Пишет Рудольф Кавчик, 09.09.2016 05:12

Часть 2. Разгадка тайны затонувшей колонны бронетехники. Через дебри дикого леса. Пешком вокруг Хубсугула. Поход в 400 километров. (Путешествия, монголия, Рудольф Кавчик, вокруг Хубсугула пешком)

День 4-й. Разгадка тайны затонувшей колонны бронетехники
Опять всю ночь поливал дождь, проверяя моё убежище на прочность. Ночная температура +14. Днём солнечно, + 26-28. Координаты ночёвки GPS 50.138591, 100.714762.

Дорога идёт вдоль берега. Идти легко, 4-5 км в час. На одной из высоток, отмеченной как высота 1710 «Овоотын даваа» у дерева сложены шалашом ветки. Это обо, место поклонения местным духам, культ шаманизма, перед дорогой задобрить духов подношением, чаще всего архи - молочной водкой. Побрызгал, попросил чего следует и сам стаканчик опрокинула и в путь, к следующему обо, стаканчик опрокинуть, духов задобрить. И так пока копыта не отбросишь. На соседней деревине и копыта висят, видно кто-то добрызгался.

Оставил и я веточку, попросив хорошей дороги и пошагал вниз в красивую долину на встречу очередному обо. Хорошо, я не «брызгаю», спился бы.

Монголы народ добрый, отзывчивый. Останавливаются, предлагают подвезти или просто протягивают сигаретку из окна, а то и архи – «пригуби путник, дорога веселей будет». Так мы и веселимся, жестикулируем и улыбаемся, отшучиваемся и расходимся каждый своей дорогой. И без языка всё понятно. От таких встреч настроение подымается, даже без архи.

Следующее обо на моём пути, было точно таким же, только без копыт и черепов. Зато, рядом возвышается обелиск нашим солдатам. Читаю: Майор-инженер Старцук Николай Филиппович, 1936-16 апрель 1973 год. Ст.лейтенант Сорокин Владимир Иванович, 15 апреля 1938-16 апреля 1973. И это как раз напротив острова Далайн-Модон-Хуйс там, где по описанию ушла под лёд колонна бронетехники. Вот и первый ключ к разгадке. Остаётся спуститься в долину и расспросить местных. Координаты GPS 50.998832, 100.718018.

Монголы народ приветливый и добродушный. Напоили чаем и рассказали, что это за памятник на вершине рядом с обо. Поведали, что машина с этой горы упала, и погибли двое солдат. Военные обелиск поставили. И колонна была, шла по льду в апреле, в каком году не помнят и грузовая машина (ЗИЛ -131) ушла под лёд в 9 км от берега, напротив острова Далайн-Модон-Хуйс, но никто не погиб.

Позже, общаясь в соцсетях, я узнал еще одну версию, Сорокин и Старцук ушли под лёд вместе с инженерной машиной ИСБ. Даже если и так, глубины в этом районе 200-250 метров и недоступны дайверам, проверить легенду не получится. Это самое глубокое место Хубсугула. (Может, кто знает эту историю, расскажите).

Встал на ночлег в этой же долине на галечном берегу широкого залива. Координаты GPS 50.990448, 100.709279. Смеркалось. Пришли мои новые знакомые монголы. Притащили надувную лодку и сеть, которой они воспользовались как неводом. Минут через 30 вывалили передо мной пол мешка рыбы - хариус, белый хариус и окунь. Взяв трёх окуней, зажарил на рожнах, угостив рыбаков. Они поймали, я приготовил. Всё честно.

День 5-й. Через дебри дикого леса
Ночью дождь. Ну как же без него, это уже традиция. Температура ночью +13.Днём солнечно и тепло, +26-28.

