Ладак. Северная Индия. Треккинг в долине Маркха. Дневник.

Пишет Татьяна Шарапова, 11.07.2016 13:52

Пока этот дневник не затерялся в недрах моего фейсбука, решила опубликовать его тут целой историей.Ладак. Северная Индия. Треккинг в долине Маркха. Дневник. (Горный туризм, гималаи, горы, ладакх, путешествие, татьяна шарапова, фотография)

Время действия: июль 2015.

День 1. Спитук-Румбак.

Сегодня был очень длинный день. Когда живешь и работаешь в городе, 2-3 недельное путешествие кажется бесконечно длинным. Так же и с треккингом, когда живешь в путешествии, дни удлиняют походы в горах. По плану сегодня я думала лишь добраться до Спитока, пофотографировать монастырь и на следующий день начать трек. До Спитока я добиралась на перекладных, тк на автобусной остановке вдруг не оказалось вообще автобусов- все уехали на фестиваль в соседней деревне. Приехав в Спиток, я посмотрела на монастырь и поняла, что фотографировать мне его не интересно. Что делать, прийдется двигаться дальше. Время на часах 13-00 - не самое лучшее для начала трека, но мне нужно движение, а значит вперед. По карте до следующей деревни была дорога, поэтому я начала искать машину. Дедушка на небольшом грузовичке, на слово Зинчен (название следующей деревни) махнул рукой - мол садись. Рюкзак бросила на заднее сидение к пакетам с молоком, а сама села вперед. Дедушка довез меня до собственного дома и махнул рукой - тебе в ту сторону. Сколько идти? Три часа. Три часа, решила я, не так страшно и оправилась в путь по тенистой тропинке. Затем пересекла мост с буддисткими флажками и пошла вдоль дороги с полной уверенностью, что поймаю сейчас попутку. Но машин не было вообще. Хмурая погода сменилась солнцем и шагать стало веселее. На горизонте показался грузовик, запрыгнула в него, но счастье было недолгим - проехали мы 10 минут и распрощались. На вопрос сколько идти до Зинчен, снова услышала ответ - 3 часа, хотя до этого часа полтора я уже точно протопала. Ну снова три, так три. Вперед. Солнце горы река Индус - красота. Но вдруг впереди начинают сгущаться тучи. Гремит гром. Становится тревожно. Не зря. Через пять минут по мне со всей силы лупит град. Успеваю надеть водонепроницаемую куртку, чехол на рюкзак. Штаны мокрые насквозь. Вариантов нет - надо идти вперед, глядишь - попадется какое-нибудь укрытие. Град сменяется дождем, а затем сильным ветром, который прекрасно высушивает мои тоненькие штаны. Иду снова в хорошем расположении духа. Мимо проезжает мотоцикл, останавливается. Подбросить? Да! Но и эта подброска длится 5 минут, дальше снова топаю пешком. На подходе в Зинчен замечаю машину - снова останавливается. Запрыгиваю внутрь - там американская пара из Колорадо - Ром и Анита. Проезжаем Зинчен - это оказываются невнятные палатки - останавливаться тут смысла нет. Пара держит курс на Румбак. Поеду туда и я. Через 10 минут водитель останавливается в том месте, где заканчивается дорога и мы начинаем наш путь. Тем временем на часах 16-00. Обычно в треке в это время я пью чаек на кухне своего жилища и читаю книжку. Прыгаем вдоль ручьев, несколько небольших подъемов, тропинка не сильно очевидная, но во главе нашей команды Ром - ему можно довериться, поэтому просто наслаждаюсь дорогой и периодически ругаю себя за тяжелый рюкзак. У ребят рюкзаки, ну точно ранцы в школе с тремя учебниками. Они идут в трек всего на 2 дня. В Румбак я пришла изрядно уставшая - в первый день пройти двойную норму оказалось не так просто. Но усталость сняло рукой, как только я увидела деревню - буддисткие флажки, покосившиеся домики, розовый закат и завывающие ослики, а еще и речка рядом журчит. Главная мадам по деревне определила меня в самый богатый дом в деревне. Просторная столовая комната с витриной демонстрирующей богатую коллекцию посуды, персональный храм на крыше и чистенькая комната с матрасом, двумя одеялами и низким тибетским столиком, разукрашенным пышными цветами. В отличие от Непала, где туристы селятся в лоджи, построенные специально для них, в Индии действует другая система - тут трекеры останавливают в Homestay- в домах где живут местные жители. На ужин хозяева приготовили овощной суп с зеленью и овощное рагу, в котором кроме овощей попадались мучные субстанции наподобие пельменных оберток . Вкусно, а главное - еда горячая. Вечером становится прохладно. Сейчас же я лежу под двумя одеялами и мне тепло. Завтра похоже будет еще более длинный день - перевал на 4900, поэтому дописываю заметку и ложусь спать. Подьем в 5 утра.

