О состоянии аварийности в начале сезона

Пишет Евгений Буянов, 27.06.2016 14:10

Коллеги, новый летний сезон восхождений и походов начался!

К сожалению, статистика аварийности за 5 месяцев показывает, что динамика числа погибших в настоящем году развивается не в сторону уменьшения достаточно высоких показателей прошлого года. Спад показателей до «средних» значений пока не наблюдается. Мы имеем максимум 32 погибших, по территории «бывшего СССР», по которой у нас есть достоверная статистика примерно за 75 лет, пройденный или ещё не пройденный в 2013 г. Мы имеем 22 погибших в 2014 и 27 погибших в 2015 г. За 5 месяцев текущего года мы имеем уже 13 погибших и ещё один (Базлов) – под вопросом в части не установленного до конца факта гибели, и не совсем ясной его принадлежности к «альпинистам» или к «туристам» (последнее, впрочем, не очень значимо «по сути» вещей).

Внимание! В Гималаях зафиксирован второй известный мне случай смертельного отравления угарным газом на высоте от осветительно-нагревательных устройств, -погибли Да Тенжи Шерпа и Лакпа Вангель Шерпа. В прошлом году имел место похожий случай гибели двух наших альпинистов на Саянах. Будьте осторожны в части применения нагревательных и осветительных приборов в ограниченных объёмах палатки!

В прошлом году Эверест «не пустил» на свою вершину никого. В этом году восхождения начались (взошло 550 человек по «классике»), но вершина уже взяла пятерых, - сообщают даже о шестерых погибших (из них 4 индийца). К сожалению, эти люди перешли в горах свою «точку возврата» и отдали за восхождение свою жизнь. Я полагаю, что ни одно восхождение не стоит человеческой жизни, - оно не нужно ни самому погибшему, ни его родственникам. И даже в «коммерческом» плане от таких «побед» - одни убытки и «устроителям» и «восходителям». Хотя это может для кого-то звучать и «цинично», - но это так. «Лишними» являются все случаи гибели. И поэтому «лишними» являются все восхождения, в коллективах которых погибли люди.

В этом году Лходзе пока пустил двоих японцев, забрав одну жизнь, - при навеске верёвок погиб Ang Furba Sherpa. На Шиша-Пангме ноль восхождений и двое погибших. На Канченджанге: общий ноль по восхождениям и погибшим.

На Макалу взошли 33, погибли двое. На Дхаулагири взошли 5, погиб один.

На Манаслу взошли двое. На Чо-Ойю взошли 15. На Аннапурну взошли 30.

Весенний сезон в Гималаях закрыт, летний сезон в Каракоруме начинается.

В этом году Эльбрус уже взял, по крайней мере, 3 жизни, - погибли швейцарец, британец и украинец (В.Могила). В Приэльбрусье произошли ещё несколько аварий с лавинами.

В Карелии на Сямозере произошла крупная катастрофа детской группы туристов с гибелью 14 человек (причинами, как пока видится, были тяжёлые погодные условия, плохая организация и слабое руководство походом).

Я призываю к соблюдению повышенных мер безопасности при совершении походов и восхождений. Фактор прохождения 24-го пика солнечной активности в 2012-2014 годах ещё продолжает действовать ввиду влияния энергетики 24-го пика.

К сожалению, я вижу непонимание читателей смысла этого фактора аварийности. Я никогда не утверждал, что он является каким-то «решающим», «единственным» или «исключительным». Это – дополнительный фактор аварийности, который действует и «сам по себе» и совместно с другими, - «через другие» факторы аварийности. Действует он в виде «акцентации», - т.е. усиления всех действующих факторов аварийности и «генерации» совершенно неожиданных проявлений стихий (в том числе и стихий поведения людей). Вследствие усиления всех составляющих стихий и, как следствие, - общего повышения опасности походов и восхождений. В результате этой «акцентации» происходит общий рост числа аварий, - в том числе трагедий с летальным исходом. На двух-трёх «пиковых» годах рост годового числа погибших по сравнению со средним показателем на всём текущем 11-летним солнечным циклом (Швабе) обычно составляет от 50 до 100 % (минимальная цифра – 36 %, максимальная – более 120 %). На текущем 24-м солнечном цикле (ещё не законченном) этот годовой показатель пока составляет около 68 % (отношение 13 к среднему значению 19), а показатель по двум критическим годам – около 50 %. Эти цифры получены путём «достраивания» цикла до полного статистикой окончания предыдущего 23-цикла (за 11 или за 12 лет текущих лет). Конечно, окончательно эти цифры будут уточнены после окончания цикла через 5-6 лет. Общая тенденция (см. график 1), видимо, состоит в стабилизации аварийности на 24-м цикле по сравнению с предыдущим, либо её незначительном росте. На 23-м цикле максимумы аварийности наблюдались в 2000 и 2004 годах – по 24 погибших. На текущем цикле уже два года превысили этот показатель ( 32 в 2013 и 27 в 2015).
О состоянии аварийности в начале сезона (Альпинизм, альпинизм, горы, горный туризм, туризм, безопасность)
Рисунок 1. Относительное число погибших альпинистов за солнечный цикл к максимальному по годам (с 1937 г, - достоверной статистики на участке пунктира нет за военные и послевоенные годы до 1954-го; данные на 24-м цикле пока – за 6 лет и пять лет, следовавших перед ним).

