Новые свершения или как отметить День России
Ниже сказ о 190км на велосипеде за 17 часов с подъемом и сбросом по 1740м.
Извините, что Многа букав и мала фото
Все постепенно складывалось своим чередом, мое событие стало последовательным стечением обстоятельств. Символизм с Днем России проявился уже по результату и не привязан заранее или сознательно. Далее для обозначения этого буду вставлять «Символизм»
С наступлением календарного лета, словно как по выключателю, в Бишкек пришло климатическое…
За первые дни июня город прогрелся. В моей комнате начали биться мои температурные рекорды.
Я родом из солнечной Молдавии к +35 на улице привык, но не привык к температуре за 30 в комнате. Так случилось, что моя снимаемая комната угловая, с окном на южную сторону и на 5м верхнем этаже – лучше не придумать. С обеда и до вечера солнце бьет в аккурат по ней.
В таких условиях перестало работаться, думать и так далее. Организм принимал пассивно-расплавленное состояние. Вспоминалась передача Discovery, где ящерица в пустыне на жаркое время закапывалась в песок и впадала в спячку.
Привет московскому лету…
Жутко хотелось избежать изнуряющей жары.
Вспомнил удивление Вани, когда узнал, что я решил переехать в Бишкек, а не Каракол.
- Там же жутко жарко, как ты там переживешь лето?
К 10му июня вопрос жары встал для меня в полный рост.
Выход №1 – сбежать в Каракол, где на 7-10 градусов ниже за счет более высокого расположения (на 1000м) и близости Иссык-Куля.
Выход №2 – выехать в горы.
Чтобы думать и принимать решения я нашел подходящее кафе с кондиционером, вай-фаем и обстановкой, располагающей к долгому пребыванию за ноутом. Приятно, что от дома было 5 минут ходу. Рекламировать его не стану, но оно находится в соседнем здании от Российского посольства – Символизм №1.
К этому времени мне было необходимо выяснить состояние подъезда в ущ. Джарташ долины Аксу, что западнее Бишкека. Летом от туда должна стартовать московская группа, а для нашего летнего похода – это запасной вариант окончания маршрута.
Поэтому, в пятницу 10го июня начал планировать поездку в ущ. Джарташ. Попутных оказий туда у меня не было, родилась очень дерзкая мысль дернуть туда на велике одним днем.
Чтобы оценить масштаб дерзости:
- километраж 190км. От дома до верхней точки 95км по подробной траектории в Google Earth
- набор 1740м, сброс столько же.
- первая и последняя часть проходит по оживленному шоссе, участок порядка 43км. Велосипедного движения и культуры на местных дорогах пока замечено не было
До этого у меня был опыт вело броска по подмосковной Мещере. В первый день мы с Юрчиком Я. вкрутили 170км за 17 часов. Первая половина ехалась шикарно, вся вторая оказалась в рыхлых песках.
Я подумал, что вместо мещерского песка сейчас у меня будет разреженный горный воздух.
Успешный опыт прохождения ММБчто это? развил навык выстраивания стратегии для подобных мероприятий.
Планирование и подготовка
- Объем маршрута подразумевает его преодоление за 15-20 часов. Рекорд скорости нам не нужен, надо подняться до конца дороги, максимально остыть и потом не перегреться.
- Решил ехать первую (шоссейную) часть по темну, когда не так жарко и меньше автотранспорта. Подъем и спуск по долине надо делать по светлу, с точки зрения безопасности. К тому же жары там не будет.
Расчет времени:
- К рассвету надо подкатить к повороту в долину. Рассвет в 5 утра. Средняя по асфальту 20км/ч, длина шоссе 43км. Соответственно стартовать надо в промежутке 2 и 3 утра.
- Далее возьмем среднюю 10км/ч, протяженность долины 52км = 5,5 часа + 2 часа заложим на остановки под перекус, фото, спешивания – горный воздух и ночь без сна, как никак. В верхней точке планируем быть к 12:30
- на спуск заложим 2,5 часа со средней 20км/ч.
- В какое время возвращаться по шоссе? Надо ехать не по жаре. В воскресный вечер многие будут возвращаться в Бишкек. Солнце садится около 20, темнеет в 21. В обратную сторону заложим 15км/ч – 3 часа.
Можно приехать в 22, спусться к шоссе около 19.
- остается порядка 4х часов свободного времени. Значит можно не так рьяно форсировать горную часть и хорошо, что будет время на релакс в горах. Ведь едем отдыхать!
В итоге график движения напомнил первый день ММБ.