День 2. Румбак-Шинго

Эту заметку я пишу утром, в свой третий день, в деревне Шинго. Вчера после перевала в 4990 и 12 часов трека я упала замертво под 2 одеялами и смотрела любопытный сон о своем будущем: однушка купленная родителями в ближайшем Подмосковье, новый шизо ремонт в моем стиле, поиски чипсов, мама и красавец мужчина с проникновенным взглядом. Странненький, но добрый сон. А вообще после 12 часовой "прогулки" с 15-ти килограммовым (не взвешивала, но предполагаю) рюкзаком я снова вспомнила чувство полного отупления. Это медитативное отупление характеризуется полным отсутствием мыслей. Обычно на "качественно подумать" нет времени, а если оно и появляется качество страдает. Тут же полная тишина в голове и снаружи. Так и на перевале звук шуршания молитвенных буддистских флажков сменялся абсолютной тишиной, как только стихал ветер.
Перевал не такой уж и высокий, но дался мне, зараза, достаточно тяжело. На 4200 зарядил дождь-град-снег, земля под ногами превратилась в серую жижу. Но вариантов не было - надо было идти вверх. На примерно 4500 у меня, к счастью, открылось второе дыхание и я в хорошем темпе потопала вверх, но а на 4700 вообще включили солнце и жизнь наладилась - перекусила чокопаем и пошла дальше. До перевала были безумно красивые скалы красного цвета, на них росли зеленые кустики. Вначале я думала, что перевал будет моим самым сильным впечатлением на этот день. Но потом я увидела гималайских сурков - смешных мягких зверьков, размером с толстого упитанного кота, скачущих из норы в нору вдоль зеленых колючих кустарников. Все. Включился Николай Дроздов. С фотоаппаратом наперевес я пошла знакомиться поближе с одним из сурков. Вначале он сидел около норы и в упор меня не видел. После я поняла, что у них со зрением так себе. Потом что-то, а точнее меня, он таки учуял и полез в нору. Но любопытство оно такое. "Попой вперед" начал вылезать обратно, развернулся и уставился на меня. Так я и просидела с ним минут десять на расстоянии 30 сантиметров. Горы горами, но неуклюжие пухленькие сурки такие хорошенькие. На подходе к деревне Шинго снова зарядил дождь. Я пожалела, что с самого начала не начала считать то количество раз, которое мне приходилось снимать и одевать водонепроницаемую-непродувайку от The North Face (получает пятерочку). Дождь сменялся палящим солнцем по сто раз на день. Обычно я оборачиваюсь назад с мыслью, может появился классный кадр на сфотографировать. Под сильным дождем особого смысла в этом нет. Но по привычке я обернулась и не зря. Сзади меня из долины в сторону гор сияла огромная радуга. Моя первая радуга в горах. Что делать, бросила рюкзак и поскакала под проливным дождем снимать радугу. Через пару минут она исчезла вместе с дождем. Вот это и было самым сильным впечатлением дня - награда за долгий путь.

День 3. Шинго-Скио.

