Хрустальный пик-2016. Восхождение года. Great Wall of China. «Слёзы дракона»

Пишет robinsya, 20.11.2016 09:24

Хрустальный пик-2016. Восхождение года. Great Wall of China. «Слёзы дракона» (мы в обществе, восхождения, риск.ру, события, горы, первопроход, великая китайская стена)

Денис, Марина, Олеся и Вова решили залезть на Великую китайскую стену. Не на ту, но чем-то похожую! теперь, будучи в номинантах "Хрустального пика" вспоминают будоражащие кровь подробности!

Информация о маршруте
Great Wall of China (Великая китайская стена, 5186 м) по центру юго-восточной стены, «Слёзы дракона», первопроход (второе восхождение на гору), 6 категория;
Район: Тянь-Шань, хребет Западный Кокшаал-Тоо;
Характер маршрута – комбинированный;
Перепад основной части – 820 м, протяженность маршрута – 1210 м, протяженность участков 6 к. сл. – 620 м, средняя крутизна основной части – 76°, средняя крутизна маршрута – 72°.
Оставлено на маршруте: всего – 16 кр. в т ч шлямбурных – 13;
Ходовых часов команды: 38 часов, 3,5 дня (3 ночёвки на маршруте, 1 – на спуске);
Выход на маршрут: 20 июля 07:40 .
Выход на вершину: 23 июля 15:20
Возвращение в БЛ: 24 июля 17:00

Команда:
Денис Прокофьев
Марина Попова
Владимир Сысоев
Олеся Бабушкина

На Риске:
Greаt Wall of China. А вы когда-нибудь лазили с девчонками на 6Б?

Обзор района (из отчёта)

Район пика Кызыл-Аскер (5842м), Центральный Тянь-Шань, хребет Западный Кокшаал-Тоо характеризуется, прежде всего, нестабильной погодой. Режим солнце-снег-метель меняется по несколько раз в день.

Базовый лагерь ставится на высоте 3900. Снеговая линия находится на высоте около 4000-4500м над уровнем моря. Долины рек имеют высокую абсолютную высоту около 3000-3500м над уровнем моря.

Подход в ущелье для попадания в цирк, где располагается Грейт Волл и под ЮВ стену Кызыл-Аскера: по закрытому леднику Комарова, далее перевал высотой 4900. Занимает около 13 часов при наличии снегоступов и подложки из жесткого снега.

Пик Грейт Волл оф Чайна («Great Wall of China» – «Великая китайская стена») – высота 5186 м, расположен в южном отроге от Кызыл-Аскера.

Вершина представляет собой три вертикальных скальных бастиона.
Особенности:
1. Неосвоенность пика (стенных восхождении не было вообще)
2. Крутизна стены. Основная часть представляет собой серию вертикальных стенок (80-90°) и серию карнизов. На спуске нужно быть осторожным, несколько раз приходилось подкачиваться к шлямбурам.
3. Монолитный рельеф, просматривается с ледника
4. Отсутствие длинной и пологой крыши. Рельеф становится пологим только в последние 50–120 метров – при выходе на лёд.

На Грейт Волл до сих пор был всего один маршрут – и тот не стенной.
Первовосхождение в августе 2013 года совершили голландцы Вишер и Перрин по маршруту "Double Trouble" (TD-, AI4, 800 м) по Северо-Восточной стене. (Маршрут повторили – свободным лазаньем – Инес Паперт и Лука Линдич этой осенью – прим. ред.).

Удачных стенных восхождений не было ни одного, только несколько попыток. На первом скальном бастионе уже на спуске за 90 метров до земли мы увидели один шлямбур, больше никаких следов не было.

Таким образом, команда совершила первое стенное восхождение на вершину.
Маршрут проходит по наиболее логичной линии – по самому центру стены, при этом он же и наиболее безопасен, большой внутренний угол закрывает основную часть маршрута от летящих сверху камней и льда. Рельеф в основном монолитный. Маршрут хорошо просматривается снизу.

