В двойке над Кечусуйской стеной

Пишет Ingvarr-nsk, 30.01.2016 16:45

Эпизод первый - Западный Заалай. (рассказ первого участника).

"Мы вышли отбросив сомнения
таща рюкзаки по жаре
у каждого было особое мнение
как лезть нам по этой горе"

Размышления на тему «куда пойти летом в поход» привели к мысли, что мы хотим Памир. А так как высотного опыта особо большого не было, то выбрали район Западного Заалая, а именно район Кечусуйской подковы, как называют ее в некоторых отчетах, видимо по аналогии с Аккемской подковой. Сказано – сделано: купили авиабилеты, страховки, заказали у одного из киргизских туроператоров газ и пропуск в погранзону с предварительным маршрутом и 29 июля в 17.15 были в аэропорте славного города Ош.
Проигнорировав местных таксистов, скромно погрузились в маршрутку и за десять сом (это при стоимости бензина 42 сома!, 1 сом примерно рубль в августе) с человека добрались до улицы Ленина. Там довольно быстро нашли хостинг «Баяны» где был заранее забронирован номер 600 сом /чел в сутки. Следующий день посвятили закупке продуктов на знаменитом ошском базаре и в менее знаменитой «Корзинке».В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)"...И Ошский базар взял нас в плен...":-)
Сырокопченой колбасы принципиально нет нигде, в Корзинке забрали единственный (видимо на весь Ош) кусок сала. Вот что значит исламское государство. В этот же день съездили к Иминжан-ака (представителю туроператора ) и забрали газ («Следопыт», 9 евро за баллон 450 гр.) и погранпропуск (20 евро) В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Во дворе Имиджан-ака.
Параллельно изучали географию города и логистику маршруток, так как на такси тратиться не хотелось. Заехав на автовокзал, выяснили что маршрутка «Ош – Дароот-Каргон» выезжает в 14.00, билет стоит 400 сом, ходит ежедневно. Наш конечный пункт – кишлак Шиве, ну да в Дароот-каргоне что-нибудь придумается – райцентр как-никак. Погуляли по городу, насладились местным национальным колоритом – Центральный парк, гора Сулеймана, азиатские дворики, улочки с арыками, абсолютное отсутствие новостроек (за исключением нового моста в районе базара), что при союзе построили, то и есть.В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)АкынВ двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)СентралпаркВ двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Переход
Еда в кафешках недорогая, вдвоем можно пообедать за 300 – 400 сом. Остаток дня посвятили фасовке продуктов и укладке багажа, которого получилось прилично – два плотно уложенных 130 литровых рюкзака и еще три ашановских баула.
На автовокзал таки уехали на такси в связи с обилием груза (100 сом). Водитель маршрутки окинул наш багаж скептическим взором и накинул еще 50 сом на чела. Всю дорогу наслаждаемся горными пейзажами , палитра красок – буквально все цвета радуги. До въезда в Алайскую долину маршрутка следует по Большому памирскому тракту и преодолевает несколько перевалов: Чирчик 2460, Талдык 3660 и 40 лет Киргизии 3550.В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Серпантин
Акклиматизация началась! :-). После Сары-Таша тракт спускается в Алайскую долину и уходит на восток, а наш мерседес (да да, в Киргизии все маршрутки – «мерседесы» разной степени древности) поворачивает на запад в тупиковую ветвь Сары-Могол - Кашка-Су (привет пику Ленина:-)) – Дароот-Каргон – Шиве – Жекенди – Карамык (в нем погранзастава). В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Алайская долина
В Дароот-Каргоне выгружаемся и узнаем, что вторая маршрутка идет до Карамыка и за 100 сом можно доехать до свертка на Шиве. Однако во второй маршрутке народу и груза как сельдей в бочке. Но надо заметить, что киргизы – очень радушные и гостеприимные люди. Все рады прийти к нам на помощь и принимают активное участие в погрузке и размещении наших рюкзаков (моделирую в голове эту же ситуацию в новосибирской маршрутке – сравнение явно не в пользу сограждан:-)). В маршрутке познакомились с муллой, зовут его Паяз, он из Жекенди. Узнав, что мне столько же лет, сколько и ему, стал называть меня одноклассником:-).
- А зачем вы в горы идете, что вы там ищете?- спрашивал он нас совсем как в известном фильме. – Золото что ли или клад?
- Свободу, Паяз.В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)С муллой Паязом в маршрутке
На подъезде к Шиве он что- то сказал водителю по-киргизски. Нурлан (имя водителя), улыбаясь – «Народ требует, что бы я завез вас прямо в Шиве.» От свертка до Шиве километра три – четыре, что учитывая дождь и наш багаж не радовало. Спасибо Нурлану и народу:-).
В Шиве мы напросились в гости к Ашир-али, как и некоторые группы до нас. Я попытался было звать его Ашир-ака, но он объяснил, что это неверно, ака – это вроде старшего брата, а али – великий, поэтому надо его звать Ашир-али:-). Наверно он прав, ему 64 года, и у него 13 детей: 11 дочерей (все уже замужем) и два сына. Поднять столько детей в практически феодальном кишлаке – действительно надо быть великим. Служил в Москве, в стройбате, там хорошо научился по-русски. В Шиве, да и вообще в глубинке, киргизы по-русски говорят плохо, хотя его и преподают в школе. В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Ашир-алиВ двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Ужин у Ашир-али
