Хрустальный пик-2016. Восхождение года. Чон-Тор братьев Глазуновых.

Пишет robinsya, 21.11.2016 06:39

Хрустальный пик-2016. Восхождение года. Чон-Тор братьев Глазуновых. (Альпинизм, мы в обществе, восхождения, риск.ру, события, горы, первопроход, братья глазуновы)

Братья Глазуновы среди номинантов "Хрустального пика" на этот раз - с драйвовым первопроходом на Чон-Тор. Идём выспрашивать детали!

Информация о маршруте

Чон-Тор (4165 м) по правому бастиону северо-западной стены, 6А, первопрохождение;
Район: Тянь-Шань, Киргизский хребет, ущелье Белогорка (р. Соколук);
Координаты Вершины: 420 48/ 07 //12 СШ. 74 034 /84 //26 ВД.
Характер маршрута комбинированный, перепад высот маршрута: 900 м. (по альтиметру 3250 – 4165) Протяженность стенной части без гребня – 1205 м, протяженность участков: V кат. сл. – 330 м, VI кат. сл. – 205 м. Средняя крутизна основной части маршрута – 70°. всего маршрута – 57°;
Оставлено «крючьев» на маршруте – 0
Ходовых часов команды – 15
16.02.16 с 10:00 до 19:00 – 9 часов
17.02.16 с 09:00до 14:56 – 6 часов
Одна ночёвка в палатке на полке, лежачая
Выход на маршрут из БЛ: 16 февраля 06:22,
Начало работы первого на маршруте: 10:00,
Выход на вершину – 17 февраля 14:56,
Возвращение в БЛ – 18:30 того же дня

Команда:
Евгений Глазунов
Сергей Глазунов

На Риске:
Чон-Тор: второе восхождение! Братья Глазуновы!

Тактические действия команды (из отчёта)

Вершина Чон-Тор расположена в верховьях ущелья Белогорка, (река Сокулук) Киргизского хребта, в пределах 20 км западнее Ала-Арчи. Заброска в ущелье относительно простая, что делает его привлекательным для проведения альпинистских мероприятий. Мобильная связь в ущелье отсутствует, желательно иметь спутниковый телефон.

Идея восхождения на данную вершину родилась у нас в 2014 году, когда А.А. Агафонов рассказал нам о стене и опубликовал в сети фотографию ее бастионов. Потому составляя планы на зимний сезон, мы рассчитывали совершить Первопроход после окончания Чемпионата России в Ала-Арче. Во время ЧР мы узнали, что Томская команда, опередив нас на 3 недели, прошла один из бастионов.

15 февраля После закрытия Чемпионата, переночевали в г. Бишкек.
и выдвинулись в ущелье Белогорка вдвоем в максимально облегченном стиле, оставив все лишнее снаряжение, в том числе ледовое, с недельным запасом продуктов питания и топлива.
К 16:00 добрались к месту базового лагеря, оставив бивачное снаряжение, дошли до середины подъёмного кулуара, оставили заброску, спустились в 19:30 в лагерь на ночевку.
16 февраля в 05:20 вышли из лагеря на восхождение
В10:00 начали работу на маршруте
В 19:00 встали на ночевку, провесив одну веревку выше полки
17 Февраля В 09:00 начали лезть, пройдя обработанную с вечера веревку
В 14:56 Вышли на вершину
В 18: 30 спустились в Базовый лагерь
18 Февраля прошли 25 км пешком, спустились в поселок Белогорка, откуда автотранспортом вернулись в г. Бишкек.
На маршрут команда выходила в максимально облегченном стиле взяли: 2 теплых куртки,1 ветрозащитную куртку, 2 пары запасных рукавиц на каждого,1 пуховый спальник, палатку и 2 коврика, камеру, продукты около 3 кг, аптечку, джет бойл и 2 маленьких баллона газа.
Стартовый вес рюкзака – около 12 кг.
Это восхождение стало для нас одним из лучших и приятных по совокупности нашей готовности и встретившихся на маршруте трудностей.
Мы получили самые лучшие впечатления от четкой и слаженной работы в условиях автономного пребывания в районе и совершения первопрохода. Можно с уверенностью сказать, что данный маршрут соответствует заявленной категории сложности по своим характеристикам: крутизне, протяженности и категории сложности участков.
Маршрут остался полностью чистым. Шлямбурные крючья не использовали.

