Altai Mud Trail 75км/3580+

Пишет Dexter, 11.04.2016 13:17

10 лет назад впервые оказался в горах и прошел с большой группой(22 школьника, 3 взрослых) по «номерному» советскому 317 маршруту. До озера Ак-Кем шли медленно и голодно 5 дней, там 2-3 дня радиалок, и я один спускался по Ак-Кему вниз, а группа отправлялась на Кучерлинское озеро.

Решил повторить тот маршрут в своем темпе, тем более что запомнились шикарные виды, хорошая чистая тропа, которая и в дождь остается чистой. Оказалось, не совсем.
Нитка: Тюнгур - пер. Кузуяк - руч. Ороктой – пер.Тухман – оз.Кульду-Айры – р.Текелю – оз.Ак-Кем(1день, 75км) – вниз по Ак-Кему – пер.Кузуяк – Тюнгур(2день, 48км)
Altai Mud Trail 75км/3580+ (Скайраннинг, Ак-Кем Скайраннинг Ультратрейл Белуха)

Выходить решил в 12.00 ночи. Расчет был такой – темное время выпадет на перемещение в зоне леса, а с рассветом я окажусь выше, на стоянке Тухман, откуда открывается вид на Белуху и целый день сияющее солнце будет любовать мне виды и трели птиц. Практически так и вышло.

Всю весну и лето тренироваться никак не получалось, за апрель сбегал только 5 тренировок и один равнинный полностью автономный 75км пробег. Май и половину июня лежал с больной спиной – последствия компрессионного перелома позвоночника, только во второй половине смог побегать неделю. Спустя 10 дней после крайней пробежки оказался в Тюнгуре. В администрации базы попытался выяснить наличие нижнего моста в Кучерле, на что получил ответ: «Мост есть. Но это не точно.» Буду искать.

В течение нескольких до моего приезда в Тюнгур, в горах периодично шли дожди. В предстартовый день дождь тоже орошал зеленые пейзажи. Отсиживался под навесом, в компании людей и волко-лайки, который раз перекладывая вещи в рюкзаке. Ближе к 00.00 начался откровенный ливень, градусник показывал 8+. Решил мембрану не надевать, в такой дождь конденсат измочит не хуже неба, оделся в лосины, рукава и футболку.
Altai Mud Trail 75км/3580+ (Скайраннинг, Ак-Кем Скайраннинг Ультратрейл Белуха)
В 00.00 прикрыл калитку и побежал, в надежде согреться. Фонарь пробивал ливень метров на 7-10, капли дождя нещадно отражали свет и слепили. Прибежал на место нижнего моста в Кучерлу, пометался по берегу в его поисках – новый мост могли несколько сместить. Моста не оказалось. Это точно. Первые сомнения поселились в голове о затее мероприятия, которые никак не выгонялись, так что задвинул их в дальний угол сознания.

Побежал в обход через верхний мост, после него решил несколько срезать угол грунтовой дороги через лес. В лесу оказался непролазный бурелом, насквозь мокрые кусты и скользкий мох. Поблудил некоторое время там и голову посетили вторые сомнения. Подселил к первым.

Вышел на дорогу и не особо понял в каком месте я оказался – видимость лучше не стала, карты и компаса не брал, был лишь телефон пишущий трек. Но при таком ливне его и разблокировать будет сложно. Решил бежать налево и вверх. Угадал.
При подъеме на Кузуяк лить стало меньше, но суше не стало – забежал в то облако из которого вот это вот все и лилось. Сильно упала видимость – налобный фонарь облако засвечивал сильнее чем дождь. Так чтоб хоть что-то видеть, фонарь перевел в режим противотуманки - взял в одну руку, а другой каждые 10-15 секунд протирал очки от налипающего облака.

Ах, да. Бежал с экшн-камерой - друзья давно просили поснимать чего и камеру дали перед отъездом, и не было времени потестить как она снимает в темноте. Оказалось никак. Но это узнал потом. А так пару раз перебегал броды, бродил обратно и с включенной камерой пробегал снова. Но это вначале, пока был задор, кураж и не сильно холодно. Как и все широкоугольные камеры сильно сглаживает рельеф.

В темноте не сразу нашел мост через Ак-Кем, перебрел Ороктой и выпал на тропу. Трава растущая по сторонам, под тяжестью капель согнулась и полностью закрыла тропу. Так что пришлось двигаться в прямом смысле на ощупь.

Трава кончилась. Дождь продолжался.

Один участок тропы идет по руслу пересыхающего ручья, который стал полноводным. Хотел поснимать сие буйство природы, но по щиколотку в ледяной воде и насквозь промокший уже как 3,5 часа, пальцы перестали слушаться и творческий запал несколько угас. Но не совсем. В голове всплыли строчки припева песни Strong Reaction группы Pegboy:

I walk alone through the sleet and snow and pouring rain to
Get my heart broken, forever ever lost inside of
I walk alone, to slip and fall on strong reactions
Keep my heart broken, never ever amend myself
That’s alright, that’s okay!

Как ни старался, ни одной строчки куплета не смог вспомнить. Так как поднимался в перевал, чтобы не сильно сбивать дыхание, распевание куплета сократил до последней строчки, что несколько морально грело.
По такой же схеме добавились строчки из Rise Against и The Offspring. Так и распевал на протяжении еще пары часов:
That’s alright, that’s okay! Alive and well! That’s all I want!