Группы в районе бывают нечасто, раз в несколько лет. Он принимает с удовольствием и даже считает это как бы своей обязанностью. У него есть тетрадка, где записаны все группы, которые у него были, начиная с Отто Чхетиани и заканчивая группой Антона Щербакова, с именами всех участников и обратными адресами. Мы узнаем фамилии руководителей, по отчетам которых готовились. В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Тетрадка Ашира
С некоторыми он поддерживает контакт.
- Антон под перевалом Кызылкуль подвернул ногу и не смог идти, - рассказывает Ашир, называя Отто Антоном. – Мы там были на лошадях, я довез его до своей юрты, и он жил там пару дней пока нога не поджила, это было в 94 году. Потом в Шиве он подарил мне веревку, и я ей до сих пор пользуюсь. А еще Александр Новик, он мой самый большой друг…В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Легендарная веревка, подарок Отто :-)
1.08. Утром он взялся сам проводить нас за пер. Шиве к истокам Кечу-су. У соседа удалось зафрахтовать ишака на пару дней за 700 сом. Что бы не перетрудится на акклиматизации практически весь общак, что-то около 38 кг, сгрузили на этого трудягу. После завтрака в 10.30 неспешно выдвинулись из кишлака вверх по тропе. В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Сборы, с рюкзаком не я - киргизские вьюноши любят примерять :-)
Где-то около пяти были под перевалом Шиве. Здесь несколько юрт и большие пастбища. Это долина речки Саз-Джайлю (с киргизского Сырые пастбища).В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Народ любит фотографироваться
Ужинаем, пьем айран, едим лепешку с маслом, болтаем с Аширом за жизнь и за политику:-).
2.08. На следующий день мы прошли пер. Шиве (н/к, 3660) и вышли к истокам речки Кечу-су. В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)На перевале Шиве
В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Ослик ИА и я, я справа :-)
Ашир перекинул заброску с ишака на лошадь и переправил на левый берег. Здесь мы с ним расстались, так как он торопился обратно в Шиве, а мы с Напарницей начали искать место, где бы перебродить Кечу-су, так как под вечер выглядела она весьма полноводной и стремительной. В итоге перебродили почти под самым языком ледника, где речка разбивалась на три протоки, но удовольствие честно скажу было ниже среднего :-). Лагерь разбили на поляне между основным течением и левым притоком Кечу-су (3316), позже мы нарекли ее Поляна Мокриц. Ибо их там почему то был легион, могут залезть в спальник и даже в штаны %-). Вечером разглядывали стену.В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Фрагмент Кечусуйской стены
3.08. Надо акклиматизироваться. По плану кольцо через перевал 3-х Пингвинов. У Напарницы разболелась голова, поэтому решаем не делать резких движений и сходить радиально вверх по левому притоку Кечусу. Подъем идет по древним моренам, заросшим травой, речка исчезает под ними. В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Мобильная электростанция :-)
На высоте 3700 нашли маленькое озерцо под снежниками, пообедали. Дальше воды нет до ледника. Где то около 3-х вылезли на морену под взлетом перевала Трех Пингвинов (1Б, 4200), здесь высота 4015. Посмотрели на перевал – не, бяка :-) Явно камнеопасно, в верхней части круто, местами фирн и голый лед. В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Перевал Трех Пингвинов. Название видимо - последствия горной болезни :-))
В другой раз. Идем вниз ужинать. В 17.00 на поляне, голова не проходит.
4.08. Зачелночили заброску под перевал с/к «Наука» (2А, 4800), 23 кг газа и продуктов. Чтобы не бродить речку траверснули язык ледника и по прозрачному ручью, который назвали Ревеневым (остальные речки и озера здесь красные), поднялись до высоты 3900 где сделали закладку. На ставшей уже родной Поляне Мокриц в 5 вечера. Варим компот из ревеня. В речке сделали холодильник, там сало, сыр, масло, 1,5-ка пива на дневку. В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Поляна Мокриц В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Наслаждаясь видами стены
5.08. Продолжаем акклиматизацию. Так как голова прошла, решаем сделать радиальный выход на перевал Дальний (2А, 4560) с акклим. ночевкой в седле. Легкие облака, солнце, быстро становится жарко. Оставляем закладку с лишними вещами и продуктами для дневки. В 10 утра не спеша вышли прогулочным шагом. Опять петляем по зеленым моренам долины левого Кечусу, но уже с рюкзаками. В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Перевал Дальний с зеленых морен зап. Кечусу
