Новый год в Королевстве Марокко. Горы Анти-Атласа, 2014-2015 год.

Пишет Морозов Дмитрий, 18.02.2016 09:54

Спустя год после похода все же переборол лень и написал отчет. 27 декабря 2014 - 11 января 2015, Северная Африка, Королевство Марокко, поход по одной из горных систем Атласских гор.
Новый год в Королевстве Марокко. Горы Анти-Атласа, 2014-2015 год. (Горный туризм)

Встретить Новый год в Африке? Отличная идея! И вот наша группа из 14 человек вылетает в конце декабря из сырой, промозглой Москвы навстречу загадочному африканскому континенту. В составе группы ребята из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Саратова, Тульской области, Липецка. Организаторы - проект Way-Open. Королевские авиалинии Марокко не подводят - при пересадке в Касабланке багаж половины группы не успевают погрузить, поэтому мы остаемся в курортном городке Агадир до вечера, ждать свои рюкзаки. Но тут есть солнце, многокилометровые пляжи и Атлантический океан, что немного примеряет с ситуацией. Кстати, купаться в зимнем океане - сомнительное удовольствие, ледяная вода и волны, стремящиеся утащить тебя в открытое море. Вечером прилетают рюкзаки, 4 часа заброски в горы по жутко разбитым серпантинам и наш первый переход под светом звезд.
Утренний подъем и мы начинаем углубляться в каньоны, постепенно набирая высоту. Краткая географическая справка: Анти-Атлас - горный хребет, юго-западная часть горной системы Атлас, расположен на западе Северной Африки, на приграничной с Сахарой территории Марокко. Самая высокая точка хребта - гора Сирва (3304 м), в среднем вершины хребта достигают высот 2500-2700 м. В первом каньоне, в небольшой пещере заваленной камнями находим заброску оставленную нашим руководителем неделю назад - немного альпснаряжения, веревку и гитару.
Выходим из каньона и с небольшим набором высоты уходим в горы. Пейзажи - почти марсианские, пологие холмы из красных сланцев до горизонта, минимум растительности, ослепительное солнце и небо. Небо в Марокко поражает своей глубокой синевой (совсем непохоже на наше) и безоблачностью.
За первые 7(!) дней похода мы не увидели ни одного облака, что совсем непривычно. С водой тут непросто. С одной стороны в каньонах можно встретить источники из одной тонкой струйки, слабо сочащейся из камней, в других каньонах - целые реки, с природными ваннами и бассейнами, не пересыхающие круглый год. С другой стороны - если идти горами, не спускаясь в каньоны - воды ни за что не найти, сплошная безводная пустыня. Из растительности только аргановые деревья, редкие кустарники и чахлая трава. Климат в зимних горах Марокко тоже своеобразный. Довольно большие перепады температур, от небольшого минуса на рассвете (зима все-таки) до +20 днем на солнце, очень низкая влажность и непрекращающийся ветер на открытых пространствах. Хребет Анти-Атласа является естественной северо-западной границей Сахары, так что пронзительно-холодные ветра дующие со стороны пустыни ничто не задерживает.
К концу второго дня мы доходим до большого каньона, в котором простоим два дня, встречая новый год. И тут в полной мере осознаешь значение слова "оазис".
Каньон, ограниченный отвесными, стометровыми стенами, наполнен гигантскими финиковыми пальмами, зарослями миндальных и гранатовых деревьев. И сам лагерь, разбитый на берегу естественного бассейна с несколькими теплыми источниками, температура воды в которых стабильно выше температуры воздуха. Что еще нужно человеку в январе? Как оказалось позднее - зима, по мнению местных, считается не сезоном для фиников и гранатов. Но этот "не сезон" означает, что с хорошей финиковой пальмы, метко бросая камня, можно собрать 1-2 килограмма потрясающе вкусных фиников! А уж по десятку дикорастущих гранатов мы находили всегда.
А вот новый год не ощущается, ну никак. Хотя разумеется походные праздничные блюда, бутылка шампанского (один самоотверженный человек тащил ее на себе многие километры), песни под гитару, наряженная елка (хоть и сделанная из пальмовых листьев), импровизированный бой курантов в 12.00 по Москве. Все-таки горы и отрыв от цивилизации заметно сглаживают, как обыденные тревоги и проблемы, так и праздничные ощущения. Впрочем горы сами по себе праздник, не так ли?
В устье нашего каньона на небольшой реке стоял небольшой горный поселок, где нам удалось немного соприкоснуться с коренным местным