Автомобильная дорога уходит от берега озера далеко вглубь материка, обходя прижим, идти по ней скучно. На карте генштаба указан альтернативный путь, тропа вдоль берега.
Если бы я знал, как заблуждается генштаб. Тропа там была, но лет триста назад. Её обрывки мне попадались на вершинках в виде широкой дороги, две телеге разъедутся. Высота 1757 «Бага хомног даваа». Координаты GPS 50.969613, 100.695154. Всё остальное давно заколодило, заросло молодой порослью и переплетается с неимоверным количеством троп животных. Козьи тропы повсюду, но только не в нужном мне направлений. Прорубаюсь сквозь ветви орудуя мачетой. Постоянно хлюпает вода под ногами. Тепло, иду по этой мокроте в сланцах, удобно, что затекло, то и вытекло. Проходимость в таких условиях 2 км в час и конца этому нет.

Пройдя за 4 часа 8 километров, спустился в широкую долину к прекрасному заливу. Координаты GPS 50.938162, 100.674355. Лепота!!! Вода бирюзовая, да ещё и теплая +23. Накупался вдоволь, побрился. Место для стоянки замечательное, песчаная долина с редкими лиственницами, теплая вода и обилие дров.

В конце долины меня ждал неожиданный сюрприз. Поражён! Удивлён! Стоит в распадке избушка, не иначе как лешего! Низенькая, только на четвереньках заползать и из толстенных брёвен. Двери нет. Печки нет, и не было. Внутри поганки обосновались. Достопримечательность интересная. Координаты GPS 50.927699, 100.661698.

Всё хорошее когда-нибудь кончается и снова бурелом, да еще и в горку идти. По низинкам привычно чавкает вода. Ели заметная тропа ведёт вдоль берега. Её бы почистить, получилась бы удивительный по красоте тропа с прекрасными видами.

День подходит к концу. Упираюсь в ручей и жуткий бурелом, иду вниз к озеру, через час стемнеет, пора искать место для ночлега. Между прижимами небольшая полоска берега, шириной 3-5 метров и длинной метров 300. Немного дров. Координаты GPS 50.786977 100.531323. Прошел за день 13,5 км. До следующего залива, судя по карте километра два, нужно пройти над прижимом и за ним огромный и удобный залив. Расстояние не большое за 30-40 минут добежать успею. Не побежал и хорошо сделал.

Продолжение следует.
Пройдено 76 км.

Автор Рудольф Кавчик
Канал на Ютюбе www.youtube.com/user/RudolfKavchik

Почему ничего нет про конопляную кашу? Питаться окунями в походе - не по правилам туристов! Только сублиматы!

А он путешественник, а не турист. Покажите правила питания путешественников, а? Они питаются, чем хотят!

Это какие такие правила запрещают туристам жрать всё, что жрётся? :)

Прочёл с большим интересом. Жду продолжения. Чёта гуру приуныли. Без огонька троллят :-))

Выжил он их отсюда :-) Не по зубам им такое питание оказалось!:-) Теперь здесь можно писать, что хочешь - никто не будет выступать.

После таких, как вы, люди и ходят буреломы без кевларовой одежки. Результат - пропоротая печень.

С точки зрения познавательности без разницы - поход это или путешествие. Интересное и толковое изложение!

Очень понравилось. И атмосфера, и фото, и общее настроение. Спасибо Вам за рассказ.

Занятная тема-турист или путешественник.Наблюдал в этом году на Кавказе группу туристов.Шли несколько перевалов.Наняли проводника и на лошадях везли рюкзаки.Интересно засчитывается такой поход в спортивном плане? А по теме-замечательный рассказ.

Вот те как раз были туристами. А те, кому важен спортивный план -- горопроходимцы. :)

Ну, если смотреть формально, нигде в регламенте не сказано, что турист должен идти с рюкзаком. С другой стороны, если через эти перевалы ходили лошади, то поход - н/к. Так что прошли как-то и ладно. Если захотят потом в единичку - то и ладно, туда и с нуля идут, равно, как и 30%-ком в двойку. С третьей стороны, это несколько другое занятие, что-то типа трекинга. И зачем трекерам спортивные справки?

