Как закалялась Рыжая скала. Из истории севастопольского скалолазания

Пишет illarionov59, 29.02.2016 16:15

Над автотрассой Севастополь-Ялта есть особенное нависание, рыжее по цвету. Рыжей скалой его и назвали. Под ней талантливый русский инженер Гарин-Михайловский предложил дорогу проложить. Так ее и построили. В конце прошлого века (до конца оставалось 25 лет) скала приглянулась скалолазам. Чистый, сухой монолит. Даже при моросящем дожде остаются сухие участки. Первоначально опробовали для лазания самые простые маршруты. Оказалось, что лазание комфортное. Нет пыли и грязи. На голову ничего не сыпется. Для севастопольских скалолазов зимним лагерем оставался Батилиман. Но на лето все секции перебирались под Рыжую скалу в Ласпи. Скалодром расположен прямо у автодороги. Вышел из автобуса, калоши надел и вперед! Студенты Севастопольского Приборостроительного института под эту скалу перебирались уже к маю. За подпорной стеной дорожные строители оставили своеобразный стадиончик. Тогда он был чист и гладок. До пятидесяти палаток на нем легко располагалось. О камнепадах никто не беспокоился. Как закалялась Рыжая скала. Из истории севастопольского скалолазания (Скалолазание)
Как закалялась Рыжая скала. Из истории севастопольского скалолазания (Скалолазание)
Каждая тренировка скалолазов в те времена начиналась с навешивания страховки. Нужно было подняться на вершину скалы, закрепить за деревья и скальные выступы веревочные страховочные петли, свести их в одну точку и простегнуть через страховочный карабин веревку верхней страховки. Дело сложное и ответственное. Либо тренер сам шел наверх, либо посылал самых подготовленных спортсменов. По окончанию тренировки нужно было эти петли снять и спуститься вниз по скалам и тропам.
Студенты – люди прогрессивные, изобретательные. Лень – двигатель прогресса. Вот в 1977 году и родилась идея оборудовать Рыжую скалу постоянными верхними точками страховки. Во-первых, петли вязать не нужно каждый раз. Во-вторых, любой новичок в такую петлю способен пропустить веревку. В-третьих, после тренировки достаточно снизу дернуть за конец веревки. И она уже в рюкзаке.
Предстояло решить две задачи. Нужно было организовать надежные точки крепления верхней страховки. Остановились на варианте забивки в скальные трещины стальных анкеров с проушинами. Вторая задача – долговременные петли. Только тросовые конструкции. Решение первой задачи предложил студент Радиотехнического факультета СПИ Евгений Мешков. Приближался период строительных отрядов. Радистов направили в строящийся Студгородок, на новый корпус института на берегу Стрелецкой бухты. Тут–то на стройке и проявились таланты скалолазов-радистов. Научились варить и резать арматуру Игорь Цыбранков, Владимир Мустафин, Александр Губанов и автор этих строк. Два десятка шкворней изготовили уже за неделю во время обеденных перерывов стройотряда. Отвезли их в Ласпи и начали заколачивать в скалы. Опыта не хватало. Кувалды по миллиметру вгоняли в трещины скал арматуру диаметром до тридцати миллиметров. Но звук был при забивке бодрящий. Железяки пели, обещая стать надежной страховкой. Процесс забивки занял три недели, и стоил стертых до мозолей ладоней не только нашим скалолазам, но и гостям Крыма, приехавшим полазать в Ласпи. Все проявляли интерес к такой новации. Хотели внести свою лепту.Как закалялась Рыжая скала. Из истории севастопольского скалолазания (Скалолазание)
