Легенды Арко. Новая звезда словенского скалолазания: Янья Гарнбрет
На словенских скалах. Фото © Luka Fonda
Номер один в мировом скалолазном рейтинге уходящего года – Янья Гарнбрет – была абсолютно непобедима уже в юношеской категории. И, кажется, с её приходом во взрослые соревнования расклад сил в очередной раз изменился, впрочем, сохранив перевес на словенской стороне!
На контесте La Sportiva Legends Only. Фото © Lars Lindwall
Янья Гарнбрет (родилась в 1999) – скалолазка из Словении, победитель и призёр бессчётного количества соревнований, протеже Мины Маркович, на данный момент регулярно опережающая в рейтингах свою подругу по команде. Перешла во взрослую категорию в прошлом году, заняв по итогам Кубка мира четвёртое место. Зато в этом сезоне она выиграла подряд три этапа в трудности – в Шамони, Вилларсе и Бриансоне, стала третьей в Арко, а затем отыгралась на этапе Кубка в Китае, и выиграла чемпионат мира в Париже. Третье место в Словении под занавес сезона уже не могло сыграть против. Плюс Янья заняла второе место на одном из этапов Кубка по боулдерингу – в Иннсбруке, и выиграла несколько молодёжных соревнований, на которых всё еще выступает. В общем, она умна, талантлива, сильна, очень мотивирована и тренируется с сильнейшей сборной планеты.
Несмотря на то, что львиную долю её жизни занимают соревнования и подготовка к ним, на скалах Янья тоже даст фору очень многим. В её копилке онсайт «Аватара» (5.13d) и прохождение Scrat (5.14b) в Хорватии, и множество линий 8b–8c+ на словенских скалах.
Янья - атлет команды Camp!
На трассе Miza za šest (5.14c), Словения, фото © Luka Fonda
Мое знакомство с Яньей произошло в Арко, хотя за успехами скалолазки, равно как и всей словенской сборной я слежу давно – они производят удивительное впечатление, когда выходят на соревновательную арену. Тот вечер на скалодроме Rock Master прошёл для Гарнбрет не лучшим образом: она заняла третье место в финале трудности, и глаза предательски покраснели от выступивших слёз. Собственно, пожалуй, это единственное, что сейчас выдаёт её молодость – неравнодушие к неудачам. Зато на следующий день, выиграв Дуэль, она сияла. Так что наш разговор проходил уже совсем в позитивном ключе….
Какой сложности сейчас делают трассы на этапах Кубка мира? Например, здесь, в Арко, насколько сложная была финальная трасса? Ты упала в средней части… было скользко?
Должна сказать, я чувствовала себя достаточно уверенно на всём протяжении соревнований, особенно на квалификации, да и на финале я верила в свои силы. Однако к концу становилось тяжелее – я ужасно устала за целый день борьбы, и труднее всего было вечером, так как становилось прохладнее, как-то более скользко, поэтому я и упала.
Мне кажется, со стороны маршрут выглядел прекрасно. Но думаю, что средняя часть была слишком сложной, не меньше 8b+ – остальные участки были намного проще. Это не очень хорошо.
Арко, 2016 год, финал
В этом году ты была номинирована на премию Arco Rock Legends 2016. Насколько для тебя важна такая оценка?
Я была приятно удивлена, когда меня номинировали, потому что не ожидала этого: буквально год назад я была в зале, смотрела на сильнейших скалолазов, которые получали эту награду, и мечтала, что когда-нибудь и я буду на их месте. Я безумно рада, что это начинает сбываться, и вот я уже стою среди лучших спортсменов, у которых за плечами впечатляющая карьера, в то время как я сама только начинаю свой путь.
Да, это действительно был очень интересный год, особенно потому, что ты была на одной сцене и с 14-летней Лаурой Рогора и с Дани Андрада, который уже давно легенда скалолазания…
Да, это всегда потрясающе, когда тебя выбирают, когда ты очень много работаешь, и кто-то это видит и ценит.
Фото из архива Мины Маркович
Тебе повезло быть в одной команде с Миной Маркович?
