Хрустальный пик-2016. Восхождение года. Свободная Корея

Пишет robinsya, 21.11.2016 07:53

Хрустальный пик-2016. Восхождение года. Свободная Корея (Альпинизм, мы в обществе, восхождения, риск.ру, события, горы, первопроход, красноярский маршрут)

Пик Свободная Корея - магнит для сильнейших альпинистов страны. Прошедшей зимой в Ала-Арче они были в особой концентрации.Александр Жигалов, Макс Кривошеев и Игорь Логинов нашли на стене чистое пятно, чтобы проложить свой маршрут. Погрузимся в отчёт!

Информация о маршруте

Свободная Корея (4777 м) по левой части северной стены, маршрут «Красноярский», 6А, первопрохождение;
Район – Тянь-Шань, Киргизский Хребет, ущелье Ак-Сай;
Характер маршрута – комбинированный;
Перепад маршрута – 690 м, протяженность маршрута – 1970 м, протяженность стенной части маршрута – 880 м, протяженность участков 6 к. сл. – 365 м, 5 к. сл. – 160 м,
средняя крутизна основной части 75°;
Использовано на маршруте: якорных крючьев – 82/61, камолотов – 60/63, ледобуров – 80, ИТО на фифах – 67, ИТО на скайхуках – 62. Съемных шлямбуров – 3, забито шлямбуров – 13;
Количество ходовых часов – 42,5 ч., дней – 5;
Выход на маршрут – 27 января 2016 года в 4:45;
На вершину –31 января в 14:15;
Возвращение на Коронскую хижину – 1 февраля в 3:15.

Команда:
Александр Жигалов
Игорь Логинов
Максим Кривошеев

Тактические действия команды (из отчёта)

Изучая уже несколько лет Северную стену Свободной Кореи, я обратил внимание на несколько логичных линий для первопроходов. Одна из этих линий (линия нашего первопрохода) оказалась приметна и тренеру Балезину В.В. Таким образом, в качестве сильного маршрута для акклиматизации, проверки схоженности команды, а также для участия в чемпионате России в снежно-ледовом классе, была выбрана эта линия.
Перед началом восхождения была организованна предварительная акклиматизация на пик Учитель. Затем выход на Коронскую хижину с ночевкой и заброской всего основного снаряжения, платформы и продуктов.

27 января. Вышли на маршрут. Быстро прошли нижнюю часть. Лед, микстовые участки пролезли, затем началась сильно разрушенная скала, крутая и присыпанная снегом. Маршрут плавно забирает вправо. Выше и правее увидели веревку Грекова Д. с (2013г), маршрут Сыщикова А. (2015г). Прошли недалеко от нее, веревка ушла вправо, а мы направились прямо вверх, с небольшим набором влево. Обработали еще полверевки, закрепились, дюльфернули, повесили платформу в верхней части контрофорса. Весь день ветер, снег, пылевые лавины.

28 января. Основная стенная часть. Рельеф представляет собой большие плиты, стоящие одна на другой, приклеенные к основной стене в виде черепицы. Щели и трещины между ними нагружать нельзя, поскольку плиты могут разъехаться, полететь вниз, а это грозит не только срывом первого, но и перебиванием веревок и попаданием камнями в остальных участников восхождения. Поэтому необходимо было введение новой техники прохождения таких участков. Для этого били дырки под скайхуки в самых больших кусках породы, проходили их, а страховаться приходилось за забитые в промежутках в монолит шлямбура. Вылезли под карниз 3м. Собрали станцию, забили шлямбур. Дюльфернули вниз, повесили платформу метров на 20 выше предыдущей ночевки. Погода становится хуже. Порывистый ветер, плохая видимость. По стене не переставая идут пылевые лавины.

29 января. Прожумарили обработанный участок. Начали проходить карниз. Вся порода в основании его – живые огромные плиты, все сыпется, отходит, летит вниз. Через карниз удалось пройти по еле видным, нарисованным трещинам. Забили в основании карниза шлямбур и на выходе, за перегибом еще один. Затем в 10-ти метрах после карниза собрали станцию на шлямбурах, обработали еще около 10-ти метров. Закрепились и повесили платформу на вертикальной крутой стенке прямо над карнизом. Макс кое-как насобирал немного снега для еды и питья. Этого хватило только на один котелок с лапшой и один джетбойл с чаем на ужин. Погода плохая, ветер, снегопад. Температура снизилась до -25° С.

