Моя первая вершина.

Пишет Дракоша-девочка, 27.03.2016 22:06

Эльбрус.
Повествование от трех лиц.
Версия первая МОЯ.
Итак, наступило очередное лето, и моя мама уговорила папу показать дочке, что такое альпинизм. К слову, в горах я уже бывала, но только зимой, так как с 5 лет катаюсь на лыжах и сноуборде, но чтобы ходить в горы, на восхождения, да еще и с рюкзаком, к этой затее я отнеслась скептически. Но, как говорится, все в жизни можно попробовать хотя бы раз, значит и на восхождение можно сходить.

Особенно грела мысль, что неплохо было бы взойти на Эльбрус в год совершеннолетия.
Итак, мы всей семьей грузимся в машину с кучей барахла. На все вопросы, а что брать? Папа отвечал просто: берем все, машина же везет. Взяли сноуборды, покататься. В итоге джип забит под завязку.
Приезжаем в Приэльбрусье, останавливаемся в Логове, вернее ночуем там одну ночь, оставляем вещи и машину и отправляемся на бочки для акклиматизации. Поднимаемся на канатке, селимся в бочках, в первый же вечер у мамы пропадет аппетит, и появляется головная боль, у меня же зверский аппетит, папа смотрят на это с опаской, мало того, что продукты уничтожаю не по раскладке, так еще и горняшка может прихватить и все пойдет наружу. Но мне повезло, самочувствие хорошее, голова не болит, ночью спала. На следующий день акклиматизационная прогулка вверх со сноубордом. Каждый шаг дается с большим трудом и отдышкой, так еще тащишь на себе этот сноуборд, и все это называется « пошли покататься». Жили на бочках дня два, все это время «типа катались», на самом деле заставить себя сделать больше одного двух подъемов в день было нереально. Спуск же длился не больше трех минут. Затем переехали на одну ночь в приют, для лучшей акклиматизации. Тут спится хуже, но голова не болит, и аппетит отменный. Поднялись до скал Пастухова. Все это время стоит отличная погода, солнечные дни.
Спустились на день вниз в Логово, чтобы отдохнуть перед восхождением.
Через день поднимаемся сразу до приюта, и встаем там с палаткой. В это время началась непогода, плохая видимость и снег. Пережидаем ее, катаясь на сноуборде, по свежевыпавшему снегу это стало намного приятнее.
За это время на горе собирается много групп, ожидающих погоду, рядом с приютом образовался целый палаточный городок. Наконец, на следующий день обещают погоду, и мы планируем восхождение. Папа нас пожалел и до скал Пастухова мы доезжаем как «буржуи» на ратраке. Я несу свой сноуборд сама на рюкзаке, папа взял мамин со словами: пусть хоть сама дойдет. Небо ясное, холодно, и рассвет был прекрасен. На косой образуется бесконечная вереница групп, идущих на вершину. На каждый шаг делаешь несколько вдохов, темп очень медленный, но даже его мне поддерживать тяжело, часто останавливаемся отдохнуть, спасибо папе, который носился со мной как курица с яйцом. Хочешь чаю, шоколадку, перекус - сухофрукты. Хорошо хоть голова не болит. Подъем по косой бесконечен. На нас садится облачность, на седловину выходим при плохой видимости: там собралось уже много групп и ждет нас мама, которая без сноуборда идет очень даже шустро. Отдыхаем, принимаем решение, идти дальше, или нет. По рации гидам с группами передают, что прогноз погоды хороший, они продолжают подъем и мы вслед за ними.
После отдыха взлет на западную вершину дается мне легче. Единственное сложное место было лобик на выходе на предвершинное плато. Дело в том, что это был уникальный год по состоянию снега. Мы втроем идем в сноубордических ботинках. Все восхождение проходило по утоптанной снежной тропе, а здесь, твердый наст, который не продавливается мягким сноубордическом ботинком. Есть куда упасть, и ноги ставишь предельно аккуратно. Сзади идет папа и создает видимость страховки, если не физической, то моральной точно. А потом было вершинное плато, которому не было конца и края, за каждым бугорком появлялся новый бугорок, за ним новый, а вершины все нет и нет. В это время распогодилось, вышло солнце. Навстречу встречаются спускающиеся люди, которые говорят тебе ободряющие слова, но это не очень помогает. Наконец появился очередной бугорок, на котором толпились люди, это и есть вершина. Там сидит мама в яркой, жилетке и ждет нас. На вершину я поднялась последняя, и просто улеглась, сил сидеть не было. На вершине пробыли около получаса. Сфотографировались сперва втроем со сноубордами, потом с подошедшим со своей группой клиентов «дядей Колей» Черным. Ну все, поря спускаться, одели сноуборды и вперед.