Вторая задача сперва решалась за счет кусков капронового рыбацкого фала диаметром от 12 и выше миллиметров. Но на солнце капрон стремительно терял прочность. Тогда вариант нам неожиданно подсказали дорожные строители. В тот период старые тросовые отбойники вдоль дороги на всем протяжении от Ласпи до Ялты начали заменять ленточными. Точнее, только собирались этим заняться. Старые ограждения уже разобрали частично. До новых - еще руки не дошли. Два троса, метров по пятьдесят, с разобранных ограждений мы в течение субботы уперли на высоту 90 метров от их первоначального расположения. Туда же подняли и скобы-зажимы, которыми троса раньше крепились на дороге. Металлолому предстояло еще лет 20 послужить во славу Родины и Советского спорта.Как закалялась Рыжая скала. Из истории севастопольского скалолазания (Скалолазание)
Наш земляк и кумир Мастер спорта СССР Сергей Калошин не стал смеяться над затеей студентов. Сам впрягся с полиспаст, помогая поднять трос на вершину скалы. «Нужное дело, пацаны, делаем», - сказал Серега. По его мнению, финал тренировки со снятием веревок занимает полтора-два часа. Теперь за 10 минут до прихода автобуса «Форос - Севастополь» можно сдернуть капрон, в рюкзак затолкать. И полтора часа тренировки сэкономить. Мастер, он понимал цену вопроса. Вместо страховочных карабинов тогда мы установили на тросах такелажные скобы, расклепав резьбовые соединения. И не украдет никакой гад. И надежно, вроде бы. Как закалялась Рыжая скала. Из истории севастопольского скалолазания (Скалолазание)
Две тросовые петли на Рыжей скале провисели столько, сколько СопроМат позволял. Уже через пару лет мы поняли, что рыбацкий фал, на котором мы лазали, активно перепиливает рыбацкие такелажные скобы. Сталь не выдержала нагрузок наших тренировок. Пришлось скобы менять. Благо, стоили они копейки. Хотя и копейки имели тогда иную цену. За бутылку водки (3 рубля 62 копейки) и банку маринованных огурцов (70 копеек) шкипер рыболовецкого сейнера отдавал два десятка наскучивших ему такелажных скоб сечением 20 миллиметров. Сложнее было с капроновым фалом. За «Столичную» больше 250 метров веревки никто не давал. Так что лазали на том, что успевали добыть. Нередко на тренировках сами спортсмены обнаруживали разрушение оплетки фала. Тогда в месте повреждения вязали узел проводника… И продолжали тренировку. Но узлы не могли пройти через верхнюю точку страховки. Веревка переходила в разряд обрывков и петель. И только волею тренера непригодные концы сжигались на костре, дабы неповадно было использовать их в деле воспитания молодежи.Как закалялась Рыжая скала. Из истории севастопольского скалолазания (Скалолазание)
После Рыжей скалы пришла очередь освоения ее соседки – Серой Скалки. Вроде и не высока она - 40-50 метров высоты. Но какое разнообразие категорий трудности. Для студентов – раздолье. Развесили 6-8 веревок, и весь тренировочный день занят без всяких там пауз. Пришлось и на этой скале забивать стальные штыри. И по сей день они служат верой и правдой. Потрудились в том деле и старшие товарищи и молодежь. Андрей Соснин и Андрей Орлов (Трутень) несколько дней не расставались с кувалдами. Александр Пигарев (Штирлиц) и Вадик Исаев поработали от души. На этой серой «сороковке» уже в 1979 году проходили соревнования городского масштаба. А секция «Эдельвейс» Севастопольского Приборостроительного института считала эту скалу своим полигоном. Здесь свои первый спортивные разряды выполняли Ирина Щуплова (Кроха), Татьяна Жвакина (Нюха, мастер спорта СССР), Галина Чумакова, Игорь Поздняков, Володя Дерябин, Игорь Линецкий, Леня Древятников, Лариса Тимошенко, Лёля Пыко, Нина Корнилова, Галя Клименко, Игорь Сухомлинов, Игорь Самаренков. Как закалялась Рыжая скала. Из истории севастопольского скалолазания (Скалолазание)
