Восхождение на вулкан Сахама (6542 м), Боливия. Описание и отчет.

Пишет Sergey Broshevan, 25.03.2016 15:25

В начале ноября 2015го года еще вначале нашего пятимесячного путешествия по Южной Америке нам удалось побывать в Боливии и взойти на вулкан Сахама (6542 м) - высшую точку Боливии. Вот мой небольшой отчет-описание района, для тех кто соберется туда ехать. Хорошего русскоязычного описания в интернете я не нашел, поэтому мне будет приятно, если этот отчет окажется вам полезным. А лучше езжайте туда со мной в сентябре 2016го. Но об этом позже.
Восхождение на вулкан Сахама (6542 м), Боливия. Описание и отчет. (Альпинизм, 6542м, брошеван, ЭкстримГид, sajama, bolivia, путешествия)
Лена и Сахама

На момент путешествия - 1$ = 7 боливьяно
Путешествие в Боливии обычно начинается с прибытия в фактическую столицу - Ла-Пас, который находится на высоте 3600 м (самая высокогорная столица мира, как говорит интернет). Мы прибыли из Перу. Красивый город, если смотреть сверху, особенно привлекают взгляд заснеженные вершины.
Ла-Пас

Пробыв в городе 2 дня, мы выезжаем на юг, к горе. Автобусом до развилки в городе Патакамая. Дальше пытаемся познать боливийский автостоп, и поначалу у нас это получается - останавливается машина с двумя молодыми ребятами, которые едут на скалолазный слет недалеко от Сахамы. Интересно получилось также то, что этому парню я посылал запрос на каучсерфинг, но он не смог меня принять. Но все же принял, в машину.
Едем к Сахаме (немного виден силуэт на горизонте)

Высадились на закате посреди пустыни с видом на закат над Сахамой, высота 4000м, вокруг - ровная гладь плато (Альтиплано) да кустики травы. Потрясающее зрелище! Для такой высоты нехолодно, но мы все же залезаем в палатки, где комфортно проводим ночь.
Сахама на закате

Наше место ночевки.

Сахама с трассы

Утром, всё еще веря в боливийский автостоп, стопим грузовик, везущий строительный лес прямо к старту нашего маршрута восхождения, мимо деревни Сахама. Однако, как мы уже после поняли, белого туриста, как и в Перу, никто бесплатно не подвезет, даже если по пути. Торгуемся до вменяемой цены и с ветерком едем в Сахаму. По дороге открываются фантастические виды, бродят ламы, альпаки и дикие викуньи. Заезжая в парк нацпарка Сахама, платим за вход 100 боливьяно с человека и едем дальше до деревни. Местные, конечно же, не платят.

Сахама с юго-запада

Небольшое отступление. Summitpost пишет, что сезон восхождения в ноябре заканчивается и на гору никого не пускают. Однако на деле никто здесь это не контролирует.
В деревне берем в аренду ледорубы (они здесь есть в любом хостеле). Деревня не большая, и на вид очень пустынная, как в фильмах... про жизнь в пустыне:) Пять минут поисков и я нашел открытый хостел, в котором мы и взяли ледорубы. Также в селе можно нанять при желании носильщика.
Мы снова запрыгнули в наш грузовик, предварительно поправив сползшие леса. Доехали до поворота, выпрыгнули. Все, теперь пешком.

Старт маршрута.

Народа - никого, только ты, пустыня и вулканы. Ну и викуньи в долине.
Идется хорошо - набитая тропа, только пыльно и ветрено, приходится закрывать повязкой лицо.

Встречаем несколько спускающихся групп. Доходим до лагеря на 4800, мы опять одни. Здесь есть вода из родника и даже цивилизованный туалет.

Лагерь на 4800 м

Ночь уже прохладнее, но спать так же нехолодно, может +3-5 градусов.
Утром у нас по плану акклиматизационный подъем до штурмового лагеря на 5700м для заброски продуктов и снаряжения. Тропа на этом участке тоже хорошая, иногда проходящая по осыпям, везде хорошо видна.

Тропа в сторону лагеря 5700м

Выматывающе уже при подходе к лагерю - сыпуха становится более живая. Кроме того усиливается ветер.

Вид на вершину примерно с высоты 5400м. Там, где заканчивается сплошная линия, примерно находится лагерь 5700м.

Часа за 4 доходим до штурмового лагеря на 5700 м, который представляет собой небольшую площадку с огороженными местами под палатки - под 4-6 палаток. Также есть несколько мест под палатки немного не доходя до лагеря.

Воды здесь нет!

Мы предварительно занесли сюда воду, поэтому потребности в ней не испытывали, рекомендую делать также. Дополнительно рядом есть лед, размером может метров 10 на 10, при необходимости воду можно натопить оттуда.
После акклиматизационного выхода и заноса снаряжения, и второй ночевки на 4800м, выходим в лагерь 5700м. На второй день идется значительно легче. Ставим палатку, дополнительно ее оградив каменной стенкой. Наблюдаем красивый закат.

