Треккинг в Сванетии, август 2016 г.

Пишет a.pleshkin, 12.09.2016 01:40

Информация по летнему треккингу в Сванетии.

Треккинг в Сванетии, август 2016 г. (Горный туризм)

Решил написать краткий обзор по треккингу в Сванетии в августе 2016 года.
Это мой первый пост на таком ресурсе, поэтому долго боролся с этими мыслями "написаться/не написать", но свежей информации по этому региону не так уж и много, поэтому все-таки решился, может моя информация кому-то будет полезна. Ну и в конце немного красивых фотографий :)

Сразу скажу - маршрут легкий, так что не ждите от этого поста открытий)
Несмотря на то, что я с друзьями только "начинающие" в этом деле (за моей спиной треккинг к Белухе /июнь 2015г /, смена НП-1 в альп лагере Безенги /июнь 2016г/, 4 поездки на г/л курорты /2013-2016гг/), но нам захотелось спланировать наше первое самостоятельное путешествие в горы. Во-первых, это дешевле, во-вторых, это развитие и настоящее осознанное приключение. Компания состояла из 8ми человек возрастом 25-28 лет, баланс был соблюден правильно - 4 молодых человека и 4 прекрасные герцогини.

Маршрут.
За основу нашего маршрута был взят трек одной из туристических фирм, которую я нашел на просторах рунета. Основные точки данного трека:
пос. Mazeri (15 км от Местии ) - радиальный выход к леднику Ушбы - пер. Гули /н.к. 2950м/- Mestia - пос. Tsvirmi - пос. Adishi - брод + перевал Чхундер (Чхутниери) /н.к. 2730м/ - пер. Каретта /1А, 3030м/ - пос. Ushguli

Трек мне понравился следующими моментами:
- Маршрут начинается с радиалки на ледник Ушбы;
- Крайние дни маршрут идет вдоль Безенгийской стены;
- Можно нести продукты на 4 дня, на остальные дни докупить в Местии.

Ссылка на маршрут в формате kmz (Google Earth):
!!! Это не записанный трек с навигатора, тропа не совпадает, но для ориентации и выбора направления вполне подходит

Основные моменты:
- по факту не получилось сделать весь маршрут по определенным причинам - не прошли перевал Каретта и соответственно не сходили радиалку к Шхаре и не попали в Ушгули;
- Мы шли с палатками, вставали недалеко от селений, но можно идти налегке, в каждом селе есть гостевые домики;
- Для навигации изначально планировал использовать туристический навигатор garmin (загружал топографические карты этого района), но неожиданно помогла программа для смартфона Maps.me - можно загрузить оффлайн карты, полностью показан маркированный маршрут из Мазери до Ушгули;
- Маркированный маршрут иногда проходит вдоль дорог - отрезок от озер Корулди до Местии и от Местии до канатки в сторону Цвирми, а также часть пути от Цвирми до Адиши (это наверное самый большой минус этого треккинга, да и вообще всей поездки, ты идешь с рюкзаком.. а параллельно едут автомобили, мне дико не понравилось). Других троп мы не нашли, поэтому не решились сворачивать в неизвестность:);
- Маршрут оказался маркированным (краской на камнях, довольно часто), на ключевых поворотах стоят таблички с указаниями направления и времени в пути;
- пос. Мазери: надо пройти поселок насквозь в сторону Ушбы и встать лагерем на поляне в районе поворота на хостел (название забыл), спуститься к реке, чтобы набраться воды не представляется возможным, а около дороги есть шланг с питьевой водой, собственно, где все ее и набирают;
- Радиалка к Ушбе: шли налегке, можно идти по любой стороне реки (есть мост), занимает ориентировочно 6-8 часов, подъем с 1600 до 2400м лучше идти в подходящей обуви, т.к. есть довольно крутой участок;
- Перевал Гули: простой перевал, но к нему длинный подход, приличный набор высоты с 1600 метров до 2950 метров, поэтому лучше заложить на него больше времени, мне показался, что это был самый тяжелый участок на маршруте. После перевала по тропе на высоте ориент 2500 есть стоянки с питьевой водой;
- Местиа: уютный и современный городок, есть необходимые магазины, а также музеи Сванетии и Хергиани, очень много туристов, мы там вставали лагерем в кемпинге - стоимость 3 лари (есть душ, туалет и тд). Почти все хостелы были заняты, их лучше бронировать заранее, если вы планируете ночевать не в палатках. Советую попробовать блюдо - Кубдари, это сванский пирог с мясом, очень вкусно!
- Перевал Чхундер: Легкий перевал, откуда открывается красивый вид на Безенгийскую стену. Выход на перевал начинается за рекой, которая берет начало с ледника Лардаад, мы планировали самостоятельно перейти реку, поэтому ночевали ближе к перевалу в небольшом лесу. Советую вставать пораньше, чтобы поток был более спокойным. В 7 утра проходили реку, в целом, переход нормальный, но есть один участок, где прилично сносило, проходили его по 2 человека. Когда мы были уже на перевале, наблюдал сверху картину, как местный на коне перевозили туристов, была целая очередь, стоимость в районе 20-30 лари, как мне сказали);
- Перевал Каретта: трек маркированный от Мазери до перевала Чхундер, далее маркировка уходит вниз в поселок, куда мы собственно и пошли. Видимо перевал Каретта не такой популярный - по факту это легкий перевал, моста через реку нет, но просматривался переход через морену, ничего сложного не увидел.