30 января. С утра набрали полный мешок свежего снегу, скопившегося за ночь на крыше платформы, позавтракали. Часам к 2 первый вылез на крышу. Начались микстово-ледовые участки. Так как и силы уже были не свежие, и подгонка ледового снаряжения отняла некоторое время, поэтому к гребню стены подходили уже в сумерках, с фонариками. Вылезли на гребень около 21:00. Мест для удобной установки платформы не нашли. Выровняли в снежном надуве площадку, воткнули ледовые инструменты в надув и подвязали к ним платформу. Залезли в платформу, больше похожую на гамак. Придерживая тент головами, разместились, приготовили ужин из заканчивающихся продуктов, и в полусидячем положении уснули. Погода: метель, ветер со снегом. Температура упала до -27° С.

31 января. Доели остатки еды, собрались, выдвинулись. Гребень вносит свои коррективы в наше передвижение. Первые участки невозможно пройти одновременно. Первый проходит участок траверс острого гребня с инструментами с нижней страховкой, делает станцию, затем натягиваем троллею между первым и остальными и тянем баулы на скользящем карабине по троллеи. Затем прошли еще веревку по классике на подъеме. Далее связались и уже одновременно, а местами попеременно продолжили траверс гребня с баулами и платформой за спиной. Иногда приходилось дюльфернуть, местами подлезть первому, остальным поджумарить. Гребень выглядит отдельным самостоятельным маршрутом, шли его 5,5 часов.

Выход на вершину. Время 3 часа дня. Нам продолжать наш траверс до Лоу, и дюльферять по льду. В контрольном туре обнаружили пустую банку, записки не было. Вероятнее всего ее выдуло и унесло из полуоткрытой банки. Написали свою записку, завернули в полиэтиленовый пакет, оставили в туре и двинулись в сторону спуска. Не быстро спускались к Лоу, снова шли по гребню, затем дюльферяли по льду. В итоге по темноте съехали через бергшрунд и встали на ровный снег примерно в 10 часов вечера.

Погода: ветер, снег, ничего не видно: ни следов, ни тропы, все перемело и занесло. Температура воздуха упала до -30° С. Вдалеке видны очертания Коронского ледника. Двинулись в направлении его, передвигались, меняя тропящего, и постоянно отдыхая на баулах. Кое-как нашли Коронскую хижину в пурге и темноте. Около 12 ночи завалились в нее, оставили все железо, платформу, больше часа сидели, топили снег, пили чаи, ели оставленную нами еду, жгли свечи и газ. Затем собрались и в 2 часа ночи выдвинулись вниз на Рацека.

В 4:30 пришли на Рацека. Отпились чаем и улеглись спать. А утром 1 февраля в 10:00 мы уже шли вниз, в Ала-Арчу для участия в открытии чемпионата России и Мира в техническом классе. В чемпионате мы пролезли маршрут Беззубкина туда же, на Свободную Корею за 3 дня, с двумя ночевками, за 29 ходовых часов. Таким образом, в течение недели побывали на вершине Кореи 2 раза, по двум разным стенным маршрутам.

Хочется отметить, что пройденный нами маршрут получился сложнее и трудоемче, чем маршрут Беззубкина В. – 6А к.т. Это мнение всех участником команды: Кривошеева М.Л., Логинова И.А., Жигалова А.В. Маршрут Беззубкина мы прошли за 3 дня, 29 ходовых часов, с учетом того что были не конца восстановлены, и толком не отдохнули от пройденного нами первопрохода, на который мы затратили 5 дней, 42,5 ходовых часа. Маршрут пройден при условиях очень плохой погоды.