К обеду выходим на последнюю зеленую площадку под ледником. Высота 3950, ставим палатку, обед, сончас. Скоро валяться без дела надоело, решаем сделать акклиматизационную прогулку на вершинку, обозначенную на карте 4161. В 16.00 надели боты, каски, взяли ледорубы и вышли налегке. Идем… седло пер. 3-х Пингвинов уже ниже… навигация уже показывает 4380 :-)…Гребень становится круче, начинается простое лазание… Блин нифига себе прогулялись часок :-). Но вот в шесть вечера и вершина, ЖПС показывает 4440, как то не похоже на 4161. Тура нет, наверно мы здесь первые... По сложности похоже на пик Адыгене в Арче. Решили назвать гору Динозавр за торчащие из хребта каменные перья и скльные плиты, укрывающие склоны как бы панцирем. Хотя была мысль окрестить пиком «Слава Советским Топографам» ;-). Итак, гора Динозаврик по вост. Гребню, ориентировочно 1Б (перед вершиной для группы надо вешать пару-тройку веревок по простым скалам) 4440 м. Отличный вариант на акклиматизацию будущим группам :-).В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)На вершинеВ двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Динозаврик с седла перевала Дальний
К палатке спустились в 7 вечера. А ночью пошел дождь…
6.08. Дождь шел до 10 утра, собрались и вышли в 11. За полторы ходки миновали открытый ледник и подошли под взлет перевала Дальний. В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Перевал Дальний с ледника
Попили чаю и в два начали подъем. Перевал снежно-ледовый, лед закрыт, имеются трещины. Идем одновременно, где покруче – буримся. В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)На склоне
В пять на перевале, вышли западнее тура метров на 200 и выше метров на 50. Ставим палатку, высота 4600. Турайя Кыргыстан работает отлично, сигнал от 2 до 5 делений.
7.08. Всю ночь дул сильный ветер к утру поутихло. С утра отличная погода! В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)В седле на фоне пика Романтик (в кадре справа)В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Лагерь в седле
Открываются отличные виды на вершину Купол, пер. Таш-Мачет, ледник Кельдук, пики Романтик и Заалайский. Хорошо просматривается участок траверса хребта от вершины Купол до пер. Ожиданий, как альтернатива прохождению пер. Таш-Мачет. Спускаемся по гребню к туру и снимаем записку турклуба НГУ. В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)
в 11.00 начинаем спуск. В 14.30 мы уже на Поляне Мокриц, ставим палатку. В холодильнике остывает пиво, из заброски достаем консервы и делаем салат. Завтра дневка и последний день акклимухи!
8.08. Дневка, завтра по плану переход под пер. с/к «Наука». В обед явились два пограничника, сказали, что они с заставы Карамыка. Им кто-то позвонил из Шиве и сказал, что в районе шарятся два бесхозных альпиниста. Такой праздник конечно у них бывает нечасто. Проверили пропуск, попросили копию. Мы копию отдавать не хотели, она одна. Один из пограничников достал смартфон, сфотографировал пропуск. Ушли, через полчаса вернулись – дескать, дайте все же копию, начальника будет ругаться. Пришлось отдать. Сколько им нужно дать денег, если не будет пропуска, даже не представляю. Но сегодня не на их стрите холидей :-).
9.08 Подход под перевал с/к "Наука" 2А 4800.
На следующее утро встали бодрыми и отдохнувшими. По уже разведанному пути выдвинулись в сторону перевала. Зеленые пригорки над Поляной Мокриц, траверс ледника, прохладный ревеневый ручей....Суровая стена приближается и открывается во всем своем скально-ледовом величии....В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Как сказал Стеценко: "Нависает и отбрасывает..." :-)
Открывается перевал с/к Наука - характерная буква "У" образованная снежно-ледовыми кулуарами. В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)перевал с/к Наука.В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Ледопадные "штаны" на стене.
В поисках места под стоянку нам пришлось уйти выше заброски ибо вода на высоте 3700 закончилась и нашлась только на высоте 4100. Заброску решили забрать завтра рано утром.
10.08 с/к Наука намба уан.
Утром оказались перед перспективой позднего выхода. Пока сходили за заброской, позавтракали и собрались время было уже около 11. Как только начали движение в сторону перевального взлета по кулуару слева сошел мощный камнепад, пробивший склон по всей длине. Зрелище было впечатляющее да и намек понятен - два раза повторять не надо :-) Разбираем рюкзаки и делаем полудневку.
11.08 с/к Наука намба ту.
Встали в 4.30 :-) В 6.30 были под взлетом. Довольно затейливый перевал, несколько разветвлений кулуаров, скалы, снег (в этот год очень мало), после 10 начинает помаленьку сыпать... В нижней части осложняют жизнь полузамерзшие ручейки - водопадики.В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Прохождение скального участка.
Последние две веревки - широкий ледовый кулуар. Вылезли в седло около 12 - забавные разрушенные полки и площадки. Тура не нашли и сложили свой.В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Швыркаем чаек в седле (постановочный кадр:-)
