Отзовите это: Реальная угроза, стоящая за отзывом снаряжения
Фото © Climbing
Статья Джеймса Лукаса появилась в журнале Climbing еще в мае 2016 года. Теперь они выложили статью в сеть. Катерина Манькова перевела её для Риска, а я собрала комментарии известных участников нашего сообщества на эту резонансную тему!
Ранее в этом году компания Black Diamond объявила о добровольном отзыве из производства 14 видов карабинов и двух вариаций строп. Заклепки в защелках карабинов были ненадлежащим образом расклепаны, а стропы имели неправильную сшивку. Отзыв вызвал волну паники в сообществе скалолазов.
«Если это снаряжение не работает, как сообщает реклама, оно может убить кого-нибудь!», - написал один скалолаз об этой неисправности на странице Black Diamond в Фейсбуке. На стенах скалодромов были развешены предупреждения об отзыве BD, спортсмены делились этой информацией в социальных сетях, а также на интернет-форумах. Скалолазы и альпинисты, можно сказать, доверяют свою жизнь снаряжению, поэтому нет ничего удивительного в такой реакции. Тем не менее, эта информация и вытекающая из нее суматоха, отвлекла потребителей от более серьезной проблемы: отсутствия личной ответственности.
Хотя не поступило информации ни об одном случае получения травм из-за этого снаряжения. Black Diamond, который отказался от комментариев, совместно с Комиссией по проверке безопасности продукции США (Consumer Product Safety (CPSC)) поддержали отзыв продукции.
Комиссия создана в 1972 году и регулирует продажу и производство продуктов, которые могут представлять опасность. В среднем, CPSC передает около 300 сообщений в год. В ведение комиссии входит всё вплоть до ножей для резки пиццы, которые также могут представлять опасность. За последние 20 лет в Комиссию передано около 30 единиц скалолазного снаряжения. Все отчеты показывают, что продукты были повреждены во время использования, но не было никаких сообщений о получении травмы. Большинство отзывов носит профилактический характер.
«В чём вы должны убедиться, так это в безопасности своих клиентов», – говорит президент компании Metolius Даг Филлипс, который имел дело с отзывом снаряжения.
Отзыв бывает трёх уровней: предупреждение по технике безопасности, добровольный отзыв и принудительный отзыв. Предупреждение по технике безопасности требует проверки продукта, за которой может последовать отправка поврежденного снаряжения производителям для замены или ремонта. В случае добровольного отзыва производитель просит самих потребителей отправлять товары изготовителю для замены или ремонта. Принудительный отзыв происходит по требованию властей, если кто-либо из потребителей при использовании товара получил травму. Большинство случаев отзыва скалолазного снаряжения – это предупреждения по технике безопасности с несколькими добровольными отзывами.
«Цена отзыва зависит от типа продукта, количества произведенных единиц и того, насколько далеко был отгружен продукт», – сказала пресс-секретарь CPSC Ким Дулич. Замена продукта, перевозка груза, и человеко-часы, связанные с проверкой, добавляются к стоимости и, но, вероятно, наибольшие потери несёт репутация производителя.
«В основе происходящего лежит постоянный рост продаж и гонка за прибылью, что функционально подрывает качество продукции и, в нашем случае, безопасность», – пишут в комментариях. Гневные дискуссии в Интернете и общее беспокойство могут негативно сказаться на продажах, но суть в том, что, несмотря на высокую цену отзыва снаряжения, ответственность за корпоративную халатность стоит больше. Стоимость отзыва в конечном счете должна определенно меньше интересовать производителей, нежели безопасность.
«Я даже не знаю, сколько стоят наши продукты», – сказал Рик Ванс, скалолаз и технический директор американского представительства Petzl. «Я принимаю свои решения, основываясь на риске, что противоположно бизнес-решениям». Ванс содействовал отзыву страховочного устройства GriGri 2 всего через несколько месяцев после того, как оно попало на рынок. В августе 2011 года Petzl добровольно отозвал 18,000 GriGri 2, потому что был риск застревания устройства в открытом положении, что мешало остановить убегающую через устройство веревку.
Этот специфический дефект был обнаружен, когда группа военных попыталась буксировать Humvee из канавы. Несмотря на то, что этот пример – исключительный случай использования устройства, этого было достаточно для Petzl, чтобы отозвать снаряжение. Для того чтобы замотивировать клиентов заменить продукт, Petzl предложил всем бесплатную доставку, и компания получила более 80% дефектных устройств. Стандарты отзыва продукта довольно высоки, поскольку компании имеют большое чувство ответственности.