Тактические действия команды
Для акклиматизации ходили на простые вершины около базового лагеря.
Делали ночевку на высоте 4800 на снежной вершине пика «Ekstasy», это один из пиков, примыкающих к пику «Gronky» (Большая Белая) 5050 м.

Также сходили на ледник Комарова, сделали заброску части вещей.
18 июля вышли из базового лагеря со снаряжением, палаткой, платформой (по 1 шт.на четверых), по пути забрали «заброску» и через перевал (4900) попали на ледник. Там и установили лагерь АВС.

На следующий день искали логичную и хорошую линию для первопрохода. Планы на восхождение на Кызыл-аскер пришлось отложить. Намеченная еще в Красноярске линия первопрохода была залита льдом и снегом, и после каждого этапа непогоды выглядела все менее привлекательно.

Погода на леднике меняется примерно каждые два-четыре часа, то солнце, то метель. 19 июля команда вышла под стену Грейт Вол, наметили линию первопрохода, забросили снаряжение под начало маршрута. Подход под маршрут очень прост: по леднику (закрытому) немного спускаясь от АВС, минут 40.

20 июля в 7:40 утра начали восхождение. Лезли без обработки, с платформой.
Первый номер двигался с двойной динамической веревкой, у второго номера был минимальный груз. Третий и четвертый участники несли основной груз. Шлямбура на станции били также третий или четвертый номер через каждые 60 метров для дюльфера (только на вертикальных участках с нависаниями). Таким образом, лидер мог двигаться максимально быстро.

Лидер менялся каждый день (1.день: О.Бабушкина, 2. день: М.Попова и Д.Прокофьев, 3 день: В.Сысоев, 4 день: Д.Прокофьев).

Солнце светит с утра и до 13-13:30. Примерно с 15:00 по стене начинают лить потоки воды, когда солнце уже не светит. К 17:00 все это начинает замерзать.
Проблем с водой не было, платформу вешали вблизи небольших снежных полок. Рельеф очень крутой, мест под палатку просто нет. Имеются полки на участках 5-6, но они все пробиваются льдом и камнями, ставить там палатку смертельно опасно.
Спуск по пути подъема, был практически полностью оборудован шлямбурами для дюльфера через каждые 60 метров. За исключением пологих участков с хорошим рельефом. Там оставлены якорные крючья.

Описание маршрута по участкам

1. Обход выраженного скального жандарма слева по простым разрушенным скалам, подход под вертикальную стенку, начинающуюся нависанием. 60 м, 45°, III

2. Вверх через нависание по трещине выход на стенку, маятник вправо (1,5 метра), далее вверх по трещинам (френды, стоппера). 30 м, 90°, VI, А2

3. По стене вверх по хорошим трещинам средних размеров, 60 м, 80°, VI, А1

4. Стенка заканчивается, начинается выполаживание, имеются живые камни. Серия полок и стенок 3-5 метров. Общее направление движения вверх, в сторону большого вертикального внутреннего угла, идущего через основную часть стену слева направо. Осторожнее, эта часть стены может после 12:00 дня пробиваться льдом и камнями с «крыши». 60 м, 50°, VI

5. По разрушенному камину, через стенку подход под ярко выраженный внутренний угол, начало черной стенки. Здесь поставили платформу на первую ночевку, забили доп. шлямбур в плите (на спуске с него дюльферяли). Место удобное, не пробивается камнями и льдом (закрывает большой нависающий внутренний угол), ниже на несколько метров имеется наклонная узкая полочка со снегом. 30 м, 80°, VI, A1

6. Движение по трещинам вверх и немного вправо вдоль внутреннего ушла (начало движения на метр правее самого угла). Рельеф имеет черный цвет. Стенка вертикальная 80º. В трещине имеются «живые» узкие плиты, движение очень осторожное, аккуратное. Стенка постепенно становится круче, в конце веревки нависание. Веревка «косая» слева-направо. Забит шлямбур на станции. 60 м, VI, А3 (30 м, 80°; 25 м, 90°; 5 м, 95°)

