Щелевое лазание. Преимущество у женщин

Пишет Дарья К, 28.09.2016 11:40

Щелевое лазание в Indian Creek чуть не стало причиной моего развода. Я лезла разминочную щель 6с. Проблемы начались, когда у меня застрял кулак. Я крутилась, потела и проклинала всё. А потом посмотрела вниз на мужа, Джея Смита, который, страхуя меня, увлечённо листал гайдбук в поисках следующего маршрута. На земле я выпустила пар.

Щелевое лазание. Преимущество у женщин (Скалолазание, скалолазание, женское скалолазание)

- Ты даже не смотрел на меня! - кричала я.

- Я не знаю, почему ты выбрала этот маршрут на разминку, - говорил он. - Категории здесь ничего не значат, потому что большинство маршрутов были пробиты мужчинами и рассчитаны на крупные руки.

Гадаете, стоит ли совать куда-то руки на щелевых маршрутах? Щелевое лазание откроет вам мир маршрутов, которые можно пролезть. Оно также поможет вам лазить другие маршруты. Клиниться в больших дырках для отдыха станет вашей второй природой, когда у вас будет некоторый опыт в щелевом лазании.

В конце концов, я научилась лазить щели «мужских размеров» и поняла, что женщины имеют преимущества в щелевом лазании (список преимуществ - ниже).

С чего начать? Я научилась фокусироваться на одном или двух двигательных навыках и стараюсь довести их до совершенства, вместо того, чтобы просто пытаться долезть до топа. Так я лезу лучше и быстрее совершенствуюсь. В щелевом лазании акцент можно сделать на напряжении пресса во время каждого движения (он объединяет силу верхнего и нижнего поясов), сокращении ягодиц для подъема, поддержании напряжения во всём теле и регулировании дыхания (объединяет разум и тело). Ещё один совет: легче вначале начать лазить щели под руки, потом переходить на пальцевые щели, широкие щели и открытые углы.

Наиболее важные принципы - инерция и противодействие. Засуньте кончики пальцев как можно глубже в щель, а потом обезопасьте своё положение, скручиваясь. Встаньте, поднимите свободную руку повыше и засуньте в щель. Ищите лучшее место в щели, как правило, это самая широкая часть узкой щели или самая узкая часть широкой щели. Если ваш кулак или пальцы не подходят под размер щели, усильте подъёмную силу, размещая руки большим пальцем вниз. Отведите локоть в сторону, глубже засуньте пальцы и опустите локоть вниз.

Лазайте до срыва, только так вы сможете понять, как это работает. Возможно, вам понадобится помощь веревки, пока вы не сможете делать движения самостоятельно. Лазить щели - как учиться подтягиваться. Вам нужно начать, чтобы понять. Почувствуйте, как движение делается правильно, и потом отрабатывайте его, пока оно не станет частью вашего репертуара. Найдите терпеливого напарника (обычно это не ваш муж) и отправляйтесь на скалы.

Женские преимущества

У женщин обычно более мелкие пальцы и кисти, что даёт нам преимущества на узких щелях, где мужчинам приходится несладко. Там, где у меня помещаются пальцы, мужчины могут засунуть только одну фалангу, а мой друг Скотт Карсон с крупными пальцами - только половину фаланги. Женщины обычно могут засунуть руки в узкие щели для рук, которые для большинства мужчин превращаются в ночной кошмар.

У женщин обычно более мелкие стопы, поэтому мы можем засунуть в щель большую часть скальника. Чем глубже нога в щели, тем легче на ней вставать. +1 в пользу женщин.

У женщин обычно больший процент медленно сокращающихся мышечных волокон, которые дают больше выносливости и меньше взрывной силы. На длинных щелях, например, в Indian Creek, выносливость имеет значение.

Обычно женщины более гибкие, поэтому у женщин больше возможностей для контролируемого расположения, которое может потребоваться на щелевых маршрутах, когда дело доходит до широких углов.

Центр тяжести у женщин находится в области таза. В классическом руководстве Performance Rock Climbing Дейл Годдард и Удо Нойман написали, что “это значительное преимущество при стабилизации корпуса и сохранении напряжения тела”. Напряжение тела - ключ к лазанию пальцевых или более узких щелей, когда вам приходиться брать щель на плечо и отталкиваться от противоположной стороны щели ногой. Только напряжение тела удерживает вас в щели.

Автор: Kitty Calhoun, совладелица Cheel Climbing and Skiing и одна из основательниц Friends of Indian Creek.

Источник: Rock and Ice July 2016, #235

Перевод: annamavka

Да, щелевое лазанье очень помогает и оно как велосипед, стоит один раз только научиться. К примеру, перед весеней поездкой в пальцево - треугольное, я как-то не посещал скалодромы, может было пару раз да и только. По итогу я там вылазил максимум 6б. Но в пальцево увидел интересный маршрут, по косой щели, ну и сходу фактически залез его(забились руки - повисел на послеждней оттяже), клиня в ней все что можно и нельзя. Оказалась, что это то ли 7а, то ли 7+ непомню. Поездка в индиан крик и йосемити дает о себе знать до сих пор.

Так это были небось "треугольные" 7а, в Йосемитах написали бы 5.9 :) Категории, данные людьми, не владеющими основами техники, с реальностью никак не связаны.

Это 7a+ "Агент 007". Можно конечно этот маршрут лезть с использованием щелевой техники, но он прекрасно лезется всего с парой заклинов рук и ног - там полно зацепов вокруг и в самой щели. Нормальная 7a+ - нависает и отбрасывает.

Да, конешно, но тогда бы я и до половины не долез бы на тот момент, а тут далеко зашел, несмотря на то что не тренился на скалодроме, да и по щелям наверн года 2 не лазил