Белый мрамор

Пишет AcRossOne, 03.12.2016 00:53

Белый мрамор (Альпинизм, мраморная стена, хан-тенгри, marble wall, рассказ, восхождение)
За палаткой вроде не шуршит. Андрюха собирается, расстёгивает молнию и выглядывает в "окно" палатки посмотреть погоду. Небольшое затишье...
— Андрей!
Истошный вопль:
— Ребята, Хан-Тенгри видно!!! Идеально чистое небо!


Этот крик отпечатается в моей голове надолго, но до него должно случится ещё много событий...


***
Рассказ немного о личном. Для профессионалов вряд ли представляет какой-либо интерес, ибо восхождение не выдающееся. Но друзья, прочитав, просили выложить этот дневник экспедиции для широкого круга. Я и решился.
***

В 2012-м году мы пришли на разные отделения в наш туристско-альпинистский клуб попробовать что это такое, он — первокурсником, а я и вовсе школьником. Мы много пересекались на различных соревнованиях и выездах, а потом и вовсе поехали на свои первые сборы. Так случилось, что с первых восхождений мы ходили в одной связке (наверное, около 90% наших вершин схожено вместе), а теперь, желая попробовать что-то новое, этим летом мы планируем сходить высоту. Наши томские сборы в этом ходу хотят заехать в район Баянкола, хребет Сарыджаз, Центральный Тянь-Шань, и мы хотим присоединиться к ним. Честно сказать, сопоставляя наш скромный студенческий бюджет с нашими наполеоновскими планами, мы быстро поняли, что это почти нереально. Пашем как ишаки всё лето на работах и пытаемся найти хоть какие-то деньги. В итоге, накопив сумму и позанимав у друзей, покупаем билеты в Алма-Ату, пакуем баулы и отправляемся в путешествие.

Мы, как самые настоящие путёвые парни, хотим сперва три недели провести в Туюк-Су, размяться, походить четверки и акклиматизироваться для высоких метров над уровнем моря. Мы очень любим этот район, он для нас почти как родной. За что спасибо Скопину Артёму и местным обитателям альплагеря, отдельно — Максу Тену за нескучную компанию :)
Но после первой недели с погодой что-то совсем не клеится. Дождевыми штормами крушило кухонную базовую палатку, на траве лежал град, и даже жители Алматы уже 100 лет не видели такого холодного и хмурого лета. Не клеилось и с нашим везением. Самые доступные 4А в районе мы прошли здесь в прошлом году, а остальные либо траверсы 5 вершин, либо в соседних ущельях и дальними подходами, и вообще трудовые. Выбираем их. Мы несколько раз подходили под стены, ловили душ изо льда и воды и отступали; подходили, переставала работать рация, и отступали; подходили, упирались на маршруте куда-то не туда, отступали. В общем, проверяли нашу психологическую устойчивость, вызывая, в том числе, некую жалость у всех жителей лагеря. И зарабатывали опыт отступлений, сохраняя свои тушки. Спортивный запал был, мы бегали как могли, а восхождения не случались. Сделав перерыв, отдохнув в городе и попив пивка, с пятой(!) попытки одолели 4ку и довольные убрались восвояси.

Белый мрамор (Альпинизм, мраморная стена, хан-тенгри, marble wall, рассказ, восхождение)
Хмурая южная стена Пионера.
Белый мрамор (Альпинизм, мраморная стена, хан-тенгри, marble wall, рассказ, восхождение)

Следующий этап.

1-3 августа. Мы двинулись на автобусе по дороге из светлого города Алматы в сторону границы с Китаем и даже благополучно доехали в кузове ГАЗ-66 до последнего оплота цивилизации в этих краях — золотодобывающего прииска Жаркулак. Наши общественные грузы для экспедиции должны были отправиться вверх по долине с местным чабаном на лошадях. Ну, так договаривалось руководство. Но мужик с лошадьми не появились... Следующие двое суток запомнятся мне как одни из самых прекрасных в моей жизни! Рюкзаки по 35 килограмм, 39 километров пеших переходов по горным тропам, 1.5 километра перепада по высоте ииии... кони нам не нужны!, мы и сами как кони. Наконец, мы в базовом лагере Слияние на высоте 3200 метров над уровнем моря. Расположились и улеглись спать.
Белый мрамор (Альпинизм, мраморная стена, хан-тенгри, marble wall, рассказ, восхождение)