7. Проходим карниз в правой части и продолжаем двигаться вверх. Стена стоит вертикально. 8 м, 95°, VI, А3; 22 м, 90°, VI, А2

8. Участок 30 метров, движение по системе трещин: широкие щели-камины, в конце участка маятник вправо 3 метра, подход справа под нависание, 30 м, 80°, VI, А2

9. Через слегка нависающее пузо (большой карниз остается слева) к перьям по правой части, вверх вправо в обход большого карниза, по нависающим тонким трещинам, выход на полку, станция. 40 м, 80°,VI, А2; 20 м, 95°, VI, А2

10. Стенка выполаживается, но трещины становятся глухими, 15 м вверх по стенке, далее уход влево во внутренний угол (горизонтальный траверс примерно 3 м), левая стенка нависает. Здесь поставили платформу, полка со снегом имеется в 30 метрах ниже, но тот участок заливается водой, и на него попадает лед сверху. 30 м, 75°, VI, А2-А3

11. Далее движение по внутреннему углу. Левая стенка нависает, во внутреннем углу местами разрушен рельеф. Движение осторожное. 25 м, 80°, VI, А2

12. Вверх по углу, местами разрушенные скалы, часть участка проходится по нависающей левой стенке, вверх участка залит льдом. Угол заканчивается - выход влево на полку. Есть шлямбур. 60 м, 85°, VI, А3

13. С полки движение влево вверх в обход большого карниза, станция под нависанием, на наклонной снежной полке. 30 м, 65 °, VI, А1

14. Вверх по двум параллельным трещинам, залитым льдом, станция на полочке. Есть шлямбур. 30 м, 75°, VI, А2

15. Впереди стенка с большим карнизом. Карниз обходится справа. Платформа висела под карнизом слева (третья ночевка, ночевка на спуске). Для платформы забит шлямбур.
По нависающей стенке в залитый льдом камин-промоину, лёд очень ненадежный, по промоине вверх 4 метра, уход вправо на тонкую щель со льдом, далее по щели вверх, щель заканчивается, два шага на скайхуках вправо вверх, выход на полочку. 30 м, 85°, VI, А3

16. Вертикальный внутренний угол со льдом. Есть шлямбур на станции. 30 м, 80°, VI, А2

17. Разрушенные скалы, движение вверх, забирая немного вправо. Камин-офвид (узкий камин), залитый льдом. Страховка ненадежная, короткие буры заходят наполовину, якоря. Некоторые участки невозможно пройти на ИТО. 30 м, 85°, VI, А3

18. По стенке вверх по широким трещинам-офвидам со льдом, требуется умение лазить узкие камины. Мест для страховки мало. Есть шлямбур на станции. 30 м, 75°, VI, А2

19. Вверх, выход через нависание на «крышу», много льда. На станции шлямбур. Оставили контрольный тур с запиской. 10 м, 85°, VI, А3

20. Вверх по льду, и через снежный наддув выход на гребень, 90 м, 45°, III; 30 м, 60°, IV

21. По гребню до вершины 130 м, II

Спуск по пути подъёма.

На вопросы Риск.ру отвечают Денис Прокофьев, Марина Попова, Владимир Сысоев и Олеся Бабушкина

- Расскажите, насколько сложно психологически лезть серьёзный первопроход в смешанной группе?

Денис: Нисколько. Во всяком случае для меня. Я для ребят тренер и уже за несколько лет изучил их поведение. Все, конечно, люди разные, и не стоит исключать неожиданности в поведении в экстремальной ситуации. Однако в чисто мужской группе, конечно же, проще. Здесь нужно учитывать, что девчонки могут что-нибудь такое выкинуть, поворчать, поныть, пожаловаться, но с нашими это не повлияет на общий итог восхождения.