Пообедали и начали спуск по леднику Наука на верхнее плато ледника Сев. Кызылсу.Там на высоте 4700 в 5 вечера поставили палатку.В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Стена из седла с/к НаукаВ двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Вид на вост. стену пика КазакВ двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Палатка на леднике Сев. Кызылсу, на заднем плане перевал Энтузиастов 2Б 5300.
Перед нами открылись во всем своем величественном великолепии перевал Энтузиастов, пик Сурхангоу, восточная скальная стена пика Казак (злобно смотрится), перевал Фронтовиков Связной (который собственно является сев. плечом пика Казак).
12.08 Мысль о подъеме на пик Сурхангоу по северному контрфорсу с рюкзаками 25 и 35 кг соответственно мы сразу же откинули как утопическую. С утра за две ходки подошли под взлет перевала Энтузиастов. Посидели, подумали каждый о своем... Точка невозвращения здесь. Отсюда, если кого-нибудь нахлобучит еще есть вариант свалить по пути подъема. Дальше, как выразился один знакомый горник - каменный мешок. С юга - Муксу с ее непроходимыми каньонами, с севера - стена. Вобщем посидели на дорожку и полезли на Энтузиастов, распутывая трещины и сераки. С обоих сторон мощные ледовые нависания, видны следы сходов. Если горы и храм - то наверно очень суровый. На гребень вылезли выше седла метров на 100 (седло закрыто здоровенным карнизом). Самый вкусный сюрприз - Огромная трещина от борта до борта под самым седлом с вертикальной задней стенкой метров 20. Возможно следующая группа получит здесь жесткую 2Б со звездой...В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)перевал ЭнтузиастовВ двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)сев. контрфорс СурхангоуВ двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Напарница выходит на гребень
В 6 вечера на высоте 5400 поставили палатку в уютной мульдочке за гребнем, на самом гребне - ужасное дулово. Самочувствие нормальное, неприятных симптомов вроде нет.
13.08 Утром поняли что высота таки дает. Завтракали и кое как собирались часа три. Наконец вышли, погода идеальная, на гребне ветер. В связке за 30 мин. поднялись до озера на гребне, которое есть во всех (двух :-)) отчетах Чхетиани и Щербакова. Дальше начали вешать. Почему то сразу лезть как предшественники по скалам гребня не захотелось (возможно свежи были еще воспоминания о попытке траверса пика Делоне :-)) Поэтому я полез через берг на левый походу ледовый склон. Мысль была вылезти на скалы гребня повыше но в итоге так и прошли путь до узловой предвершины по льду. Сначала провешали по одной веревке с рюкзаком, но высота брала свое, дальше шли по схеме "лидер выходит без рюкзака и потом сам подносит свой рюкзак". Учитывая вес рюкзаков быть лидером было нифига нескучно :-))В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Палатка на гребне
В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)"И пройдя восемь веревок он жумару говорил..." :-)
Оказавшись на гребне я сделал разведку налегке и стало ясно что место куда вылезли - предвершина, а до "стоянки Чхетиани" рукой подать. Это радовало так как после 16.00 сильно похолодало и усилился ветер, видимо сказался так же набор высоты. Постановка палатки превратилась в целый балет, "танец маленьких альпинистов" :-), один раз был конкретный шанс что палатка сделает ноги в северном направлении, к счастью одна оттяжка уже была на буре.
В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Палатка в седле Чхетиани, высота 5620.
Спали мы плохо так как палатку колбасило ураганным ветром, и мысль о том что ее вот вот сорвет не давала уснуть.
14.08 Утром проснулись с опухшими как с будуна рожами. Позавтракали, ветер не стихает. В 10.00 несмотря на ветер приняли решение идти на вершину применяя вчерашнюю тактику - обходить скальный гребень траверсом склона. При этом мы рассчитывали что гребень прикроет нас от ветра, так оно и вышло. Здесь снега было несколько больше что позволило несмотря на крутизну бурясь идти одновременно, вытаптывая ступени. В 12.00 мы вышли на вершину пика Сурхангоу 5720 по ЖПС, что опять же на 100 м выше карты. Ветер стих. С этой обзорной точки открылись шикарные виды на Заалай и Северный Памир. На востоке видна громада массива Ленина, на юге Коммунизма и Корженевской, весь мир на ладони! Может и не весь но не самый его худший кусок, ей-ей! :-) Достали из тура записку группы Щербакова, которые были здесь вторыми после Чхетиани, положили свою.В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Идем вверх. В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина) В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)На вершине В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Массив пика Ленина В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)пики Корженевской и Коммунизма.
Пожевали шоколада и пошли вниз. Через час были у палатки. Пообедав пошли делать разведку непройденного пути в седло перевала Сурхангоу. Пройдя на пробу пару веревок поняли, что это ледовый склон переменной крутизны. Внизу как будто седло перевала виднеется. Вроде безопасно, нигде ничего не валится.