Описание маршрута

R0 – R1. Снежный склон. 30° 100 метров. В конце участка, проходится по ледовому мостику в самой узкой его части.
R1 – R2. Ледовый склон 55° 130 метров. Надежная страховка на ледобурах.
R2 – R3. Скально-микстовая стенка А1 65° 75 метров. Вверх влево по серии внутренних углов. Выход на ледовый участок.
R3 – R4. Ледово-микстовый склон 45° 50 метров. Большой траверс вправо с выходом на чистый лед.
R4 – R5. Ледовая стенка 70° 60 метров. Крутой участок с выступающими скалами и вмороженными камнями. Есть опасность скидывания вытаявших камней веревкой.
R5 – R6. Очень разрушенная стенка ИТО А3, 80° 25 метров. Стенка со внутренними углами и щелями. Очень разрушенная порода, плиты разъезжаются, сложность в постановке надежных точек. Выход на небольшую снежную полочку.
R6 – R7. Серия развальных внутренних углов ИТО А3, 80° 25 метров. Сложное, напряженное ИТО. Переход из более разрушенных углов в более монолитные траверсами. Местами подшаги на скайхуках. Выход на выполаживание.
R7 – R8. Небольшой угол переходящий в наклонную стенку 60° 15 метров. Выход на контрфорс.
R8 – R9. Контрфорс 65° 50 метров. Простое лазание по разваленному контрфорсу.
R9 – R10. Стенка А3 90° 20 метров. Крутая разрушенная стенка, переходящая во внутренний угол. Напряженное ИТО. Крайне не надежные точки, все вываливается и летит вниз на страхующего.
R10 – R11. Стенка А4 85° 50 метров. Начало ключевого участка маршрута. Очень сложное ИТО. Не надежные точки страховки. Большие плиты разъезжаются, точки вылетают. При срыве лидера велика вероятность приземление на маленькие полки. Возможность камнепада, попадание камней в страхующего, по веревкам, и элементам снаряжения. Забито 5 шлямбуров, из них 2 для установки платформы.
R11 – R12. Карниз А4 100° 20 метров. Траверс вправо под большим развальным карнизом около 12 м, затем от шлямбура переход на потолок карниза по тонким, нарисованным трещинам. На выходе из под карниза забит еще один шлямбур. Стенка около 5 метров, надежная станция на 2 шлямбурах и одном съемнике, слева забит еще один шлямбур для установки платформы. Под карнизом большие гудящие плиты. Опасность срыва первого с приземлением на уступы, вырыв точек страховки.
R12 – R13. Стенка А4 90° 20 метров. Крутая стенка с напряженным ИТО. Глухие трещины. Много шагов на скайхуках. На станции забит шлямбур.
R13 – R14. Внутренний угол А3 85° 20 метров. Серия внутренних углов. Переход из оного в другой траверсами на скайхуках. Выход на полочку, станция на шлямбуре и якорях.
R14 – R15. Стенка А3 85° 55 метров. Серия стенок и углов. Сложное ИТО, велика вероятность срыва с падением на полку. Много шагов на ИТО. Выход на выполаживание, начало крыши. Станция на шлямбуре и съемнике.
R15 – R16. Начало крыши. Скально-микстовые участки А1 65° 50 метров. Вверх влево по наклонным стенкам, затем через камин, залитый льдом. Выход через скально-ледовые стенки на ледовый участок.
R16 – R17. Лед 60° 250 метров. Выход в ледовый кулуар, по нему сначала одну веревку пролезть чуть налево, затем прямо вверх до гребня. Надежная страховка на ледобурах.
R17 – R18. Острый гребень 65° 50 метров. Лазание сложное, с опасностью слететь в любую сторону от ребра маятником. Для переноски вещей и снаряжения необходимо натягивать троллею.
R18 – R19. Длинный скальный гребень. Скалы третьей, редко четвертой категории трудности. Одновременная страховка. Выход на вершину.

На вопросы Риск.ру отвечают Александр Жигалов и Игорь Логинов

- Чем вас привлекает эта гора? Почему из всего многообразия возможностей Ала-Арчи вы выбрали именно эту знаковую вершину?

Саша: Ответ хранится в самом вопросе. Свободная Корея – самая знаковая вершина Ала-Арчи. Гора привлекает разнообразной сложной комбинированной северной стеной. Если углубиться в историю освоения этой горы, то мы увидим, что её северная стена по праву считается золотой, так как ни на одной горе в мире не было выиграно столько медалей чемпионатов СНГ, России.

Игорь: Ну, во-первых, Санёк приметил там эту линию!
Свободная Корея словно символ Ала-Арчи. Когда приезжаешь в этот район, всегда хочешь залезть именно на эту гору! Ну и спуститься, разумеется.

- И несмотря на всё современное развитие альпинизма это по-прежнему мерило мастерства?