Владимир: Ни до, ни во время восхождения смешанность группы психологически никак не сказывалась. Опыта и крутости девчонок можно только позавидовать, так что сомнений никаких не было.

Олеся: Мне было наоборот легче, в команде есть мужчины!!

Марина: Девчонкам в смешанной группе, наоборот, проще. Если в прошлом году, даже имея описание маршрута, было волнение и некоторая неуверенность, то в этом «да полезем на стену, а там уже как пойдёт». Если что, дюльфернуть всегда можно. Может просто уже опыт какой-никакой появился.

- А насколько – физически?

Денис: Физически, конечно девушкам сложно тянуть такие восхождения, поэтому мы максимально стараемся разгрузить их. Хотя когда настает момент что-нибудь тяжёлое поднимать или опускать по стене, лезть, ставить платформу, то тут, конечно, я могу полностью на них положиться без скидки на женскую слабость. Они в конечном итоге берут техникой и опытом.

Владимир: Физически это проявлялось только в части поиска удобного места под платформу, со снежниками и минимальными полочками. В мужской команде такой необходимости нет. Свои дни работы Марина с Олесей отработали на 100%, с баулами очень ругались, но тащили. Физически работать все 5 дней конечно очень тяжело, но никаких послаблений у девчонок не было. Все успели поработать первыми, все успели потаскать баулы и постраховать.
Бывает, собираешься с девушкой на гору и заранее понимаешь, что будешь работать и за себя и за неё. Но это не наш случай. Если бы пришлось работать в таком режиме, мы бы никуда не залезли.

Олеся: Легче чем парням на несколько кг ;-)

Марина: Объём груза не меняется. Но в какие-то моменты, конечно, девушкам в смешанной команде проще.

- Как оптимально построить работу в команде, чтобы работать быстрее? Вне зависимости от состава команды. Или в зависимости.

Денис: Чтобы работать быстрее, нужно, чтобы команда была единым целым, чтобы подготовка была на высоком уровне и соответствовала сложности восхождения и даже превышала эту сложность. Чтобы все умели и лазить, и работать на перилах, и работать с платформой, и с баулом. Одним словом, чтобы члены команды были универсалами на горе, могли в любой момент поменять напарника на любом участке восхождения. Тем более мы лазим по одновременной схеме страховки в четверке, а это требует определенной слаженности в команде. Эти принципы работают вне зависимости от состава команды.

Если учитывать смешанный состав нашей команды, то на старте, когда у команды самый большой груз, постарались, конечно, максимально перенести его на мальчиков. В частности в начале первой работала Олеся, у второго номера был рюкзак килограмм 12-15 (это Вова). Мы с Мариной работали третьим и четвертым номером. У меня баул, у Марины платформа 9 кг и рюкзак. Дальше в следующие дни, все менялись номерами и каждый лез первым в свой день. Это оказалось оптимальным, на наш взгляд, распределением нагрузки.

Владимир: Самое главное, нужно обязательно заранее определиться с составом, определиться с капитаном и с режимом работы на горе. Чтобы уже в процессе восхождения не возникало вопросов, кто в какой день работает первым, кто когда баулит. Работать первым, как мне кажется, самое тяжёлое в таких восхождениях. Баулить физически тяжело, но ты тащишь и ни о чём не волнуешься. А когда лезешь первым в первопроход, стараешься не тормозить, делать надёжные станции, пытаться найти самый оптимальный путь. Это всё накладывает много ответственности, и психологически тяжелее. Поэтому нужно заранее быть готовым к работе, и знать, что когда ты отработал свой день, ты свободен и можешь расслабиться.

В процессе восхождения просто главное всем работать, и тогда будет скорость. Никто не должен спать на станциях: долез, разбирай верёвку, подтягивай баулы, бей шлямбура для спуска. На стене много дел. Такой работой и обеспечивается скорость команды.