Описание маршрута по участкам

0-1 Крутой фирновый склон в очень плохом состоянии, плотный фирн, под ним рыхлый снег в виде крупы. Возможен сход доски, требуется аккуратное и внимательное движение, соблюдая интервал между участниками! Подход под скалы. Начало скального пояса на высоте 3350 по альтиметру. 100 м 30°I
1-2 Движение по скалам в направлении «серого пятна» вправо вверх, Свободное лазание. Станция на снежной полке под «серым пятном». 70 м 60 – 70° IV-V
2-3 Вверх по системе щелей левой границы «серого пятна». Движение на ИТО. Через небольшой карнизик, выйти на полку, далее влево по скалам лазание еще до одной полки у основания гигантского внутреннего угла. 50 м 85° VIА1
3-4 Вправо вверх по углу свободное лазание по крупным блокам, в углу есть живые камни аккуратно! Угол заканчивается карнизом из заклиненных живых камней и блоков, его прохождение требует очень аккуратного лазания на ИТО. За карнизом станция на полочке. 50 м 85° V-VIА1
4-5 Вправо по углу самым логичным путем, лазание чередуется с ИТО по монолитным щелям в направлении «Рыжих скал». 50 м 85° V-VIА1
5-6 От станции вправо до полки под «Рыжими скалами». С полки вертикальная стенка проходится по правой части. Затем выход на выполаживание под большим карнизом, где была организована станция. 50 м 90° VI А1.
6-7 Подход под карниз по разрушенному рельефу. Прохождение карниза по щели на френдах. За карнизом станция на маленькой полочке. Ключ маршрута. 25 м 90° VI А2.
7-8 Вправо вверх по рельефу. Сложное лазание по разрушенным скалам. В конце участка переход влево на полку под карнизом. На полке мы выложили площадку, организовали ночевку в палатке, предварительно сбросив лежащие огромные камни. Место ночевки безопасное прикрыто карнизом. 25 м 85° VI
8-9 С полки траверс вправо под карнизом и переход в камин. Далее лазание по камину с несколькими карнизами. Карнизы проходятся на ИТО. Участок заканчивается на хорошей полке, где удобно организовать станцию. На этом участке мы закончили работу в первый день восхождения. 50 м. 85° VI A1
9-10 Движение по скалам вправо вверх, через 15 метров переход маятником вправо, затем выйти на большую полку (возможна ночевка). Далее логичный рельеф отклоняется вправо в обход огромного разрушенного участка стены из живых блоков. Поэтому мы приняли решение отклониться от прямой линии, и продолжить движение, обойдя этот пояс по правой грани. С этого участка и до вершины маршрут удалось пройти без использования ИТО. 45 м 75° IV - V
10-11 Траверс вправо по полке 45 м 45° III-IV
11-12 По границе разрушенного и монолитного поясов, направление влево вверх. Лазание по плитам с монолитными щелями. Выйти в большую мульду в разрушенном поясе. 50м. 750V
12-13 По левой части мульды в направление гребня бастиона до упора, одновременное движение. В середине участка скальная стенка 5 м. 70 м 60-65° III
13-14 Скальная стенка c щелью в разрушенном поясе свободное лазание, выход на гребень бастиона. 20 м 75° V
14-15 Далее до выхода на гребень лазание в кошках. Приспуститься и двигаться по плитам, засыпанным снегом. Станция на камалотах. 50 м 55° III-IV
15-16 Свободное лазание по скалам средней сложности в направлении гребня. 50 м 70° IV
16-17 Выход на гребень по скалам средней сложности. 30 м 55° III-IV
17-18 Движение по гребню в направлении вершинной башни. Жандармы обходятся преимущественно справа с Южной стороны. Конец участка на перемычке между жандармом и Башней. 300 м 50° III-IV
18-19 Вершинная башня проходится в лоб по системе монолитных углов. Движение по углу, в конце угла станция на якорях перед выходом на характерную перемычку. На данном участке и до вершины первый работал в скальных туфлях, второй двигался лазанием в ботинках. Груз мы оставили в конце предыдущего участка. 50 м 75°V
19-20 Выйти на перемычку, затем поднятья по гребню на вершину через серию стенок. 25 м 65° IV - V
На вершине висит свежая петля Томичей, записку мы не обнаружили. Томская команда записку не оставляла, о чем нам сообщил в последствии И. Темерев.
Мы оставили свою записку и свою петлю из репшнура зеленого цвета, как доказательство нашего пребывания на вершине.
Спуск с вершины по пути подъема 1.5 дюльфера с башни до перемычки R 18, далее вниз, одновременно, по системе кулуаров на Юг с общим сбросом высоты около 700м. В середине спуска небольшой дюльфер 15 м.
С Южной стороны ущелья, обходя массив Чон-Тора, слева направо, по ходу движения, выйти по системе висячих цирков до реки. Река впадает в Сокулук. По старой тропе спуск в Базовый лагерь на слиянии Сокулука с вышеуказанной рекой.

