Швейцарец Рудольф Хомбергер: Кавказ, Крым и след в истории отечественного альпинизма
О презентации фотокниги "Krim 2015" в Швейцарии написал Борис Тенигин. В книгу вошли фотоработы Р. Хомбергера и Б. Тенигина о посещении Крыма в сентябре 2015 года.
Поводом стало участие в международных соревнованиях "Чемпионат ветеранов альпинизма и скалолазания" по приглашению Юрия Машкова.
Рудольфу Хомбергеру в 2015 году исполнилось 75 лет, и он один из трёх ныне живущих и здравствующих участников советско-швейцарской группы, совершавшей в 1973 году попытку восхождения на Дыхтау "по грузинам". Хомбергер, Белина, Шеррер, Велленцон, Машков, Шатаев.
Тот эпизод, отражённый в книге В.Н. Шатаева "Категория трудности", рушит все выстраиваемые представления о коренных различиях "западной" и "советской альпинистской ментальности" и традиции. А дальнейшая история показала, что и о соревнованиях на скалах.
Группа швейцарских гидов-профессионалов приехала в 1973 году в СССР для совершения восхождений на Кавказе.
У столовой альплагеря «Безенги». В центре, в первом ряду стоящих - Рудольф Хомбергер.
Фото из архива Р. Хомбергера
Из книги "Категория трудности":
В августе 1973 года группа в составе Р. Хомбергера, В. Белины, Шеррера, Г. Велленцона (все - альпинисты Швейцарии), Ю. Машкова, В. Шатаева вышла из альплагеря «Безенги» для совершения восхождения на вершину Дыхтау по северной стене и раположилась на ночевках напротив стены, а в 8 часов вечера произошел обвал висячего ледника правее маршрута восхождения.
Колоссальный вал перекрыл ледник. Перевалил, буквально перепрыгнул через скальный барьер, за которым находились и палатки. Масса льда и камней в доли секунды снесла бивак. В эпицентре обвала оказалась вся группа. Так было записано в отчете. Двойка Велленцон и Шеррер поспешили сообщить в лагерь о случившемся. Спасательный отряд подоспел вовремя. Ещё через пять минут прибыли и другие советские альпинисты, которых привел Вальтер Белина из-под пика Панорамный. Юрий Машков имел множество тяжелых травм и был транспортирован в лагерь, а затем в больницу города Нальчик.
Альпинисты лагеря «Безенги» очень быстро провели спасательные работы. Врач Леонид Вассерман сделал всё возможное, чтобы спасти жизнь Юрию Машкову. Вертолёт, несмотря на лётную погоду, так и не прибыл…
Но чтобы понять истинное положение людей в этой ситуации, нужны детали.
Из воспоминаний Юрия Машкова:
Мы находились в палатке с Володей Шатаевым. Услышев грохот, Володя сказал, надо посмотреть, что это такое и как обстоят дела у наших гостей. Я вылез из палатки, так как был рядом с выходом и фактически почти одет, а далее ничего не знаю. По протоколу разбора - я пролетел более 10 метров по воздуху, а затем меня протащило еще метров 40 среди камней.
Владимир Шатаев:
Сильный удар воздушной волны сбил меня с ног. Я успел свернуться клубком, закрыть голову руками и покатился вниз…
Несколько мгновений, видимо, был без сознания, Открыв глаза, увидел над собой Вальтера Белину и Руди Хомбергера. У Хомбергера из головы струилась кровь, он держался за руку. Я вскочил и сгоряча, ещё не чувствуя боли, пустился к месту, где располагалась палатка Шеррера и Велленцона. Но те бежали навстречу…
Кроме Машкова – все на месте.
Его нашли сразу, хотя было совсем темно. Он лежал, разметав руки в забытьи, и тихо стонал. Когда пришёл в себя, Белина сунул ему в рот обезболивающую таблетку (у швейцарцев они всегда при себе). Это облегчило его страдания.
Мы подытожили наши травмы. Легче всех отделался Вальтер Белина – пара небольших ушибов. У Хомбергера несколько кровоточащих ранений в голове – впоследствии хирурги всю его голову «разукрасили» скобками. Велленцон и Шеррер тоже получили травмы головы. У меня были травмированы плечо и нога. Несмотря на боль, оба швейцарца – Шеррер и Велленцон – немедленно отправились в лагерь сообщить о случившемся.
От места события до поляны – три часа быстрого, безостановочного хода. Альпинисты одолели этот отрезок за час. Ночью, в незнакомом месте! Весь путь бежали бегом. Они могли остаться на поляне, поскольку сами пострадали, но вернулись вместе со спасотрядом, чтобы быстрее привести спасателей к месту происшествия и оказать помощь товарищам.
Тем временем Вальтер Белина решил продублировать вызов помощи и один отправился через ледник к пику Панорамный, у подножия которого стояла советская группа, готовая к восхождению. Ночью, один, через ледник, где на каждом шагу роковые трещины, совсем не зная маршрута!
В течение трёх часов, пока не прибыла помощь, я стоял возле Юры Машкова и держал ему голову, боясь шевельнуться, чтобы не причинить лишней боли. За это время ко мне несколько раз подползал ослабевший от значительной потери крови Руди Хомбергер и предлагал подменить. Конечно, я не соглашался, а в душе высоко оценил человечность и великодушие этого альпиниста. Иногда Руди подолгу оставался возле меня, и я видел: он испытывает чувство стыда от того, что не может реально помочь.
Позже он пошутил: «Фатальные случаи в горах для нас становятся традицией».
Фото из архива Р. Хомбергера
42 года спустя, Юрий Машков и Рудольф Хомбергер на КСС Судака:
Хомбергер известен как альпинист, фотограф, путешественник и хозяин горной гостиницы в Арозе:
А в 1978 году на международных соревнованиях в Крыму представлял команду Швейцарии - тут я сошлюсь на пост Бориса Тенигина и воспоминания Александра Дорофеева.
И в новейшей истории нашей страны, новейшей истории Крыма, новейшей истории "наших" соревнований на скалах есть "настоящий западный" участник из "настоящей западной" страны.
Чемпионат ветеранов альпинизма и скалолазания-2015. Фото Михаила Вершинина
До презентации самой книги "Krim 2015" Хомбергер поделился вот таким снимком:
Кстати, о старшем по возрасту участнике советско-швейцарской группы 1973 года, Вальтере Белине - увы, уже ушедшем, - известно, что он в 90 (!) лет, в 2009 году, поднимался на Пиц Бадиль по Северному ребру (1200 м, средн. сложн. D-, участки лазания от III до IV+/V- по UIAA).