И конечно, нужно подавлять своё эго, слушать капитана и отдавать всё команде.
Конечно, состав команды влияет на стратегию и тактику, но тут нужно отталкиваться от личности участников, а не от полового различия.
В нашем случае всё прошло по плану, без каких-либо серьёзных эксцессов. Поэтому какой-то дополнительной тактической работы проводить не нужно было.

Марина: Вне зависимости от состава команды мы работаем по «одновременной» схеме. На вертикальных стенах эту схему применять особенно удобно. Тогда вся команда постоянно двигается, каждый участник меньше мёрзнет и может жумарить в более комфортном режиме (на 25-30 метров, а не 50-60). Вся схема уже давно отработана, и никаких вопросов у нас между собой не возникает. Тем более, что груз едет не на плечах.

- Взаимодействие с другой группой для такой экспедиции – хорошая идея. И удобство заброски, и веселее, и надежнее. Вы ощущали это по ходу путешествия?

Денис: Ну, красноярцы всегда любят ездить большой толпой, так веселее. Конечно, команды стараются поддерживать друг друга и на заброске и в ходе восхождения. В автономном районе это еще и залог безопасности. Я точно знаю, если с кем-то из нас что-то случиться, вторая команда подойдет и поможет.

Владимир: Это жизненная необходимость! Особенно в горах, где вообще никого нет. Я лично поражаюсь людям, которые могут в двойке идти в отдалённый район на гору. Для себя я такого никогда не допущу. Безопасность важнее любого стиля.

От второй команды мы ощущали и поддержку, и конкуренцию. Кормили друг друга, общались по рации, вместе таскали 450 кг вещей до базового лагеря, вместе выкапывали 3 часа УАЗик, вместе ходили на акклиматизацию. Разными группами нас можно было только назвать в дни восхождений, всё остальное время мы были одной командой.

А конкуренция, если её можно так назвать, ощущалась в процессе акклиматизации. Когда парни решили в первый акклиматизационный день пойти ночевать на 3900, а мы в этот момент сходили только на эту высоту и спустились. Было ощущение, что не сильно ли мы себя жалеем, и, может, стоит тоже пойти заночевать куда-нибудь.

Олеся: Конечно веселее! И надежнее! Особенно приятно, когда кто-то приходит на заброску позже, а в палатке ждёт горячая еда и чай!

Марина: Большой командой проще ехать в новый район, где никто из нас ещё не был. Хотя информация в интернете есть, по факту неизвестного все равно много. Та же заброска под стену – отдельное приключение. И командой в 7 человек осуществлять её проще, чем вчетвером.

Но ещё большим плюсом было и то, что шли мы по маршрутам одновременно. Только мы начали позже и закончили раньше. На связь выходить было очень интересно. Не смотря на то, что стены находятся в часе ходьбы друг от друга, погода у нас была разная. Обычно у нас чуть получше. А у парней все больше были облака и снег.

- Расскажите о маршруте. Как выбирали нитку?

Денис: Ещё в Красноярске, собирая информацию о районе, я приметил эту стену и обозначил ее как запасной вариант. Ещё бы, крутая стена, снег не держится, перепад в районе километра, куча попыток, и ни одной удачной. Сразу же закралась мысль «Никто не залез. Мы залезем». Подойдя к самой стене, сразу поняли, куда лезть, маршрут отличало наличие видимого рельефа, причем достаточно крепкого, в системе внутренних углов. Левая стенка почти всегда нависает и защищает маршрут от летящего в течении дня льда и камней до самой крыши. К тому же наш маршрут – почти полная диретиссима.

Владимир: Первоначально мы планировали лезть на Кызыл-Аскер, рассматривали его на фотографиях, рисовали линию. Но когда пришли и посмотрели состояние стены — она вся была залеплена снегом и льдом — решили, что вот тут рядом есть чистая стена GWoC, на которую никто не лазил и нам она лучше подойдёт. Кроме того, акклиматизация у нас была на 4700, а Кызыл-Аскер 5800. Казалось, что недостаточно для стенного восхождения такой акклиматизации.
А нитку выбирали на разведке под стеной.