Постепенно рассветало и как раз вышел на видовку – в долинах гуляли облака внизу, капли падали только с кустов и деревьев, выжимка из песен согрела. Жизнь налаживалась.
Altai Mud Trail 75км/3580+ (Скайраннинг, Ак-Кем Скайраннинг Ультратрейл Белуха)
На Тухман поднялся в 5.20, здесь стояло несколько палаток. Стараясь не разбудить туристов, тихо прошлепал мимо. В прямой видимости сияющая Белуха. Но наслаждаться видами было некогда – надо смотреть под ноги. При планировании маршрута, память вычленила из этой тропы только хорошие участки, которых оказалось крайне мало. Остальное – разбитое лошадьми и непогодой грязевое месиво. Задул прохладный ветер, так что надел флис.

По пути к Кульду-Айры ветер непрестанно гонял тучи, но ничего мокрого сверху не падало. На единственной развилке, чуть было не убежал в не ту сторону, но вовремя заподозрил и вернулся. После брода через р.Акташ(56-57км) первый раз присел отдохнуть. Пожевал чего-то неспеша. Начало моросить, накинул мембрану.
Очень весело было спускаться в долину реки Текелю. Там и в сухую погоду достаточно опасный спуск, лошади периодически летают. А в дождь просто встаешь в грязь и трекпалочками регулируешь направление скольжения. После бревенчатой переправы надел штаны, и пошел в последний, четвертый, в тот день перевал.
Дождь все моросил.
Подъем опять происходил по сети ручьев, но было уже как-то без ярких эмоций.
Ближе к вершине перевала, привалил с видом на два водопада. На вершине порядочно дуло - укрывшись от ветра за скальным останцем, утеплился спасательным одеялом.

При траверсе финального верхового болота остановился полюбоваться стихией: в разрывах облаков мелькали часть Белухи, Кара-Тюрек, Ярлу – за считанные секунды виды менялись. Моргнул. Заснул. Выморгнул обратно. Понял, что стоя по щиколотку в болоте и на таком ветру лучше не останавливаться.

Долго искал брод через Ярлу – вода сильно поднялась.
За 75 км ни одной потертости или мозоли не оказалось, хоть ноги ни разу и не высохли. Верх мокр был первые км 30, потом сухо, но временами холодно.

Остановился у спасателей. Юра Пляскин, не смотря на то, что не видел меня много лет, сразу узнал. Познакомил со всеми, разместил. Чай, пирожки и баня.

Ночью выпал снег.

Следующим днем читывал Кафку с видом на Белуху, пил чаи, гладил собак и помогал с заготовкой дров.
Часов в 5 вечера отправился вниз по Ак-Кему в Тюнгур еще 48 км, сухо и тепло.

Со второго дня видео не сохранилось, но если коротко, то там курумник, симпатичные девушки, коты, пиво и закат на Катуни.
Altai Mud Trail 75км/3580+ (Скайраннинг, Ак-Кем Скайраннинг Ультратрейл Белуха)
That’s alright, that’s okay!

плюс пять раз подряд!

Класс! Еще с прошлых тем назрел вопрос - что на ногах??? Я к тому, что отсутствие мозолей при полностью мокрой обуви в течение практически суток, и быстром темпе движения - очень сильное колдунство, к которому хочется приобщиться.

На ногах кроссовки сетчатые, они и легче и вода сразу вытекает, также в них нет жесткого супинатора в пятке и защита носка мягкая достаточно, так что не нога под обувь подстраивается, а обувь под ногу. Плюс носки важно хорошие иметь(они дорогие, да), с плотной посадкой. А чтоб ноги не размокали - густо мазать каким-либо жирным кремом. Стандартно - вазелин+крем Боро, после болот обувь пахнет ромашкой. Ну и все что натираете мазать вазелином.

А надолго ли кроссовок хватает? А то подавляющее большинство нынешних начинают при такой эксплуатации начинают расползаться неприлично быстро. Причём именно по клеевым швам.

Маршрут интересный, А вот перемещение в горах - крайне опрометчиво. Сам из Республики Алтай. У нас на перевалах(даже малых) и в июле температура может резко (очень резко) уйти в минус, снег, град , сильный ветер, туман- такой плотный что вытянешь руку а кисть еле видно. На траверсе по мокрой траве ухать можно только в путь, а курум встречается везде. При преодолении брода камни круглые могут быть нагромождены- наступаешь нога поехала в камни и буксуешь- завернуть ногу легко, а там еще течение и ... Хотя маршрут очень популярный, но в дождь все по палаткам. А с маршрута ушел и найдут тебя егеря осенью или весной. В лучшем случае кто то тебя потащит в ущерб своей программе, худшем ....
Вроде не пацан- думать надо и вспоминать что есть родные родители - их то же беречь надо.
Ничего против маршрута, бега по пересеченке не имею. В свое время занимался марофоном- много бегал в дождь, грязь по лесу- кайф...

Еще совет. Бегать лучше в лыжном комбезе, раздельном. Вода стекает быстро, не тянется, траву не зацепляет, тепло- если не стоять не замерзнешь. И флиску с ветровкой, мембрану с собой. Мембрана шапочка лыжная тонкая светлая- быстро вода стекает и тепло, на солнце выбегаешь светлая шапочка отражает, либо искусственная кепка с большим козырьком- дождь на лицо не попадает. На ноги тут однозначного совета нет. Я бегал по земле в буцах футбольных - но опасно корни камни, зато на спусках и траверсе держат отлично. Сапоги низкие из вспененного материала- использовал чаще всего.(Точно по ноге что бы не болтались)- легкие , голеностоп держат чуть чуть, на мокром не скользят. Красовки крайне редко- только по дороге или набитой тропе. Успехов