населением - берберами. Краткая справка: берберы (самоназвание амазиг, амахаг — "свободный мужчина") общее название большой группы племен, в VII в. н.э. завоеванных арабами и принявших ислам. В настоящее время составляют до 40% населения Марокко, сохраняя традиционные обычая, одежду и культуру. При знакомстве эти люди оставляют исключительно приятные впечатления, особенно сравнивая их с арабами Марокко (60%). Арабы - шумные, лжеприветливые люди, останавливающие тебя на улицах, пытающиеся продать тебе что-то непонятное или просто познакомиться. Для берберов же вежливость - основа в общении с иностранцами и туристами.
Короткое "Bonjour" от любого встречного, даже детей, в самом маленьком поселке, даже просто в горах - и все. Спросишь дорогу - тебе ее покажут, и только. Попробуешь сфотографировать - замотаются платком до самых глаз. Проходящий мимо бербер, несколько минут наблюдал, как несколько белолицых варваров пытаются стрясти финики с высокой пальмы, после чего с легкой усмешкой показал нам, как нужно сбивать их камнями. В ответ на наши вопли благодарности улыбнулся, кивнул и пошел по своим делам.
Предложить берберам деньги за помощь - оскорбление. Зато местные девушки с удовольствием принимали от нас в подарок шоколад кондитерской фабрики "Бабаевский". Такое вот столкновение культур, мда. Самый же примечательный случай произошел день на 7 похода, когда соскучившись по свежему хлебу, мы отправили двух парней в небольшую горную деревушку. Поиски привели их в единственный магазин, который торговал бытовой химией и крупами. Как оказалось хлеб в деревне не продают в принципе, так как в каждом доме его пекут сами. Но поглядев в жалобно-голодные глаза ребят, хозяин магазина и несколько его соседей отдали свой хлеб(!) выпеченный к обеду. Попытки честно заплатить привели к тому, что местные жители насыпали нам еще пакет мандаринов, отказавшись от денег.
Завершающей пунктом нашего 10-ти дневного горного похода стало посещение древней марокканской крепости - касбы, невероятным образом расположенной на вершине почти отвесного утеса.
Древнее сооружение IX века н.э. прекрасно сохранилось в сухом, пустынном климате. Горная часть похода успешно закончена, пройдено всего около 80 км, из-за нескольких дневок и радиалок. Но до обратного самолета есть еще два дня, поэтому мы уезжаем отдохнуть в маленький прибрежный поселок Легзир. Сейчас не сезон, поэтому нашей группе вместо отдельных номеров достается целый двухэтажный дом, с собственной кухней и балконом, выходящим на океан.
В районе Легзира расположены знаменитые марокканские арки - гигантские своды выточенные океаном в мягком камне.
Стоя под такой аркой, буквально физически ощущаешь всю массу камня зависшего у тебя над головой. И хочется поскорее выйти, особенно при взгляде на соседние, уже рухнувшие арки.
Вечером - местная кухня, которая забавна тем, что любое блюдо - будь то птица, мясо, рыба или морепродукты тушатся в большом количестве лимонов и мандаринов, и отвратительное местное вино, которое никому не советую.
В наш последний день, мы сели в рейсовый автобус и доехали до ближайшего городка (скорее большого поселка) Сиди-Ифни. Место почти не курортное, что позволяет немного прочувствовать своеобразный колорит. Местная архитектура - двухэтажные белые дома в арабском стиле, свежевыпеченный хлеб, который продаю прямо на улице, маленькие магазинчики (финики, оливки, кус-кус), курильщики опиума, которые стреляли у нас зажигалку, фруктовый рынок. О фруктах отдельный разговор. Марокко - страна цитрусовых, по их производству входит в 10 крупнейших мировых экспортеров, выращивая более 1 миллиона тонн в год! (спасибо Википедия :D) Это настоящий праздник для любителей мандаринов/апельсинов, они здесь потрясающе вкусные и солнечные, январь как раз сезон, так что стоимость килограмма мандаринов на рынке опускается до 35 рублей!
Последнее утро было посвящено медитированию в океан, завернувшись в теплый плед, со стаканом мятного марокканского чай. Своеобразное прощание, после которого мы грузимся в автобус, закупаемся по пути невообразимым количеством мандаринов, фиников и мелких сувениров и едем в аэропорт. И всего через 6 часов нас встречает январская, промозглая и слякотная Москва.
Путешествие в Марокко у меня, как у горного туриста, оставила двоякое впечатление. С одной стороны, горы покажутся безжизненными, пустынными, менее живописными, грандиозными, чем всеми любимый Кавказ. С другой стороны тут есть удивительно другая культура, со всей своей самобытностью, непохожестью, экзотичностью и очарованием. И это как раз то, ради чего в Марокко стоит съездить хотя бы раз. Ну или вернуться сюда, когда-нибудь...