Смысл «акцентации» на пиках СА состоит, в частности, в том, что повышенный энергетический толчок солнечной энергетики является фактором, который нарушает устойчивость тех природных состояний и процессов, которые пришли к состоянию «нестабильности». Перешли к состоянию, близкому к неустойчивому, - к состоянию с небольшими энергетическими порогами преодоления устойчивого состояния). А также и в том, что этот энергетический толчок сам по себе является дополнительным фактором увеличения аварийности в среднем примерно на 20-25 % за время 11-летнего цикла Швабе ввиду обострения стихийных процессов на пиках солнечной активности. «Средний» показатель за 11 лет, естественно, - меньше «пикового», который достигает 100% на отдельных пиках СА. На следующем графике на рисунке 2 мы видим показатели аварийности и её динамики развития за 6 лет 24-го пика солнечной активности. С 2009 г. - цикл достроен, - см. выше, - до полного добавлением «хвоста» от предыдущего 23-го цикла СА, - примерно от 2004 по 2015 год.

«Акцентация» состоит в наличии «дополнительного» фактора аварийности: красная стрелка (ниже на рисунках 4-6) обозначает наличие «совершенно непредсказуемых», «внезапных» факторов риска (которые никто не ожидает в «обычных» ситуациях восхождений и походов). А также в увеличении всех векторных составляющих опасного воздействия. При определённом сложении составляющих воздействия возникает первая фаза цепочки: критическая ситуация – аварийная ситуация – катастрофа. Критическая ситуация переходит в фазу аварии при опасных повреждениях снаряжения, травмах людей и при возникновении опасных воздействий высоких энергий (падение, лавина, камнепад, непогода, холод, ветер, вода и т.п.). Авария переходит в необратимую фазу катастрофы с гибелью «первого» человека в группе. Причём не во всех случаях группа об этом узнаёт сразу после гибели, если группа теряет человека на маршруте.
Рисунок 2. Динамика относительной аварийности на 23-24-м циклах солнечной активности. Условная «единица» - средняя аварийность на цикле 2005-2015 годов (за 11 лет). Красный график – относительная солнечная активность (СА 2014 г. – «единица»).

Для пояснения понятий «устойчивости и «неустойчивости» процессов можно привести простую иллюстрацию устойчивости «в большом», и в «малом» и понятие «неустойчивости», исходя из понимания того, что «безопасность» и «аварийность» в походе – состояния неустойчивые, и одно состояние может переходить или не переходить в другое состояние через «критическую ситуацию» (опасную ситуацию). Примеры неустойчивых состояний: положение скалолаза на скале, «плохое», непрочное состояние снега на склонах и на ледниках, неустойчивые камни и сераки, неустойчивые состояния погоды и т.п.
Рисунок 3. Энергетически устойчивое состояние явления или процесса: «шарик» в глубокой потенциальной яме, из которой равнодействующая аварийных факторов вывести не может.

Рисунок 4. Энергетически «устойчивое в малом» состояние явления или процесса «шарик» ситуации в неглубокой потенциальной яме, из которой его выводят или отдельные «сильные» критические воздействия, или слагаемые отдельных ограниченных воздействий (красная стрелка воздействия вызывает критическое движение ABCD; зелёная стрелка фактора воздействия смещает состояние из положения А в А1, а красная – выводит, преодолев барьер U1 на режим критического движения А1В1С1).

В состоянии на «рисунке 3» устойчивость шара в «потенциальной энергетической яме» не может быть нарушена воздействиями боковых сил, вызванными векторными сложениями всех аварийных факторов, - они изображены разноцветными стрелками, слагающимися в «большую стрелку». Это – случай устойчивого состояния. Даже суммарно все аварийные факторы не могут преодолеть большой энергетический уровень U и состояние устойчивости «сталкивает» шарик назад в потенциальную яму устойчивого состояния и после колебаний он вернётся в прежнее положение. На рисунке 3 слева схематично изображены потенциальные уровни J0, J, J1, которые обеспечивают разные состояния страховки (в части прочности звеньев, воздействующих нагрузок, качества действий страхующих и т.п.). Красной стрелкой на всех рисунках условно изображён значимый действующий фактор аварийности из-за влияния энергетики СА. Он действует и самостоятельно в виде небольшой дополнительной составляющей, и через другие факторы аварийности, - вот в годы пиков СА это влияние может увеличить общие потери в 2 раза.

В случае на рисунке 4 потенциальная яма U существенно «ниже» (значение уровня перехода меньше), и боковые воздействия от воздействия какого-то сильного фактора или от сложения «отдельных факторов» могут нарушить устойчивость системы. Система перейдёт в новое состояние, - шарик скатится в одну или другую сторону в зависимости от направления и интенсивности воздействия. В таком случае «шарик» ситуации переходит энергетический барьер, за которым нарушается устойчивость процесса, и процесс уже становится динамически совсем другим, - с развитием в новом направлении с новыми влияющими факторами. Это – опасные, критические факторы. Слева на рисунке 4 показан случай «отказа» страховки, у которой энергетический порог J ниже энергетики воздействия G: JG. «Страховка» в походах и на восхождениях служит для создания дополнительного энергетического «порога», который спасает в условиях критической или аварийной ситуации. Этот порог – это энергия для разрыва цепи страховки или – энергия для разрыва её самого слабого звена, включая и человека, который страхует. Но если «энергетический порог всех звеньев цепи страховки» по какой-то причине мал, а возникающее воздействие ломает этот порог (например, при падении человека с высоты разрушается ИТО, рвётся верёвка, подводит страхующий напарник), - тогда авария происходит и нередко кончается катастрофой. При падении на большую глубину катастрофа может случиться и до срабатывания страховки (в пределах энергетического уровня G, - например, от сильных ударов о скалы). При развитии ситуации бывает очень трудно проследить грань перехода от критической фазы к аварийной. Она обычно лучше видна уже после окончания «процесса» по вызванным им последствиям: грань «аварии» видна по травмам и материальным потерям, а грань трагедии и катастрофы – по погибшим.
Рисунок 5. Энергетически «неустойчивое» состояние явления или процесса: «шарик» ситуации в очень неглубокой потенциальной яме, из которой его выводят отдельные даже «слабые» воздействия.