Как добраться.
План весь поездки был следующий:
- добираемся самолетом из Москвы до Тбилиси: 2 дня на осмотр города + закупка газа и продуктов;
- трансфер до Сванетии + треккинг + трансфер на море : 10 дней;
- море и трансфер до Тбилиси: 3 дня.

Основные моменты:
- Самолет (Аэрофлот) стоил примерно 13,000 рублей в 2 стороны. Покупали ориентировочно за 2 месяца до поездки;
- Добраться до Местии из Тбилиси можно следующим образом: 1. С автовокзала ходят рейсовые маршрутки (цена в районе 20-30 лари); 2. Самолетом до Местии (там есть маленький аэропорт, летает 1 раз в день, цена 65 лари); 3. ЖД поездом до Зугдиди, и на маршрутке до Местии. Я договорился через гостевой дом в Мазери о частном трансфере (ехали 7-8 часов), нас просто забрали из хостела в Тбилиси, цена была в районе 1700-1900 рублей на человека в одну сторону. Обратно из Местии также можно уехать на рейсовой маршрутке, либо поймать местного и договориться о частном трансфере. Собственно, т.к. наш треккинг закончился раньше назначенного времени, я отменил трансфер из Ушгули, мы легко нашли микроавтобус до моря.
- Из Батуми можно уехать либо на автобусе, либо на поезде. Я добирался на автобусе, ехал 7 часов, цена 30 лари.

Питание и газ.
Я не отвечал за раскладку,но уважаемый завхоз заблаговременно засушил мяса и овощей, так что на биваке мы питались исключительно шикарными блюдами - борщ, лагман и тд.

Я не смог найти информацию о наличии дров на маршруте, поэтому мы брали с собой 2 газовые горелки. Соответственно, закупали газ на первые 4 дня с надеждой докупить газ на оставшуюся часть маршрута в Местии (заранее я нашел инфу о том, что в Местии появился в продаже газ).
Несмотря на то, что это был разгар туристического сезона, дрова в районе сел Мазери и Цвирми можно легко найти, на остальных стоянках мы использовали газ.

Туристический газ можно приобрести:
- в Тбилиси North Face Shop, 10 Vazha-Pshavela Ave. Цена на 30% выше, чем в Спорт-Марафоне или Альпухе.
- В Местии в центральной площади есть магазин, где также продают туристический газ, но там он еще дороже.

Выводы:
- Красивые виды, Ушба впечатляет! Интересный исторический центр со своей культурой и архитектурой (Сванские башни и тд);
- Нет чувства "отрыва от цивилизации", т.к. идешь вдоль поселков, туристов очень много, но в основном все живут в гостевых домах. Но с другой стороны это является и плюсом, поэтому для первого самостоятельного треккинга, в принципе, очень неплохой вариант;
- Найти место под стоянку не составляет никаких проблем;
- Отличное отношение к русским, по нам скучают и ждут в гости (конечно, речь идет о старшем поколении, это отношение ощутил не только в горах, но и на море);
- Довольно демократичные цены (продукты в магазинах - примерно московский прайс, а кафе и съем жилья на море - не так дорого);
- В августе жарко, в горах стабильная погода, всего 1 раз попали днем под дождь (в Тбилиси было +38 - чуть с ума не сошел там..);
- Маркированный легкий маршрут, проблем с логистикой никаких, не понимаю за что турфирмы берут по 200-300$ за этот трек, потеряться там нереально).

Спасибо за внимание, надеюсь мой пост кому-то поможет!

А теперь немного фотографий:
Вид на ГКХ из села Мазери

Вид на село Мазери с радиалки к Ушбе

Ледник и Ушба в облаках

Треккинг в Сванетии, август 2016 г. (Горный туризм)
Радиалка к Ушбе, водопад и радуга

Звездное небо и вид на Ушбу со стороны Мазери

Перед перевалом Чхундер

Ледник Лардаад

Треккинг в Сванетии, август 2016 г. (Горный туризм)
Не нашел панорамную фотографию ледника Лардаад без участников, пришлось вставить фотку себя любимого)

На фоне стены

Красивый маршрут.
Элементарно, турфирмы берут деньги не за что, а почему. Потому, что хотят на этом зарабатывать.