На вопросы Риск.ру отвечают Евгений и Сергей Глазуновы

- Чон-Тор – цель неочевидная. Вас она привлекла вниманием, оказанным горе томской двойкой, или вы замечали её и раньше?

Сергей: То, что мы собрались туда практически одновременно с томичами – случайность.

Евгений: В 2014 году Сан-Саныч Агафонов рассказал нам о ней и выложил в сети фото стены, тогда и родилась идея пройти свой маршрут. Томичи нас просто опередили и прошли красивый маршрут! Единственное что мы от них получили, это консультацию по спуску и подходам. Ваня пугал нас долгими выходами вниз из ущелья. Но 25 км для нас оказались не такими уж страшными.

- За что вы любите зимние стены?

Сергей: Мы из Сибири, у нас 6 месяцев в году зима, а другие 6 это зеленая зима. К другому альпинизму мы и не привыкли.

Евгений: В долгую зиму нужно ведь что-то делать – вот и ходим в горы! А если серьезно, зимний альпинизм – он настоящий, мужской вид спорта, очень жёсткий и требует отдачи всех сил. Здесь не работает половина шаблонных приёмов, которыми так любят оперировать многие современные альпинисты. Требуется постоянная работа головой, ногами и руками, иначе путевка в медучреждение вам обеспечена.

- Прошел практически год с того восхождения. Но чем-то же оно запомнилось? Что делает его для вас особенным?

Евгений: У нас была очень хорошая физическая форма, и супер-акклиматизация для такой высоты, мы просто сходили в кайф, никаких намёков на ЧП, просто драйв! В то же время полная автономка, у нас спутникового телефона не было, и выходить пришлось пешком 25 км до поселка Белогорка, т.к вызвать машину мы просто не могли.

Сергей: Ты да я да мы с тобой.. Нас двое, из средств связи мобильный телефон, находящийся вне зоны доступа сети. Положиться можно на себя и на Брата, плюс мысль о том, что все участники технического класса уже по домам да по бишкекским злачным местам, в тепле и чистоте, ну а нас снова ноги несут непонятно куда. Ночевка в обнимку под одним спальником на полочке и желание побыстрее вылезти на гребень и почувствовать, как пригревает зимнее киргизское солнце.

Свет фонариков охотников внизу в долине, без труда бы отыскавших наши спрятанные вещи, задержись мы ещё на чуть-чуть. Выход из-под горы в цивилизацию 25 или 30 км от горы вниз, побросав всю оставшуюся пайку и газ. И радость от того, что всё получилось, и что приехали за нами другие два брата: Артур и Даниль Усмановы, наши надежные друзья из Бишкека. Ещё раз спасибо, парни!

- У вас есть свои представления о том, что такое хороший стиль, что такое правильный (как минимум для вас) альпинизм. Так какой это стиль? Какой альпинизм вам интересен? И вписывается ли Чон-Тор в этот формат?

