. Вдруг, кто-то лезет в палатку. Толя! Пришёл снизу, залез, попил чаю, говорит, попробую всё-таки сегодня сходить, должен успеть. И пошёл, и залез. Вечером спустился к нам, но не один: на плече лыжи! Нашёл недалеко от вершины.
Гитары у Толи на было, но когда мы на обратном пути в открытом кузове мчались к тибетско-непальской границе, и без гитары он во всё горло орал "ой, мороз, мороз...", а мы с Вовой Башкировым весело подпевали. Счастливое время!
С Новым Годом и до встречи в горах!
Николай Захаров

Коля, здарова. Как я рад тебя видеть (читать). Всегда с большим удовольствием вспоминаю тот душевный отбор на Эверест под Эльбрусом. Все было по семейному уютно и дружелюбно. Как будто не соперники, а сотрудники на корпоративе собрались. Счастья, тебе, здоровья и удачи во всем.

В тексте Целищева маленькая опечатка. Совхоз "Горный садовод" (ныне село Бескайнар) находился не в 60, а ближе, в 14 км к востоку от тогдашней Алма-Аты. Сначала по Талгарскому тракту 6 км до села Калинино (ныне Туздыбастау), а затем в гору на юг ещё 8 км. Сейчас у Бескайнара находятся детский оздоровительный лагерь «Тау Самал», турбаза «Алматау» и горнолыжный курорт «Табаган». А граница города уже подошла вплотную к Туздыбастау и до бывшего "Горного садовода" осталось всего 8 км.

Спасибо! Очень интересно читать!

Ваши посты бесценны, пишите еще.

Позавчера уж 23 года, как Толик погиб. Помянул друга, написал Валентину Макарову. Решил сюда зайти посмотреть, может кто нибудь написал чего.

MaratD. Извиняюсь за ошибку в расстоянии. Я его особенно не мерил и с картами не сверял. Написал по ощущениям, как долго ехали, о чем успели переговорить... Да и ехали не от границы Алма-Аты, а от ВДНХ, где жил Ринат, забирая по дороге Валентина (Весновка, Темирязева) и Толика (Весновка, Сатпаева). Вот и набиралось 60 км.