15.08 Утром, увидев свои фэйсы, сказали друг другу: "Здравствуй, чудовище!" Ни дать ни взять - опухшие с перепоя бомжи :-)). Ну хоть ветра не было - выспались боле мене. Похлебали кашки, чайку и начали вешать вниз. До обеда прошли большую часть спуска в седло пер. Сурхангоу, перекусили на удобном скальном ригеле. Дальше два варианта - вешать дальше по льду либо спускаться от ригеля по скалам и сыпухе. Выбрали второй вариант, довольно простой, даже вешать ничего не пришлось. Не доходя седла ушли вправо по ходу на ледовый взлет перевала. Вдоль рантклюфта ледник сильно разорван и простреливается камнями. Идем одновременно, придерживаясь правой по ходу стороны взлета. Крутизна увеличивается, вешаем несколько веревок, в 18.00 выходим на ледник Сурхангоу и ставим палатку, высота около 5000.В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина) Спуск со скального ригеля к седлу пер. Сурхангоу. В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина) На леднике Сурхангоу под перевалом.
16.08 Переход под перевал УГТЭ прост и не представляет большой технической сложности, слияние ветвей ледника и ледопад центр. ветви обходятся по моренам. С востока УГТЭ - простой снежно-ледовый склон. Не доходя 100 м по высоте до седла УГТЭ поставили палатку, высота около 5К. Имеем в наличии легкий запердон.В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина) Ледопад центральной ветви. В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина) Палатка под седлом УГТЭ.
17.08 Сам УГТЭ при таком малом количестве снега - классическая туристская 2Б Сняли записку опять же группы Щербакова и за несколько часов сдюльферяли вниз и сделали полудневку. В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина) Взлет перевала УГТЭ 2Б 5100 по ЖПС.
Летают камни, надо прижиматься к скалам. Спустились на верх. плато центр. ветви ледника Сурхангоу и встали.
18.08 Дальнейший путь лежал через слияние ветвей ледника с выходом в седло перевала Ионова на край стены. С севера со стороны стены перевал Ионова - ледовая 3А тур. Последние сто метров - крутая, почти отвесная ледовая стенка и выглядит все это весьма головоломательно и фифолазательно :-). В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина) Седло пер. Ионова. В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)
Мы же начинаем подъем по восточному гребню вершины Купол. В верхней части Купол - огромная снежная "титька" со скальным "соском" по центру - массивом разрушенных скал.В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина) Так выглядит движение к вершине Купола. Нифига себе пляжик отгрохали! :-)
Тура нет, да и найти его в таком скальном хаосе проблематично. Ночуем на вершине, Н - 5150. Наблюдаем прекрасные панорамы и виды этой части Памира во все стороны света, отличная обзорная точка. Это была самая красивая стоянка за весь поход!В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина) Не смогли опознать. Левая на Эйгер смахивает :-))
В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина) Памирское фирновое плато
В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина) Седло перевала Таш-Мачет.
19.09 В 9 утра начинаем спуск через перевал Таш-Мачет. Этот перевал (исключая сам пик Сурхангоу) вместе с распутыванием ледника Кельдук вызвал больше всего эмоций и запомнился как жесткая 2Б тур. Крутой , до 60 град лед, как только солнце осветило склон со страшным звуком "фрррррр" начали летать камни. Мы назвали их - "привет любителям поспать". В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина) В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)
Однако ангелы-хранители были где то рядом и через 30 мин мы ушли с простреливаемого склона за скалы и в 13.00 облезая берг справа по ходу спустились на ледник Кельдук. В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина) Вид на пер. Таш-Мачет с ледника Кельдук.
После обеда с 14 до 20 распутываем этот веселый ледовый ребус-лабиринт, трещины от борта до борта, снега нет, мосты только ледовые, их мало. Попытка слезть в рантклюфт не увенчалась успехом и привела к часовым ледово-лазательным занятиям по глине. После чего мы оба стали сильно смахивать на спелеологов :-). Напетлялись, прямо три - в обход пятнадцать!
В 20.00 эта пытка ледовым лабиринтом закончилась и мы встали на морене под взлетом пер. Дальний. Круг замкнулся.
20.09 На следующее утро, посыпая страшными проклятиями злое горное божество, придумавшее лифтовую сыпуху, за три часа вылезли в седло перевала Дальний. Далее были спуск на ледник Кечусу и выход с маршрута через пер. Шиве.
22 августа в 20.00, пройдя над всей Кечусуйской стеной, две сильно обгоревшие и ободранные, похожие на бомжей личности вошли в кишлак ШИве. Они искали дом Ашира-али Кочконова...
Далее наш путь лежал в МАЛ "Ачик-Таш", но это уже немного другая история и расскажет ее второй участник :-) В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина) Гривель и Петцль на морене под ледником Кельдук :-)