Евгений: Альпинизм стал для меня чем-то личным, очень болезненно воспринимаю, когда кто-то вмешивается в него со своими правилами, мелочами и техниками. Не хочу этого и буду стараться, чтоб было по нашему. Не люблю толпу и стиль работы машиной для достижения цели. Два-три человека, лучшие друзья, те, кого знаешь давно, в ком уверен – команда единомышленников – намного справедливее по-моему! Интересно было бы продолжать в том же духе, расширять географию, пробовать новое! Чон-Тор вписался, конечно же, это одно из лучших наших восхождений, может, не очень сложное, но все было в кайф и не напряжно. Именно это и есть стиль!

Сергей: Наш Чон-Тор – это тот формат. Правильный альпинизм, по-нашему: минимум веса, максимум скорости, ещё больше драйва. Всё должно приносить удовольствие. По возможности не ночевать. Если лезеться – лезь, не лезется вставай в ито. Плюс маршрут должен быть логичным.

- Расскажите, пожалуйста, о маршруте и его сложностях. Почему выбрали эту линию?

Евгений: Подошли да и полезли на непройденный участок стены справа от кулуара максимально возможным логичным и простым путём, по гигантской системе углов. Сложность этого маршрута средняя, немного нервов добавляет разрушенные скалы наверху.

Сергей: Самый красивый маршрут по праву выбрал Темерев как первовосходитель, мы же выбрали не менее логичную и красивую линию, но прошли её быстрее.
Маршрут – сильная 5Б или средняя 6А, сравним с маршрутом 6А Балезина на Корону, на мой взгляд. Есть весьма интересные участки с Итошными карнизами и приятным свободным лазанием в ботинках.

- Вы любите ходить вдвоем? Какие ограничения на выбор цели, маршрута, стиля это накладывает?

Сергей: Мы последние пять лет мало что делаем поодиночке.

Евгений: Ограничения обусловлены в основном наличием или отсутствием средств в кошельке, а в остальном с фантазией, мотивацией и т.д. у нас всё нормально. Ну и погода ещё основной фактор – то самое погодное окно – чтобы его поймать, нужно иногда долго посидеть под горой. Вдвоем нам комфортно, например, сейчас Серый дорабатывал веревку выше ночевки, я пока его страховал, одновременно умудрился натопить чаю, выровнять полку под палатку и сделать нам еды. Скорость она в мелочах и взаимопонимании!

- Насколько объективно и субъективно опасен или безопасен ваш маршрут? И в целом гора? Летом на нее ходить можно, или это объект для зимнего альпинизма?

Евгений: Про лето ничего сказать не могу, так как в это время года не был там. Маршрут Безопасный, второй раз пролезли бы его за день, несмотря на перепад в 900 метров.

- Вы не встретили по пути нигде следов других альпинистов (кроме томичей)? Вашу линию до вас никто не пробовал?

Евгений: Нет следов не было, кроме дюльферной петли Вани на вершине мы не нашли ничего.

Сергей: Линия была не тронута до нас, ни крючьев, ни петель..

- Чон-Тор – перспективная гора? Насколько простая заброска под гору? Есть ли там ещё место для новых линий?

Евгений: Вполне себе перспективная, линий ещё много, причем очень логичных. Заброска очень простая, меня удивляет, почему в этом ущелье не проводят сборы и не ходят. Надо это исправить.

Сергей: В Ала-Арче были..!? В районе Чон-Тора всё немного проще в плане заброски и захода. На Свободную Корею находят, а на гору, где всего два маршрута, трудно не найти первопроход.

- Продолжите мысль… Зимний альпинизм – это …

Евгений: Выживание на горе.

Сергей: Лучший способ перезимовать зиму.

Фото и видео Сергея Глазунова

Номинанты Хрустального пика!
Следите за дальнейшими публикациями!
Оставайтесь с нами!

Учредитель премии: Risk.ru

Партнер номинации "Восхождение года": Фабрика Нетканых Материалов «Весь Мир», торговая марка Shelter®

Партнер номинации "Лучший поход": компания "Спортмарафон"

Партнер номинации "Outdoor-проект года": бренд спортивной одежды O3 Ozone

Партнер номинации "Социальный проект": выставка "Открой свою Россию"

Партнер номинации "Человек Риска": компания «Иридиум Коммьюникешенс»