Марина: Взяли бинокль, связались и пошли под стену смотреть. Выбрали самую логичную и безопасную линию по стене.

Владимир: Потом оказалось, что я её не так хорошо рассмотрел и улез не туда. :) Средняя часть маршрута проходила под косым карнизом, поэтому камни нас облетали стороной.

- Какая деталь о маршруте приходит в голову в первую очередь?

Денис: Вертикаль.

Олеся: Супер-нависания, реки, реки, полочка, карнизы, карнизы, карнизы, вода, вода кругом, карнизы, лед, сушняк, гребень, вершина.

Владимир: Средняя часть с тысячей карнизов, которую лезла Марина. На спусках мы били промежуточные точки, чтобы закачнуться по пути маршрута, потому что оказалось, что там всё время нависание. Ну и верхние оффвиды, залитые внутри льдом, которые героически с минимальной страховкой, лазанием лез Денис.

Марина: Вблизи стена оказалось очень крутой в градусах. Обычно, когда подходишь ближе, рельеф ложится. А тут почему-то нет. Основная стена вообще, когда к ней подлазишь, кажется нависающей.

- Как поделили участки для лидирования?

Денис: Первые два дня лезли Олеся и Марина, потом Вова, мне осталось только дожать стену. Поскольку все под конец уже подустали, то отдувался капитан, как самый опытный и не уставший :о)

Олеся: Под маршрутом за разговорами как-то так получилось что я вызвалась первой лезть! Просто это же логично, что надо отработать в первый день, пока сил полно, а потом жумарить...

Марина: Собственно, к основной крутой стене мы и подошли к вечеру первого дня. Поэтому мне выпала почетная миссия лезть по ней.
Собственно, меня хватило до 4-х вечера, а там Денис уже «добил» ещё целую веревку. При этом казалось, что стенка сейчас ляжет, и мы на следующий день, возможно, будем под вершиной, но все оказалось не так.

Вове достался творческий рельеф с большим количеством хрупкого льда. При этом он в итоге вышел на гладкую стенку, где до ближайшего рельефа было метров 50. Решили, что это не наш стиль. Поэтому ему пришлось дюльфернуть полторы веревки, и на следующий день уже Денис полез в крайне неприятный камин с выпадающим из него льдом. Но потом удалось выйти на более-менее нормальный рельеф, по которому, применяя по очереди ИТО и столбовскую технику каминов и офвидов без точек страховки, удалось выйти на ледовую крышу. В два часа дня мы уже были на вершине.

- На вашем маршруте есть, где пощекотать себе нервы? Насколько он объективно опасен-безопасен?

Денис: Каждый день гора преподносила сюрпризы. То водопад ни с того ни с сего. Во второй день Марина лезла, я ее страховал, и мы постоянно на каждой веревке решали, куда лезть, какой рельеф выбрать, чтобы не попасть в глухие щели и карнизы, пришлось и маятники покачать, и серию карнизов полазить, и пройти все это с грузом. Маршрут, конечно, безопасен, как мы и предполагали при его выборе.

Владимир: Маршрут безопасен, скала крепкая, камни летят рядом. Пощекотать нервы можно на залитых каминах-оффвидах под вершиной.

Олеся: Думаю самое страшное – это подлаз к полке в середине, потому что там можно сбросить камни на участников внизу, и перед выходом на гребень – заледенелые камины – жуткая вещь:), но в целом маршрут безопасен, почти на всем протяжении линия идет под нависающим внутренним углом, который защищает от льда и камней (но не от воды!)

Марина: Местами тяжело надежно застраховаться, но в общем рельеф монолитен. Разрухи нет вообще. Много небольших карнизов и нависаний.