Вечером начинает достаточно сильно дуть ветер, к ночи усиливаясь до скорости 60-80 км/ч. Палатку гнет так, что я вижу ее новые невероятные формы. В голове тихо идут размышления, как спокойно собирать вещи и остатки палатки, если ее дуги таки не выдержат. Дополнительно подпираю гнущиеся дуги трековыми палками, спасая тем самым ситуацию - гнуться дуги стали меньше, мы смогли спать спокойнее (а точнее, вообще - спать). Еще одна особенность этого лагеря - в ветреную погоду пыль будет задувать во все места и ходить без лыжной маски очень неприятно - сильно в глаза песок лезет (в горных очках пыль залетает хорошо).
Ветер, однако, около часа ночи полностью прекратился, и в 4 часа мы вышли в сторону вершины. Температурный режим - как на Эльбрусе, только немного теплее из-за сухого воздуха и отсутствия снега до 6100м. Тропа вначале идет по осыпному склону траверсами, периодически выходя на небольшие скальные выступы, не требующие страховки. Затем путь лежит через небольшие участки ледовых игл, и скал - по 5-7 метров 40-60 градусов уклон склона.

Немного ледовых игл на 5900м. Путь лежит примерно к ложбинке, на которую указывает верхняя часть ледовых игл.

Видно тень от Сахамы. Высота 5800-5850м.

При уверенном лазании страховка необязательна, тем более мест, где можно далеко улететь практически нет.
Лену начинает добивать горняшка, и она решает спускаться вниз. Спускаюсь немного с ней, в нескольких местах вешая веревку (куски по 7-9 метров), сам спускаюсь лазаньем. Доведя Лену до тропы, сам остаюсь на перепутье - спускаться с ней, или все же попробовать взойти самостоятельно - погода отличная, самочувствие прекрасное, объективно опасных мест пока не видно. Выбираю второй вариант и начинаю снова подниматься.

Те самые ледовые иглы, вначале лежат голо, а выше покрываются свежим снегом.

Где-то с 6100м путь подходит к началу ледника, и как раз тут начинаются основные трудности. Ледник начинается с ледовых игл высотой в 50-80 см, между которыми насыпано свежего пухлого снега. Именно это доставляет наибольшие трудности - необходимо перелезать от одной ложбинки к другой, перешагивая иглы и залезая выше колена в снег. Передвижение на этом участке очень медленное, я много раз подумывал бросить эту затею, развернутся и пойти назад.

Однако метров через 300 и часа борьбы с этими иглами, выхожу на приятный фирновый склон, крутизной 30-35 градусов, постепенно выполаживающийся при подходе к вершине.

Фирн плотный, склон ровный, свежего снега нет (сдуло или уплотнился). Трещин на леднике практически нет, кроме двух небольших бергшрундов, которые легко обходятся сбоку. После еще некоторого времени я стою на вершине высшей точки Боливии, которая представляет собой широченное снежное плато, похожее на футбольное поле (тут, кстати, несколько лет назад проводили футбольный матч). Несколько фотографий и я иду вниз.

До игл добираюсь достаточно быстро. По иглам иду уже медленнее, однако в том числе из-за соображений безопасности - повредить ноги тут несложно, поэтому необходимо аккуратно переступать от ложбинки к ложбинке и не бежать. Вниз все равно легче по ним идти. После выхода на скальные участки прохожу их достаточно быстро и выхожу на тропу.
Прихожу в лагерь. Приятная радость внутри. Как раз подошли ребята из Австрии с портером, которые планируют восхождение на завтра. Описываю им немного маршрут, собираем палатку и идем вниз. (Кстати, мы их потом встретили на Уюни, они не взошли, - подойдя к иглам на 6100 м, они развернулись, т.к. не были уверены, что смогут легко и безопасно спустится).

Доходим до лагеря на 4800 спустя 2 часа, пьем чай, обедаем, умываемся и пополнив запасы сил идем вниз - хотим сегодня ночевать у горячих источников, уж очень хочется расслабить свои мышцы в горячей ванне после восхождения. И вот, на закате мы добираемся до ванн. Посещение термальных источников платное, поторговавшись с местной бабушкой, сходимся на цене в 20 боливьяно с человека.

Источников тут много - от 35 до 42 градусов. Кроме того, есть небольшой магазин, и даже можно снять комнату переночевать.
Прогрев уставшие мышцы и кости заползаем в палатку и засыпаем, как после бани. Очень приятные ощущения. Еще несколько часов ты стоял на 6,5 км, а сейчас уже лежишь в палатке после отогрева в горячей ванне.

Утром продолжаем наши банные процедуры. Посетили ванну погорячее (т.к. вчера купались в 37-градусной) - около 40-41 градуса. Прогревает отлично. Полдня проходит незаметно.Вокруг бродят ламы.
После обеда нехотя выдвигаемся к деревне Сахама, куда доходим через 2 часа, отдаем ледорубы и выезжаем на местной маршрутке-такси до главной трассы. На этом наше восхождение закончилось.

Что можно сказать по горе. Очень красивые места, относительно несложное восхождение (если идти по маршруту), требующее однако хорошей физической подготовки. Так что крайне рекомендую эту вершину!

В сентябре 2016 года я планирую ехать на Сахаму еще раз, в качестве гида, так что мне будет приятно, если вы присоединитесь к нашему восхождению! Более подробно читайте здесь и пишите мне (сюда, на e-mail - sergeyonas @gmail.com (пробел убрать), или vk.com).

Небольшое видео оттуда

В дополнение.
После восхождения мы поехали посмотреть солончак Уюни - самый большой в мире солончак и все такое. Действительно красивое и необычное место. Вот несколько фотографий. После Уюни мы вернулись в Ла-Пас, а оттуда поехали прямиком в Эквадор (через Перу), чтобы взойти на вулкан Чимборасо, но об этом в следующем отчете.

Больше фото из Боливии в альбоме.

Спасибо, что прочитали мой отчет, надеюсь, вам понравилось. Если есть вопросы - пишите, с удовольствием на них отвечу!