В режиме «аварийной ситуации» процесс уже развивается совсем не так, как раньше (в устойчивых режимах), и он неоднозначно может приводить к различным последствиям, - от «лёгкого испуга» до катастрофы с гибелью людей. Точки В и В1 критических ситуаций – это «точки разветвления» процессов (в математике их называют «точки бифуркаций» - процесс может пойти по разным ветвям решений в зависимости от каких-то «дополнительных условий»). Таким образом, «авария» - это, по сути, - динамическое явление перехода в такое движение человека или среды, когда относительно небольшое по энергетике критическое внешнее воздействие или какая-то небольшая «ошибка поведения» (при невысоких уровнях U) вызывают движение с воздействием «высоких энергий» и на высоких уровнях действующих сил. К таким необратимым воздействиям, от которых человек может погибнуть или получить тяжёлые травмы (срыв, лавина, камнепад, холод, ветер, вода и т.п.). «Критичность» состоит и в возникновении опасного фактора, - значительного фактора риска, - и в возможности развития ситуации в опасном направлении. В аварийном режиме ввиду существенного увеличения действующих нагрузок человек не может с ними справиться и их контролировать, - развитие процесса определяется уже этими воздействиями, а не действиями людей. Люди здесь как-то могут только пытаться уменьшить последствия опасных воздействий.

Простой пример: очень трудно вывалиться из окна, стоя в квартире на полу: для этого надо специально «перевалиться» через высокий подоконник. Но если встать на что-то (на скамеечку, на стул), - опасно перевалиться при случайном падении будет уже легче. Ещё легче, - если встать на подоконник, - здесь энергетический порог для падения из окна уже будет небольшим, если ни за что не держаться. Ну, а последствия срыва и падения из окна будут уже непредсказуемо зависеть от многих факторов, - и в первую очередь, - от высоты падения (от неё зависит энергетика падения). А «падение в другую сторону», - в сторону квартиры, - существенно менее опасно, чем в сторону улицы из-за меньшей высоты.

Небольшой не загашенный костёр в лесу в определённых условиях «неустойчивости» среды (её «пожароопасности») может привести к крупному пожару, от которого погибнут люди, - в том числе могут погибнуть и те, кто не затушил костёр.

Повышенная энергетика СА вызывает и состояния «малой устойчивости среды» в части условий походов и «повышенные уровни воздействий», - «толчков» для преодоления энергетических порогов.

При этом фактор «повышенной солнечной активности» действует, как и «сам по себе» (как дополнительное слагаемое к остальным аварийным факторам), так и в виде усиления остальных факторов аварийности. Да, если они не складываются и есть энергетический «запас устойчивости», то авария обычно не происходит. Но она происходит, если факторы складываются, а энергетический запас устойчивости мал.

Катастрофы «группируются» по времени вблизи пиков солнечной активности потому, что эти пики вызывают сильный энергетический толчок, который выводит из равновесия «устойчивые в малом» и «неустойчивые» явления и процессы. «Устойчивые» состояния пики СА опрокинуть не могут. Но те состояния, которые «созрели» для опрокидывания, - те состояния пика СА опрокидывают.

Вот такое представление является верным, а представление, будто пики СА являются каким-то «главным», единственным фактором аварийности – неверны. Конечно, никакой «мистики» или «безудержных фантазий» в «пиковых» воздействиях энергетики СА нет. Это – понятные, простые и объективные физические факторы воздействия процессов с «высокой энергетикой». Всего-то на уровне колебаний в пределах примерно 0,07 % от общей энергетики Солнца. Но – это очень большие значения энергии, - особенно после их «накопления» в течение 1-2 лет. А колебания солнечной энергетики порядка нескольких десятых долей процента уже вызвали бы на Земле куда более крупные катастрофы, чем в результате «обычных» колебаний СА на циклах Швабе.

Надо видеть такую вещь: в годы пиков СА число катастроф и погибших увеличивается в полтора-два раза из-за более активного нарушения солнечной энергетикой устойчивости процессов походов и восхождений. Надо понимать, что в эти годы общая опасность походов и восхождений увеличивается. Поэтому и меры безопасности требуются повышенные.

Но это вовсе не значит, что в годы «спокойного солнца» меры безопасности должны быть какими-то «пониженными»! Нет – при имеющемся уровне аварийности необходимо повысить безопасность во все годы без «исключения»!

Вот это я и хочу объяснить всем! Осознание повышенной опасности в годы пиков СА нам должно помочь поднять меры безопасности и снизить аварийность во все годы, а не только в годы пиков СА. Надо понять: есть очень мощные факторы аварийности, которые могут снизиться и от этого снизить число погибших только в случае, если будет поднят уровень безопасности «всех», «всегда» и «везде». Нас не должно удовлетворять текущее состояние дел, когда от неосторожности в походах и на восхождениях гибнут десятки людей. Тем более, что в туризме и в альпинизме, - в коллективных видах спорта неверные действия одного человека могут привести к гибели многих людей и целых групп. Надо понимать, что чем более «критична» ситуация, тем меньше наши возможности управлять ею в моменты, когда возникают опасные факторы воздействий. Понимать, что такие совершенно непредсказуемые факторы в сложных условиях могут возникнуть в любой момент. А энергетика пиков СА» - это уже «сложное воздействие» с опасными проявлениями, - это существенный «критичный фактор».