После плато ошибочно забрали чуть левее, из-за чего папе пришлось преодолевать неприятный траверс на карачках по ледяному склону. Потом приятный спуск по кулуару до седловины, разгон, траверс с толканиями на палках. Но все равно оказываемся на 10 метров ниже косой. Приходится подниматься вверх на 20 метров, чтобы оказаться выше тропы. Снег глубокий, проваливаешься по колено. Зато весь оставшийся спуск - это песня, спускаемся параллельно тропе, уходя то влево, то вправо, внимательной надо было быть только в паре мест, чтобы заранее увидеть обозначенные вешками трещины. Эмоции от спуска сложно описать словами, закатное солнце освещающее белоснежные склоны, величественная панорама кавказских гор, мягкий нетронутый снег. Наступает эйфория от ощущения свободы, скорости, от того, что преодолеваешь весь спуск за 40 – 60 минут, а не как эти несчастные альпинисты, провожающие тебя взглядом. Им еще идти и идти. Остановились только у приюта у своей родной палатки. Как же я рада своему домику, где можно упасть и отдохнуть от событий этого долгого дня. Эту ночь мы ночевали в палатке, а спускались вниз только на следующее утро. Собрали палатку, упаковали рюкзаки. И тут мне стало по-настоящему страшно, рюкзак литров 60, а я на сноуборде. С таким рюкзаком я в жизни не каталась, да еще с приюта до бочек большой выкат, на котором на сноуборде надо разгонятся, конечно есть палки, но при падении они мне не помогут. Да и падать с рюкзаком очень не хочется, мало ли придавит?! Как говориться глаза боятся, а ноги делают. Оказалось, что вес рюкзак в купе с моими 50 кг, прибавил мне нужное ускорение, так что выкат я пролетела легко, но поворотах с рюкзаком надо быть внимательнее.
Восхождение на высшую точку Европы прошло успешно, и по прошествию лет сохранило только приятные воспоминания. И естественно это один из самых ярких спусков в моей жизни.
Акклиматизация.
Версия вторая. Папина.
Скоро лето. Женушка пристала. Альпинист ты или не альпинист, у дочки скоро день рождения, совершеннолетие, а ты ни разу ее еще на вершину не сводил. Доводы что в горы ездим, катаемся на борде, лыжах, опять же Крым, скалы, не прокатили. Подайте ВЕРШИНУ.
Еще внизу рассказывал дочери, что надо ходить на красивые горы. Что такое красивая Гора? Острый пик, скалы, лед, снег. Пик Гермогенова удовлетворяет всем этим требованиям. Красивая башенька обрамленная снегом и льдом.
Но в начале акклиматизация. Для меня акклиматизация - это значит Эльбрус, после него можно идти хоть куда. Поскольку последние годы много катались на сноуборде, решил, что возьмем с собой доски, благо друзья сказали, что снегу много, и можно покататься по его склонам. Грузим все в машину и вперед.
Действительно, снегу оказалось много, даже с излишком, бочки почти по крыши в снегу.
У жены с акклиматизацией что-то не заладилось, поэтому топчемся до скал и обратно, одна радость, снег и каталка. К сожалению выше бочек все занято, перешли под приют, живем в палатке. Ночью свежий снег. Народу на склонах не протолкнуться, даже в палатках вокруг все занято. Непогода, все ждут, когда Гора откроется.
И вот день настал. Тут восходители делятся на тех, кто за чистое восхождение, и кто считает, что ратрак это допинг. В общем для меня это, как мясоеды и вегетарианцы. С утра куча ратраков, распугивая то ли спортсменов, то ли натуралистов, погнала вверх. Мы с досками сели в один из них.
Втянулись в очередь. С рассветом перед нами все же был хвостик, дочь честно тянула свой борд, я честно тянул свой и жены, и это позволяло мне, сославшись на тяжесть, чаще чем хотелось им, падать на снег и любоваться окружающими видами, лежа на нем. За день до этого, осознав, что вес рюкзака и его объем больше запланированного, отказался от кошек и альпинистких ботинок. Подумал, что палок, куска веревки и пару буров достаточно, тем более и беседок в последний момент не одели. Ранний подъем позволил встать в очередь вначале, но не настолько, что бы делать следы, поэтому впереди идущие сделали прекрасные следы. С седловины оглянув перспективы спуска решил, что западная вершина более привлекательна. Особого выбора не было, идем по чужим следам. В мягких сноубордических ботинках особо не расслабишься. Перед взлетом на Западную вершину был жесткий фирн с покатыми ступеньками, и каток вниз до седловины с вкраплениями камней. Сказал своим барышням чтобы ставили ногу твердо, без проскальзывания и сразу, но плавно на ней вставали.