Чуть позже скалку облюбовали спасатели для тренировок. Начальник Севастопольского спас отряда Михаил Ерогодский разметил трассу спасательных работ. Михаил Воробьев, Владимир Кушнаревич, и многие другие спасатели здесь оттачивали мастерство работы с тросовым комплектом и с подручным снаряжением. Наставниками выступали Валерий Викторович Прутков и Юрий Дмитриевич Павлов. В альпинизме редко отчества произносили в те годы. Но этих ветеранов – только по имени отчеству звали. Здесь команда Севастопольского спасотряда стала легендарной, уверенно выиграв соревнования у многих мастерских команд Крыма и Украины. На уникальной фотографии команда КСО Севастополя 1984 года после финиша: старший инструктор Валерий Якимович, Александр Кучерявый, сидит бард Александр Губанов, лежит Игорь Линецкий, (в очках – шпион), Александр Савченко, Михаил Зимин, Николай Сосновских, капитан команды Владимир Илларионов.
Огромные усилия приложил к обустройству скалодрома на Рыжей скале Борис Шилов. Он был главным тренером всех балаклавских скалолазов. Ему же, поневоле, принадлежит ряд уникальных рекордов в спасении людей. Однажды, до срока утреннего подъема своей команды, Борис Михайлович проснулся, потянулся и пошел за водой к роднику. Группа москвичей уже начала тренироваться на наших веревках на Рыжей скале. Но веревок было такое количество, и висели они столь плотно, что никто не рискнул бы определить, где чья. Карнизы Рыжей скалы - не для дилетантов. Поднял Борис Шилов голову вверх глянуть, кто там корячится на скале. Видит, что пацан уже не лезет, а летит вниз с ускорением свободного падения. Борис Михайлович в мгновение понял, что страхующий выбирал «чужую» веревку. А веревка спортсмена под собственным весом выбиралась, создавая иллюзию верхней страховки. Шилов услышал шелест веревки под ногами и схватил ее. К счастью лазуна, это была веревка, которая держала его жизнь на волоске. Голыми руками такой рывок остановить трудно. Шилов вернулся к палаткам с содранной кожей на ладонях, с огромными ожогами рук и ног. Он буквально намотал на себя все, что шуршало. Пацан не долетел до земли буквально четыре метра. Как его звали, я не знаю. Не знал и Борис Шилов. Второй раз Борис Шилов отличился зимой. Форосский автобус, переполненный как всегда, возвращался в Севастополь. Автобус стоял в селе Гончарном на контрольно-пропускном пункте. Матрос и мичман тщательно поверяли паспорта с пропиской закрытой зоны. Напротив – замерзшее озеро. Дети бегают по льду. Один проваливается, остальные орут. Шилов через головы пассажиров вылетает из автобуса, на ходу куртку скидывает, бросается на лед. Пацана в нырке достает уже из-под воды. Утоплого. Выкидывает его на лед и сам за кромку пытается ухватиться. Скалолазы успели веревку размотать, тренеру конец кинуть. Чудом вся эта история завершилась благополучно. Мальчишка сам аклимался, дышать стал. Мокрого, дрожащего от мороза, Шилова Бориса Михайловича водитель автобуса Запорожан (фамилию помню!) отпаивал спиртом из неприкосновенного запаса для тормозной системы. Медаль «За спасение на водах» лет через пять-шесть нашла героя. Но об этом знали только самые близкие люди. Имя спасенного до сей поры никто не знает. Как закалялась Рыжая скала. Из истории севастопольского скалолазания (Скалолазание)
Мощный камнепад и селевой поток не так давно уничтожил комфортную стоянку под Рыжей и Серой скалами. Теперь здесь каменный хаос. Палатку, даже одну, поставить негде. И для жизни опасно.
Но уже в Новейшей истории Севастополя спортивная жизнь вернулась на скалы Ласпи. Только в прошлом году на Рыжей прошел целый ряд престижных Всероссийских соревнований. И Серую скалку не забыли. Изменилось за 40 лет спортивное снаряжение. Техника лазания стала иной. Верхняя страховка в скалолазании стала историей. Но спорт остался. И приверженцев его не стало меньше.
Да тут и прогресс подоспел с перфораторами и аккумуляторными батареями к ним. С современными шлямбурными крючьями. И эпоксидными смолами. Вот и обросла Рыжая сотней точек страховки. Лезь, куда хочешь. Пока есть возможность, лезь!!!!Как закалялась Рыжая скала. Из истории севастопольского скалолазания (Скалолазание)