Обращаю внимание: сейчас, после прохождения 24-го пика СА наблюдается глобальный всплеск аварийных явлений. «Акцентация» вызывает переизбыток воды в одних районах, - здесь происходят наводнения. Но она же вызывает недостаток воды в других районах мира – здесь наблюдаются засухи, и, как их следствие – массовые пожары. Налицо общий скачок аварийности на транспортных средствах, - погибает много самолётов, судов, происходят крушения поездов и увеличено число аварий с автомобилями. Сейчас происходят вспышки эпидемий, - «лихорадок» (Эбола и других), гриппа, энцефалита и других. А.Л.Чижевский в своей книге «Земное эхо солнечных бурь» вскрыл взаимосвязь страшных эпидемий чумы и холеры в Средние века с пиками СА (тогда умирали десятки миллионов людей, опустошая целые страны). Я здесь не открыл ничего принципиально нового, - я лишь проследил такие взаимосвязи на основе статистики аварийности в альпинизме и туризме.

«Акцентация» социальных явлений вызывает революции, перевороты, войны – вызывает там, где состояния стали неустойчивыми (характерные примеры таких явлений – в годы 1905, 1917, 1928 (Мировой кризис в 1929), 1937, 1949 (Революция в Китае), 1959 («Культурная революция» в Китае), 1991 (распад СССР) и другие). Здесь характерен пример Украины: общее состояние общественной среды там стало неустойчивым, и энергетический толчок пика СА его «опрокинул» в «Майдан». В частности, и потому, что у части людей с неустойчивой психикой «мозги перегрелись», и невроз перешёл в психоз. Здесь использовали активную, но неопытную молодую часть населения, которую удалось нагло обмануть националистическими лозунгами и увлечь ненавистью ко всему «русскому». А у части нормальных людей возник невроз на этой почве с реакцией «акцентации» проявлений в обе стороны, - это состояние раскололо и ослабило людей в борьбе с социальными опасностями. Эти явления возносят отдельных людей «очень высоко», а затем с этой «высоты» бьют о землю со страшной силой. Всё «это» постепенно пройдёт, и умные люди разберутся в ситуации. «Родная» же нам «эйфория» по поводу Крыма, - это явление из той же «оперы» воспалённого разума, и сейчас оно естественно сменяется состоянием спокойной работы для решения проблем Крыма.

К сожалению, влияние энергетики СА относится и к туристам, и к альпинистам. В годы пиков СА и «немного после» пиков СА их гибнет заметно больше, чем в «остальные», более спокойные годы. И мне «вот эти» жертвы кажутся «двойным перебором», - «совсем лишними». Хотя, конечно, и все остальные – они очень «лишние» тоже, и все потери одинаково трагичны. Здесь трудно «лично» разделить все случаи по этим «категориям», но вот количественные оценки этих «категорий» по статистическим оценкам видны.

Если в «советские» годы государственные системы организации туризма и альпинизма задавали и жёстко регламентировали систему подготовки, проведения походов и восхождений, меры дисциплины и ответственности, то сейчас, - при большей «свободе передвижения» каждый восходитель должен сам себе установить жёсткие «планки» требований и своих реальных возможностей, за пределы которых выходить нельзя. Просто потому, что это слишком опасно. А наши жизни – они «принадлежат» не только «нам», - они принадлежат и нашим родным и близким, и принадлежат и нашей Родине и нашему народу. Мы ответственны перед всеми и за наши жизни, и за жизни своих товарищей по восхождениям, - перед людьми, которые нам доверяют. В мыслях и поступках мы не должны быть «эгоистами-индивидуалами», которые играют со смертью ради своего тщеславия и «адреналина» и ради них опасно манипулируют другими людьми.

«Советская система» требований в своих лучших проявлениях должна быть для нас примером. Наши современные туризм и альпинизм ещё не достигли тех высших показателей массовости, которые были установлены в Советские годы (в 80-е годы прошлого века). Но в Советские годы были установлены и «рекорды» аварийности, - вот эти «рекорды» нам, конечно, повторять не надо.

Это я всё сообщил, чтобы мне не говорили «непосвящённые» о том, будто я призываю вообще «не ходить в горы» или «стращаю» всех какими-то «страхами и ужасами» нынешнего положения дел. Нет, - я просто хочу, чтобы все увидели, в чём состоит опасность и почему надо проявлять особые меры предосторожности в годы пиков СА и сразу после них (когда проявляется эффект накопления энергетики пиков СА).

Хочется надеяться, что такая естественная осторожность научит альпинистов и туристов действовать надёжнее «всегда», везде и во всём, - и тогда аварийность снизится во все годы, а не только в годы пиков СА.

Более кратко и конкретно, - в чём мне видятся «меры осторожности» сейчас, в условиях повышенной аварийности после 24-го пика СА?

