Понять и простить –особенности национальной езды вТаджикистане
Горы и вода - так представляет себе гармонию древние китайцы. Действительно, высокие серебряные вершины и спокойная гладь озер радуют человека и заставляют его возвращаться снова и снова к истокам. Таких мест на Земле немного и с каждым годом становится все меньше. Одно из них-Фанские горы Памир-Алая .Поспешим же насладиться уникальной атмосферой и окунуться в мир безграничной умиротворенности
Эпизод первый. Аэропорт «Внуково»
Тому , кто хочет посетить прекрасный город Душанбе, представители авиакомпаний рекомендуют начинать регистрацию и сдавать багаж как можно раньше, часа за 3 до отлета. Ибо придя , ну как мы все с вами привыкли, за 1,5-2 часа , гражданин рискует не сесть в самолет.
…Очереди перед стойкой, как таковой ,практически нет, есть отдельные группы селян, улетающих домой.
Каждый возвращающийся, стоящий близко от стойки, считает своим долгом пригласить своих братьев, односельчан и просто товарищей по бригаде к себе поближе. И те незамедлительно начинают движение от самого конца очереди со своими сумками и баулами. Вперед, поближе к самолету.
Надо ли говорить, что через 10-15 минут вся эта хива нависает над стойкой и бедными девушками из службы регистрации. Приходит милиция, восстанавливает очередь, поправляет коридоры из лент . Минут 15 все работает, затем очередной возвращающийся зовет своих братьев, односельчан, товарищей по бригаде к себе поближе…
Добавлю, что год от года количество людей , пытающихся вести себя цивилизованно, растет. И это не может не радовать
Эпизод второй. Душанбе.
Наконец вы в Душанбе. Город для альпинистов и туристов знакомый . Это начало походов и сборов. Это приятная,( а кому-то и нет) жара, базар, это неповторимый среднеазиатский колорит .Еще это обязательные коньяк-линекс перед едой и пурген опционально.
Тем , кто давно не был в этом чудесном городе, могу сказать, что вы будете приятно удивлены, посетив его. Вас встретят чистые широкие проспекты, обширные современные парки , монументальная архитектура в центре. И конечно же, прекрасные люди. Здесь очень доброжелательно относятся ко всем россиянам. Ведь настроения жителей и политика государства совпадают( в отличие от , например, Узбекистана).
центр города
. А еще -ностальгия по СССР. Она везде. Даже новодельные автоматы с газировкой под всем известные с советских времен стоят на рынках и перекрестах.
По-быстрому проскакиваем город и по автобану в горы
Эпизод третий. Автобан
Да-да, Там таки есть автобан. Четырехполостный , с пунктами оплаты , будками и шлагбаумами. Строили его китайцы, и построили быстро и относительно качественно. Они даже поправили печально известный чудо-туннель через пер. Анзоб , сработанный иранскими мастерами через одно место
Нам не повезло. В ночь прилета в Варзобском ущелье сошел сель, разметав пять километров трассы. В горы мы вовремя не попали, зато прибавилось впечатлений.
Примерно вот так
Итак, представьте себе. 200 -300 метров дороги по селем. Орудуют бульдозеры, стремясь хоть как-то выровнять дорогу. Изредка, раз в час, ГАИ пропускает машины. Очередной раз закрывают дорогу. Все чинно стоят в двух полосах , по своим направлениям. Целых пять минут стоят. Потом (см. Эпизод первый) самый горячий джигит решает, что если он подъедет и встанет слева от потока, на «встречке», то никто и не заметит, откроют движение и он прошмыгнет побыстрее.
Через полчаса все четыре полосы и вся мыслимая обочина забиты ровными слоями тех, кто хочет «побыстрее». Надо ли говорить, что с другой стороны завала события развиваются аналогично
Наконец настает момент, когда взявшийся из ниоткуда милиционер милостиво разрешает начать движение. Ура, скрепер отъехал и …, и … И, собственно, все. Буквально за минуту первые ряды встречных потоков перемешиваются, как греческие гоплиты в битве при Марафоне.
Затем вспомнился отрывок из произведения «Отцы и дети». Тот, где несколько крестьян сообща советовали , как вытащить телегу из грязи. Здесь тоже появляются рассудительные мужики, которые точно знают как надо сдавать назад и кому.