Владимир Илларионов
десятикратный капитан севастопольской команды-победительницы ежегодных 1979-1989 соревнований спасотрядов Крыма и Украины

90


Комментарии:
История с чудесным спасением это про нашего бывшего земляка, а тогда уже симферопольца Колю Лебедева. Вряд ли возможны 2 таких одинаковых истории. Неблагодарный Коля помнится не поблагодарил своего спасителя

5
Хорошая статья. О людях о их делах. Может кто и не отметился но труд который очень тяжелый для всех, обозначили. Сейчас уже на такой подвиг немногих приболтаешь, времена изменились. Интересно кто постарался над созданием и обустройством площадки в секторе Холодильник на Сарыче? поклон и спасибо на Кушкае На Буревестнике вверху тросА наверно на 30мм ну весом килограмм на 200-300? ктото затянул на сотню метров они до сих пор в нормальном виде. хотя ими уже не пользуются, Михаил Ситник пробил под спорт дорожки для Школы.Таких бы публикаций побольше хотя бы знать что не с неба свалились оборудованные районы Крыма, за ними жизнь и труд людей.

2
Вот теперь и припоминается история, которую Коля Лебедев мне рассказывал о создании клуба "тридцатипятников". Название клуба = расстояние свободного падения членов клуба. Ну, допустим , и не совсем свободного падения. Да и кто его измерял? Коля в мои годы уже жил и работал в Симферополе, но он - выпускник Севастопольского приборостроительного института. Лебедь был изобретателем и изготовителем множества всяких железяк для альпинизма. Я сам пять лет проходил в горах в его подвесной системе, сшитой из парашютных строп. Но о том, что его Шилов Борис Михайлович поймал в метре от земли, я не знал.

Он не просто выпускник СПИ - он из нашего набора секции СПИ 1970 года - он, я, Калошин, Бородай, Печенкин, Новиков (пожарник). А на серой скале (как и на рыжей) первенство города еще в 1975-м проводилось кстати.

1
Спасибо за рассказ и особенно - за его концовку: Пока есть возможность, лезь!!!!

2
Замечательные история и рассказ! Очень позитивно.

1
Герои!

0
Как приятно читать такие заметки. Душа отдыхает. Память радуется.Хочется вместе с ними полезть . маршрут провесить. Повыбирать страховку. Ну в общем как когда-то... Эх!...

2
Только что пришло письмо от мастера спорта СССР по скалолазанию Татьяны Цыбранковой (Она же – Жвакина, она же Нюха). Таня в секцию пришла на первом курсе Севастопольского приборостроительного института в 1977 году. Комментарий на РИСКе она оставить не смогла. Но фотки послала. На первой - Татьяна у водопада. На второй – Новый год у ветеранов альпинизма Чудиновских Александра и Ларисы (они - справа). Коля Лебедев – в центре при галстуке. Мои уточнения в письме Цыбранковой – в скобочках. Третья фотка – из моего архива 1980 года со скал Симеиза.
Краткое изложение письма:
Привет, Лохматый! Очень преочень понравилось! Мы не очень с компом дружим. Потому пока, оставить комент не могу. Очень порадовало, что Митя "мамонт Севастопольского скалолазания" жив, привет ему!! Помню как Митя (Дорофеев Александр, мастер спорта СССР) и Плющ (Игорь Плющ, активист альпсекции «Домкрат» Севастопольского морского завода) в Батилимане лезли в связках и Митя ему говорил.., если ты, гад, встанешь мне на голову - я тебя убью!! (Плющ не мог никак достать зацеп). Мы валялись внизу.
Лебедь (Николай Лебедев) сейчас такой же, как и 35 лет назад. У него две замечательные внучки. Прикрепляю фото с нового года у Чудиновских.
Нюха (Танюха Цыбранкова).
Прислал письмо и 60-летний севастопольский бард Владимир Губанов, журналист, ветеран атомного подводного флота, выпускник Севастопольского приборостроительного института 1977 года. Он много лет дружил с нашими скалолазами, альпинистами, туристами. Владимир пишет: «Да, интересно. Блог хороший. А насчет материала - забавно было увидеть людей, которых видел только в институте. ВГ»
111

И небольшое дополнение к фотографиям в самой статье. На первой Фотке - Женя Мешков под Рыжей скалой в 1978 году.
2. Игорь Линецкий и Александр Губанов под Рыжей скалой.
3. Команда Севастопольского спас отряда после финиша. Расшифровка поименная в тексте есть.
4. Мастера спорта Геннадий Василенко (Кеша - Ялта) и Сергей Калошин.
5. Мастер спорта Геннадий Уханов, Севастополь
6. Юрий Дмитриевич Павлов и Валерий Викторович Прутков. Севастополь
7. Рыжая в профиль. 2015год
8. Борис Михайлович Шилов. 1977 год
9. Рыжая в фас. 2015.

