Наперегонки со штормом

Пишет aleks, 05.09.2016 00:44

Наперегонки со штормом (Альпинизм, червиния, валле даоста, маттерхорн, альпинизм, фурген, лион)

Сильный ветер гнал тяжёлые сизые облака, из которых беспрерывно сыпалась белая холодная субстанция. Она залепляла глаза, морозила кожу, мешала дыханию. Одежда превратилась в ледяной корсет с глазированным верхом, как на креветках, продаваемых в рыбных отделах супермаркетов. Тоже самое было и со снаряжением. Но, несмотря на это, двое альпинистов настойчиво и неуклонно продолжали движение вниз по вертикали с вершины Маттерхорна.

А начиналось всё это так:

В августе месяце мы с ребятами хотели сходить вершину Ден Дюран (4200 м), находящуюся в верховьях ущелья Аоста в Италии. Всё было хорошо, но погода не дала нам шанса взойти.
Сразу после прихода на хижину Аоста , откуда должно начаться восхождение, пошёл дождь и не прекращался всю ночь. С утра успели в погодное окошечко сходить на ледник - прогуляться до 3200 и дальше опять всё затянуло дождевыми облаками. Рванули все вниз – кто в термы, кто на море, ну а мы с Владом в соседнюю Червинию.
Нам помогли с переброской альпинисткого скарба и собственно наших тел в кемпинг близ Бреуль Червино. Кемпинг назывался Glair – очень большой по размеру и разнообразный по возможностям проживания. Аутдорный народ здесь жил и в палатках и в автокемперах и в номерах домиков.

Сборы в кемпинге

На большой лужайке, у огромных тентов французких туристов (как потом выяснилось) мы поставили свою скромную двухместную палатку. Рядом баулы с альпинистским барахлом и решительными намерениями.

На следующий день (2августа) оставив часть вещей в кемпинге, на рейсовом автобусе доехали до Бройля.

Выход на тропу к хижине Абруцци был в верхней части посёлка.
Покачивая доверху набитыми снарягой рюкзаками мы прошли насквозь по крохотным улочками и площадям Бройля, мимо магазинчиков сувениров, отелей, кафешек.

Все и всё ещё спало.

Лишь у крайнего отеля стояла какая то суета. В два джипа грузился какой то рюкзачный народ. Это ребята собирались на Абруции. 12 евро с человека и можно сэкономить 3-4 часа подъёма и акклиматизации. Но, похоже это пока не про нас.

Вышли на довольно живописную тропу с водопадами, мостиками, горными красотамии и почапали вверх. А меж тем слегка раздуло облака и я впервые увидел Маттерхорн своими глазами.
Выглядел он круто!

До хижины Абруцци дошли за 2,5 часа. Заглянули внутрь, полюбопытствовали - хижина долгое время находилась в ремонте и было интересно, что же там сделали. Всё здесь было на высшем уровне, а прекрасные запахи из кухни чуть было не заставили нас задержатся на пару часиков.

Но мы скремнились и двинули дальше – пункт назначения сегодня – приют Босси (3200м) в самом основании гребня Фурген.

Тропы уже не было, двигались вдоль Маттерхорна по сыпухам и снежникам. Последние 200 метров только были не очень – разрушенные скалы с остатками снега, вертикальная сыпуха с "живняком". Достали даже верёвочку – 50 метров прошли с подстраховкой, тк с тяжёлыми чувалами было как то неудобно.

Подлаз к приюту Босси

На приюте никого не было. Металлическая будка, рассчитанная на 9 человек, была полностью в нашем распоряжении. Вообще комфортно здесь могли расположится человека 4, поэтому у нас были самые шикарные условия проживания.

Погода меж тем не спешила улучшаться и к вечеру пошёл сильный дождь. На завтра прогнозы не утешительные.

По плану на сегодня у нас была разведка подходов к маршруту «Via Ragini» 5Б-6А к/тр по ЮВ стене. Заход под стену просматривался – там надо перелезть через берг и зайти в кулуар под основанием стены. Сама стена смотрелась более-менее.
Перед серьёзным маршрутом для разминки решаем сходить сначало гребень Фурген.

Червиния
Завтрак с видом

На следующий день погода начала устаканиваться и даже появилось солнышко. Стало видно все гребни и стены Маттерхорна-Червино. В одну сторону от нас была Италия - район Червиния, в другую сторону Швейцария (район Цермат). Сотовые телефоны периодически подключались то к итальянским операторам то к швейцарским – приходили смс, что мол дескать "рады нас приветсвовать!" то в Швейцарии то в Италии.

Днём шарили по окрестностям, разведовали, фотографировали. Сходили под гребень Фурген – он начинался в 10 минутах ходьбы от приюта. Вечером рано поужинав, легли спать.

Маттерхорн. Справа на фоне небе - гребень Хёрнли, слева Лион, по центру ЮВ стена, справа от неё гребень Фурген

Плато Роза (Швейцария)

Долго думали в каком стиле идти маршрут. Типа «фаст энд лайт» или всё таки подстраховаться и взять палаточку с горелочкой (маршрут то длинный -1800 метров), к тому же на след день давали прогноз ухудшения погоды.