До ближайшей деревни Скио всего три часа ходу, поэтому с утра можно не торопиться. Я прогулялась по небольшой деревне Шинго - в ней не больше 10 домов. Забралась на крышу дома, расположенного выше остальных - вид на долину, разноцветный буддистский флаг и горка камней увенчанная рогом какого-то парнокопытного. Черепа с рогами тут украшают двери в дом, лежат на перевалах и на местах привалов. Еще в первой деревне Румбак я заметила на холме кучу рогов выкрашенных в красный цвет и горкой сложенных на скале. Такую конструкцию я видела раньше в деревне Хану Гонгма на западе Ладака - тогда мой местный провожатый не разрешил мне подойти ближе, чтобы сделать фотографию. "Женщинам нельзя"- сообщил он на ломаном английском.
После прогулки и завтрака, чапати с маслом и джемом, я отправилась в сторону деревни Скио. К слову о завтраках и вообще о еде в ладакских homestay. Их меню регулируется ассоциацией по развитию национального высокогорного парка Hemis. На завтрак обязательно должен быть один из видов хлеба - ладакский хлеб, чапати, пури или толстый блин, джем и масло, омлет (это чудо природы еще ни разу не попадалось) и чай, в ланч боксе - хлеб, яйцо (попадалось пока 1 раз), вареный картофель, соль, шоколадка и маленький пакетик сока, ужин по протоколу может быть в шести вариациях - тут хозяева могут расслабиться, что-то из шести блюд точно найдется дома.
Дорога до Скио была легкой в плане ходьбы - плавный спуск. Однако, из-за того, что я поздно вышла, солнце шпарило со всей мощи, тенька был минимум, поэтому я во всю вкусила прелести палящего солнца. Сухая желтая долина, тонкая речка, которую я переходила бесчисленное количество раз, идя попеременно то по правому, то по левому берегу, кустики с розовыми цветами и ящерицы, греющиеся на камнях - такова была картина сегодняшнего дня. С остановками на перекус и постоянными фотографиями я дошла за 4 часа. На входе в деревню Скио на горе стоит храм - но чтобы попасть внутрь нужно найти хранителя ключа. Единственный монах, проживающий в храме, уехал в Ле и вернется только через 3 дня. С заселением в дом была длинная катавасия - я решила пройти немного вперед и поселиться в доме на расстоянии примерно в километре от самой деревни - чтобы потом было ближе идти к следующему пункту маршрута, деревне Маркха. Но по дороге туда поняла, что все ж таки лучше остановиться рядом с храмом, чтобы сделать его фотографию на фоне звездного неба. Вернулась обратно. И тут местные жители начали очень долго решать, куда же меня поселить. Приходили, смотрели на меня и совещались. Сделала комплимент одной молодой девушке насчет классных солнцезащитных очков. В конце концов определили в приятную семью - девушка (та самая хозяйка очков), ее брат, два его сына и кошка с котенком. На ужин хозяйка приготовила легкий овощной супчик и овощные момо (по-русски говоря пельмени). В своей комнате, кроме любопытной учетной книги посетителей (с начала 2013 года здесь была лишь 1 пара русских - Роман Соколов и Ира Грудина) и протокола по поводу еды, я обнаружила висящий под потолком хвост яка. Ночью я снимала звезды, а потом увидела сон, в котором мой кот был жив.

День 4. Скио

Четвертый день я решила сделать днем отдыха, поэтому задержалась в Скио на один день. Приятная семья, теплая погода и надежда на душ. Днем раньше я заприметила кабинку - деревянный каркас, обтянутый тканью. Мои предположения оказались верными. Хозяйка вскипятила мне ведро горячей воды. Какой же это кайф принять душ в треке. Чистая и довольная я провела весь день за чтением "7 лет в Тибете". Все хорошо, но вот кхампы из книги - грабители на тибетской дороге, стали мне мерещиться повсюду. Особенно во время ночной съемки звезд. Вот и сейчас, сидя на камешке рядом с храмом в полночь мне страшновато. Снимать звезды можно было бы начать и раньше, уже в десять вечера достаточно темно. Но незадача в том, что в деревне дают электричество в 19 вечера и вырубают его в 23-30. До этого, храм подсвечивается навесной гирляндой, как новогодняя елка. А это в кадре мне ни к чему. Днем я немного помышляла отправиться на прогулку, но это идея быстро отпала сама собой. Уж больно яркое солнце на улице. Мало того, что жарко, так еще и сильно слепит глаза. После предыдущего дня глаза и так устали, так что сегодня только книжка, отдых и ночная сьемка. И стирка одежды. Чистенькая, с новыми силами пойду завтра в деревню Марха. Дорога должна быть простой, но длинной. Lonely Planet сообщает о 7 часах хода, хозяйский мальчик о 10, сама хозяйка придерживается версии в 7 часов.