Необходимо: стараться не обострять, а смягчать условия походных ситуаций:

- при обострении стихийных процессов (непогода, камнепады, лавины и т.п.),

- при видимых опасностях, внезапно возникающих при восхождениях;

- при непредвиденных серьёзных затруднениях на маршрутах, вызывающих ситуации с повышенным риском;

- при явно заметных ухудшениях состояния и поведения группы, - особенно при заболеваниях и травмах участников и при их сильном утомлении, - эти факторы очень способствуют;

- при видимом учащении ошибок участников группы и ухудшении их поведения в части дисциплины, соблюдения мер безопасности, взаимопомощи, увеличения нервных и конфликтных моментов поведения.

Особые меры предосторожности – при выборе мест биваков. Надо помнить, что на этих местах группы задерживаются, и потому здесь вероятность проявления всех потенциальных опасностей больше, если они есть или могут возникнуть. Аварии на биваках случаются не часто, но среди них много тяжёлых, – с большим числом погибших. Отдельные аварии на биваках возникают из-за состояния «расслабленности» в период отдыха.

Существенным фактором аварийности обычно является «наличие циклона» и непогоды, - советую такие дни посвящать отдыху на биваках или движению по относительно безопасным участкам (на подходах и выходах).

Опыт многих трагедий показывает, что они могли не произойти, если бы туристы и альпинисты вовремя «смягчили» условия походных ситуаций с расчётом на возможные удары стихии. В первую очередь это касается тех ситуаций, которые связаны с риском и видимыми техническими трудностями «на грани» возможностей конкретной группы туристов или альпинистов.

В общем, надо понимать, что, «кроме всего прочего» сейчас продолжает действовать дополнительный фактор аварийности, который всю эту «аварийность» увеличивает на 30-40 % не просто «потенциально», но и реально. И надо действовать так, чтобы не попасть во все эти 130-140 % аварий (от «среднего» значения).

В общем, - не надо «лезть на рожон» в явно усложнённых условиях похода или восхождения. «Перегрузка ситуации» может очень дорого стоить, - особенно сейчас!

Я в прошлом году на семинаре ФАР предупреждал всех о повышенной аварийности после 24-го пика СА. По крайней мере, Александра Ручкина и Сергея Шпиза – точно. Но они погибли… Им и их товарищам по восхождению где-то, возможно, не хватило осторожности. Возможно, они лично не были источником трагедий, но они не избежали ситуации катастрофы.

После разбора трагедии Ручкина и Иванова и уточнения обстоятельств их восхождения, мне кажется, что там ситуация сложилась такая: на стене «Уандой-Сюра» они «уткнулись» в непроходимый участок. Видимо, потому, что не смогли на нём найти надёжный и безопасный вариант подъёма. Возможно, все варианты, которые они перебрали, оказались слишком опасными: там по стене постоянно падали камни, и было очень плохое состояние снега, который не замерзал даже ночью, и готов был сорваться на склонах в любой момент. Возможно, очень «гнилым» оказался и рельеф скал, за которые трудно было зацепиться. В такой ситуации их решение отступить было правильным, но вот на спуске произошёл роковой срыв на снегу, - то ли срыв ненадёжного снега, то ли срыв из-за камнепада. Связке не удалось выйти из критической ситуации. Может, несколько «запоздали» с отступлением и потому отступить не смогли. Понятно, - они необычайно сильные и упорные восходители. Но может случиться так, что сила и упорство настолько глубоко затягивают в сложную ситуацию, что выход из неё оказывается куда сложнее и опаснее «входа». Планировать восхождения надо и с учётом мер безопасности, и с расчётом возможных безопасных вариантов отступления. А вот если таких вариантов не видно, - стоит ли «искушать судьбу»?..

«Будь на маршруте том не «гость», коли ведёт он на «погость».

Трагедий, конечно, будет меньше, если мы все будем осторожны и не будем «пропускать» ошибки и свои, и партнёров.

Перечень известных мне несчастных случаев за 5 месяцев я привожу в приложении в подтверждение своих выводов. И даю ссылки на статьи, в которых изложены результаты анализа взаимосвязи циклов СА и аварийности в альпинизме и туризме, - особенно информативна статья в части графиков зависимостей.

Будьте осторожны, коллеги!

Ссылки на источники – статьи по данной теме:

1.​ Буянов Е.В. «Внимание! Циклы солнечной активности! О взаимосвязи циклов СА и аварийности в альпинизме и других стихийных явлениях». ХVII Международная научно-практическая конференция «научное обозрение физико-математических и технических наук в ХХI веке», Россия, г.Москва, 29-30.05.2015 г., ежемесячный научный журнал «Prospero», № 5 (17)/2015, с.143-149.

2.​ «Потери 2015 года и общие тенденции альпинистких катастроф в ближайшие годы», http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=7618

3.​ «Пожелание к началу летнего сезона-2015», http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=7244

4.​ «Историческая справка о взаимосвязи солнечной активности (СА) и катастрофах в альпинизме и туризме и альпинизме (КАТ)». Сообщение для конференции ФАР. Мероприятия ФАР в С-Пб 6-7.12.2014, http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6979

5.​ «24-й цикл солнечной активности и его пик аварийности» http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=6877

Многое из сказанного интуитивно верно, многое, мягко говоря, спорно. Но, в целом, весьма любопытно! Продолжайте!

