О чем стоит подумать перед походом в горы? 6 мыслей о безопасности
Каждый год я организовываю публичные походы. Собираю группу блогеров со своей аудиторией, надеваю на них рюкзаки и тащу показывать матушку-Россию. Но если в прошлом году у нас был легкая прогулка по Крыму, то в этом мы отправились на 30-й маршрут по Северному Кавказу.
Проект "Блогер под рюкзаком" в 2016 году посвящен вопросу безопасности в походах. Его хочется поднять именно сейчас. После случая в Карелии, когда по недосмотру инструкторов (а может быть кто-то назовет другие причины) в водном походе погибли дети, в России начались жесткие проверки детских тур.лагерей по принципу: проще запретить, чем улучшать. И своего добились, многие центры закрылись, туристические базы перестали организовывать детские походы из-за непредсказуемости чиновников, а общественность решила, что для ребенка монитор компьютера как-то безопаснее будет, чем единение с природой.
Поэтому мы выбрали маршрут, на котором когда-то тоже случилось несчастье, повлекшее за собой неоднозначные меры со стороны государства. Хотелось разобраться, может и правда лучше сидеть на диване?
Конечно, вопрос безопасности в походах одним путешествием решить нельзя. Но все-таки ситуация с трагедией 1975 года прояснилась для всех участников проекта "Блогер под рюкзаком". В условиях, когда запросто можно было выжить, когда у людей было для этого все: одежда, снаряжение, еда - пол группы погибло.
У нас было много общего с той группой, даже даты похода совпадают. В этом посте я хочу поделиться своими размышлениями и общими выводами для тех, кто только открывает мир горного туризма.
О чем стоит подумать перед походом?
1. Доверяете ли вы руководителю на все сто?
В те далекие годы с группой отправились инструкторы-новички, которые не смогли в экстренной ситуации сразу принять решение. В результате чего группа разделилась и пошла “за сильными” участниками-лидерами в лес, где многие замерзли. Руководить нашей группой - особым видом Homo sapiens, блогерами "кто в лес, кто по дрова" - тоже было очень тяжело.
Надо решить для себя в самом начале: сможете ли вы принять решение руководителя своего похода, даже если оно будет отличаться от вашего?
2. Есть ли у вас необходимое снаряжение и умеете ли вы им пользоваться?
На леднике мы увидели группу, которую заприметили еще вечером - в приюте Фишт. Несколько мужчин за столом обсуждали свои "былые заслуги" и поднимали в честь этого стаканы явно не с чаем. Бывалые туристы. Так вот на ледник половина этой группы вышла без кошек. Шли в "связках"... Впереди шел человек в кошках, таща за руку (!!!) постоянно скользящего человека в ботинках. Смотреть на это был страшно.
К счастью, для них все закончилось благополучно. Но именно такие ситуации приводят к трагедиям и портят репутацию горному туризму. Ели бы погода изменилась, налетел ветер - этих людей точно пришлось бы спасать. А при трагическом исходе общественность непременно решила бы - подъем опасный, лучше и не ходить в эти горы. А то, что нужно всего лишь взять кошки на группу - об этом никто и не вспомнил бы.
3. Физическая подготовка.
Любите ходить пешком? Долго. А если за плечами 15 кг? А если 25?
Желательно, чтобы все участники похода были приблизительно одинаковой физической формы. Иначе группа растягивается по тропе, кто-то еле волочит ноги сзади, а кто-то бежит впереди. В 75-м ушло очень много времени, чтобы собрать всех участников и начать организованные действия.
4. Готовы соблюдать режим и дисциплину?
Конечно, для рисковчан не секрет, что в походе нужно вставать с рассветом. Но признайтесь, на деле это далеко не всегда соблюдается. Вот мы вроде встали вовремя, вроде никто не тупил. Но на восхождение к Оштену все-таки запоздали. Вершину затянуло туманом, поднялся сильный ветер с ледяной крошкой. Решили плюнуть на эти оставшиеся 40 метров и вернуться.
Группа 75-года накануне рокового дня задержалась у костра и вышла поздно. Кто знает, может, если бы встали пораньше, успели дойти до спасительного приюта вовремя.
5. Вы можете терпеть других людей? Не абстрактных других, а именно вот этих, с кем собираетесь
Большинство участников группы 1975 года, как и нашей, видело вдруг друга в первый раз, только их было 50 человек, а нас 8. В экстренной ситуации действия участников практически непредсказуемы и человеческий фактор становится решающим. Об этом стоит серьезно задуматься тем, кто собирается в популярные сейчас коммерческие походы, куда берут всех подряд.
6. А вам вообще туда надо?
Основная причина всех бед (не только в туризме) - человеческая глупость. Ибо после общественность обычно не разбирается, а решает, что горы смертельно опасны и лучше сидеть за монитором.