День 5. Скио (3435м) - Маркха (3770 м)

В Маркху я стартовала на час позже положенного, в 7 утра. Дорога оказалась длинной, но очень простой - никаких подъемов и спусков. Я уже было начала скучать. Вспомнила Непал и его бурлящую жизнь на популярных треках. И тут как по заказу начали появляться караваны из осликов и лошадок. Очень мне нравится звон их колокольчиков, но животину жалко. Вот представьте группу из нескольких сотоварищей-парнокопытных и только у тебя, одного, или у тебя и еще одного сотоварища колокольчик. Все животины, как животины - жуют себе травку спокойно, а ты как дурак звенишь от каждого движения. В одной из групп лошадок был трогательный жеребенок. Все бежали с поклажами, а он пока налегке - бежит со всеми и постигает науку жизни лошадью. По дороге познакомилась с французом Седриком, он как и предыдущие мои дружки из Прованса, крайне адекватен и весел. Расхвалил свою родину так, что намерение навестить новоиспеченных французских друзей становится все тверже. В деревню пришла достаточно рано, около трех. На подходе к деревне Маркха небольшой подъем к местному храму, а потом спуск в саму деревню. В ближайшей части хоумстея не нашлось. Был один - но напротив строили дом и стук отбойного молотка слушать мне совсем не хотелось. Хозяева остальных домов были в полях. Перешла мост через реку и там уже нашла себе комнатку у бабуси. Точнее складскую комнату, которую она быстро прибрала и вид у нее стал вполне сносный и гостепреимный. Подружилась с местным черным котом, накормив его чапати. Кот оказался, к сожалению, дурным. Орет по поводу и без. Даже когда дремлет подвывает. Соседи оказались снова французами - две девушки и парень.

День 6. Маркха (3770 м) -Ханкар (3980 м).

Кто стучится в дверь ко мне? Примерно в шесть утра. Стучаться кроме хозяйки с ее другом завтраком - некому. Ан нет, в двери мне стучится соседка француженка. Вчера ее с парой друзей (мальчиком и девочкой) видела в развеселом состоянии в деревне. Ребята каким-то чудом нашли пиво в деревне и на радостях естественно его купили и выпили. Как можно пить в треке да и зачем - я не понимаю. Сейчас будет как раз история на эту тему. Так вот. Стучится эта француженка в дверь. Активно так - я бы сказала долбит по двери. Я не люблю когда меня будят. Потому что во сне всегда интересно. Стоит она на пороге, я смотрю грозно и дуюсь, и тут она задает вопрос: А у тебя одна пара ботинок? Грозу и надутость как рукой сняло. Вместо них пришло удивление и предчувствие хорошей истории. Предчувствие не обмануло. Накануне вечером французики упились пивом и она, эта девушка-смекалка, пошла мыть ботинки на реку. И стирать всю одежду. Ну а влажные вещи то нести домой тяжело и лень. Поэтому она решила оставить там все сушиться. У бурной горной речки. На ночь. Ну и ясное дело, что все снесло к чертям. Ну или деревенские приоделись. Остались у французской красавицы флип-флопы, лосины да футболка. А через день перевал. Друг-французик дал ей свои большеразмерные боты, с засунутыми в мысок носками. На этом и порешели. День предвещал быть легким, без больших перепадов, поэтому шла я спокойно и легко. По дороге встретила дружбана Седрика с его гидом и мы потопали вместе какой-то участок трека. Седрик пел песню из загадочного диснеевского мультика (уже скачала), который по каким-то причинам у нас не показывали. Хотя он на уровне короля-льва, пинокио, золушки и всех остальных. Причиной цензуры, думаю, было само название - Коты-аристократы. Днем засияло то, ради чего был весь день. Гало - раз. Горизонтальная радуга - два. Не было ни дождя, ничего похожего - и тут радуга. Горизонтальная. Редкое в природе явление, а в горах, как сказал гид, частенько бывает. Параллельно со мной по треку шли - 8 израильтян, француз Седрик, девушка из новой зеландии и еще три француза. Мы все постоянно где-то пересекались. И вот сегодня пересекались мы все с фразой: Ты это видел?!! Или: Смотри!!!!!! Радуга впечатлила всех ой ой ой. В Ханкар я пришла во второй половине дня и меня уже ждало местечко занятое в лучшем доме. Вот они чудеса коммуникации - это гид французика застолбил мне местечко. Вечером мы всей честной компанией играли в карты в нашем доме, пили масала чай и дурачились. Израильтяне, как меня увидели, сразу стали просить поиграть в дурака - любят и знают.