Проскочим или нет????

Думали-думали, и решили взять нехитрый бивуачок с собой.

Хижина и гребень Хёрнли утром

Стартанули в 4:00.
Справо от нас на гребне Хёрнли происходило видимо какое то карнавальное шествие – весь путь от хижины Хёрнли до хижины Сольвей был в огоньках налобных фонариков.

Ну а нам для начала предстоял километровый путь вверх по 2-3шным скалам вдоль Фургена до уже серьёзного лазания.

На гребне

Вчерашнее солнце хорошо просушило скалы и мы быстро двигались практически всё время одновременно. Пару-тройку раз только делали подстраховку.

День набирал обороты, погода звенела, склон и гребень становились круче – всё шло прекрасно.

Долезли до основания вершинной башни – здесь нужно было уйти от гребня сначало в правую сторону, а потом под самой башней траверснуть влево обратно к Фургену.

Это было самое стрёмное место на маршруте - 300 метров крутых скользких бараньих лбов с кусками снега и "живняка", всё это перемежалось трухлявыми скальными контрофорсиками. Из-за того что солнце с самого ранья поджаривало вершинную башню, с неё периодически летели сосульки и камни.

Задерживаться здесь совсем не хотелось!!! Последний траверс две верёвки под башней мы проскочили вообще как угорелые!

На "ключе" маршрута

Дальше пошла обычная техническая работа. Две верёвки подлаза под ключ маршрута. И сам "ключ" – не представлял собой большой проблемы, волновало наличие наледей и трещин залитых льдом. Но как оказалось всё решалось – и лезлось по скалам! Начало слегка тревожить другое – вокру появились облачка и подул ветер. Температура резко упала, так что захотелось одеться потеплей, руки начали сильно мёрзнуть.

Скалы вокруг как то необычно засеребрились - там где было мокро, в момент появилась наледь, такого быстрого эффекта я ещё не наблюдал!

Накрывает.....

Началась сыпаться лёгкая снежная крошка, полезли побыстрее, чтобы успеть проскочить по скалам без кошек - пока не замело. В разрывах быстро несущихся облаков вдалеке иногда проглядывали соседние гребни Лионе и Хёрнли – итальянский и швейцарский. На Лионе очень медленно спускалась двойка альпинистов.

Возможно, мы последние кто видел их живыми….

При подходе к самому верхнему бастиону видимость окончательно упала и пошёл лёгкий град. Несмотря на это мы вылезли на вершинный гребень, который представлял собой плоский горизонтальный участок. Он был метров 50-70 до большого креста - обозначавшего вершину, а дальше уже сюда примыкал итальянский гребень Лионе.

Спуск был запланирован именно на итальянскую сторону. Поэтому спешили перевалить через вершину и начать спускаться.

Но прекрасному замыслу не удалось реализоваться в этот день. Как только вылезли на гребешок и до вершины было рукой подать, сверкнула молния и бахнул гром – совсем рядом. Гроза!
Етишкина кочерыжка, тудыть её в качель!!!!

Вокруг всё противно зазвенело, а особенно железки на себе. Этот до боли знакомый звук нам с Владом был очень знаком. Лет пятнадцать назад мы большой командой внезапно оказались в центре грозы на вершине Замок в Узунколе - тогда круто повеселились и оттянулись.

Повторения истории не хотелось.

Поскольку мы были пока ещё ближе к Фургену, то быстренько дюльфернули вниз туда на одну верёвку, под небольшую перемычку на полочку. Скинули железо. И вовремя!
Вокруг начало жахать так сильно, что было больно ушным перепонкам. От молнии старались прикрывать глаза капюшонами. Хоть мы и сняли всё железо и вроде как изолировались, всё равно при каждом ударе слегка потряхивало током, тк всё вокруг было мокрым, и мы в том числе. Сверху сыпался нето град нетто снег нето дождь - короче вода сразу в нескольких своих агрегатных состояниях.

Радовало то, что гроза обычно недолгое явления. И точно через какое то время начало всё стихать. Мы обрадовались, зашевелились, напялили опять на себя все железяки и попёрли вверх. Но не тут то было!
Вторая серия Марлезонского балета не заставила себя ждать.

Пришлось опять спускаться и тусить на полочке. А драгоценное световое время уходило!!!

Гроза отгремела, перешла просто в лёгкую пургу, иногда с лёгкими разрядами вникуда. Глядя на часы, мы поняли, что сегодня уже дойти до хижины Карела не успеем. Решили ставить палатку. Разровняли полочку, подрубили снежный сугроб на перемычке, расширились, ну в общем соорудили площадочку. Пока ставили домик, по каркасу слегка дубасила электро напруга. Восклицали «Ой! Б….» и продолжали работать дальше.