11-е июня только утвердило мои дерзкие намерения. Спать при такой температуре я не смогу!
Закупился сладко-углеводным. Ничего специфического: сгущенка, конфеты степ, французский крекер, казинак, ирис, воздушный рис. Знаю что нужна курага, изюм, как источник калия, но как-то не хотелось.
Вставил дополнительную бутылку на раму. Собрал аптечку.
Залил трек в навигатор, взял запасные аккумуляторы.
Собрал расширенный ремкоплект
- полный набор шестигранников, от 1,5 до 8мм
- мультитул
- выжимка цепи
- цепь с замком
- петух
- насос
- 2 камеры + заплатки
- покрышка
За пару дней до этого обслужил и настроил своего коня. Да, стойки как в becycle не хватает…
Фото из мастерской becycle, Москва. Подготовка к Киргизии
Но тут главное не процесс, а результат. Переключение четкое, цепь смазана - трансмиссию не слышно, тормоза не чиркают. Теперь вел как будто сам едет.
Решил не заморачиваться спально-ночлежным. Это означает либо тяжелый рюкзак (плохо для пятой точки), либо грозит установкой багажника. Ни того ни другого не хотелось. Решил что, если совсем припрет, то найду ночлег у местных. Из вещей взял только с длинным рукавом, если руки совсем сгорят. На ноги забил.
Для ночной части по шоссе озадачился установкой заднего фонаря, который был в забвении по причине поломки. Свежие батарейки, умелое обращение со скотчем и готовый к приключениям фонарь на подседельной трубе.
Фары основного света у меня еще нет, но есть хороший туристический фонарь известной французской фирмы. Зарядил аккумуляторы, думаю луча хватит.
Новый шлем малец парил лоб, дополнил комплект ММБшной банданой.
Из защитного прихватил еще очки и крем.
Зеркалка с ее сумкой так и просится на руль, но нет ни времени, ни ремонтной базы.
Это вам не Москва, где becycle всегда поможет
Реализация
Окончание работы кафе загнало меня в разогретую комнату. До старта пару часов, в воздухе предвкушение события.
В соседней комнате, где живут студенты-киргизы тоже появился ажиотаж.
Я услышал гимн России – Символизм №2
Посмотрел на часы, на часах за полночь – чего его играть да по телеку? Ооо увидел дату, точно настало 12 июня – День России – Символизм №3.
Но странно, чего мои соседи по телеку гимн России слушают?
Вышел, а там футбол. Наши с Англией играют.
Соседи обрадовались, что я сейчас тоже буду футбик смотреть. Спросили за кого болеть буду. Но я немного обескуражил ребяток.
Сказал, что я здоров и болеть не собираюсь. Будет хорошо, если наши выиграют, но не более.
Считаю, что намного лучше и продуктивней не смотреть, как кто-то занимается спортом, а самому заниматься.
В любом деле нужен пример и полезно видеть работу мастеров.
Другое дело - когда единицы занимаются и зарабатывают, а большинство смотрит и не занимается. Спортсменов возводят в ранг идолов для поклонения, процесс смотрения за идолами становится форматом времяпрепровождения. Массовый спорт – это когда массы занимаются спортом, а не только смотрят телек.
На этом месте меня наверно закидают пустыми бутылками…
Я за массовый спорт, поэтому этой ночью у меня будет свой спорт.
Прекращаю лечить, идем дальше.
С учетом всех окончательных сборов и упаковок старт состоялся в 02:35 12 июня.
Воздух на улице немного успел остыть, в отличие от моей комнаты.
Машин не так много, велик катит, задний фонарь мигает, луча переднего хватает.
Город быстро кончился, начались неровности вдоль обочин.
До этого думал было заблокировать вилку, но что-то остановило. Пара пропущенных колдобин оставили эту мысль до светлых времен.
Дорога без набора и сброса, но устойчивое впечатление, что еду с горочки. Навигатор неуклонно показывает фиксированную высоту.
Постепенно суетливый объезд неровностей взяло на себя подсознание (автопилот),
и вот она - хорошая возможность «подумать за жизнь»
Но время от времени отвлекают выскакивающие из тьмы собаки. Я рад, что прошел дорожную велошколу в Кишиневе. Отдельная глава – это взаимодействие с собаками.
Четко поставленные междометия на животно-человечьем быстро охлаждали их пыл и возвращали к родным воротам.
В луче фонаря стоит пыль, едешь как в суспензии. Ощущение как будто занырнул с фонарем в торфяное озеро, где не вода, а взвесь.