Вот такие мысли посетили меня после похода #блогерподрюкзаком. Каждый из нас сделал свои выводы и стал немного мудрее. Повторю банальность: "горы - лучший учитель". К посту просьба отнестись с пониманием, так как я не претендую на эксперта по безопасности. Но мне очень хочется донести простые мысль до тех, кто только собирается приобщиться к прекрасному. А статья по запросу проиндексируется )))
Уверена, что вам есть, чем дополнить мои мысли. Жду комментариев авторитетных рисковчан. И не очень авторитетных тоже.
Проект реализован при поддержке компании NOVA TOUR
Прочитать подробнее о случае на 30-м маршруте 1975 года
Использованы фото Ирины Брестер и Любы Мориц
Приведу историю: не так давно на одном из тематических форумов повесили такую вот картинку.
Как видим, там в числе прочего есть миллион долларов, совершенно бессмысленный в зимнем лесу (если только на растопку) и занимающий более трети лимита. Так вот, ряд высказавшихся сознательно брал его - для мотивации ))))
Два поста за несколько дней на Риске. Что ж такое ? Наверное скоро новый сезон. И денег халявных заповедник ( или куда они там оседают?) хочет.
А что до темы... В Карелии тоже все случилось на относительно безопасном отрезке. Именно поэтому хотелось поднять эти вопросы на подобном маршруте. То, что можно помереть на Безенги, понимают, наверное, все. А вот то, что внимательным надо быть и на простечковом маршруте, всегда, когда имеешь дело с горами... это другой вопрос.
Конечно, это не аудитория риска. Я тут со своим проектом обречена быть неофитом еще лет десять )))
Тогда это ИМХО вам не удалось. Мнение постороннего и в общем-то доброжелательного к проекту человека. Популяризация "тридцатки" (случайная или намеренная) явно перевешивает, впечатление создалось весьма чёткое. Я не про конкретно этот пост, а скорее про общее впечатление.
В одной из предыдущих статей я встретил фразу: "проходя по маршруту, участники удивлялись, как же тут кто-то мог погибнуть в те же сроки?" (не поручусь за дословность, но смысл тот). Это как пример того, что участники (или автор статьи) так и не поняли главного. Значит большинство тех, кто будет читать, тоже "удивятся" и утвердятся в мысли, что раз с участниками проекта ничего не произошло, значит трагедия в "прошлом веке" была случайностью, досадным недоразумением... А это, между тем, совсем не так.
Если есть желание донести до аудитории "неудобную" тему, ИМХО не надо приглаживать факты, их нужно подавать во всём их нелицеприятном "великолепии", не перебарщивая, но и не полируя, и уж точно не размазывая, в концентрированном виде.
Ибо данная статья, без обиды, ни о чём. Просто потому что таких и даже лучших на просторах сети - миллион. То есть эта отвлечёт чей-то взгляд и внимание от настоящей информации. Отвлечёт своей простотой и предельной доступностью, после чего новичок утвердится в том что он знает всё необходимое, и... ведь статья-то далеко не полная.
Например пункт 6 надо бы поставить номером 1 и особо выделить, поскольку не ответив на этот вопрос разбирать остальные нелепо. А с другой стороны человек, нормально готовящийся к маршруту, таких вопросов не задаст, ибо они будут решены в процессе подготовки, задолго до начала проекта, и часто не без помощи старших соратников. Ибо тот, кто не решит для себя хотя бы один из названных (и еще сотню неназванных) вопросов ДО выхода на маршрут, ставит себя в положение потенциального слабого звена. Чем это кончится для него и группы, надеюсь, понятно.
Вспоминается история из собственной практики, когда шли на подъем, время поджимало, начало маршрута, акклиматизации еще нет, груз большой, всем тяжело. Несколько человек отстали, и отстали сильно. После прихода на стоянку мы пошли вниз - помогать. В итоге разгрузили, часть шмоток принесли на себе... стоило это нам немало. И что же, отстающие пошли быстрее? Нет, они оказывается шли "как нам удобнее", на группу им было плевать по сути. Так уж получилось - из песни слова не выкинешь - что это были москвичи. После этого пропало всякое желание как-то способствовать этому балласту в достижении цели и группа при первой же возможности с радостью от него избавилась. Они просто не решили, зачем им то, на что они подписались. И поделом, но других кто пока еще верил в них, напрягли бессмысленно.
Так что если уж писать о вопросе безопасности в горах, то лучше написать о комплексной платформе, которая должна закладываться задолго ДО выхода на маршрут. Тема не сильно избитая, хотя и раскрывать ее сложнее. Но на то и журналисты, чтобы тема была раскрыта. Любая.
Я во многом с вами согласна. И да - многое осталось за кадром, так как "куцо" упомянуто у меня в статье - вопрос психологической подготовки очень важен. А если раскрывать его на примере нашей группы - надо будет освещать некоторые нелицеприятные факты, которые вызовут у тех же участников похода совершенно разные мнения. Поэтому я ограничилась сейчас общими словами.
Но скажу вам точно - это затравка, так как блогеры-блогерами, я не хуже - хочу подготовить нарезку из своих материалов и своих наблюдений, где каждый описанный мною в этой статье факт будет сопровождаться наглядным видеорядом.
Да не закидают меня камнями ))
кукуруза быстро съедается )