Отличный отчет! Заберу в избраноое из-за описания маршрута и логистики! Ну и фото прекрасные!
С почином!:)

Спасибо. Я рад, значит не зря потратил время)

По треку с Гугл Земли я насчитал 5 ночевок у вас.Правильно?

А с газом в Грузии действительно беда! Я когда увидел в Степанцминде стандартный балон (не зимнего) газа за 750 р чуть не поперхнулся!

Мы заправляем баллоны и отдаем за 10 лари. А учитывая, что мы в Грузии уже 4 года, найти нас не сложно.

Да я не спорю вовсе!Видел просто в магазине цены.Написал как есть

В Тбилиси с южной стороны стадиона на улице Цабадэе куча спортивно-охотничьих магазинчиков. Газ почти в каждом. Бывают как резьбовые так и цанговые баллоны.
А описанный трек надо идти в обратном направлении - хотя бы потому, что это в целом будет сверху вниз.

Если например в качестве акклиматизационного - тогда лучше снизу вверх.

я тоже не понял почему его нужно идти в обратном направлении? считаю начинать с радиалки очень удачной идеей, разминка налегке)

Прекрасный вариант для отдыха. Да и очень красивый к тому же. Фото хорошИ!

Я правильно понял, что часть пути приходится проходить по автодорогам без вариантов?

Благодарю.

Конкретная автодорога (асфальт) из Местии до канатки по дороге в Цвирми. Идти часа 2-3. Но дорога проходит по лесу, и машин не так много (т.к. дорога идет только до канатки), поэтому пыли много не поднимают, не так страшно)

А другие 2 участка проходят по грунтовке, особенно много машин было по пути из Цвирми до строящейся г/л базы Тетнульд, очень много пыли и негде воды набрать. Но что-то мне подсказывает, что должен быть какой-то обходной путь..

Я других вариантов не увидел, может они и есть.

Ясно. Обход должен быть, из серии - "где есть тропа, пройдём, где нет - проложим!" ))))

Александр, благодарю за подробное изложение. Фото прекрасные, жаль что Ушба- красавицв в облаках. Появилось желание пройти там. А действительно ли стоило идти в обратном направлении или нет. Подскажите.

Спасибо. Я рад! да, интересное мнение, но мне кажется, что логичнее начинать маршрут с 1600 метров, а не с 2000+.

Как вообще можно начать с высоты маршрут?))

данные маршрути приготовлени нами "ЦЕНТР ТУРИЗМА СВАНЕТИИ"смотрите саит http://www.svanetitrekking.ge/ и обращаитес по ел. почте: svaneti_trekking_ge@yahoo.com

Добавлю свои 5 копеек по фото.

Странно, что у автора статьи нет ни одной фотографии из Адиши - деревня стоит того, чтобы её показать:
св_040_resize
св_046_resize
св_054_resize
св_053_resize

Вид на ледник Лардаад летом и осенью:
св_108_resize
св_129_resize
св_130_resize

На Безенгийскую стену из долины Халдесчала:

св_086_resize
св_088_resize

Прекрасные фотографии, спасибо!

а деревня правда красивая, но мы так хотели уже встать на ночевку, что пробежали ее очень быстро)

атмосферные фото, спасибо! неско лько топографических исправлений
1. на первой картинке не ГКХ, это Сванский хребет

2. "из Цвирми по направлению в Адиши"
на этом фото дорога выше Мазери

Да, вы правы. благодарю, перепутал.

Спасибо! Очень полезный отчет.
"Перевал Гули: простой перевал, но к нему длинный подход, приличный набор высоты с 1600 метров до 2950 метров, поэтому лучше заложить на него больше времени, мне показался, что это был самый тяжелый участок на маршруте. После перевала по тропе на высоте ориент 2500 есть стоянки с питьевой водой;"(с)

А не подскажете как обстоят дела с водой до перевала? Была мысль подняться как можно выше под перевал и заночевать, а уже на следующий день перейти его и спуститься в Местию.

Спасибо, я рад)

Если мне не изменяет память, то на высоте около +- 2100 (точно не помню) был приличный источник - около заброшенных зданий.

Выше все хуже. где-то в районе 2400-2500 мы находили ручейки, но чтобы набрать воды приходилось колхозить, т.к. поток очень и очень слабый.

Так что особых вариантов заночевать я там не увидел. Но повторюсь, это был август.
С нами параллельно шла группа из 15-20 человек, они как раз вставали на ночевки около этих слабых ручьев, я не знаю как они там набирали воду :)

Там от 2500 не так далеко до перевала получается. Я бы лучше переночевал, например, около заброшенных зданий, либо как мы после перевала, эти 2 варианта намного комфортнее при тех погодных условиях (была дикая жара).