Да, шоссейный спорт не проходит экологических стандартов
В 03:06 запел Мулла. Я задался вопросом - это в честь окончания вчерашнего дня или начала следующего… Потом вспомнил, что сейчас Рамазан.
Часа в 4 в темноте начали проявляться формы деревьев – начинает светать. Затем начали различаться светлые дома и машины.
В 4:44 я на повороте, уже можно выключать фонарь. После поворота приметил пару бетонных перекрытий у въезда на поле. Тишина, шоссе в стороне. Природа еще спит. Времечко остановиться, перевести дух, немного подзаправиться. Посмотрел на часы – я в графике. На остановке провел минут 10-15.
Дорога бесконечной полосой уходит в горы. До самой долины еще крутить, а пока плоскач, но с подъемом. Асфальт без пыли и колдобин, но грубой шероховатой поверхности.
Позади утреннее солнце пробивается через облака и снова плоский асфальт в бесконечность…
Средняя упала до 12км/ч. Пятая точка стала ныть и негодовать.
Из опыта ММБ помню – остановки к хорошему не приводят
Переходил на педалирование стоя, пару раз спешивался. Затем решительно облегчил рюкзак, максимально перекинув все в бардачок и на раму. Останавливаться лишний раз не хотелось – фотик стал балластом.
Меня стали обгонять авто с бочками на прицепах. Ага, значит едут собирать молоко. Проезжая мимо селения, как раз застал момент сбора молока у местных.
Опорожнил литровую бутылку, под молоко.
Колоритный водитель при виде меня залихватски сказанул, указывая на бутылку:
- фифти долларс!
Я знаю, что молоко с рук стоит 15-20 сомов=рублей за литр.
Я ему ответил родным русским, что за 50 долларов он довезет меня до Бишкека и обратно, чтобы я на ошском рынке купил молоко за 30 сомов.
Оба рассмеялись.
Это хороший спорт, если рано по утру пьешь парное молоко
Я тут же отпробовал молочка. Свежее молоко сладковато на вкус, порой даже, кажется, что чувствуешь вкус трав.
Со въездом в горную долину закончился асфальт и начался плотный грунт.
Вода во фляге была исходе, глаза начали искать ручейки. Вода в основной реке была мутно-грязной.
Вскоре у дороги нашелся родник. Напился, умылся. Тут же росла дикая мята – отличное место, если бы не мусор после шашлыков в исполнении местного населения.
Долина сузилась, теперь это было ущелье с петляющей с берега на берег дорогой. Состояние дороги приятно удивило. Легковушки чувствуют себя тут спокойно. Мосты после кап. ремонта, даже выкрашено ограждение.
В общем, Киргизия снова удивила качеством дорог
Через часок начались крутые участки, где спешивался. Будь я посвежее, то может и не приходилось позорно шествовать.
Меня начали обгонять первые легковушки, спешащие на пикник в горах.
Природа меня снова радовала подходящей погодой. Было не очень солнечно и прохладно, в самый раз для меня.
Спасибо мать-природа за приятную погоду
К 11:20 вышел на финишную прямую, появилась летовка чебанов, осталось пара километров и пара сотен набора. Чебан вышел посмотреть на мое "явление".
Поздоровались в добрых традициях, громогласным «Физкультпривет».
Пастух проникся, когда узнал, что я еду с самого Бишкека. Спросил, сколько дней уже еду.
Я сказал, что с ночи, он уважительно сказал – хорошо держишь темп. И пригласил на чай.
Я обязался заглянуть на обратном пути и покрутил дальше.
К этому времени я выпил литр молока и фляга с водой была почти пуста.
На 51м километре подъема, как раз у километрового столба, я увидел странную синюю трубу, идущую через реку на мой берег. Подумал, решил что это питьевая вода. Мои ожидания были предвосхищены.
Из трубы текла минеральная газированная вода
По вкусу похожа на наши Есентуки, немного отдает сероводородом и есть отдаленный привкус железа.
Умылся, напился, дальше покатился.
В 12 дня мой путь наверх был окончен на 52м километре подъема. Мост через реку с закрытым шлагбаумом, высота 2470м
Дорога шла еще немного дальше, но моя цель была выяснить до куда можно доехать на обычной машине, а не куда можно запереть велосипед. Место финиша показалось очень милым.
Я обнаружил очередной источник газированной минеральной воды с табличкой на трех языках.
Пройдя еще чуть дальше, нашел еще один источник. Рыжий цвет говорил о большом содержании железа.