"Продолжайте!"-на мой взгляд лучше не надо. Поделюсь своим впечатлением от восприятия статьи: сначала всё чётко структурировано и по делу, но чем дальше, тем больше повторов, пережёвываний, воды, а потом уже и "политота" про майдаунов и "Крымнаш"пошла.
А серьёзно, на мой взгляд в годы повышенной солнечной активности и риска надо менять нормы в сторону снижения, поскольку спортивная составляющая и амбиции, которые тянут многих в горы, не совместима с повышенной безопасностью-либо то, либо это. Очевидно, что будут жертвовать безопасностью выполняя её правила формально. Выполнение повышенных требований безопасности возможно только при сниженных требованиях к спортсоставляющей, поскольку человек не может делать всё и одновременно.
Спортчиновники отчасти подталкивают людей на риск своими правилами, ограничивая сроки, организуя сгорание баллов в чемпионатах и прочими на вид безвинными постановлениями.

Для haurhot. Я знаю отношение к автору питерских горников: он, к сожалению. не фантаст, типа Санислава Лема или Айзека Азимова, но наверное стремится. Я бы его отнёс к классу фантазёров из романа Носова "Незнайка". Его опусы - это перепечатка чужих статей или постов. Вносит он только свои эмоции, ну хотя бы за это спасибо аффтору!

Кажется он и про перевал Дятлова пИсал. Ну прямо мартовский кот - лишь бы пометить.

А Вы можете показать свой ник? Очень интересно узнать кто Вы есть на самом деле! Редакция сайта до сих пор ломает голову над тем, как Вы пролезли на Риск. Очень трудно разговаривать с человеком-невидимкой или просто не имеющим лица.
Гульчатай открой личико!

Никита! Зачем же так грубо, почти оскорбительно? Причины быть анонимным бывают разными, в том числе и уважительными. Что-то в комментариях "анонима" кажется Вам неприемлемым? Спорным? Несовпадающим с Вашими взглядами? Спорьте, доказывайте Вашу правоту, либо просто игнорируйте, это Ваше право. Если требуется лицо, либо имя собеседника, ну придумайте его сами. Это же не принципиально?

да уж, часто фамилия человека может сказать о многом, иногда обо всем......

Граждане альпинисты! Не забывайте прочищать чакры перед выходом на маршрут!

Просто продуть чакры - достаточно? Или шомпол с "ежиком" требуется? И еще - куды дуть-то?

Можно и дунуть, но это индивидуально - по результатам сансары.

Что курил автор?

Автор курит только после того как выпьет...

Ну, почему сразу "курил"?
Статья вполне может быть написана под влиянием фактора прохождения 24-го пика солнечной активности. и пока продолжает действовать влияние энергетики 24-го пика, будем ждать новых статей Евгения.
Ведь за 24-м пиком последует 25-й пик, и 26-й.... и автор вам подсказывает, что жизнь хороша именно тем, что она вроде бы идет по кругу, но в то же время умудряется течь вперед. И как это у нее получается, этв загадка еще ждет своей отгадки.
Эйнштейновой извилинности нужен ум, что б понять все это.

Да, Сергей, тыкак-то очень ласково все объяснил... Даже добавить нечего... Я, если честно, такое "чтиво" и прочитать не всостоянии - жалко времени... Начало, пожалуй, вполне полезное, куда бы вот только конец деть?

В круговороте слов, как и в водовороте, реальная опасность утонуть...

Статья шаманизмом каким-то отдаёт... Причём отчётливо

"Объяснил" отношения Украины и России,научно.Риск должен объединять людей и ни в коем случае наоборот.

Встретилось в тексте -«двойной перебор» , не так глупо, как может показаться. Взял 3-ю карту - перебор. Посидел, подумал, попросил 4-ю, там валет, улыбнулся чуть и засветил его в легкую, пусть теперь гадают...

Я вот тоже, когда началась тягомотина про солнечную активность с графиками, решил не тратить время.
У меня почему-то сформировалось представление, о том, что знание, десятилетиями отработанных, правил безопасного горовосхождения и фанатичное, но тем не менее осмысленное, следование им - есть гарантия возвращения с маршрута живым и здоровым.
В сравнение с такой гарантией фактор солнечной активности, как говорят математики, бесконечно малая величина, которой можно пренебречь.

Встаешь затемно, ледник проходишь в сумерках и ни какая солнечная активность тебе не страшна. -:)

Ну, согласен полностью. "... знание ... правил безопасного горовосхождения и .... осмысленное, следование им - есть гарантия возвращения с маршрута живым и здоровым". Все остальное ..... как плохому танцору. И особливо вдохновило "Встаешь затемно, ледник проходишь в сумерках и ни какая солнечная активность" свои хрен-знает-сколько-летние циклы проявить не в состоянии.

Встаёшь затемно, ледник проходишь в сумерках, ... а снег так и не смёрзся.
Солнечная активность конечно не страшна, но и пренебрегать эмпирическими факторами, не изученными но присутствующими - всё же не надо бы.
Вчера перечитывал рассказ Aibilita "Когда замерзало Солнце", и в конце ленты комментов про мистику в горах. Можно конечно и отмахнуться от всего этого. Но, предупреждён - значит вооружён. лучше знать чем не знать.
Спасибо автору.

Прочитать такое я не смог (ну не счел целесообразным...), но должен заметить, что активность Солнца сейчас практически нулевая:
Солнце «очистилось» от пятен 6 июня 14:54
На Солнце появилось первое крошечное пятнышко 8 июня 11:27
Лучше изучайте "классическую" безопасность в горах! :-)

Дим, я бы много отдал за поприсутствовать при общении тебя и Евгения... =))) может, опганизуем как-нибудь на Больших? =))))

Володя! Это в прошлом году происходило в Джантугане! :-) Не знаю, поедет ли Женя в этом году... заходи - там совсем недалеко...