лошади проходят перевалы до 1Б по пешеходников понятиям по крайней мере в В.Саяне таких перевалов полно, например тот же перевал Шумакский...

Ну, в среднегорье менее жесткая система категорирования перевалов. Там система категорирования маршрутов не завязана жестко на перевалы. Спросите у пешей МКК, как она к такому отнесется. А я - пешеходник постольку поскольку.
А если где-то на Тянь-Шане, например, кто-то пройдет 1Б с лошадьми или ослами, то это хороший повод раздеть перевал.
По зачету 2 (или выше) категории группе - надо смотреть, что еще прошли. Если хватает без лошадей перевалов 1Б и выше и километраж подходящий и прочие признаки - то и ладно. Если нет - надо смотреть. Возможно, будет что-то с элементами чего-то. Или без зачета на следующую категорию или еще как-то.
Но я, правда, не понимаю, зачем людям, идущим "спортивный" поход, нужно это делать? Если только по причине какого-то ЧП пришлось график догонять - так группа потом обсудит с МКК, что у них получилось с учетом этого ЧП. А если заранее планировать - это значит, что маршрут не очень логичный. Такие вещи обычно обсуждают с МКК заранее. А если скрывать, то МКК заметит, что маршрут не проходится в таком графике такой группой. Да и вообще можно же тогда просто послать других людей на маршрут, а самим сидеть дома и отчет на свою команду оформлять. Одежду похожую подобрать, снимки издали делать и т.д. Может даже получиться оформить справки до того, как МКК узнает об этом. И что дальше? Зачем это нужно? И все равно же всплывет - "узок круг этих революционеров" (с) В.И.Ленин. А это серьезное нарушение.
Вот прохождение дополнительных препятствий, не заявленных в маршрут - да, встречается. И если это не согласовали ПЕРЕД прохождением и это не простенький перевальчик, нужный для просмотра дальнейшего маршрута - это даже более серьезно, пожалуй.

Вообще, по-моему проще раскидать 20 забросок по району и ходить на легке в свое удовольствие. Не везде работает, чемпионат с таким походом не выиграть, а справку получить вполне реально (на Кавказе думаю вплоть до 5-ки можно ходить так, чтобы все перевалы успевать за день и спускаться к очередной заброске). Другое дело, что максимум удовольствия от такого стиля можно получить при хорошей ОФП и отличной личной технике, но в этом случае справка вряд ли является самоцелью. А так, если бы кто такой поход организовал бы (и занялся развозом всех забросок), я бы с удовольствием бы сходил бы;) Пусть это и не совсем то, что обычно подразумевается под горным туризмом.

вы же сами подошли к вопросу с лошадьми с формальной стороны... вот я и говорю, что если лошадьми пользоваться не запрещено, это нигде не прописано, то с лошадьми можно пройти пешеходную 2-ку вполне спокойно, тк если еще в нитку маршрута заложить категорийные переправы, которые лошади идут на ура, то на 2-ку препятствий наберется...

С высокой вероятность МКК может отказаться рассматривать такой маршрут, сказав, что это конный туризм, на который у нее нет полномочий. и

Большую часть жизни провел в тайге, горах на реках. Занимаюсь горным туризмом лет 40 и никогда не ставил себе цель получить какую-либо спортивную квалификацию, хожу в свое удовольствие. Со старшим сыном облазил Саяны (Тункинские гольцы), с 2009 живу в Сочи, и здесь уже со старшим и младшим сыном по горам лазим, были на Фиште, Чугуше, Псеашхе и так вокруг много где были. Человек идет своим маршрутом в удовольствие, красивые места, природа и, я думаю, нет у него самоцели достичь какого либо спортивного результата.

А фото экстремального бритья без штанов необходимо в отчеты включать? :)

Это ж эпатаж (вернее часть его), и на нём все публикации построены.
Кстати брать бритвенные принадлежности, при этом экономя на палатке - явное противоречие...