Каменный слалом: самый горячий джип-триал в Казахстане
Грязь, драйв, адреналин, клубы пыли и камни, камни, камни. Всё это было на джип-триале «Каменный слалом-2016», который мы провели в минувшее воскресенье в Южно-Казахстанской области близ города Шымкент. На соревнование съехались джиперы из Шымкента, Алматы и Тараза, 14 экипажей сражались не только друг с другом и уловками сложной трассы, но и с 43-градусной жарой. Это был действительно горячий триал! Горячий во всех смыслах. Как организаторы мы расскажем всё о том, что было в кадре, и о том, что обычно остаётся за кулисами соревнований.
«Каменный слалом» — о соревнованиях с таким названием у шымкентцев были кое-какие воспоминания. Джип-триалы с таким названием проходили в предгорьях Западного Тянь-Шаня в ущелье Ак-мечеть в 2009, 2010 и 2011 годах.
Фото из архива клуба. "Каменный слалом-2010"
В этот раз для проведения триала мы выбрали другую горную реку — Бадам, чтобы уехать из душного и раскалённого города в предгорье. Снизить градус, так сказать, с +47 хотя бы до +43. Жарковато, но что поделать. Зрители жаждали хлеба и зрелищ, пилоты скучали по драйву и приключениям, так как с последнего триала «Птичий базар» прошло почти три месяца.
Весенний триал "Птичий базар-2016". Фото из архива клуба
Трассу мы прокатали, проложили и проверили несколькими внедорожниками за несколько дней до старта. Убедились в том, что она действительно проходимая, и участники получат удовольствие от сложных участков. На место мы приехали ещё в субботу днём, расставить вешки и сделать последние штрихи.
Рабочие моменты
В свете закатных лучей мы пустили воду в заранее устроенную запруду — самое коварное место, как оказалось, источник самой жёсткой грязищи и самых зрелищных фотографий. Уставшие и удовлетворённые сделанным, забинтовали раненые пальцы и перекусили тематическим внедорожным пирогом.
Завтра. Завтра сюда съедутся сотни зрителей, а сегодня по берегу раскидываются палатки и разгораются костры тех, кто приехал к месту проведения триала с ночёвкой. Впереди прекрасный вечер для купания в запруде и душевных разговров у костра.
Воскресенье. Подъём в 6 утра. До старта ещё много приготовлений. Раскинуть шатры, расположить кухню, поставить музыку, поприветствовать журналистов и встречать всё прибывающих и прибывающих гостей.
Проводим регистрацию и жеребьёвку, раздаём стартовые номера и обсуждаем нюансы регламента на брифинге. Пора начинать!
На гонку заявились 13 экипажей. Разброс марок огромный. От ветерана джип-триалов, легендарного ГАЗ-69 1956 года выпуска до тюнингованного Гелендвагена.
Легендарный ГАЗ-69
Это всегда большая интрига, кто будет первым? Кто вытащит «счастливый» билет и поедет разведывать трассу? Повезло экипажу из Алматы. Мало того, что «Каменный слалом» — их дебют на джип-триалах в принципе, так ещё и досталось ехать первыми.
Смешанный экипаж #1. Пилот и автомобиль из Алматы, штурман из Тараза
Паджерики, Прадики, Чероки, L-200, УАЗы — машины готовятся к старту.
Самый возрастной участник триала — гость из города Тараз. Пилоту 65 лет, в штурманах — его внук. Отличный пример преемственности поколений в автоспорте.
Фотографы ловят моменты, зрители подбадривают и одобрительно свистят, когда очередной экипаж справляется с препятствиями. «Гелик, давай!» и «гелик, жги!» – кричали зрители ещё одному дебютанту джип-триала и, как оказалось, любимцу публики.
Ещё один дебютант джип-триала — Мерседес Гелендваген
Первый этап с прохождением водного участка и каменистых уступов все участники преодолевают довольно легко: обходится без дисквалификаций и помощи технички.
Первый этап. Вид сверху
На второй этап выпускаем экипажи в обратном порядке — последний стартует первым, и тут на трассе разворачивается настоящий экшн.
Одно из засадных мест второго этапа
Искусственная запруда, которую мы так тщательно готовили, стала основным препятствием гонки.
УАЗ и месиво
Первые 5 экипажей не смогли выбраться из грязи на сушу.
#13 сделал этот участок практически непроходимым
#8 покорил грязную лужу и открыл дорогу остальным
Затем выезд укатали, но не все доезжали до него.
из-за поломки L-200 не одолел коварный участок в начале второго этапа
Неожиданностью для зрителей стал приезд пилота на Ниве. 36 часов готовил он свой автомобиль к состязанию, опоздал на регистрацию и жеребьёвку. По регламенту он получил заключительный 14-ый номер и с согласия судей и участников выехал сразу на оба этапа самым последним.
«Пришёл, увидел, победил» — эта фраза идеально подходит для экипажа Нивы. Проехали трассу быстро и технично, вышли на первое место по чистоте и скорости прохождения обоих этапов.
Второе место досталось не менее опытной команде на ГАЗ-69 — победителю весеннего триала.
На третье место въехал экипаж Mitsubishi Pajero — неоднократный призёр внедорожных соревнований.
Награждение победителей, щелчки затворов, последние интервью экипажей.
Зрители разъезжаются, поляна пустеет. В эти моменты команда организаторов, наконец, выдыхает: мы сделали это! Всё получилось. Теперь впереди уборка территории.
Конечно, мы выставляли бочки для мусора, но всегда найдутся те, кому под куст выбросить бутылки проще. Мы за то, чтобы после нас эти места оставались такими же, как и до, и даже чище. Поэтому не разбираемся, наш это мусор или нет. Собираем и жжём всё, что видим, а что не горит — в город, на мусорку.
В тот день мы сварились на солнце. Но мы видели, ка горят глаза у участников, мы знали, как ждут соревнований они и их болельщики. Эти эмоции, царящие на трассе, не выразить словами. Это удовольствие, ради которого стоит постараться. Все, кто вышел на трассу, неважно выиграли или нет, уже молодцы. Они получили опыт, которым могут гордиться.
Ну, а мы прощаемся с вами до новых внедорожных событий!
Фото, отчёты и ещё больше видео здесь
В репортаже использованы фото автора, а также зрителей соревнований