С радостью узнал, что это его первый пост на Риске. Но самую огромную радость я испытаю, когда узнаю, что он и последний.

Коллеги, - спасибо за отзывы. Я благодарен за все - значит, публикация не оставила равнодушных. Собственно, она будет понята, если будет понято её начало. Просто в объёме одной фразы: если на энергетике пиков СА аварийность в альпинизме и туризме по странам "бывшего СССР" повышается на 50-100%, - значит, на столько же повышается вероятность гибели каждого из нас, идущих в горы. Да, - не в 10 раз, а в 1,5 -2 раза. И погибнут те, у кого "критичность ситуации" будет самой высокой (причём погибнут - независимо от квалификации и опыта, - те, кто допустит "перенапряжение ситуации" и её развитие до аварии). Концовка моего сообщения была написана в качестве пояснения этого тезиса. Кто понял суть самого тезиса, - тот мог концовку и не читать. Я ожидал встретить и "глубокое непонимание". Например, - вот сама "солнечная активность" выражается не только в "наличии солнечных пятен". Она проявляется и в виде "накопления энергетики" в процессе пика СА. И эта СА и её влияние не могут исчезнуть и "упасть" сразу. Она "спадает" в течение 4-5 лет. Да, сейчас она - на спаде. Но это не значит, что она спала до депрессии. Надо понять ещё и такую простую вещь: мы, - все живые сущеста на Земле, - буквально "сотканы" из солнечного света. И колебания этой энергии на нас сказываются непосредственно. Потому я - инженер-физик и мастер спорта по туризму - не занимаюсь "шамонизмом". Такое могут говорить только люди, которые меня не знают и которые ничего не поняли. А хотите понять глубже, - прочтите статьи, на которые я дал ссылки. Там математически обоснованные выводы и графики.
На словесный "мусор" (в части "перехода на личости") я отвечать не буду, - всё это не "по теме" статьи и не "по делу". Написать статью меня заставила тревожная статистика катастроф в этом году. Обычно я пишу эти данные в конце года, - это тоже будет сделано. Ранее этим занимался Стариков Г.А., но сейчас, - прискорбно это, - его уже нет. А это его дело надо продолжить (и если кто хочет продолжить со мной, - сообщите, - я готов сотрудничать). Я чуть позже все ссылки на "наши" несчастные случаи смогу дать (приложение это не опубликовали из-за большого объёма, но я его предельно сокращу).
С уважением, коллеги, - Евгений Буянов, Санкт-Петербург.
p/s Ещё могу сообщить, что презентация второго издания книги "Тайна гибели группы Дятлова" (М, "АЛГОРИТМ", 2016) состоится 08.07.16 , в 19.00 в магазине "Буквоед" на Лиговском, 10, - метро пл. Восстания, С-Пб). Кто будет в Петербурге, - приходите. Расскажу о том и покажу то, чего нет в книге (об истории её создания и об особенностях расследования). И отвечу на вопросы. Желающие смогут приобрести книгу, - и первое, и второе издания...

Я обещал дать перечень потерь этого года - ниже он приводится. Извиняюсь, - до июня погибло 12 альпинистов (а не 13, но если погиб Базлов - то 13). В прошлом году в этот период погибло 7 и ещё трое - 10 июня. Как и в прошлом году сейчас - "затишье". В прошлом году оно длилось до 21 июля (когда погиб 1), затем 30-го погибло трое, и после этого трагедии в августе пошли "одна за одной" до 27-ми.. Посмотрим, что будет в этом году. Итак, в этом году по "территории бывшего СССР" в альпинизме, для горнолыжников и туристов со ссылками на источники:

03.01.16 - Литовские альпинисты погибли при сходе лавины в горах на востоке Франции.
Всего альпинистов было трое, один из них остался жив ПАРИЖ, 3 января. /Корр. ТАСС Михаил Тимофеев/. http://www.vvv.ru/news/index.php3?news=461598
Минус 2 –альпинисты

02.01.16 - 2 января турист из Красноярска, который входил в состав незарегистрированной у спасателей группы, сформированной в Новосибирске, попал под лавину (Актру, Алтай) и скончался от полученных травм на следующий день в больнице.
Источник: http://brl.mk.ru Анатолий ( indan3@rambler.ru )
Минус 3 – альпинисты (территория бывшего СССР)

17.01.16 г - При спуске с Эльбруса погиб белорусский альпинист Дмитрий Рубин. Минск, 16 января. Источник: http://belapan.com/ Анатолий (indan3@rambler.ru
http://www.vvv.ru/index.php3?news=462440 Минус 4 – альпинисты (бывший СССР)

(12.02.2016) - В Ала-Арче погиб Денис Одинцов
При восхождении на Семёнова-Тянь-Шанского погиб петербуржец Денис Одинцов, получивший черепно-мозговую травму. На Свободной Корее сломал ногу тренер Александр Расторгуев. http://www.mountain.ru/news/index.php?id_class_news=0#18304
http://www.vvv.ru/index.php3?news=465358 Минус 5 – альпинисты (бывший СССР)

06.03.16 г. - Тяжелые утраты. Только что поступило сообщение о гибели Мингалима Сибаева. Альпинист, уже долгое время проживающий в Новой Зеландии, утонул, спасая людей. Анатолий (indan3@rambler.ru) http://www.vvv.ru/index.php3?news=466829 http://www.risk.ru/blog/207387 Минус 7 – альпинисты (бывший СССР)

18 апреля 2016 года в результате схода лавины в районе Икатского хребта на территории заповедника "Джергинский" Курумканского района Республики Бурятия погибли двое альпинистов из Иркутска Константин Кривошеев и Артем Синюшкин. Источник: http://www.irk.kp.ru/daily/26518/3535142/ Для помощи семьям ребят всю необходимую информацию можно узнать в группе: http://vk.com/club119759006 а также в ветке на Ангаре: http://angara.net/forum/t108632?p=0 http://www.vvv.ru/news/index.php3?news=475222 Минус 8 – альпинисты (бывший СССР)

16.05.16 -В Непале пропал российский турист Виталий Базлов.