«Страшно подумать, что снаряжение с большим числом движущихся элементов, вроде камов или зажимов может иметь производственный брак, и вы его не заметите», – написал один альпинист. Сложные устройства, вроде Grigri 2, отзывают намного реже, нежели самый используемый элемент снаряжения. Карабины, которые необходимы практически при любом альпинистском действии, привлекают наибольшее внимание.
«Карабины держат все эти системы вместе. Они должны быть качественными», – сказал Ванс. В 2006 году Petzl добровольно отозвал 8,000 карабинов с системой автоматической блокировки с индикатором блокировки, так как блокировка не всегда срабатывала. В 2011 году Camp добровольно отозвал 15,500 карабинов Photon, потому что защелка открывалась под большой нагрузкой, Wild Country отозвал 1000 карабинов Helium в 2004 году по той же причине. В том же году сотрудник одного из магазинов снаряжения заметил брак в соединении элементов в карабинах Metolius. Проверка 80,000 карабинов выявила всего шесть с неправильным соединением.
«Вы думаете, я не могу соединить скотчем 2 конца оттяжки и назвать их хорошими?», – пошутил один альпинист в ответ на отзыв оттяжек Black Diamond. В этой дискуссии о снаряжении более важный вопрос – вопрос личной ответственности; все пользователи должны знать, для чего и как правильно использовать то или иное снаряжение.
Со времен первых крючьев 50-хх годов, качество альпинистского железа росло экспоненциально, но также это значит, что люди перестали проверять свое собственное снаряжение.
Отзыв может вызвать панику, потому что это напоминает нам о том, что скалолазы не должны слепо верить в оборудование. А ведь это то, к чему мы уже все привыкли. Все скалолазное снаряжение поставляется с этикеткой, предупреждающей потребителя, что лазание по своей сути опасно, и что каждый должен быть осведомлен о том, каковы возможности продукта. Многие скалолазы пропускают это мимо ушей. В то время как производители имеют высокую степень ответственности производить высокое качество снаряжения, чтобы избежать несчастных случаев.
«Сейчас это общепринято, купить снаряжение из магазина и начать использовать его, не проверяя тщательно», – сказал Филлипс. Это непросто для производителя сказать: «Хорошо. Первое, что мы хотим, чтобы вы сделали перед использованием, это проверили снаряжение, убедившись, что с ним всё в порядке. Это просто очень хорошая практика».
Унция профилактики стоит фунта лечения, так говорится в пословице. «Вы можете проверять всю свою жизнь и ничего не найти», – сказал Филлипс. «Однако, в редких случаях, когда кто-то найдет, мы хотели бы, чтобы он нашел, пока это не использовалось».
Вся продукция проходит через десятки проверок безопасности со стороны как производителя, так и внешних проверяющих. В конечном счете, конечный пользователь должен быть ответственным за собственную безопасность. Периодически проверяйте все свое альпинистское снаряжение, независимо от возраста или количества его использования, чтобы быть уверенным в своей личной безопасности.
Я разослала текст статьи с просьбой его прокомментировать нескольким спортсменам.
Им слово.
Иван Темерев (Томск):
Я считаю, что инструкция – это не библия. Всегда есть место для работы мозга. Ведь опыт – такая штука, которую трудно заменить инструкцией. Отзыв снаряжения – это здорово. Я считаю, что это показатель уровня ответственности производителя к своему снаряжению.
То, что кто-то отзывает, а кто-то нет, вовсе не обозначает, что последние делают более качественно. Они может меньше проверяют свою экипировку и видят в отзывах угрозу своему имиджу.
Павел Добринский (Москва):
Снаряжение всегда нужно осматривать до и после использования. Такие технические неисправности как отсутствие расклепанных осей и т.д. и т.п. сразу становится видно.
То же касается петель и карабинов. Регулярный осмотр снаряжения позволяет выявить неисправности, которые на самом деле видны, как правило, невооруженным взглядом. Не надо бояться выкидывать снаряжение при малейших подозрениях. И не забывайте чистить камалоты и карабины.
В целом, задача спортсменов – следить за снарягой, не надеясь на какое-то «качество».
Сергей Глазунов (Бурятия):
Верный призыв. В своей команде с Евгеном обращаем внимание на выбраковку снаряжения и особо не печалимся расставаться со старой снарягой, отправляя её в мусорную корзину. Тот же принцип в отношении бросить железку на спуске, например. Скорость и безопасность прежде всего, пусть и ценой лишнего крюка или карабина, но без фанатизма и перестраховки! Прежде всего – ваш разум! Берегите себя друзья!