4-7 августа. Акклиматизация. Мы с Андреем целью экспедиции сразу ставили высшую точку хребта — пик Мраморная стена, 6146 метров.
Отдельно про высоту вершины: она не 6400 как в рекламных буклетах, давайте будем честными и простыми людьми. О точной высоте писали маёвцы в отчете о своем походе и Денис Урубко, искать в интернете.
Обитатели Иныльчекских МАЛов этого сезона знают о том, сколько снега лежало на склонах и постоянно выпадало в Центральном Тянь-Шане, поэтому на маршрут Михайлова 5А на нашу гору никто не совался. Оставался один относительно безопасный и простой вариант — по гребню через перевал Китайский, вершины Узловая и Пограничник, далее на пик Плато и только потом на саму вершину. Вот такой вот великий поход. К тому же, предыдущие летние попытки взойти на эту гору в этом году не увенчались успехом, и перед нами стояла задача закрепить веревки на опасных участках (т.н. "нож" - острый снежный гребень) для потенциальных коммерческих клиентов. Для этой задачи нас двоих и Юру Дакуса взяла с собой группа казахстанцев Витали Жданова, состоявшая из Буревестников :) У наших томских друзей не было акклемы и их график сдвигался на день после нашего. Перед выходом из базового лагеря в голове крутилась мысль о том, что кончилась моя затянувшаяся юность, теперь всё по-взрослому. На фото один из ледопадов, стекающий с объекта нашего восхождения. Масштабов не чувствуется, но в трещины на леднике можно ронять вагоны и самосвалы, всё равно что вишневые косточки в ведро. Лететь будет долго.
Белый мрамор (Альпинизм, мраморная стена, хан-тенгри, marble wall, рассказ, восхождение)

7-8 августа. 2 дня скверной погоды. Постарались пройти как можно больше, но всё равно были вынуждены поставить в пургу и метель наши палатки на гребне на высоте 4500. Долго выравнивали для них площадки, частично вырубая их во льду. Я слегка поморозил пальцы, пока доставал вещи из рвущегося на ветру рюкзака и долго потом пытался отогреть их, сидя в палатке. Стало страшно, что обморозиться можно даже летом и так нелепо. На утро вышли на 4950, хотели пройти дальше, но у погоды были свои планы на этот счёт. Сидим на куполе вершины Узловой: ни зги не видно, вокруг пелена и снег, боимся уйти на карнизы, направление которого даже примерно не понятно. Не дождавшись улучшения, оставили заброску со снежными якорями и верёвками, забили координаты в GPS и промаркировали путь вешками. Не выполнив задачи по провеске маршрута верёвками, решили спускаться в базовый лагерь на 3200м для отдыха. Еда и газ были на исходе. На фото наш скромный лагерь 4500.
Белый мрамор (Альпинизм, мраморная стена, хан-тенгри, marble wall, рассказ, восхождение)

8 августа. Отлёживаемся на травке в базовом лагере. Огрооомный контраст в уровне цивилизации по сравнению с ночевками на высоте! Пришла хорошая новость: "нож" провешен нашей томской группой. Группа Жданова, с кем мы поднимались на первый выход, решили отдыхать 2 дня, т.к. устали, но мы с Андреем такой роскоши позволить себе не могли. Мы были прижаты плотным графиком и у нас не оставалось резервных дней. Только одна попытка, один шанс: либо мы, либо гора. Нас было всего двое, и, признаться, было страшно. Решили, что по-любому выйдем, а там присоединимся к группе с опытными мужиками. Легли спать, понимая, что взойдем на вершину только если позволит погода. На фото мои друзья топчут белый мрамор на высоте 4500. Я запомню это место.
Белый мрамор (Альпинизм, мраморная стена, хан-тенгри, marble wall, рассказ, восхождение)

9 августа. Идеальная погода! С Муравьевым Дмитрием, Асетом, Полиной и тяжелыми рюкзаками вышли с 3200 и к вечеру дошли до 4900, за что были вознаграждены вот такой красотой! Все пятитысячники хребта как на ладони — пылают золотистыми и алыми красками! Выстроили целый город из ветрозащитных снежных блоков, чтобы палатки ночью вместе с нами не улетели в Китай, легли спать. Настроение боевое.
Белый мрамор (Альпинизм, мраморная стена, хан-тенгри, marble wall, рассказ, восхождение)

10 августа. Просыпаемся, собираем лагерь, сегодня нам нужно уйти с в. Узловая, пересечь "нож", пройти гребень до в. Пограничник, перейти через неё и спуститься на перемычку, с которой начинается основной гребень на Мраморную стену. Выходим впятером. Немного беспокоят трещины и некоторые склоны, поэтому дополнительно провешиваем их веревками. В 11:30 утра мы на месте, но веревки для провески кончились, и Дмитрий с Асетом собираются вниз. Мы остаёмся втроём: я, Андрей и девушка из Караганды — Полина, инструктор Туюк-Су. Впереди большой путь и намёки на надвигающуюся непогоду. Если застрянем надолго выше 6000м, нам придётся не сладко. Сомневаемся... У Полины это вторая попытка восхождения и она уходить не хочет, мы с Андреем сжимаем волю в кулак и тоже решаемся завтра наверх. Сегодня, пока есть время ребята идут топтать склон, чтобы завтра было попроще, а я обустраиваю лагерь и рою высотный туалет (славный получился). Как все вернулись, обсудили тактику и легли спать. Вечером и ночью метёт и нам это не нравится. На фото мы на снежном "ноже".
Белый мрамор (Альпинизм, мраморная стена, хан-тенгри, marble wall, рассказ, восхождение)