16.05.16 - Печальная новость из Америки от Рустама Раджапова:
Вчера в Северо-Каскадных горах в штате Вашингтон погибла Зульфия Дакукина. Зуля упала примерно с высоты 80 футов (32 метра). http://www.risk.ru/blog/208098
Источник: https://www.facebook.com/groups/gorkuz/permalink/1380472985302852/
Минус 9 – альпинисты (ещё (-1) – под вопросом – пропавший Базлов).

30.05.2016 -Московский альпинист погиб, сорвавшись со скалы в горах КЧР
Приехавший из Москвы альпинист сорвался со скалы на Софийском хребте, расположенном в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесии (район Архыза, Зап. Кавказ – прим.). http://www.vestikavkaza.ru/news/Moskovskiy-alpinist-pogib-v-Zelenchukskom-rayone.html -
Минус 10 за 2016 (по району «бывшего СССР» без учёта «швейцарца» и «британца», погибших на Эльбрусе и Базлова, пропавшего в Непале)

02.06.16 г. – Сообщение о гибели одессита (Украина) Владимира Могила на Эльбрусе http://www.risk.ru/blog/208276
Минус 11 за 2016 (по району «бывшего СССР» без учёта «швейцарца» и «британца», погибших на Эльбрусе и Базлова, пропавшего в Непале)

02.06.16 г. - В Грузии погиб альпинист. Вероятно, он нарушил правила безопасности. ТБИЛИСИ, 2 июн Sputnik. На Казбегском леднике (Мцхета-Мтианети) погиб турист, получив повреждения, несовместимые с жизнью из-за падения с 25-метровой высоты. Предположительно, погибший является гражданином Украины. Sputnik Грузия http://sputnik-georgia.ru/incidents/20160602/231956941.html#ixzz4ARDTF4Zd Анатолий (indan3@rambler.ru) http://www.vvv.ru/index.php3?news=481412
Минус 12 за 2016 (по району «бывшего СССР» без учёта «швейцарца» и «британца», погибших на Эльбрусе и Базлова, пропавшего в Непале; цифра будет уточнена)

По горнолыжникам:

06.01.16 – гибель горнолыжника в Красной Поляне,
см. http://ikomsnow.ru/?p=2497#more-2497

07.01.16 - Установлены личности трех погибших в Приэльбрусье лыжников Происшествия 7 января, 16:32 UTC+3 На южном склоне горы Чегет погибли две москвички 1990 и 1991 года рождения, а также мужчина из Санкт-Петербурга 1973 года рождения. (http://tass.ru/proisshestviya/257425)
Информация Кантемира Давыдова: https://www.facebook.com/kdavydov?fref=hovercard Информация Игоря Комарова: http://ikomsnow.ru/?p=2497
http://www.risk.ru/blog/206818 http://ren.tv/novosti/2016-01-07/pervye-kadry-s-mesta-gibeli-lyzhnikov-posle-shoda-laviny-na-chegete

14.01.16 - В Альпах лавина накрыла группу школьников, погиб турист из Украины.

По туристам:

14.01.16 - Следователи установили личность погибшего на перевале Дятлова мужчины.
Умершим оказался 47-летний житель Челябинской области Олег Бородин, уроженец города Рудный Кустанайской области Республики Казахстан. Источник: REN.TV Анатолий (indan3@rambler.ru) http://www.vvv.ru/index.php3?news=462017

02.03.16 г. - Погиб Андрей Зайцев. 1 марта в лыжном походе в Саянах погиб в лавине наш товарищ и друг, замечательный человек… Информация с форума ТК МГТУ http://tkmgtu.ru/forum/trips/50051-zajtsev-andrej-5ks-bolshoj-sayan Источник: x-race.info Анатолий (indan3@rambler.ru) http://www.vvv.ru/index.php3?news=466591

По моим подсчётам июль добавил в список ещё трёх погибших, а август -7 (семь). Итого счёт за год пока что: минус 22. По ближайшим годам получается пока вот так (хотя, конечно, возможны уточнения и по "новой информации" и по "принадлежности"):
2009 - 11 погибших
2010 - 21 погибший
2011 - 24 погибших
2012 – 24 погибших
2013 – 30 погибших
2014 – 22 погибших
2015 – 24 погибших
2016 - 22 (за 8,5 месяцев), всего пока 178.
За первые 8 лет предыдущего солнечного цикла (с 1996 по 2003 годы) было 128 погибших.
Общий рост на 39 % за 13 лет 23-го солнечного цикла (оценка, конечно, предварительная).
Конечно, этот рост связан с ростом массовости восхождений. Но не только. Видно, например, что и сезонность восхождений - тоже влияет (например, больше совершают зимних восхождений), и "география" восхождений - тоже влияет.

Евгений, а в чем смысл этой статистки, если факторов, которые влияют на итоговые цифры много, как вы сами признаете, и вы даже не пытаетесь оценить каково значение пресловутой солнечной активности, по сравнению с другими факторами?