При покупке обычно доверяешь производителю, берёшь осознанно нужное и проверенное. Особо не рассматривая.
Станислав Кокорин (Тюмень):
Статья очень интересная и познавательная, могла бы быть просто поучительной, но своим решением отозвать продукцию BD вызвали общественный резонанс. В отзыве продукции я их полностью поддерживаю. Но в то же время, критики больше. Мне, как обычному человеку без профессионального оборудования, тяжело определить не совсем явный брак. Тем более, я обычный потребитель, и мои отношения с производителем строятся на доверительном фоне. Тут, конечно, моё доверие и подрывается. А что, если в сплав случайно попала капля чего-то, что делает снаряжение более гибким и не прочным? Тут хоть запроверяйся. Все целиком и полностью на совести производителя. В таких вопросах чувствую себя эталонщиком. Потому что я часто на соревнованиях просто вщёлкиваюсь и лезу.
Александр Гуков (Санкт-Петербург/Новороссийск):
На мой взгляд, в статье правильно сказано, что скалолазание, так же как и альпинизм, по своей сути опасные виды спорта. Для меня звучит как-то смешно, что отзыв бракованного снаряжения вызвал панику в рядах скалолазов. Ну, брак, с кем не бывает. Хорошо, что производитель соглашается и отзывает снаряжение. Есть факторы и пострашнее, чем брак снаряжения. Глупо покупать вещь и верить, что если это Petzl или BD, значит, ты в безопасности и с тобой ничего не произойдет. Что до меня, то я не особо парюсь с проверкой снаряжения при покупке. Конечно же, я тоже доверяю проверенным брендам и надеюсь, что если написано 2200kn – значит, так и есть. Но от брака или недосмотра никто не застрахован. Стараюсь просто не срываться!
Кроме того некоторые производители снаряжения скрывают то что на самом деле их снаряжение прозведено тайванскими OEM прозводителями, а некоторые (особо отличившиеся) вводят покупателя в заблуждение приводя на сайте информацию о том что снаряжение тестировано в соответсвии со стандартом.
Например:
Закладные элементы First Ascend и Вертикаль(возможно старые) - прозведено тайванскими OEM прозводителями. Они как две капли воды одинаковые кроме названия фирмы, которая нанесенна краской. First Ascend утверждает что их закладки соответсвуют EN 12270, однако в процессе переписки выяснилось что они их тестировали "в своей лаборатории" и никакого результата предоставить не могут.
Вот они красивые полюбуйтесь!
http://firstascent.kiev.ua/static/img/0000/0000/3918/3918953.90vd8cwz46.jpg
Сравните с фирмой Вертикаль!
https://pp.vk.me/c620128/v620128655/13c94/G2rhYgJIpBk.jpg
Кроме того на карабинах FA и (насколько я знаю) на карабинах фирмы вертикаль не нанесена служебная информация о серии и номере партии и дате прозводства.
Карабины поставляются без "бумажки" (она должна быть в наличии по соответсвию со стандартом EN 12275:1998).
В процессе переписки с FA я задал вопрос "А как же будете отзывать если что". Получил ответ "опишем характерные особенности".
Кроме того задумайтесь о сертификации. Ведь на сертификацию отправляется некоторое колличество снаряжения. И это значит что в следущий раз когда что-то изменилось отправлять или нет - определяет производитель. Это на его совести.
Давайте при покупке смотреть 2-3 аналога разных прозводителей. Если тот что вы выбрали выглядит странно или необычно, давайте смотреть как он должен выглядить. Благо фото в хорошем разрешении в инете присутсвуют.
Всем удачи, красивых и безопасных восхождений!
Через пару лет - многие виды снаряжения живут много дольше.
Когда теряет товарный вид - многие виды снаряжения *должны* потерять товарный вид перед использованием "на грани" (например, закладки, особенно анодированные, лучше держат, когда изрядно поцарапаются).
Когда оно ломается - это, вкратце, без пяти минут авария, когда звенья страховочной цепи ломаются.
Не выбраковываю, оставляю внукам! - кроме шуток, некоторые железки вполне могут жить и десятилетиями, тот же экстрактор.
Так что можно высказаться в комментариях!
хотя судя по многочисленным историям когда кошлкиломались а люди падали,
это настоящая русская рулетка