Эпизод второй - В погоне за высотой (рассказ второй участницы)

23 августа
Сегодня у нас насыщенный день. Мы планируем сесть на утреннюю маршрутку Джекенде-Ош, добраться на ней до Кашка-Суу, докупить там недостающие продукты, найти транспорт до Ачикташа и к вечеру оказаться в базовом лагере под пиком
Ленина. Утром мы попрощались с гостеприимным Ашир-Али, и в 6 часов
уже сидели на рюкзаках на трассе в ожидании маршрутки в Ош. В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина) Рассвет на тракте.
Долгожданный транспорт прибыл час спустя. «Здравствуйте! Мы доедем с вами до Кашка-Суу?»
Водитель окинул взглядом нас, рюкзаки и флегматично ответил: «Доедете. Только
не влезете.» - «Как так? Нуу… может быть… немножко потеснимся?, - с этими
словами Напарник открывает дверь – и оттуда почти выпадают люди и сумки. Ответ убедителен, сидим ждем дальше. Проходящих машин мало, все битком забиты, поэтому
сидим, фотографируем восход, радугу, коров, облака, друг друга; дремлем,
периодически просыпаясь от урчания моторов и голосуя. Уехать удалось лишь
ближе к обеду. В подобравшей нас легковушке дяденьки киргизы сели друг другу на
колени - и для нас нашлось место. Они по дороге вспоминали военную службу в Советском Союзе, рассказывали что-то о своей жизни, очень тепло отзывались о России и россиянах. Доехав,
помогли найти машину, готовую забросить нас до самого Ачикташа.
Пока я мучала продавца в продуктовом киоске просьбами в стиле «мне, пожалуйста,
180 г того, 230г вот этого, и еще вот сухофруктов всех по
125 грамм», Напарник искал, где бы нам пожрать. Завтрак закончился давно, а
обед и не думал начинаться, поскольку сегодня воскресенье и кафе оказались закрыты. И
снова нас выручило киргизское гостеприимство. «Пойдём! Абубакир зовет нас
завтракать!». Абубакир привел нас в гости, и, пока мы уминали яичницу с
лепешками, рассуждал о российско-киргизской дружбе. В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина) Завтрак у Абубакира