День 7. Ханкар (3980 м) - Нималинг (4730м)

Этот день оказался для меня одним из самых красивых и сложных одновременно. Но обо всем по порядку. Из Ханкара я вышла часов в 8 утра - достаточно поздно - тут классика жанра. Я решила выспаться после бурного вечерка в веселой компании - раз. И я хотела идти на тропе одна - поэтому пропустила всю честную компанию вперед - два. Виды были сумасшедшими - появилось немного зелени, деревни попадались одна аутентичней другой, а параллельно шли только погонщики с лошадьми. Вот именно ради таких дней я и хожу в треки. Правда тему “ради чего” теперь я могу развивать достаточно долго. Сначала был небольшой перевальчик - там мне попался странный тип. Точнее для меня он странный, а по факту просто любопытный. Обогнал с лошадьми. Остановился и стал зырить. При этом задрав майку и почесывая живот. Я ему указала треккинговой палкой куда идти и живот сразу чесаться перестал, а ноги пошли. После перевала ожидалось горное озерцо, где, как мне рассказывал гид Седрика - идеальное место, чтобы устроить ланч. Там мы и думали встретиться. Озеро было милым, но маленьким. А главное - там дул какой-то адский ветер. Ясное дело ланч там делать было безумием. Я это почуяла заранее и за часик до озера с удовольствием съела один большой и очень толстый блин, который мне приготовила в дорогу хозяйка из Ханкара. Потом были ручейки и снова очень красиво. Тут бы мне включить голову, но нет - я включила тему “жизнь прекрасна, заботы не для меня”. Вода заканчивалась, я выпила всего литр. Тем временем ручейки заканчивались тоже. А я то думала “еще будут эти ручейки” и ясное дело не набрала воды. Теперь я очень ученая на тему воды. Ну так вот - воды не набрала, сколько километров топать не посмотрела. Просто пошла. А топать было прилично. Потом зарядил дождь - пить эту воду не выходило. Перед деревней Нималинг я встретила погонщика и спросила очень важный вопрос: “Сколько еще километров до Нималинга??!!?”. Дядя посчитал костяшки на пальцах (в Ладаке никто пальцы не считает, считают суставы на пальцах) и выдал - Тен! Тен было страшной цифрой. К счастью, тен было не километров, а минут - и счастливая под дождиком я пришла к своей компашке в Нималинг. Израильтяне, французики и новозеландка были на месте, появились и новенькие - парочка американцев и еще француженки. Все сидели в большом чайном домике, в котором капало и внутри. Я жадно выпила литр воды и потопала заселяться в палатку. Нималинг - это единственная точка на треке, где нет домов - но местные сдают палатки и самая дорогая цена за “проживание” - 1000 рупий ( 1руп=1 руб) за ночлег и еду именно тут. Еда была свиду фантастическая, но попробовать ее не вышло. Ко мне пришла, ее высочество - горняшка! Я думала, что после Непала мне все нипочем. Но пить то нужно. Было тошно, не хотелось есть и пришлось еще и успокаивать всю команду, что я не помру. Но в итоге все обошлось, французик носил суп в палатку и исправно докладывал о фотографических условиях за бортом. А за бортом палатки была красота. Закат, потом звезды. А еще Нималинг стал единственным местом, где я посмотрела кино. В треке. В палатке. На макпро. Зачем я брала с собой мак про? Даже не спрашивайте.

День 8. Нималинг (4730 м) - Шанг Сумдо (3730 м).

