Зимний Ленин
В январе 2016 года две команды - команда турклуба МАИ Дмитрия Прибылова и команда Сергея Селиверстова в один день взошли на пик Ленина по маршруту Аркина.
Вся наша группа, за исключением Димы Рыжанкова, переболела каким-то вирусом во время этапа акклиматизации в Кичик-Алае. Я так и не сумел окончательно выздороветь к началу восхождения. В Сары-Могол я приехал под антибиотиками, вышел из машины, вдохнул холодный воздух и сразу начал кашлять. Этот сухой высотный кашель преследовал меня до самой Москвы.
В январе солнце на северной стене Ленина не выходит из-за гребня, склон всё время в тени из-за этого создаётся ощущение что день подходит к концу и ты уже опоздал. Лагерь 4400 освещается солнцем короткий отрезок времени, но по общему мнению группы самая холодная ночь была как раз на 4400, когда мы после выхода на 6130 спустились отдохнуть перед восхождением, видимо организмы пытались расслабиться и снизили часть защитных механизмов.
Ночь на 6130 накануне штурма прошла нормально, я не мёрз, немного поболел зуб, но потом мне приснилось что Серега дал мне чудо таблетку и всё прошло. Нельзя сказать что сон был полноценным, но он позволил организму немного восстановиться после тяжёлого дня. Зажумарили по веревке из трещины около восьми утра и в связках двинулись наверх. На мне одето термобельё, три поларки, пуховая жилетка, мембранная куртка и пуховка сверху, на ногах два слоя полара поверх термы и синтепоновые штаны, надетые на мембрану. Обувь - двойные Миллет Эверест, на руках пуховые рукавицы, на голове - две шапки и баф. Иду и жалею что не сделал бахилы на Миллеты, ноги чуть мёрзнут.
Холоднее всего стало в районе 6600, но терпимо, я чувствую что иду плохо, ребята могут быстрее, я иду в связке с Чижиком и Рыжанковым. Серега с Денисом - далеко впереди. Подходим под наиболее крутой участок маршрута - кулуар выводящий на гребень, у Дениса Урубко в 2004 здесь был лёд и он вешал верёвку. У нас льда нет - фирн, идём на три такта. Я два раза предлагаю пацанам отвязаться от меня и идти вперед, чувствую себя уверенно, но ускориться не могу. Парни отказываются, тогда я выхожу вперед, собираюсь с силами и всё же ускоряюсь ( по крайней мере мне так кажется ). В голове одна мысль - нужно вылезти на гребень, он уже не далеко, там до вершины уже дойдём. Встречаем спускающихся Селивёрстова и его бойцов, поздравляем их, они желают нам удачи.
Ну вот и гребень - здесь на удивление тепло - солнце и нет ветра, развязываемся и оставляем веревку. Вершина - рукой подать, иду к ней, но рывок в кулуаре не проходит даром, я медленно и верно отстаю от парней, расстояние между нами растёт.
Передо мной последний взлёт перед горой и глаза Сереги и Дениса - они говорят мне "Стой, надо вниз". Минута тянется как вечность, я хочу идти вперёд на вершину, но четко приходит осознание того что, ребята будут ждать меня перед спусковым кулуаром, они не будут спускаться без меня, а значит я обрекаю их на спуск в темноте. Я разворачиваюсь.
Иду вниз медленно, несколько дней назад, спускаясь с 6130 в базовый лагерь, я криво наступил кошкой и дёрнул оперированный мениск. К нашей трещине выходим уже в темноте. Моя команда взошла на гору!
Через два дня была ошхана, баня и самолёт в Москву.
Индивидуальные особенности организма.
А с одежкой разобрался. Хорошая термуха решает проблему.
Миллеты одел впервые, пришлось иногда отмахивать ноги чтобы не мёрзли. В группе Селиверстова опытные ребята одевали утеплённые бахиллы поверх тройных ботинок.
Глаза не мерзли, капюшон создаёт небольшое пространство более тёплого воздуха перед лицом.
Многократно отмороженным приходится особенно осторожничать.
Короче, люди, берегите руки-ноги! Они потом могут пригодиться. И прочие части тела - тоже.
А если на людных маршрутах выходить после "паровоза" - задалбывает его обгонять потом. У нас к тому же планы на вечер были.
Ему и нужно было из-за этого больше одежды.
Но вы ведь нам все расскажете?)
Да и на авторе (он первый в связке на фото http://www.risk.ru/u/img/212/211371-1200.jpeg) во время восхождения пуховки не видно, она в рюкзаке, так что холодно было не смертельно, но сидя дома в тепле, вспоминать приятно.
По личному опыту, выше 6000 терморегуляция организма меняется, не припомню чтобы когда-либо мне было жарко и я потел. Внизу я наоборот стараюсь одеваться максимально легко, до минус десяти бегаю в одном слое.
http://www.mountain.ru/world_mounts/pamirs/2004/lenina_afanasiev/index1.shtml
На восхождении прошлой зимой я тоже был тепло одет. Но проблем в этом не вижу. Одежда движений не стисняла, рюкзаки на Ленина легкие, ни каких проблем взять лишнюю кофточку. Зато чувствовал себя как в танке, довольно комфортно, только чуть ноги подмерзали, т.к. ходил в двойных ботинках. Для себя давно заметил, что чем теплее телу, тем меньше мерзнут конечности. Каждый ходит как ему удобней.
Сложно придумать адекватный набор одежды для зимних восхождений на 7000. Так как туда идут не новички, а люди ходившие куда-то зимой, и понимающие в скольких кофточках им будет комфортней.
Опыт показывает, что зимой в высоких горах температура не столько зависит от высоты. Так выше в статье Ваня пишет, что самая холодная по ощущениям ночь была, когда группа находилась внизу на 4400. В 2011 году в марте мы без проблем на солнышке сходили на пик Революции, а через несколько дней на 5200 ночью от холода не сомкнули глаз, отмахивая ноги внутри двойных спальников.
Про конечности - очень верно. Но не только тепло тела в целом, а еще и степень утепленности сосудов на пути к конечностям. То есть флисовая куртка для теплоты кистей гораздо полезнее, чем толстая пуховая жилетка. Или, например, толстые штаны сильно спасают при плохих ботинках, даже если телу прохладно.
Повышение температуры с высотой легко объясняли еще в школе https://ru.wikipedia.org/wiki/Инверсия_(метеорология)
Мне кажется, что если в тот день при той погоде человек не находился там, то не имеет смысла критиковать его количество поларок, т.к. понятие "холодно", во-первых, может сильно отличаться от обстановки, а, во-вторых, крайне субъективно.
А насчёт достаточности акклиматизация при восхождении на семитысячник всегда будут сомнения и будет хотеться иметь её получше, если только ты неделю назад не взашёл на другом семитысячник и не отдохнул внизу))).
Да я бы и не лез сюда со своим комментарием, но вот сейчас пытаюсь вспомнить оставлял ли я что-либо в тот день из одежды в штурмовом лагере, или всё на себя одел, и что-то ничего из оставленного припомнить не могу.