В общем пропустил барышень вперед, и подставляя им под ноги палки, сделал иллюзию безопасного подъема, типа папенька все видит и контролирует. Пару десятков шагов и жена на плато, за ней и дочь. Еще чуть по отполированной глади вершинного плато и мы на вершине. Наверху мороз и очень скользко. Сноуборд бьется, как о бетон, когда снимаю его с рюкзака и бросаю на снег. Народу еще мало, поэтому можем расположиться все вместе с досками на пятачке вершины. Подходит дядя Коля Черный с клиентами, фотографируемся вместе, он хоть и не катается на доске, но уже завидует. Прошу своих подождать на плато, снимаю первые метры их спуска с макушки, одеваю доску сам и догоняю их. Сперва спуск по плато и потом вниз метров 20 на север, далее траверсом по дуге вправо. Догнал своих и обогнал. Промахнулся и выехал чуть ниже, чем надо, там лед с фирном. Делаю знаки своим, останавливаются выше, ждут пока я в позе креветки допрыгаю на доске до фирна. Не дожидаясь меня проскочили траверсом участок с леденистым склоном. Я с трудом поднялся эти 30 метров, порхнуть вниз к седловине не проблема. Народ собрался в очередь перед крутым взлетом на вершинное плато Западной вершины. И мне надо пересечь эту очередь. Дождался маленькой щели между фигурами и скрежеща кантами лечу на них и пролетел между ними. Все семейство ужу съехало. Ниже к седлу хороший приятный пушистый снег, аккуратно режем дуги и ближе к седловине набираем скорость, чтобы проехать ее как можно дальше. Толкаюсь палками и проскочил ее, прямо вниз чуть ниже тропы. Все же пришлось приподняться метров на 10 вверх. Семейство ждет меня. Говорю своим, чтобы они ниже меня не ехали и длинным траверсом влево выехали на еще один хороший и длинный склон. Днем склон раскис и катится прекрасно. Красивые следы, хорошая погода. Проскочили далеко правее Пастухова, теперь уже до Приюта не далеко. Опять красивые дуги, легкое улюлюкание спускающихся ногами… потом термос, остатки утреннего чая, день рождения дочери. Акклиматизация удалась. Теперь переезд в ущелье Адыл Су, к базе Джантуган.
Версия третья. Мамина.
Это было больше ...цати лет назад. На мои многочисленные просьбы показать дочке, что такое горы, муж , наконец, откликнулся согласием. Мы всей семьей едем в горы летом, и зачем-то берем с собой сноуборды. Для аклиматизации надо пожить на « бочках», заодно покататься,- так считает он. Благо лето было ненастным, а значит на высоте снежным. Потом выяснилось, что у него план: взойти на Эльбрус и спуститься на сноубордах. Мы не ищем легких путей, задумали в горы, так сразу на Эльбрус. Я не ожидала такого поворота событий, но смирилась, надеясь на богатый опыт мужа - альпиниста. К тому же из-за непогоды на горе скопилось большое количество восходителей, и во мне выросла уверенность: умереть не дадут. Я только поставила условие: сноуборд не понесу, самой бы добрести. Но все обошлось благополучно, хотя было очень тяжело и холодно мне. Шесть шагов – это был предел для меня, потом остановка и «отдыхивание», опираясь на палки. Запомнился впереди идущий молодой мужчина, точно молодой, потому, что через каждые 30 метров он падал и отдыхал лежа. Но ведь чтобы вставать нужно столько сил!
Косая кажется бесконечностью и седловина не приближается часами. На остановках муж кладет тебе в рот шоколадку, вливает чай – так за мной мама не ухаживала. И дочь вся на его попечении: какой молодец! Видно очень хочет, чтобы мы дошли. И дошли, правда на предвершинном плато, глядя на мой жалкий вид и немой вопрос, спускавшиеся утешали: потерпите мол, осталось совсем немного. Наверху прекрасный вид, горы открылись, соленчные пятна на вершинах и тени от пролетающих облаков! Вот там Ушба, а вот гора с забавным названием Бжедух, похожая на слоника. За это мы любим горы, или за трудный путь к ним? Вы скажете про гормон счастья или вспомните про кислородное голодание?
Сфотографировались, одели сноуборды и поехали. Вниз - не вверх!
На уровне седловины кто-то (огромная ему за это благодарность) крикнул нам, чтобы мы понялись выше, дабы не попасть в трещины. Мне эти 30 метров подъема со сноубордом дались тяжелее, чем вершина. А дальше мы с ветерком проехали вниз, спуск по девственным полям, солнце, ощущение свободы и счастья. Падаем в палатку спать.