Утро настало у меня по будильнику в шесть часов. Проснулась я радостно и бодро, тк вчерашняя горняшка ушла восвояси и чувствовала я себя отлично. Быстро позавтракала кашей (уж точно радостью нашей, тк это была первая каша за 8 дней), съела чапати с плавленым сырком, быстренько собрала вещички в палатке и потопала на тропу. Впереди был перевал, который начинался сразу после выхода из деревни. Подняться нужно было с 4730 м на 5150 м- не очень много, но малость противно - а как же погулять/размяться перед горкой? Тут нужно было сразу чесать в гору и не размусоливаться. Потихоньку дошла до перевала, пообнималась там с лошадками и потопала вниз. Тут-то и началось самое красивое и интересное (для меня) за весь трек. Красная река. Не. Не вру и не приукрашиваю для красного словца. Сами посмотрите - ну реально красная! И ледяная. Не знаю сколько там было градусов, но по ощущениям не больше трех.
А день мне этот понравился тем, что была приключенька - скакать через реку. За весь день я проскакала туда-обратно раз тридцать точно. Было весело (для меня). Горемыки-израильтяне не взяли трекинговые шлепки и жутко прогадали. Сначала они пытались осторожно скакать по камешкам, потом снимать ботинки, потом забили и шли в насквозь мокрых ботинках и штанах. А я легко скакала в шлепках, успевала все фотографировать и красивым жестом отдала израильской рыжеволосой пампушке одну из своих палок (да они умудрились пойти еще и без палок. некоторые). После было закатное солнце, разукрашивающее красные скалы в невероятные краски, фиолетовые дороги и финиш. С финишем израильтяне подготовились хорошо. Цитирую: “Мы же израильтяне. Мы умные.” Мои новые умные друзья позвонили на перевале (только там ловил тел) дяде-микроавтобусу и заказали его на финальную точку трека. Это было очень кстати: закончить трек, удобно устроиться в мини бас и поехать в, ставший уже родным, гест. Там меня ждал мега сюрприз. Мои любимые французики не уехали в Дели, а решили дождаться меня. Они вернулись с Тцо Морири, я из Маркхы. Вечером мы праздновали наши треки в ресторане "La Terrace" и умудрили упиться до чертиков двумя бутылками пива на четверых.

Ладак. Северная Индия. Треккинг в долине Маркха. Дневник. (Горный туризм, гималаи, горы, ладакх, путешествие, татьяна шарапова, фотография)Ладак. Северная Индия. Треккинг в долине Маркха. Дневник. (Горный туризм, гималаи, горы, ладакх, путешествие, татьяна шарапова, фотография)Ладак. Северная Индия. Треккинг в долине Маркха. Дневник. (Горный туризм, гималаи, горы, ладакх, путешествие, татьяна шарапова, фотография)Ладак. Северная Индия. Треккинг в долине Маркха. Дневник. (Горный туризм, гималаи, горы, ладакх, путешествие, татьяна шарапова, фотография)Ладак. Северная Индия. Треккинг в долине Маркха. Дневник. (Горный туризм, гималаи, горы, ладакх, путешествие, татьяна шарапова, фотография)Ладак. Северная Индия. Треккинг в долине Маркха. Дневник. (Горный туризм, гималаи, горы, ладакх, путешествие, татьяна шарапова, фотография)Ладак. Северная Индия. Треккинг в долине Маркха. Дневник. (Горный туризм, гималаи, горы, ладакх, путешествие, татьяна шарапова, фотография)Ладак. Северная Индия. Треккинг в долине Маркха. Дневник. (Горный туризм, гималаи, горы, ладакх, путешествие, татьяна шарапова, фотография)Ладак. Северная Индия. Треккинг в долине Маркха. Дневник. (Горный туризм, гималаи, горы, ладакх, путешествие, татьяна шарапова, фотография)Ладак. Северная Индия. Треккинг в долине Маркха. Дневник. (Горный туризм, гималаи, горы, ладакх, путешествие, татьяна шарапова, фотография)Ладак. Северная Индия. Треккинг в долине Маркха. Дневник. (Горный туризм, гималаи, горы, ладакх, путешествие, татьяна шарапова, фотография)Ладак. Северная Индия. Треккинг в долине Маркха. Дневник. (Горный туризм, гималаи, горы, ладакх, путешествие, татьяна шарапова, фотография)

больше в моем фейсбуке https://www.facebook.com/tsharapova