Определенно! Она удивительный человек и очень сильна как скалолаз. Она не раз давала мне советы по поводу того, где стоит поднажать во время лазания.
Как и в любом профессиональном спорте, в скалолазании царит своя атмосфера: друзья-соперники помогают друг другу во время просмотра трассы, а потом «бьются» с трассой за каждую зацепку. Как на тебя влияет скалолазная «тусовка»?
Мы все по-настоящему хорошие друзья и не видим друг в друге соперников, когда мы на скале. Понятно, что, будучи друзьями, на соревнованиях мы, так или иначе, соперничаем, но даже тогда мы часто обсуждаем маршрут или движение по нему. Сообщество скалолазов – это прекрасно! И я очень надеюсь, что ничего не изменится.
На стартах в Вилларсе
Я знаю, что ты пусть нерегулярно, но лазаешь и на соревнованиях по боулдерингу. Обычно рано или поздно приходится выбрать одну дисциплину. Мало кто способен лазать и то, и другое, так? Почему из скалолазных дисциплин ты выбрала именно трудность?
Это сложный вопрос. Мне нравится боулдеринг, и мне нравятся длинные маршруты. Думаю, суть в том что в боулдеринге ты проходишь маршрут за пять движений – и всё, конец! Другое дело, за 50 – тогда ты по-настоящему наслаждаешься лазанием! Да, я люблю поработать!
Словенская скалолазная команда, вероятно – одна из сильнейших в мире. Несколько лет назад сильнейшей была австрийская команда, до этого – французская. Легко ли удержать лидерство, держать марку? Вы часто тренируетесь вместе?
Обычно один раз в неделю мы тренируемся вместе, и, несмотря на тяжелую работу, это довольно весело! Мы занимаемся систематически, и да, мы стараемся быть лучшими! У нас есть очень сильные спортсменки, собственно, целые поколения сильных скалолазок – Мина Маркович, Mайя Видмар, Натали Гросс, Мартина Чуфар… И несмотря на разницу в поколение, мне интересно с ними, что скрывать, даже просто наблюдать за ними здорово!
Тем не менее, как считаешь, удастся ли вам удержаться на первых строчках ещё долгое время?
Я не знаю! Но я стараюсь! (смеется) Почти у каждой словенской спортсменки есть свой собственный тренер, со своим видением. И мы очень много работаем! Что ещё скажешь.
Расскажи, как ты тренируешься?
В начале сезона я тренировала боулдеринг, потому что готовилась к двум стартам в этой дисциплине, хорошо в этом поднаторела, и уже после Инсбрука я стала лазать на трудность, чередуя длинные и короткие маршруты.
Есть ли в твоём плане тренировок что-то кроме скалолазания? Бег, плавание и т.д.?
Ну, обычно я не бегаю. Но я много работаю на растяжку, делаю упражнения на связки для предотвращение травм… Всё, пожалуй.
Практикуешь ли ты TRX и прочие функциональные тренировки в духе Gimme Kraft?
Обычно нет, мы тренируемся немного в начале сезона с помощью TRX, но не весь год. Еще мы используем кампус. И на этом всё.
А почему не бегаешь?
Не знаю. Обычно я тренируюсь целыми днями и возвращаюсь домой ужасно уставшей. Я просто падаю на кровать, и мне уже не до бега!
Финал чемпионата мира в Париже, 2016 год
А чем ты занимаешься помимо скалолазания? Учишься где-нибудь?
Да, в старшем классе. Я иду в школу – и для меня это своего рода отпуск! В общем, я хожу в школу, занимаюсь скалолазанием, прихожу домой поспать – а утром повторяю всё снова!
Это может показаться скучным…
Да, в школе действительно скучно, а вот скалолазание скучным никогда не бывает!
Расскажи, на кого ты равняешься? Кого бы смогла назвать кумиром? (хотя я и не люблю это слово)
Да, такие есть, хоть я бы и не назвала их кумирами…
Вот, почему я и не люблю это слово…
Скорее, это люди, которые меня вдохновляют – как Мина, например. То, что она делает, как она это делает, зажигает меня, вдохновляет больше тренироваться и совершенствоваться. Она была первой или второй почти во всех соревнованиях, в которых участвовала – она очень сильная. Возможно, я похожа на неё в её возрасте. Так что я не ищу кумиров, чтобы восхищаться, мне просто нужно вдохновение, чтобы усерднее работать.