Ночевали можно сказать с комфортом. Джетик исправно варил кипяток, мы туда сыпали всякие сухосублиматы и с аппетитом всё это поглощали.
Ночью и утром погода особо не поменялась. Так же сыпал снежок, дул ветер и клубились облака.
Делать нечего, надо всё равно идти вниз. В районе 6 утра начали собирать бивуак.

Снаряга, оставленная снаружи была полностью залита льдом. Этот прекрасный физический процесс используют продавцы рыбы и морепродуктов, что бы сохранить качество товара на долгое время. У нас же оттяжки, верёвки и камалоты в результате этого тоже очень хорошо сохранились.

И так ,что их пришлось долго усиленно отбивать и отстукивать от льда. Наконец собрались и двинулись вверх.

Очень быстро проскочили вершину, большой крест, там пару фоток на память и вниз.

Но движение наше дальше по гребню Лионе проходило не так быстро как мы хотели.
Шторм продолжался и очень сильно мешал нам. Полки все засыпало снегом, там где не сдувало ветром, наблюдались такие приятные на взгляд фрирайдера и не приятные на взгляд альпиниста снежные подушки. А там где дул ветер образовывались наледи.

Иногда нам очень долго приходилось искать стационарные канаты и шлямбура. В одном месте мы потратили аж 2,5 часа на то чтобы найти правильное направление. И так было не один раз. Пурга и сбросы.

Ближе к 5 вечера шторм начал усиливаться и мы приняли решение опять вставать на ночёвку. На этот раз в ближайшем обозрении не было удобного места для палатки. Очень долго пришлось оборудовать площадку. Когда ставились, сломали дугу – ветер так сильно дунул, что не устояли на ногах, а палатку чуть не вырвало. Отделались только сломанной дугой и дыркой на тенте от кошек.

В общем худо-бедно поставились. Залезли в домик, раскочегарили джет и забыли про невзгоды.

Макарошки с колбаской, да с чайком – вот это достойная награда за трудовой день на горе!

Этой ночью было прохладнее, чем в предыдущую, но погода налаживалась. С утра – видимость миллион на миллион! В очередной раз отколотив снарягу и палатку от льда ломанулись вниз. Прекрасно когда видно куда идти! Хоть маршрут и в очень плохом состоянии из-за шторма, но общее направление было понятно. Настроение было прекрасное, солнышко освещало горы, дюльфера ложились куда надо!

Наш второй бивуак, тень от Маттерхорна и вдалеке Монблан

В районе 11 часов прилетел вертолёт и начал стрекотать в районе хижины Каррела, куда мы спускались. Он несколько раз прилетал и улетал. Когда мы спустились ниже, то увидели как он кого-то снимает с гребня.

Неужели сегодня кто то пошёл на гору???
Отработав, вертолёт один раз прошёлся над нами и улетел в сторону Бройля.

Мы довольно быстро спустились до хижины Каррела.

По пути увидели место, откуда эвакуировали альпинистов, точнее тела. Крутой скальный участок 50 метров между стационарными перилами позавчера стал похоже непреодолимым для связки англичан с 25 метровой верёвкой. Наша версия, что ребята не нашли промежуточных станций в сугробах, а снаряги для организации страховки у них не было (как мы заметили на этот маршрут берут всё по минимуму), без страховки по такому рельефу не пройдёшь. Из-за этого похоже они решили переждать непогоду на полке. Учитывая, какой бушевал 1,5 суток шторм – ребята были обречены. А не дошли они всего 6 верёвок по перилам и тросам до спасительной хижины.

Хижина Каррела
Меж тем мы спустившись на Каррела, и сразу попали в водоворот альпинисткой движухи. Народ массово поднимался на хижину, чтобы завтра штурмовать гору. Места в хижине ещё были, и мы решили затусить здесь. Кушали, общались, культурно проводили время.

Народ поднимается на хижину

На следующее утро спустились вниз до Абруцци и опять поднялись на Босси. На планируемую 6ку по ЮВ стене уже не было времени, поэтому спокойно переночевали и с утра пораньше пошли вниз в цивилизацию.

От Бреуля на автобусе до кемпинга, там подсобрались и выдвинулись в сторону Милана, где уже была забронирована гостиница. Приятное оказалось местечко, рядом с вокзалом, откуда с утра отправлялись шатлы до аэропорта.

М. Червино

По итогам восхождения появились выводы и предложения, поездка в общем удалась, ну а впечатления от Альп остались только положительные, особенно от итальянских Альп и собственно Валле дАосты.

Хочется сказать огромное человеческое спасибо за помощь и содействие во многих вопросах пребывания в Валле дАосте и вообще - Анне Соден – она просто божественна!

Особая благодарность нашим самым любимым техническим спонсорам - Татьяне Геннадьевне и Юлии Валерьевне – и понятное дело за всё остальное им конечно (было передано лично)!

Спасибо за моральную, информационную и общую поддержку друзьям - Лёше Овчинникову, Сане Сошникову и всем остальным!

Фото Влад Фёдоров, Юркин Алекс

P.S. И обязательная фотка которую все делают в Червинии, и я её тоже сделал, куда деваться!!!:)