При этом, внимание, никто не кричит, не нервничает. Ве очень спокойны. Просто здесь так принято.( это я про езду)
Стоим на месте и ждем ГАИ. Оно приходит , всем выписывает люлей, «торопящиеся» сгоняются в глубокую… обочину , движение восстанавливается. На целых 15 минут. Мы бодро едем метров семьсот и вот показался следующий сель
Очередной раз закрывают дорогу. Все чинно стоят в двух полосах , по своим направлениям…
Сначала мы ждали, потом ругались, потом настроились на медитативный лад и в полной мере насладились видами ущелья. Варзоб, одноименной реки и общением с доброжелательными соседями по пробке.
Кто понял жизнь-тот не спешит. Это про нас.
Эпизод четвертый. Серпантин.
В какой-то момент путешественник попадает на самый живописный участок новой дороги, идущей от Душанбе в сторону Худжанта и Самарканда Дорога узкой змеей вьется по склонам, наматывая один серпантин за другим. От горных видов, открывающихся впереди и по сторонам, захватывает дух.
Настрой самый позитивный, осталось только доехать до места назначения и все. Но именно здесь путника может подстерегать следующая «засада». Почему это происходит, до сих пор не знаю. Это необъяснимо, не логично , а горы умеют хранить свои тайны.
Представьте себе- узкая горная дорога , только-только разъехаться. В одном из направлений что-то сломалось, старый раздолбаный ГАЗ или Жигули или давно подлежащая списанию фура. Пробка, естественно. Большая. Фуры, местные такси в виде джипов и микроавтобусов , просто легковые машины. Все стоят впритык, никуда не влезешь даже на Оке.
Вдруг вы слышите рев мотора, визг покрышек и видите, как одна из фур , словно на ралли Париж-Дакар, резко выруливает из очереди и ломиться вперед по встречке, чудом никого не задев. Куда? А до первой встречной машины!
Тут уж, конечно, даже доброжелательные местные жители начинают громко возмущаться , но дело сделано. Пробка стоит до тех пор, пока не начнется движение по забитой полосе, и «гонщик» не влезет в свой ряд, получив изрядную порцию «добрых слов» .
Эпилог. Вот, пожалуй, и все. Вдумчивый читатель может поинтересоваться-«Какое же, собственно говоря, это имеет отношение к горам, к альпинизму ?»
А самое прямое. Дело в том, что водители МАТЦ «Алаудин-Вертикаль» , работающего в ущелье Алаудин, выгодно отличаются от тех горе-шоферов, про которых и был этот рассказ.
Они никогда , вы слышите, никогда, не ездят по «встречке» и на красный свет, никогда не нарушают скоростной режим. Дисциплинированно ждут, пока рассосется пробка и даже не употребляют насвай во время движения. А если и употребляют , то совсем не много, и уж точно не открывают водительскую дверь над пропастью, чтобы его выбросить.
Также хотим вам сообщить , что МАТЦ «Алаудин-Вертикаль» опять принимал в этом году сборы альпинистов , туристические группы и приглашает всех желающих вновь посетить Фанские горы в следующем сезоне.
Помимо селей, на трассе есть еще 3 или 4 пункта оплаты проезда - трасса-то платная. И на пункте оплаты тоже тратится время. Вот стоишь ты 2 часа, чтобы оплатить возможность постоять еще 3 часа...
Еще "порадовал" короткий тоннель перед подъемом к Анзобскому. Там внутри та же пробка, потому что за тоннелем сразу пункт оплаты проезда, а в тоннеле вперемешку стоят легковые машины и старые КАМАЗы, а двигатели никто не глушит, наоборот периодически кто-нибудь поддает газку, мол, сейчас кааак поедем - и черное облако. В общем, дышать реально нечем :(
Да и в Душанбе никто не травился...наоборот только в горах и я сам и почти вся группа животами болела..прям напасть какая. А так красота да)
По-ностальгировать хочется....
Вывод: Не ешьте в Душанбе или в Самарканде ничего из местного, пейте только бутилированную воду. Возможно ли это, особенно на обратном пути, после восхождений? А дастархан? А пилов? А дын, арбуз? А манты, шаурма? Ну конечно нет. Совет не мальчика, но мужа: ВСЕ запивайте хорошим вискарем в больших количествах. Шансы повысятся.