Саша: Действительно, так. Начиная с давних времен и по сегодняшние дни её вершина не стала доступнее.

Игорь: Я думаю, любая 5Б, 6А, 6Б зимой – это определённая проверка твоих возможностей и мастерства… если оно есть!

- Почему выбрали идти маршрут именно в левой части стены? Исходили из сложности? Безопасности? Предсказуемости?

Саша: Изначально выбрали первопроход именно в той части, т.к. там проложено наименьшее количество маршрутов, соответственно, исключалась возможность пересечения с другими маршрутами. Хотелось делать именно самостоятельную линию, а не вариант.

Игорь: Там рядом находится маршрут Балезина! Так что Валерий Викторович всегда с нами рядом: он рассказал о состоянии рельефа и о его впечатлении от нашей линии маршрута. У нас появлялось некоторое понимание того, чего ждать от рельефа. Ну, по крайней мере мы так думали…

- Прошёл почти год с восхождения. Что сейчас вспоминается в первую очередь, когда возвращаешься мысленно в Ала-Арчу?

Саша: Плохая погода, сложный разваленный рельеф и отсутствие многовекового льда на стене!
Игорь: Стараюсь подавить в себе эти воспоминания! (Шутка)
На восхождении познакомился с Максом. Очень крутой дядька!! Конечно же, помню прохождение карниза, а за ним ещё одного, и всё это живое и гудящее, глухие щели и якорные крючья, забитые в них… не было похоже, что они могли выдержать мой вес… хватило бы одного срыва, чтобы всем спустить по каменной последней плюхе!! Второй раз не хотелось бы лезть там, да и уже бы не получилось, скудность рельефа на карнизе впечатлила! Также вспоминаю наш траверс до вершины со всем барахлом!

- Традиционный вопрос про сложности и опасности маршрута. В чём состояли?

Саша: Сложность маршрута в большом количестве крупных разваленных плит на вертикальной стене, передвижение по которым было очень трудоёмким.

- А изюминка линии? Чем она отличается от соседних маршрутов?

Саша: На маршруте в средней части стены находится большой серпообразный разваленный карниз.

- Зима – это преимущественно ИТО или таки современный альпинизм навязывает другую стратегию? Комбинацию техник?

Саша: На маршруте было всё: и лазанье по льду с инструментами, и драйтулинг, и ИТО. Некоторые участки очень сложно было бы пройти с использованием ИТО, поэтому проходили на инструментах ввиду непростого сыпучего рельефа.

- Пять дней на горе зимой – много. Как выживаете? Как согреваетесь? Поделись секретами!

Саша: Всё так же, как у всех. Терпим, лезем. Хорошая акклиматизация, полученная до восхождения, способствует уверенной работе на маршруте. Секретов как таковых нет, просто нужно быть всегда в тонусе, поддерживать хорошее настроение, а это у нас было благодаря бодрящей музыке с самого утра. И, конечно, немаловажную роль играет качественная экипировка и одежда.

- Насколько близко к пределу твоих сил пришлось подойти во время восхождения?

Саша: Запас прочности ещё был. В практике были восхождения, которые отнимали больше сил. Это было сложным, но работа каждый день проходила в штатном режиме. У нас изначально был определенный план, и мы его придерживались.

- Каков на данный момент уровень современных первопроходов на Свободной коре? К чему нужно быть готовым, собираясь нарисовать на этой стене новый маршрут?

Саша: Уровень первопроходов очень высокий, так как на стене всё меньше и меньше остается логичных линий. Поэтому, чтобы сделать что-то по-настоящему сильное и достойное, необходимо лезть там, куда раньше даже не смотрели и не рассматривали эти варианты в качестве линий для восхождения.

Чудесные метаморфозы после горы!

Номинанты Хрустального пика!
Следите за дальнейшими публикациями!
Оставайтесь с нами!

Учредитель премии: Risk.ru

Партнер номинации "Восхождение года": Фабрика Нетканых Материалов «Весь Мир», торговая марка Shelter®

Партнер номинации "Лучший поход": компания "Спортмарафон"

Партнер номинации "Outdoor-проект года": бренд спортивной одежды O3 Ozone

Партнер номинации "Социальный проект": выставка "Открой свою Россию"

Партнер номинации "Человек Риска": компания «Иридиум Коммьюникешенс»