Кстати Коля Лебедкв и галстук это отдельная песня. Как то этот пижон полез в галстуке на соревнованиях. Уж не помню каким образом он запутался, но помню что Коля когда вылез наверх пару минут распутывал галстук прежде чем начать спуск дюльфером. А время шло конечно

1
Отличный пост!

0
Впервые официальное первенство Севастополя прошло на Рыжей и Серой весной 1975 г. Калошин тогда, еще второразрядник по скалолазанию, участвовать не смог (был на практике в Питере). Чемпионом стал А. Гущин...кто у женщин - не помню.

Неправда Коля. Первую трассу выиграл я, вторую Бородай

А у женщин по моему Алла Быкова (позже Бородай)

1
Дождались отклика Сергея Стрельцова, автора нескольких уникальных альпинистских маршрутов в севастопольском регионе. Сергей спешил прислать свое слово. Условия регистрации на сайте серьезные и строгие. Серней переслал свой комментарий на мою почту с просьбой. Короче, вот его письмо


На Рыжей скале кроме ее хозяев - скалолазов отметились и спелеологи. Усложнение пещер потребовало и проведения соревнований на больших отвесах, а где, как не здесь, их можно было найти! Итак, 86 метров нависания в исполнении Кости Гавриленко были пройдены за две минуты 50 секунд на зажимах древних конструкций. Стиль его старта напоминал стиль Мишани Бабича: во рту дымилась беломорина.
После того, как мы пересчитали скорость подъема (2 сек - метр) на джоули, получилось, что он выдавал 0,4 лошадиных силы. В спортивной медицине считалось пределом 0,44 л.с., и эту мощность развивали только велосипедисты на финише! Это дало нам основание считать предел технического совершенствования достигнутым и далее искать резервы роста в других разделах спелеологии. Забавно было, что когда мы чистили бровку отвеса от глыб в 50-70 кг, то столкнулись с фактом бесследного исчезновения сброшенных "чемоданов".
Когда обследовали подошву обрыва, оказалось, что каменюки пробивали пятисантиметровую бетонную облицовку склона, примыкающего к ливнестоку, и беззвучно, без осколков уходили в толщу глин на глубину до одного метра.
Ну, да что я все о технической стороне! Шире надо смотреть на эпоху и глубже! Ведь излучина Ласпинской бухты от Батилимана до Фороса всегда была и остается, надеюсь, очагом субкультуры, сложившейся в горах.
Давайте вспомним домик на стене, построенный Калиной, Кучерявым "сотоварищи"! А чего стоит разведение бахчевых и овощных культур на полках вокруг скалы Парус...
Тем, кто видел игру в догонялки на архипелаге скал в море, совершенно ясно, что никакой морпех или спецназовец не смог бы догнать разрезвившегося скалолаза! И, наконец, у всех на памяти "эти мерзкие скоты - батилиманские коты". Больше всего я их любил, когда они рвались за подвешенной через карабин на потолке колбасой. Серега Калошин, лежавший в спальнике, держал конец веревки, к которой была привязана наживка. В нужный момент колбаса поддергивалась вверх, и вопли котов достигали апогея. Тут же стояли бутылочки с "партбилетом" (портвейн белый "Таврический" по цене 1руб. 42 коп.), которым мы воздавали благодарение Бахусу.
Тогда коты безнадежно проиграли крысам, которые уверенно поднимались по нависающей скале (130 градусов) и из этой точки прыжком достигали цели. Естественно, приз был отдан им с восхищением!
Всего доброго, ребята, а тебе, Володя, искренняя благодарность за статью! Читаешь и молодеешь!

Стрелец.
КМ №15.mp4_snapshot_14.12_

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru