ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АЛЬПИНИЗМА

Пишет Никита Степанов, 25.02.2016 15:55

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АЛЬПИНИЗМА Наталия Николаевна Кузьмина, которая с 1996 по 2006 год на общественных началах исполняла обязанности Директора ЦМА, написала книгу "Центральный музей альпинизма". По её просьбе, представляю читателям электронную версию этой книги. Для многих, интересующихся историей отечественного альпинизма, она будет, безусловно, интересна. Если найдутся желающие, то можно её выпустить в печатном виде.

Несколько слов от Наталии Николаевны о ЦМА: "Он был создан в 1985 г. по инициативе Совета ветеранов Федерации альпинизма СССР под попечительством Госкомспорта СССР. После распада Советского Союза он прекратил свою деятельность, но Совет музея сохранил Коллекцию.
В 2000-ом году по договоренности между президентом ФАР Путриным В.С. и директором
Центральным музеем физкультуры и спорта РФ Борисовым И.В. весь Фонд ЦМА был перевезён в помещение склада ЦМФС в здании Олимпийского Комитета (Москва, Лужнецкая наб., д. 8), с последующим предоставлением значительной площади для экспозиции, но юридически до конца не оформлен как отдел в структуре ЦМФС. В настоящее время Коллекция ЦМА находится в помещении ЦМФС (Москва, ул. Казакова, д. 18, стр. 2). Руководство ЦМФС считает коллекцию ЦМА принадлежащей себе и для альпинистской общественности на данный момент коллекция недоступна.
В современной постоянной экспозиции ЦМФС из всей коллекции ЦМА нашлось место только для именного ледоруба Евгения Абалакова. Да и тот сиротливо стоит в углу без всяких комментариев."

Чтобы убедиться в этом, я недавно побывал в ЦМФС. Ледоруба Абалакова я там не нашёл, но увидел, что экспозиция по альпинизму выглядит убого.ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АЛЬПИНИЗМАЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АЛЬПИНИЗМА
Даже содержимое одного чемодана из личной коллекции Наталии Николаевны впечатляет гораздо больше, чем вся экспозиция в ЦМФС.ЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АЛЬПИНИЗМАЦЕНТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АЛЬПИНИЗМА
Обойдя всё помещение, я понял, что на большее нельзя и рассчитывать. Горнолыжная экспозиция немногим отличалась от альпинистской. Слишком уж мало помещение для достойного представления всего Российского спорта. Но в беседе с экскурсоводом выяснилось, что в этом году музею предоставляется в десять раз большая площадь в том же здании: 5000 кв. м. вместо 500 на сегодняшний день. Переезд должен состояться к середине года (по-русски значит к концу). Это вселяет надежду на возможность получение достаточной площади для экспозиции коллекции ЦМА. Но для этого нужно достаточно потрудиться ФАР и особенно Президенту Андрею Евгеньевичу Волкову. Мне кажется, что любая Федерация должна трепетно относиться к своей истории. Я думаю, что ещё не утеряна возможность восстановления документов о передаче коллекции ЦМА в ведение ЦМФС, которые в своё время не были оформлены. Только для этого нужно очень серьёзно потрудиться.

Но это всё ожидаемое в перспективе, а пока, кому интересно, читайте книгу Наталии Николаевны Кузьминой Центральный музей альпинизма

А что там за штука на 3-м фото, похожая на мину? Или это мина и есть? К ней привязано кольцо, и я грешным делом, даже за БОЛЬШУЮ закладку сначала принял.

Да, это мина, а за ней ручная граната. А верёвка привязана к молотку, но благодаря искусству фотографа, кажется, что к мине. Чтобы страшнее было!))).

Это не мина,это диск к пулемёту

А экскурсовод пояснил какое отношение к альпинизму имеет кобура от пистолета, мина и граната?

Думаю, что он про это мало знает. Но рядом стоит фото с текстом о боевых действиях в Приэльбрусье. Наверное, это находки оттуда.

Ребята,шуточки и прибауточки ваши не по месту. Как то надо иметь какое то уважение к истории альпинизма и альпинистов. Посмотрите еще раз на фото Н.Н.Кузьминой и подумайте о своих комментах.

Думаю тут никто не шутил, а как раз о том и говорили, что можно было бы выразить больше уважения к истории альпинизма, и тем более истории военного альпинизма, она началась если не со Швейцарского похода Александра Васильевича, то точно раньше боевых действий в Приэльбрусье.

Думаю, что никто из ФАР особо шевелиться не будет. Для клюквенной экспозиции об успехах раритеты не нужны, а возможно и вредны при сравнении с импортной альпснарягой тех же лет.
А если уж копать историю и делать по-честному, то придётся упоминать про неблаговидные моменты, навроде почти поголовных арестов довоенных альпинистов, об фактическом основании оного австрийцами-эммигрантами и прочем, не укладывающемся в "Россия-родина слонов". Максимум энтузиасты будут готовить выставки сами для себя и немногочисленных интересующихся. А это и сейчас есть, только интерес низкий.

Юрий Юрьевич, мне кажется в "шуточках" никто палку не перегибал. А вот то, что никто из ФАР на этот пост не отреагировал - это и есть неуважение к своей истории. По моему Вы чересчур претенциозны. Попробуйте лучше написать в ФАР, чтобы они наконец-то занялись своим музеем.

Печальная история. К сожалению жадная борьба за помещение с участием именитых представителей альпинистского сообщества и погубила музей.
Наталья Николаевна этот вопрос тактично обошла.
Действительно, вопрос сейчас не в том, кто виноват, а что делать.
Наталье Николаевне и другим сотрудникам музея спасибо за бескорыстный подвиг по спасению бесценных экспонатов, буквально выброшенных на помойку.
Но на одних хрупких женских руках музей в будущее не донести.

Подвиг подвигом, но есть вероятность, что многие экспонаты так и сгниют по домам(когда музей выгоняли, многое взяли по квартирам-дачам, на временное, как думали хранение), или же что хуже будут выброшены наследниками на помойку как "стариковский хлам".
Уж лучше отдали бы на хранение иностранному альпмузею, раз на родине всё это не нужно.

По заверению Наталии Николаевны вся коллекция была передана в ЦМФС, так как большая её часть какое-то время хранилась у неё на квартире.

Это не мина, это диск к пулемету дегтярева (танковый), граната РГД, без оборонительной рубашки)))))))))))))

История это все что остается после нас! И поэтому к ней надо очень бережно и с уважением относиться,тем более к такой как история Советского героического альпинизма!