11 августа. Сегодня есть шанс достичь вершины! План такой: берём маленькую однослойную мембранную палатку, два спальника на троих, минимум еды и одежды, максимально облегчаемся и стараемся пройти как можно больше, поглядывая на часы. Не тут то было! Ночной снегопад замёл все вчерашние следы, поэтому приходится тропить заново. Долго ищем проходы между скальными участками гребня, которые издалека кажутся пологими, но стоит подойти — и они вырастают стенками из трухлявой породы. Спустя 7-8 часов прорубаем финальный снежный карниз и уставшие выгребаем лишь на пик Плато (~5800-5900м), на Мраморную стену сегодня уже не успеваем. Какая ОГРОМНАЯ гора!
Ставим наше скромное жилище и строим ветрозащитные стенки, тут в прямом смысле плато, и спрятаться от ветра особо некуда. Только успели закончить, и опять пурга со снегом! Чувствуется, что уже начинает давить хозяйка здешних мест — Высота. Весь вечер у всех трещит от боли голова, глотаем колёса и хотим поспать, но сон не идёт. Андрюху поташнивает. За палаткой свистопляска и настроение так себе. Очень надеемся на улучшение погоды.
Белый мрамор (Альпинизм, мраморная стена, хан-тенгри, marble wall, рассказ, восхождение)

12 августа. Не знаю, спал я или нет, может быть проваливался в полузабытье. Спальники состегнуть не получилось, и я всю ночь подмерзал, несмотря на то, что друзья поделились со мной пуховкой. С потолка мембранной палатки прямо на лицо и прочие щели всю ночь сыпал иней, а в голове творилась какая-то вакханалия. "Я приближал 5 утра как мог, тараща глазами и надувая щёки" ©, пока сознание снова не отключилось. Вдруг, где-то среди шмоток затрезвонил долгожданный будильник и по радостной реакции других стало понятно, что эти часы терпел не я один. Рассмеялись :)
За палаткой вроде не шуршит.
Андрюха собирается, расстегивает молнию и выглядывает в "окно" палатки посмотреть погоду. Небольшое затишье...
— Андрей!
Истошный вопль:
— Ребята, Хан-Тенгри видно!!! Идеально чистое небо!
Мы соскакиваем и видим то, что сейчас видите вы.
Белый мрамор (Альпинизм, мраморная стена, хан-тенгри, marble wall, рассказ, восхождение)
Готовим овсяную кашу и стараемся шустро одеться, но за ночь одежда и трёхслойные высотные ботинки покрылись коркой льда. Греем всё над пламенем газовой горелки и подгоняем каждую деталь снаряжения. В нашей палатке нет ни тамбура, ни чего другого, зато есть сантиметровый слой инея на стенках и необходимость готовить и одеваться втроём. Это очень долго и сложно в таких условиях, на сборы тратим много времени. Дует ледяной боковой ветер, но есть видимость, и мы покидаем свой последний лагерь и выходим на свою вершину. Погода даёт нам шанс и есть чувство, что мы его заслужили. Впереди долгий и не простой гребень, но какова мотивация!


11:36 12 августа.
Делаю свои последние шаги по пологому склону перед выходом на вершину. Ощущаю, что пульс уже за 180, но это не из-за физической нагрузки! Всё на пределе и сердце готово выпрыгнуть. Мне кажется, что Она сейчас убежит и я так и не успею взойти на Неё. Что Она окажется сильнее в самом конце моего пятинедельного путешествия, после нескольких месяцев подготовки и труда, чтобы заработать на эту поездку. Столько усилий проделано и так жалко будет Её отпустить. Полное ощущение нереальности происходящего!
Я делаю шаг. Ещё шаг! Ещё!!! Всё, плоская крыша, вот она, здесь. Понимаю, что выше уже некуда. Вершина. Весь Центральный Тянь-Шань как на ладони.
Я рухнул на снег и позволил себе несколько секунд бессилия. Я вспомнил своего деда, который умер пока меня нет дома, пока я в горах. Он давал мне деньги на мои первые сборы, когда мне только исполнилось 18. Ветер со снегом выдувают слёзы из глаз и уносят их в Китай. Спасибо, что я здесь, без вас этот момент вряд ли был бы возможен, вы в моей памяти.
Иду к ребятам, обнимаемся и ликуем. Пора вниз.



После вершины скатываемся в штурмовой, перекусываем, сворачиваем лагерь, сваливаем ещё ниже. На следующий день в базовый, внизу все приветствуют и поздравляют. Даже именитые дядьки, гималайцы жмут руку. Мы в этом году первые на вершине побывали. На душе тепло и приятно от этих эмоций. До сих пор не веришь в своё счастье. По пути, в том самом месте, среди россыпи белого мрамора я выбираю самый красивый камушек, сжимаю в кулаке и кладу в клапан рюкзака. На память. Все три дня это сплошная беготня вниз и таскание грузов в долину, после которых я окончательно зарёкся заниматься высотным альпинизмом. Любым альпинизмом.

Шучу.

Белый мрамор (Альпинизм, мраморная стена, хан-тенгри, marble wall, рассказ, восхождение)


_______
Спасибо ФАиС ТО и лично Кучинскому Олегу. И всем друзьям, которые помогли чем могли.

61


Комментарии:
7
Очень искренне написано! Жизненно и правдиво! Спасибо! От души порадовался вместе с восходителями.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru