Пишет Сергей Молчановский, 02.08.2016 03:40

Соло 2016: Вулк. Горелый, Верхне-Опалинские гор. источники, Ходуткинские гор. источники, вулк. Ксудач и оз. Штюбеля, Ключевое на нем, вулк. Желтовский, вулк. Ильинский, Курильское оз., р. Озерная и пос. Озерновский.

.. Несколько лет назад хотел посетить Ходуткинские горячие источники известные тем, что они самые большие по выходу термальной воды. Течет целая река горячей воды. Как обычно это бывает дела и заботы не позволяли этого сделать раньше, и оставалось мечтой.
И так, как южнее Мутновского вулкана на Камчатке нигде я не был в конце концов в июле нашел время чтобы сходить к Ходутке...
Вообще мне никогда не нравились походы с обратным движением, поэтому решил от Ходутки идти в поселок Озерновский и уже от туда как все выбираться на вертолете.
В стадии предварительной подготовки чтобы получить разрешение на посещение поехал в Елизово, в администрацию Южно-Камчатского заказника, который находится в одном здании с администрацией Кроноцкого заповедника. Девушка принимавшая у меня заявку несколько растерялась при том, когда я стал в заявке указывать проход от Желтовского вулкана к Курильскому озеру и по реке Озерной через их территорию. Пригласила какого то парня и тот спросил меня, как я буду вести себя с медведями. Я ответил, что медведей обижать не буду. Пришел еще один начальник и узнав от меня, что оружия при мне не будет разрешил пройти через заказник..
Составилась такая схема предстоящего путешествия:
Камчатское соло 2016: Вулкан Горелый - Курильское озеро.

.. Имея тесное знакомство с директором местной сети магазинов "Спортландия" и "Интерспорт" Лемешко Вадимом основательно подготовил все оборудование, которого мне так не хватало.

Вадим все время меня пугал медведями, наконец в начале июля поехали под вулкан Горелый, где поели плов
и от куда началось все мое движение..
Первым пунктом для меня стали стали Верхне-Опалинские источники:
Камчатское соло 2016: Вулкан Горелый - Курильское озеро.

Вторым пунктом я пошел К Ходутке..
В начале пути пошли дожди и пришлось день или два сидеть в палатке.
По пути при выходе на плато между рекой Опала и Асача мне на пути попалось три медведя.
Медведица с медвеженком быстро смылись в ольховый стланник, а этот
Камчатское соло 2016: Вулкан Горелый - Курильское озеро.

после того, как я того привлек своим свистом увязался за мной.. Но после того, как я взорвал большую петарду
он тоже смылся..
После этого я без проблем пересек верховья реки Асача и подошел к Правой Ходутке. Почти везде были тропы и следы квадрацикла.
Правая Ходутка оказалась заболоченной широкой, но с несильным течением рекой. При ее пересечении вброд меня по ней немного понесло, что заставило впредь быть более осмотрительным.
На Ходуткинских источниках меня встретил плотничавший там вместе с сыном Сергей Семенович. На мой вопрос, где я могу поставить палатку он ответил, что могу разместится в одном из домов и взять обрезки досок для печки.
Камчатское соло 2016: Вулкан Горелый - Курильское озеро.

Собирался и потом пошел сильный дождь, я был весь мокрый от плавания по реке поэтому на мой взгляд я правильно сделал, что переночевал в этом доме..

На следующий день погода установилась и я пошел по дороге к к вулкану Ксудач.. Но дорога быстро пропала и далее я пошел по лесу.

В подходящем месте пересек вброд Правую Ходутку и дальше приняв вправо пошел по лесу к Западной Ходутке.
Вечером опять пошел сильный дождь, который заставил сидеть меня пару дней в палатке. Как только он прекратился я пошел дальше и немного заплутал при выборе пути. В конце концов пересек на пути все речки и пошел по левому берегу речки Теплой к Вулкану Ксудач с его озерами.
Камчатское соло 2016: Вулкан Горелый - Курильское озеро.

При выходе к теплым источникам на Ключевом озере вместо того, чтобы сразу спустится пошел в обход прижимаясь к гребню вулкана и попал в ольховый стланник. Так шел пока мне не надоело и я спустился по ручью прямо к горячим источникам слева.
На берегу стояли палатки ученых геологов и биологов с Сахалина.

Поймал в озере на спиннинг одну маленькую рыбку и отпустил ее обратно в озеро. Ученые угостили меня ухой и сказали, что вчера мерили глубину озера и она составила 90 метров...
На следующее утро поднялся по ручью с которого пришел почти до верха, перешел в ручей слева от меня и вышел на гребень вулкана. По гребню в сплошной облачности пошел влево пока подо мной не оказалась начало речки Вестник. По Вестнику спустился вниз. Затем сквозь сплошной ольховый стланик перешел на приток реки Южный Ксудач. Не выходя на Южный Ксудач пошел до речки Беленькой по "тундрам". По Беленькой поднялся к подножию вулкана Желтовский..
Камчатское соло 2016: Вулкан Горелый - Курильское озеро.

После обхода вулкана испортилась погода и ожидаемых проходов в стланнике не увидел. По притоку речки Ильинской спустился вниз.
Затем по правому притоку этой речки вышел на плато, где как раз оказался под сопкой 731.2 метра.. Поднялся на перевал этой сопки, спустился вниз и пошел к реке Выченкия. На одном из притоков Выченкия в верховьях ручья переначевал и на утро столкнулся с еще одной семьей медведей. Мой свист на медведей ни как не действовал, медведица вертела головой и только петарда ее спугнула...

Река Выченкия оказалась бурной и с крутыми отвесными берегами и совершенно не проходной. Каких то 3 км я шел весь день. Подъемы вверх от реки ничего не давали, так как почти сразу при движении оказывался на ее притоке с крутыми спусками- подъемами и вся она была в стланнике. Внизу проставить палатку было негде. Набрал воды в посуду, которая была, залез наверх и там заночевал..
На утро пошел по верхам к озеру и опять к реке. Не доходя до реки услышал галдеж чаек. Затем шум в кустах. Немного отдохнул и пошел дальше. Затем в кустах увидел небольшого медведя, который бросился в мою сторону и не добегая 2-3 метра бросился в обратную сторону. Я выпустил струю газа из балона от медведей. Вышел к реке и увидел большую медведицу вместе с медвежатами рыбачившую в реке. Подался обратно в кусты и уже по кустам вышел к Курильскому озеру. Прошел 150- 200 метров и увидел еще одну медведицу с медвежатами. На мое счастье она увидев меня всхрапнула и убежала в кусты. Через 200 метров увидел еще одну медведицу. Ушел сам от греха подальше в кусты.. В кустах слышал треск и сопение медведя. Свистел. Кое как стал опять выбираться к берегу озера и не дойдя до берега увидел огромного медведя, который ходил по берегу взад-вперед. Обошел стороной, вышел на берег озера и по тропе вышел к мосту базы.
Камчатское соло 2016: Вулкан Горелый - Курильское озеро.

На базе небольшие медведи за электрическим забором бродили как собаки или коровы.После недолгих разбирательтв со мной разрешили поставить палатку. Весь вечер слышал английскую речь.

Утром иностранца попросил меня сфотографировать..
В целом на базе меня приняли и проводили хорошо. Посоветовали вместо свиста громко петь и кричать..
Через километр от базы по дороге увидел еще одного крупного медведя. Заорал и тот убежал в лес. При переходе через реку Озерную увидел за рекой последнего..
Уже на дороге от Паужетки меня подобрал джип директора одного из рыбзавода Сергея и тот првез меня в поселок Озерновск..
Камчатское соло 2016: Вулкан Горелый - Курильское озеро.

На утро по счастливому стечению обстоятельств мой вертолет первым делом взял курс на Ходутку,

где я еще раз искупался с вертолетчиками.
Самый трудный участок пути это путь от Ксудач- река Выченкия и уже потом Беленькая. Медведи меня испугали здорово. О том чтобы их фотографировать я вообще не думал. Нерки в озере и реке видел тоже много...

Спасибо, с удовольствием посмотрел, поностальгировал. Мы в 1988-м ходили, от Озерновского через Кошелева, Курильское, Ксудач, Ходутку, Асачу, Мутновский. Опала тоже была в планах, но в начале маршрута застряли в зарослях, выходили по запасному через Вилючинский.

А что за жилье теперь на Ходутке, сколько домов и человек?
При нас совершенно пустынное место было, только бочки старые ржавые по берегу валялись от какой- то экспедиции. Никаких строений не видели.