Затем мы пересели в машину и без особых приключений доехали до базового лагеря
под пиком Ленина. В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Там сезон уже заканчивался, народу было мало. Оказалось,
базовый лагерь представляет собой несколько маленьких разрозненных лагерей,
принадлежащих различным коммерческим фирмам. Мы вылезли возле последнего
лагеря. Это была одна довольно грязная юрта для клиентов, в которой можно ночевать за
200руб/чел. Поскольку шёл снег с дождем, мы поленились ставить палатку и
заселились туда. Через час начал прибывать народ. Спустились с гребневого
маршрута двое уральцев, и долго и шумно отмечали успешное восхождение. В
паузах мы показывали друг другу фотографии, какие- то удачные находки в
снаряжении, самоделки. Пришли поляки, чехи, украинцы... В общем, к ночи
небольшая юрта вполне походила на переполненный зал ожидания огромного
вокзала.

24 авг
Утром пришёл транспорт и повёз всю толпу в Ош. Мы же неспешно упаковали
продукты, оставили часть вещей в контейнере, и около часу дня двинулись в
сторону первого лагеря. На месте были к 18:00. В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина) Ночуем в заброшенной столовой какого то туроператора в лагере 4400.

25 авг
В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина) Перед выходом на ледник Ленина.
От первого лагеря до второго нужно преодолеть участок сильно разломанного
ледника. Здесь набитая маркированная тропа, настоящий проспект Ленина.
Подойдя под ледник, мы связались и двинулись по этому проспекту наверх. После
лабиринта трещин Кельдука было приятно просто идти и мысленно благодарить
того, кто распутал ледник. В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина) Подъем по леднику Ленина.
Из состояния приятной расслабленности и любования окрестностями меня вывели привычные команды Напарника, шедшего впереди. Стало понятно, что мосты местами очень плохие, и надо идти на 100% внимании, не поддаваясь иллюзии безопасности на маркированной тропе. На подъеме встретили идущую на спуск группу МАИ, возвращавшуюся из горной пятерки вокруг Ленина. В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина) Связка группы МАИ на спуске. Неприятные новости: говорят по спутниковому пришла инфа, что идет циклон В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)
Во втором лагере было пусто, и мы ночевали в компании ворон и мыши,
забравшейся ночью в палатку.