Самый статусный Символизм Дня России - Пик Владимира Путина, 4446м
Фото для мамы, вершина пика Путина в облаках, чуть выше руля
Рекламный постер пока еще чистого велосипеда
Немного погулял, поговорил с местным мужичком, расположившимся тут же в вагончике. Оказалось он регулярно поднимается сюда, даже зимой, мониторить уровень воды в источнике. Говорит, это надо будущему предприятию для поставок минеральной воды.
Выяснилось, что дорогу готовили к приезду Путина несколько лет назад. Тогда-то и назвали пик в его честь. А он возьми и прилетел на вертолете, облетел пик несколько раз и вернулся. Ну хоть дорога теперь хорошая есть.
На часах обеденное время – пора воспользоваться предложением почаёвничать.
В 13 дня был в расположении летовки. Меня пригласили отдохнуть на самом почетном месте, нет, не в юрте, в брезентовой палатке. Но степень удобств та же. Вскоре принесли чай, сахар и айран с лепешкой. Разговор зашел за жизнь.
Пригласивший меня, оказался братом пастуха. Он успел побывать в Москве и Питере. Я ему сказал, что тоже успел пожить в двух столицах – Кишиневе и Москве.
В общем, час пролетел незаметно. Я решил, что мне пора двигать ниже. Тем более что у людей горячая пора свои дела, свои заботы. Распрощались.
Общение было мирным, дружным и приятным
Чем ниже, тем больше машин на обочине и отдыхающих у реки.
Меня везде принимают за американца, кричат Хэллоу. Видимо, шлем, солнечные очки, пестрая футболка, небольшой рюкзак и велосипед самый крутой, что им доводилось видеть делали свое дело.
Сразу ехать в Бишкек на я не торопился, так как на шоссе была самая жара. Остановился на часок у самого нижнего родника с мятой, где меня снова приняли за иностранца.
В 16 я покатил дальше, встречный ветер придавал прохлады. Сил на удивление прибавилось, видимо своевременный отдых и воздух, богатый кислородом, были как допинг.
Я решил спуститься до шоссе, если там будет жарко, то немного переждать в тени, и затем уже двинуть дальше.
Добравшись до шоссе, обнаружил что
ехать и крутить педали было прохладнее, нежели сидеть в раскаленной тени
Выбор был очевиден, в 17:20 я выехал на шоссе.
Последние два с половиной часа шоссейного этапа меня убили. Ноги сами крутили педали в какой-то агонии, чувствуя скорое прибытие домой. НЕ хватало воздуха. К пыли и автомобильным выхлопам добавился повсеместный дым от сжигания куч сухой травы и сорняка.
Разбитая обочина, плотное движение и непредсказуемые водители морально добили. Один раз даже вывели. Ради забавы меня «погладил» зеркалом форд транзит. Про езду по шоссе можно написать отдельную главу… Но мораль сей басни такова
Планируйте свой маршрут по Киргизии минуя оживленные трассы!
В 19:50 я добрался до дома, секунда в секунду у меня сел навигатор. Состояние у меня было не очень от перегрева, нехватки воздуха и активной крутежки. Вода уже не лезла, но жутко хотелось пить. Я забрел в магазинчик, купил кваса и фруктов.
Подъем велосипеда на пятый этаж был самым сложным на моей памяти
Прохладный душ, квас и свежие фрукты сделали свое дело – я остыл и утолил жажду. Теперь я хотел спать…
Послевкусие
Поспать мне удалось всего 2 часа. Проснулся от жары и наступившего бодряка.
Организм словно зарядился и снова был готов к бою.
На часах 22:40, на градуснике - за 30 тепла…
Предстоит ночная прогулка по городу, который уже начал остывать.
Я оказался вне времени и вне пространства, как приведение
Тело было резиновым и ватным, оно не шло, а текло по поверхности. Я оказался вне времени, как в вакууме из-за сбитого графика. Интересное состояние, позволяющее безучастно посмотреть на окружающий мир со стороны.
На обратном пути подумал, что
интересно отмечать всякие праздники, совершая личные события
На этом заканчиваю свой рассказ. Молодцы те смельчаки, кто дочитал до конца )
"Четко поставленные междометия на животно-человечьем быстро охлаждали их пыл и возвращали к родным воротам." - можно подробнее? Думаю пригодится ))
П.С. смените педали на "контакты" и уверен колени/ноги скажут вам спасибо :)
Был первый опыт в Мосвке по пути на работу. В итоге - подбитое колено и черная царапина на белом крыле нового мерса.
Понял, что надо пробовать и начинать в "тепличных" условиях, а не на трассе и когда ожидается великий прогон.
А так конечно надо осваивать новые для себя вещи