- Самый сложный момент восхождения – расскажите о нём.

Денис: Самый сложный был третий день, когда мы прошли всего три с половиной веревки и уперлись в монолиты, пришлось две веревки снять. Все устали и не было определенности, найдем ли мы рельеф ведущий наверх. Но все благополучно разрешилось.

Владимир: На самом деле не было объективных сложностей, работали как работали. Тяжелее всего мне было в конце своего дня работы, когда я пролез 15-метровый камин под водопадом и вылез на стенку без рельефа. Справа были карнизы, которые тоже заливались водопадом, и я предположил, что мне надо как-то докачнуться до них и предстояло пролезть ещё водопадов. Но когда я спустился с верха камина, я уже не был в состоянии работать дальше, был вечер, и платформу уже закрепили. Указательный палец правой руки у меня свело в процессе отщёлкивания снаряги, а спину свело, что я не смог сбухтовать верёвку. Деник решил лезть на следующий день по другому пути, и верёвку пришлось сдёргивать. Было грустно снимать верёвку, но всё хорошо закончилось, потому что на следующий день мы добрались до вершины и график у нас не сместился.

Олеся: На третий день, когда вышли на карнизы без рельефа, надеялись в этот день выйти наверх, но... тогда что-то грустно стало и захотелось вниз:-)

Марина: К концу третьего дня все уже устали. Плюс было непонятно, попадем ли мы на рельеф на четвертый день или тоже выйдем на эти зеркала. Я не против скайхуков, но долбить 1-1,5 веревки только дырок и шлямбуров для страховки – это был бы перебор. Особенно на стене, где еще нет ни одного маршрута, и снизу было видно, что рельеф где-то есть, в районе +/- 50 метров по горизонтали, его надо только найти.

- Новый опыт – это всегда открытия – о горе, о себе, о том деле, которому вы себя посвятили. Какие открытия дала вам Большая Китайская стена?

Денис: В этой экспедиции я опять почувствовал, что мы готовы и к более сложным восхождениям. Этого чувства я не испытывал наверное со времен зимнего восхождения на Ушбу в 2011. Давно забытое чувство. И я начал понимать, что такие районы как Каравшин или Узункол – это очень домашние горы, им всё-таки не хватает некой суровости. Стало очевидно – на свете так много неизведанных гор, что не стоит распыляться на повторение чужих маршрутов.

Владимир: Неожиданно открыл для себя, что надо больше тренироваться. Укрепился в вере, что большие стены – это реально, а правильная подготовка — самое важное. Хорошая команда (спасибо Денику, Марине и Олесе), хорошая одежда и снаряга (спасибо Редфоксу, Школе ИТО, Красноярской краевой федерации альпинизма), вот и весь секрет.
Мне кажется, горы и восхождения, не являются откровением. Настоящее открытие в горах — это люди. На гору с ними ты лезешь с верой в них, а спускаешься уже с уверенностью.

Олеся: Что стен нехоженых еще много!

Марина: Сама экспедиция – это большое приключение, вне зависимости от того, удалось бы восхождение или нет. И ощущение нового и неизвестного было постоянно. Это важная часть альпинизма. И гораздо интереснее восхождения по захоженному маршруту с пошаговым описанием. О себе – нужно повышать и скорость лазания и выносливость. Зато если раньше перед началом работы на маршруте переживала и волновалась, то сейчас отношусь к этому намного спокойнее. К концу восхождения все устают, и на фоне усталости уже даже общаться сложнее. Хотя мы виделись-то всей командой только в платформе по вечерам и по утрам. Нужно заставлять себя работать, когда организм этого делать уже не хочет.

- Красноярский альпинизм сегодня. Расскажите о том, как он меняется. К чему всё идёт?