Мо-ло-дцы!! Отдельная уважуха Папе. Я бы, если честно, не решился. Я своих, в первую очередь сына, от альпинизма отсек силой, слишком много я об этом знаю.

Супер!Вы молодцы!)
Ни одну модель доски не определил))) Раритеты какие-то?Ну вот Sims вижу,да и он раритет))
Не понял еще в какое время этот подъем-спуск был?Март? Ноги не мерзли в ботах?
С седловины прям вдоль косой спуск был?

Восхождение было в июле месяце, от седловины спускались вдоль косой, и только у скал пастухова ушли правее. Прошло уже больше 10 лет, поэтому доски действительно раритетные, Sims, Scott и Lamar

Я то думал буквально вчера)))

Вспомнил эпизоды из своей жизни. Одноклассник у дочки занял второе место на соревнованиях по скейтборду. По протяжному: "Пап, а пап, давай на сноуборде научимся кататься!", сразу понял, что она на него глаз положила. Взяли лыжи на всякий случай и в Мерибель, учиться на прокатных бордах. Снега там не было, а только голимый лёд. За всю жизнь наверное не получал столько сотрясений, сколько то первый день. Ночью выпало много снега, но внизу его сразу же ободрали кантами, а наверх мы опасались подниматься. Избиение льда башкой продолжилось. К обеду садомазохизм мне надоел и я твёрдо заявил, что бросаю доску и станровлюсь на лыжи. В ответ протяжное: "Пап, а пап, ну давай последний разочек, но с самого верха!" Глядя на готовую заплакать дочь, не смог отказать. Вверху было много снега, и падения уже не причиняли вреда тушке, только вылезать из пухляка и становиться на доску было тяжеловато. Но зато мы быстро поняли как держать равновесие и не падать. Через минут сорок мы уже свободно катались по свежачку, а к вечеру и по жёсткому фирну внизу. Горные лыжи своё последнее пристанище нашли в чулане.

Прошло несколько лет, дочери стукнуло 18, и по протяжному: "Пап, а пап, своди меня на Эльбрус!", понял, что произошла смена фаворита. И вот на 1 мая мы оказались в Приэльбрусье. Дальше почти всё также как в посте, с той лишь разницей, что ходили на Восточную и начиная с седла она меня понукала: "Пап, ну давай - немножко осталось." Странно - это было её первое (и последнее - не подумайте ничего плохого) восхождение и поднялась она легко и непринуждённо, как заправский высотник.

Наследственная, в папу, природная устойчивость к гипоксии. Завидую Вам! Приятно, наверное, было, черт возьми. Но все равно, не пускайте дальше, пусть живет спокойно и счастливо.

"опяяаааать про Эльбрус" )))
одного .. вернее 2 вещей не понимаю.
Первое: зачем сразу-то на бочки? походили бы несколько дней на Чегет,обсерваторию с ночевками в Терсколе и не было бы этих мучений с "акклимухой".. ну с другой стороны - искусственно созданное препятствие так приятно преодолевать)))
и .. идти без кошек... ну не знаю... даже неохота комментировать

в общем ощущение некоторого распиз..а, но на хорошем кураже и с хорошим финалом)))

Зря Вы так. На бочки нужно сразу и не фига париться внизу.
В моём длинном комменте, я не упомянул то, что от Пастухов до косой мы, ещё с одной девушкой пёрлись по льду БЕЗ кошек. Он был ноздреватый, и вначале не хотели руки поморозить при их одевании, а потом уже не место было их одевать. Каждый идёт так, как он чувствует свои возможности и комфортность. Возможно из-за этого мы слегка перенапряглись и потеряли лишние силы, которые хотелось бы сберечь для вершины. На обратном пути кошки, естественно, были на ногах, потому что переться мордой в склон никому не хотелось, а прусский шаг предполагает наличие кошек.
Но не надо из своего опыта делать постулатов. Каждый ходит, как он хочет. Я однажды даже в мае попал на бутылку от Пастухов до косой. И что, теперь всем рекомендовать вешать там перила?

В мае 2007 года, после того как на "бутылке" улетели и убились
о скалы Пастухова два гида (Польша, Швейцария)
- коммерческие группы провесили перила (от Пастухова почти до Косой)
Многие ими воспользовались

Автономные группы пошли со своими веревками и ледобурами
Часть народа полезла на снежные нашлепки левее от Пастухова, в сторону "трупосборника"
Спасатели внизу брызгали кипятком

Были конечно одиночки (ведь это Эльбус) - которые продолбили весь лед на спуске на три такта
В том числе мой друг - пальцы сбил в кровь - пошел в три такта, а уже не слиняешь с маршрута домой - надо рубиться до конца. Он и рубился

не соглашусь. Для жителя равнины сразу на бочки - не полезно.
Не, ну если хочется помучиться.. или если гид платный и гиду лениво и клиент деньги бережет.. но .. смысл, если другой вариант?
Делать удар по организму, мучиться .... вместо приятного восхождения.
Я уж не говорю про отдельный кайф побродить на акклимухе по цветочным тропам Чегета

А папа случайно не Марат? И марки досок все известны и даже знаю, где их брали!!!