Мне известно, что в 1988-м году были еще 2 группы, которые шли на встречу вам. Из Перми и ученые из Арзамаса-16. У теплых источников на озере в кратере вулкана Ксудач стояли палатки вулканологов.
Что касается сейчас Ходуткинских источников, то всем благоустройством на них занимается вертолетная авиакомпания "Витязь-Аэро". База этой авиакомпании находится в 30-км от Петропавловска, в поселке Николаевка. Вертолеты этой компании возят туристов на Ходутку.
В настоящий момент кроме "закрытой" территории рядом с источниками в стороне ближайшей к вулкану Ходутке, где находится домик егеря и благоустроенный коттедж с спутниковой антенной есть еще несколько домиков на самих источниках. Когда я там был во всю шла стройка. Сделали мостки и кроме старых трех еще пару новых построили. Прямо перед источниками построили раздевалку и от нее теперь есть лестница прямо в источники.
Развивается все исключительно на частные деньги. Государство на развитие не дает ни копейки.
Что касается условий размещения в домиках, то этот вопрос нужно задавать к авиакомпании "Витязь-Аэро". Знаю, что зимой часто до источников добираются на снегоходах. Летом на квадрациклах. Туристы летом предпочитают размещаться в палатках...

Ну и слава богу, что мы этого не застали. :)
В диком месте горячая речка куда лучше, чем курорт цивилизованный. И так отлично отдохнули - покупались.
Группу за весь маршрут только одну встретили - из Волгограда. Вдруг посреди зарослей наткнулись. Запросто могли и разойтись, не заметив друг друга.

В 2010 были на Камчатке. В Ключах встретились с двумя девушками (Петропавловские педагоги), они каждое лето путешествуют по разным районам Камчатки. Разошлись под Ключевской сопкой, мы на гору, они в поход. Спросил: как они ладят с медведями? Они ответили: да мы болтушки, идем болтам, медведи нам и не попадаются. Еще колокольчик на одежду вешать рекомендуется, тоже спугивает зверя.

Еще советуют бить пустыми пластиковыми бутылками друг о друга.
Про колокольчик. Кто и где его рекомендует??
Лично у меня был и колокольчик, и свисток звучащий до 130 децибел. При свисте медведи вертели головой и высматривали откуда раздается свист. Только петарды их заставляли убегать. Когда петарды кончились и остался свисток, то на одной из стоянок под Курильским озером на шорох из кустов и мой свист реакция была такая: медведь затаился в кустах и когда я стал по тропе проходить мимо него, он бросился на меня из кустов! Не добежав 2-х метров до меня он развернулся в обратную сторону. Я уже вслед ему пустил струю из газового баллона.
По опыту людей помогает громкая человеческая речь и при появлении медведя, когда людей несколько более тесное сближение между собой людей. Размеры тесной группы людей в его агрессии имеют значение.

Да, в мире медведей размеры имеют большое значение. Если один - можно чего-нибудь над головой поднять, увеличивая размер фигуры. Про колокольчик прочитал на Камчатском форуме, поди местные знают как обходиться со своими медведями. А так-то их не только на Камчатке много. Одно лето на Ергаках каждую ночь к нашей палатке приходили. Первую ночь я фонарик включал, да горелку жег, покричу - уйдет, потом опять приходит. Ходит мягко, но вес тела такой, что все равно шаги ощущаешь. Хотел выйти - пугнуть, но жена не пустила, может и правильно, соседи видели - медведица была с медвеженком. Так всю ночь и гонял его, или он меня. Наши из соседней палатке утром надо мной ржали - ты чего - чертей гонял? След показал на траве - кил на триста туша - прониклись. Оказалось, что мишкам ништяки нужны, продукты-то как раз в моей палатке были свалены. На Ергаках за сезон несколько тысяч туристов бывает, прикормили мишек помойками, вот они ночами и промышляют. И каждый вечер потом все продукты в рюкзак и на кедр. Мишка тяжелый - влезть не может. Но приходили регулярно, я после первой ночи их хорошо слышал. А как задержимся на горе допоздна, идем мимо лагерей, так они частенько на стоянках попадались, больше годовалые - пестуны, все ништяки ищут. На этих прикрикнуть было достаточно, или замахнуться палочкой. Опытные мишки на глаза попадаться не любят. Но с темнотой с 23 и до 5.00 - их время, ничего не боятся - ни огня, ни фотовспышки. Но на людей они нападают крайне редко: медведица, если сочтет угрозой для медвеженка; подранок, больной или шатун. За 30 лет было два случая нападения на палатку. Оба раза из-за критических дней у барышень. Физиология медведя очень близка человеческой, а нюх у него такой, что тушенку от сгущенки отличает в закрытой банке. Но при таком потоке туристов и десятках местных медведей все же два случая за 30 лет - почти ничего. На Камчатке нападения чаще случаются. Может быть из-за соседства с Аляской, там гризли - один из двух из шестидесяти видов медведей, охотящихся на человека. Белый вот еще такой же гад.