Денис: Красноярский альпинизм живет Красноярскими столбами и людьми, которые, несмотря на различные жизненные коллизии, всё-таки, продолжают дело, которое нам оставили предыдущие поколения альпинистов. Сейчас мир настолько быстро меняется, что человеку всё сложнее оставить время для своих увлечений, в том числе и увлечений альпинизмом.

Сейчас мы стараемся развивать в Красноярске не только классический альпинизм, но и молодые дисциплины альпинистской семьи (скайраннинг, скальный класс, ледолазание). В каждой дисциплине у нас есть ребята, которые успешно выступают на соревнованиях самого высокого уровня. Что касается массового альпинизма то сейчас тенденция такая, что в альпинизм всё меньше приходит людей, которые в будущем были бы способны заниматься спортивным альпинизмом. Требования к спортсменам растут, а на подготовку от новичка до спортсмена высокого уровня времени жизнь нам отводит все меньше и меньше. Поэтому перед тренерским составом постоянно встают нетривиальные задачи. Думаю, в будущем проблему будем решать с помощью создания ДЮСШ по альпинизму. Предпосылки к этому все есть.

Владимир: Куда-то идёт. На самом деле пока не ясно, куда. Многое держится на увлечённых людях. Высокие достижения на Николае Николаевиче, новички – на Стасе Катанаеве и клубах. Бизнесом и образом жизни альпинизм сейчас сложно назвать, единицы могут так жить. Остальные работают на своих работах.

Сейчас стали активно развивать ледолазание, Олег Хвостенко, Денис Прокофьев и Вася Терёхин двигают эту тему. Круто развивается скайраннинг, в нашей федерации появились спортсмены, которым это интересно, Саня Червеков, Юра Штанков. Они хотят участвовать в соревнования и проводить свои. В классическом альпинизме у новичков есть перспективы. Прошла Школа Инструкторов на Алтае, теперь в Красноярске есть несколько новых инструкторов, да и старые готовы учить молодёжь.
Советская школа отходит, новая коммерческая не сильно пока приходит, поэтому получается такой гибрид. Но все занимаются, все развиваются, перспективы есть.

- А вам самим чего хочется? У вас есть стратегический план на ближайшие сезоны?

Денис: Пока конкретных планов нет. Сезон был очень сложным в этом году. Сейчас отдохнем, подготовимся к следующему. Обычно спортивные планы созревают к весне. А насчет конкретики, то на горы, на которые мы настраивались и готовились в последние годы, к сожалению, не хватает финансов, так что будем думать. В Сибири тоже гор много. :о))))

Владимир: Стратегический план — поднимать уровень онсайта :) Без скалолазания в альпинизме сейчас уже никуда. А планов определённых пока нет. Летом куда-нибудь съезжу. Красноярская федерация планирует сборы в Каравшине, может, туда соберёмся. Из технического альпинизма пока никуда не тянет.

- Марина, Олеся, сходив на первопроход в смешанной команде, не разочаровались ли вы в женском альпинизме? Или всему своё место?

Олеся: Почему мы должны разочаровываться?)) Просто в этот раз такая команда сложилась) В другой раз, может, опять будет женская) Посмотрим, как пойдет!

Марина: Нужно, чтобы уровень соответствовал маршруту. Тогда не будет каких-либо затруднений, и это не зависит от состава команды, смешанная она или женская. Да и самое главное, это ходить на такие маршруты с друзьями, это, пожалуй, важнее квалификации.

Фото из архива команды

Номинанты Хрустального пика!
Следите за дальнейшими публикациями!
Оставайтесь с нами!

Учредитель премии: Risk.ru

Партнер номинации "Восхождение года": Фабрика Нетканых Материалов «Весь Мир», торговая марка Shelter®

Партнер номинации "Лучший поход": компания "Спортмарафон"

Партнер номинации "Outdoor-проект года": бренд спортивной одежды O3 Ozone

Партнер номинации "Социальный проект": выставка "Открой свою Россию"

Партнер номинации "Человек Риска": компания «Иридиум Коммьюникешенс»