26 авг
Погоды нет. Отсидка. К вечеру пришёл Костя Бекетов и обнадежил окном на 5
дней.

27 авг
Тропим на Раздельную. В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина)Тропежка на Раздельную.
Ветер такой, что порывами Напарника немножко наклоняет, а меня с
рюкзаком роняет. В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина) После обеда мы в третьем лагере, ставим палатку в кем-то вырытом снежном углублении. Здесь стоит только одна палатка с людьми, наверное, ждущими окна для выхода на вершину. Углубляем нору под воющий ветер с пургой и вползаем спать на новой для нас высоте. В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина) В лагере на Раздельной.

28 авг
Окна нет. Пургуем, иногда откапываемся.

29 авг
Появилась видимость, но погода все ещё плохая. Чуть ниже стеной стоят облака,
а ветер просто одуряющий. Холодно. Решаем, что свой план мы выполнили, а на
Ленина сходим в другой раз. В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина) На фоне гребня ведущего к вершине.В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина) Спуск с Раздельной.
Достаточно было спуститься со взлёта Раздельной, чтобы немного согреться.
Снегу на гребне по колено. Навстречу нам тропит вверх одинокий турист - как
нам сказали позже, это был легендарный Андрей Тополь, носящий грузы по 72кг.
Во втором лагере встретили коммерческую группу и спасработы. Одного из клиентов, чеха,
вчера спустили в акье с Раздельной, а отсюда его понесут или поведут, как
получится, двое других гидов. Мы делимся дексаметазоном, перекусываем и
отправляемся распутывать трещины к первому лагерю. Видимость периодически падает до нуля, тропы нет, ее замело, в прояснениях ориентируемся по вешкам. Встретили еще команду, поднимавшуюся за этим парнем. Под ледником его усадили на лошадь и повезли в базовый лагерь.
Мы же забрались в пустующую столовую "фортуна тур", что в мокрый снег было
куда приятнее, чем ставить свою палатку, и в очередной раз помечтали о тёплом
Оше с его арбузами, кебабом и гостеприимной хозяйкой хостела.

30 авг.
Выходим в сторону базового лагеря. Постепенно приходит ощущение, что все, конец
похода, идём домой. Мы месяц в горах, усталость уже здорово чувствовалась, и
вниз бежать было приятно. После обеда мы уже стучимся в юрту киргиза Матая,
чтобы забрать оставленные вещи. Но хозяина нет, ушёл наверх, как знаками
объяснила его дочь. Усаживает нас за чай, айран, лепешки, масло. В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина) В юрте у Матая.
Вечером приходит Матай, приносит нашу заброску, помогает договориться с транспортом в
Ош на завтра, укладывает нас спать у себя. Удивительно радушные и
гостеприимные люди киргизы.

1 авг
Выезжаем в Ош около 12, а в 17 вваливаемся в полюбившийся нам хостел на улице Ленина, вызывая
своим видом оханья и рукоплескания хозяйки. Неприятным сюрпризом был взлёт цен
на авиабилеты за этот месяц: они подорожали более чем вдвое. Наверное, все же
имеет смысл брать обратный билет ещё дома, а то так можно и "остаться под
видом советских киргизов". И - лазить всю жизнь по горам, да :). В двойке над Кечусуйской стеной (Горный туризм, западный заалай, Сурхангоу, Кечусуйская стена, пик ленина) Ну и кто из них киргиз?:-)