Фото из архива Gripped.com
Много лазаешь на реальном рельефе?
В этом году я почти никуда не выезжала, потому что в основном готовилась к соревнованиям. Но когда сезон соревнований заканчивается, я еду на скалы, например, в Испанию дней на 10 и стараюсь планировать маршруты посложнее. Возможно, однажды я поеду на скалы и между какими-нибудь соревнованиями, но сейчас это кажется мало похожим на правду. У меня просто не хватит на это времени!
Может быть, причина еще и в том, что реальный рельеф существенно отличается от искусственного, и ты должна готовиться к конкретным соревнованиям?
Да, безусловно! Всегда надо готовиться. Когда были старты в Шамони, я хотела полазать на местных скалах, но через пять дней уже были соревнования в Бриансоне, так что лазать на скалах было бы не лучшей идеей, нужно было настраиваться на старты.
Расскажи, когда ты начала заниматься скалолазанием?
Я была маленькой девочкой и любила везде лазать: по деревьям, шкафам, дверям. И однажды в своём городе я увидела развлекательный скалодром и непременно решила попробовать – мне понравилось! И, когда мои родители это увидели, они сразу отвели меня заниматься в клуб.
Кто твои родители? Они тоже скалолазы?
Нет, они никогда не занимались скалолазанием. Но мама ходила в походы. А вот папа любит американский футбол и все эти штуки, которые обычно любят янки.
А что они думают по поводу твоей профессиональной карьеры?
Они хотят, чтобы я занималась спортом. Вначале они поставили меня перед выбором: танцы или скалолазание. Я выбрала второе, хотя мама считала, что танцы мне подойдут больше. Но она уважает моё мнение, хотя даже десять лет спустя видит меня и в том, и в другом. Но в любом случае сейчас она счастлива за меня!
"Аватар", 8b, Хорватия. Фото © Luka Fonda
Есть ли у тебя особая спортивная диета?
Если честно, никакой особенной диеты у меня нет. Я ем всё, что хочу, но я не ем много сладкого, потому что я всё ещё подросток, и кожа моя тут же выдаёт, сколько сладостей я съела! Но однажды, когда подрасту, я позволю себе съесть всё, вот увидите!
Неудачи – неотъемлемая часть спорта. Какие уроки ты извлекаешь из поражений?
Я начала побеждать достаточно рано, лет с девяти, и почти всегда была первой или второй. Только сейчас, будучи старше, я стала узнавать, что значит проиграть на соревнованиях. Иногда это обескураживает, иногда выбивает землю из-под ног, мне становится грустно, но не потому что я третья, а, скорее, из-за своего прохождения, того, где я ошиблась.
Я знаю, что для кого-то победа значит больше, и я стремлюсь всегда добираться до топа, выкладываться на все 100%. Но я искренне рада и третьему месту, если при этом я сама себе могу признаться, что сделала всё и отдала всю себя на этих соревнованиях.
Потому что не всё держится на результатах, всё держится на скалолазании!
Фото © Lars Lindvall
А ты нервничаешь перед выходом на площадку?
Иногда да, иногда нет. Обычно это зависит от количества тренировок перед соревнованиями – тогда я чувствую себя более уверенно, когда вижу маршрут, и я верю, что справлюсь. Если же мне кажется, что я недостаточно готова, нехорошо себя чувствую или что-то меня беспокоит, то уверенность всё равно в какой-то степени остаётся, и я стараюсь всегда оставаться на позитиве.
Перед выходом я обычно всегда нервничаю, но на этом всё. Особенно, когда я на маршруте, всё происходящее вокруг исчезает, остаёмся только я и стена.
Какие соревнования в этом году ты бы выделила по степени важности для себя самой?
Конечно, Шамони в этом году – это была моя первая победа, где я всё сделала хорошо и добралась до топа, в то время как все девочки срывались. Наверное, я запомню эту победу на всю жизнь!