Пишет Оксана Наумчук, 16.12.2015 16:37

За прошедший год горный мир повидал много достижений: от первопрохождений, свободного лазания на сложнейших маршрутах до скоростных подъемов. Составленный список достижений - это взгляд в уходящий 2015 год и попытка вспомнить самые запоминающиеся события. Однако, многие могут заявить, что список составленный авторами Rock and Ice Magazine не совсем полный и, возможно, освещает события только англоязычной части мира. Поэтому, мы бы хотели чтобы вы - читатели Риск.ру - дополнили его своим мнением! Что же по-вашему стало ярким событием в скалолазании и альпинизме? Ждем ваших комментариев!
7 самых значимых достижений 2015 года в мире скалолазания и альпинизма по версии журнала Rock and Ice (скалолазание, достижения)
Прохождение маршрута Dawn Wall, Yosemite. Фото © COREY RICH, BIG UP PRODUCTIONS/AURORA PHOTOS

Топ 7 достижений 2015 года в мире скалолазания и альпинизма

Rockandice.com / Hayden Carpenter

1. Дэниэл Вудс: прохождение The Process (V16)

При свете налобных фонариков и прожекторов, 17 января Дэниэл Вудс "распечатал" одну из сложнейших трасс на болдере Grandpa Peabody в районе Buttermilks (Bishop), Калифорния. Вудс пролез мега-линию The Process, категория которой предположительно V16 (8C+).

Daniel Woods на The Process. Фото © David Clifford

“Огромная благодарность Дэниэлу Биллу за то что дал понять, что пролаз этой линии возможен, за то что чистил её и поделился ей со всем скалолазным сообществом”.

По словам Вудса, его тезка тоже был очень близок к прохождению этой линии. Однако позже, в феврале, когда Билл работал над трассой, одна из ключевых зацепок отломалась. “Вот теперь будет действительно сложно”, прокомментировал Билл.

2. Ули Штек: новый рекорд скоростного восхождения по северной стене Айгера

Это событие уже наверняка известно читателям Риска. В далеком 2007 году Ули Штек установил рекорд скоростного восхождения по северной стене Айгера, который составил тогда 3 часа 54 минуты. Недовольный своим результатом, он вернулся через год и "скостил" целый час - новое время составило 2 часа 47 минут. И вот, 16 ноября он вновь побил свой же рекорд: новое время составило 2 часа, 22 минуты и 50 секунд.

Фото из архива Ули Штека

Надо признать, та неделя выдалась ударной у Ули: сначала он отличился восхождением в связке с Килианом Жорнетом - событие на грани альпинизма и трейраннинга, которое не осталось незамеченным у всего аутдорного сообщества. Затем Штек также совершил самое быстрое командное восхождение на Айгер вместе с Николасом Хояком: их время составило 3 часа 46 минут. Кульминацией всей недели стал новый рекорд скоростного восхождения соло по северной стене Айгера.

По словам Штека, уменьшить время ему позволило использование страховки (в отличии от прошлых восхождений, когда он проходил маршрут полностью свободным лазанием) и как раз тропа, проделанная ранее на предыдущих двух восхождениях.

Что тут сказать, Ули Штек - действительно “Швейцарская Машина”.

3. Уилл Стэнхоуп и Мэтт Сигал: прохождение Tom Egan Memorial Route свободным лазанием

Спустя четыре года и более ста дней проведенных в буквальном смысле на стене, Уилл Стэнхоуп и Мэтт Сигал пролезли свободным лазанием маршрут Tom Egan Memorial Route на восточной стене Snowpatch Spire в канадских горах Bugaboos. На прохождение маршрута из 13 веревок у них ушло 4 дня интенсивной работы с 11 по 14 августа. Примечательным это восхождение делает то, что сложнейший участок маршрута впервые пройден свободным лазанием.

“Стена выглядит так, как будто некие горные боги отшлифовали её лазером, чтобы сделать её практически непроходимой” - так описал эту стену Тим Кэмпл. “Один из самых невероятных альпинистских проектов во всем мире”.

И действительно, как будто лазером. Фото © Ines Papert

Линия была впервые пройдена в 1978 году Дэрилом Хэттином и Джоном Симпсоном. Маршрут ИТО имел 13 веревок и категорию сложности А3 (V 5.9). Вариант свободным лазанием начинается по маршруту Sweet Sylvia (5.12b/7b) в правой части стены, а затем переходит в траверс-ключ, для которого предложена категория 5.14 (8с или 8с+). Следующий участок, названный Blood on the Crack – второй по сложности и оценен как 5.14 (8b+). Следующие две веревки, которые возвращают маршрут на Sweet Sylvia, не дают расслабиться: 5.13 (8а) и 5.13-R (7с+R), После этого наклон существенно уменьшается, так что категория участков варьируется от 5.9 до 5.10 (5с и 6b+).

Но у этой истории есть одно “но”: только Стэнхоупу удалось пройти свободным лазанием весь маршрут, в то время как Сигал не смог обойтись без ИТО на единственном участке 5.14: пролезть своими силами весь маршрут помешала резко испортившаяся погода. Но, по словам Стэнхоупа “[Мэтт] боролся как настоящий чемпион, но ему так и не удалось пройти ключ. Я считаю, что мне очень и очень повезло. Спасибо тебе, братишка. О лучшем напарнике я и не мог мечтать”.

4. Марк-Андре Леклерк: соло на Corkscrew, Сьерро Торре (Патагония)

21 февраля Марк-Андре Леклерк, 22-летний канадский альпинист прошел соло 1200-метровый маршрут Corkscrew (5.10d, A1) на Сьерро Торре (один из самых сложных маршрутов по граниту) всего за один день.

Леклерк на Corkscrew, скриншот из видео

Достижение Леклерка становится еще более впечатляющим если учесть плохие погодные условия, с которыми ему пришлось столкнуться. “Дождь лил всю ночь, я весь промок до нитки, так как у меня не было ни палатки, ни другого укрытия”. Ему пришлось столкнуться с мокрыми участками на стене, а затем выше - со льдом. “Приходилось ногтями очищать зацепки от льда”.

В итоге - 98 процентов маршрута пройдено свободным лазанием, веревка использовалась только для страховки на небольшом участке.

“Соло - один из самых любимых мною стилей в альпинизме. А восхождение соло на один из самых красивых пиков в мире стало для меня неизбежным”.

Интервью с Леклерком о восхождении соло на Сьерро Торре:

5. Адам Ондра: флеш на Don’t Get Too Greedy (V13) и Jade (V14)

После бронзы на этапе Кубка Мира в Вейле Адам Ондра, видимо, был так раздосадован, что с горя пролез флешем Don’t Get Too Greedy (V13 - 8b) и Jade (V14 - 8b+) в Colorado’s Upper Chaos Canyon (Rocky Mountain National Park) на следующий же день.

Адам Ондра на Кубке Мира в Вейле. Фото © Liz Haas

Дэйв Грэхэм, который “открыл” трассу в 2001 году (первое прохождение осталось за Дэниэлом Вудсом), так отреагировал на это: “Он просто сумасшедший! Не могу поверить в это. Должно быть, это самый сложный флеш в мире”.

“Несмотря на прошедший этап Кубка Мира, у меня было полно сил и кожа на ладонях еще не стерлась. Просто невероятно счастлив. Спасибо Дэйву за трассу!”.

Впрочем, зачем много говорить, лучше посмотреть видео.

6. Пол МакСорли, Майан Смит-Гобат, Инес Паперт: первопрохождение на северо-западную вершину Уоддингтона (4019м)

Команда взошла на северо-западную вершину Уоддингтона (Waddington, Британская Колумбия) 18 августа, пройдя 800-метровый комбинированный маршрут из 20 питчей, который они оцени как 5.11+ WI3 M5 ED1. Сразу после восхождения команда заночевала под вершиной, затем на следующий день спустилась в базовый лагерь.

Маршрут на северо-западную вершину. Фото © Mayan Smith-Gobat

“Насколько мне известно, было совершено еще две попытки восхождения на северо-западную вершину” - поделился МакСорли. “Это, наверное, самый технически сложный маршрут на всем Уоддингтоне. Хотя, наверняка есть еще нехоженные сложные маршруты и на главную вершину”.

Смотрим видео:

7. Томми Колдвелл и Кевин Йоргесон: прохождение свободным лазанием Dawn Wall (Yosemite)

Это восхождение уже вошло в историю, не только из-за рекорда, но и почти беспрецедентного внимания со стороны прессы (по некоторым данным - около 1 миллиарда откликов в медиа). Оно запустило новую волну популярности скалолазания: может и не у нас, но в США едва ли не каждая бабушка знала имена Томми, Кевин и El Cap.

На Риске уже был большой материал на эту тему, напомним лишь ключевые моменты.

Маршрут Dawn Wall

Шутки в сторону: семь лет попыток, и маршрут, прохождение которого длилось 19 дней, наконец пройден свободным лазанием двумя невероятными скалолазами - Томми Колдвеллом и Кевином Йоргесоном. Маршрут состоит из 32 питчей, семь из которых имеют категорию 5.14 (8b+ - 9a), за что он негласно получил звание самого сложного бигвола в мире.

Несмотря на то, что первопрохождение Dawn Wall вызвало много споров (ряд местных скалолазов критиковали излишнее внимание прессы и настоящую осаду, которой подвергся Эль-Капитан), это событие однозначно стоит того, чтобы стать одним из достижений уходящего года.

Видео о последнем дне восхождения:

Итак, дорогие Рисковчане! А что на ваш взгляд является достижением этого года, что не было упомянуто авторами? Ждем ваших версий!