Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякинг на Сары-Джазе

Пишет robinsya, 22.11.2015 02:36

Хрустальный пик-2015. Outdoor-проекты. Каякинг на Сары-Джазе (Вода, мы в обществе, outdoor-проект года, риск.ру, события, фар, сарыджаз, вода)
Фото Эрика Бумера

Международная команда каякеров совершила уникальный сплав по одной из наиболее сложных рек на территории Кыргызстана без единой травмы.
Об экспедиции на Сары-Джаз нам рассказал участник команды Егор Воскобойников.

Информация о проекте:

Инициатор и организатор этого проекта - каякер из Латвии Томас Марниц. Он вынашивал эту идею долгие годы. Маршрут сложный, требующий высокого профессионализма всех участников процесса - как каякеров и операторов - ведь одной из основных целей проекта стали съемки фильма "Глаза Бога", так и сопровождения, которое взяла на себя фирма "Аксай-Тревел".

В составе команды:
Томас Марниц (Латвия) - участник и организатор многочисленных экспедиций на каяках по всему миру – главный организатор
Сэм Саттон (Новая Зеландия) - трехкратный чемпион мира по экстремальному сплаву на каяках
Герд Серрасольсес (Испания) - один из лучших экстремальных каякеров мира, чемпион мира 2015 года, каякер года .
Тило Шмитт (Германия) - чемпион мира по экстремальному сплаву на каяках– врач команды
Фабиан Дорфлер (Германия) - чемпион мира и обладатель кубка мира по гребному слалому
Егор Воскобойников (Россия) - чемпион Европы и бронзовый призер чемпионата мира по экстремальному сплаву на каяках – помощник организатора и завхоз
Олаф Обсоммер (Германия) - легенда экстремального сплава на каяках, участник многочисленных экспедиций и легендарный фильммейкер – главный оператор
Джарэд Михан (Новоя зеландия) - многократный чемпион Новой Зеландии по гребному слалому, экстремальный каякер и оператор– второй оператор
Эрик Бумер (США) экстремальный каякер и профессиональный фотограф - фотограф
Филип Буэес (Германия) - журналист, оператор и фотограф - помощник операторов
Иван Козлачков (Россиия) - каякер, путешественник и профессиональный промышленный альпинист – ответственный за альп снаряжение

Классная фотогалерея Эрика Бумера

Томас Марниц о маршруте: "Удивительный по сложности и изолированности маршрут пройден полностью в автономном режиме. Сложность в том, что на чью-то помощь рассчитывать не приходится, там безлюдно, труднопроходимо. На каждом этапе в глубоких, труднодоступных каньонах мы взбирались на горы, просматривали, просчитывали опасности на реке. У каждого для съемок фильма стояла своя задача. Мы давно действуем, четко ставя задачи перед маршрутом. Надеемся, и на этот раз фильм получится, привлечет экстремалов со всего мира. Готовы предоставить готовый фильм для показа по Кыргызстану. Мне кажется, кыргызстанцы сами не знают, насколько могуча и непредсказуема стихия Сары-Джаза".

Знаменитый порог "Манхэттен" на реке Сарыджаз - одно из самых удивительных мест на планете. Огромные глыбы размерами с 4-х этажный дом, обычное явление в порогах этой легендарной реки.

Сары-Джаз берет свое начало со склонов пика Победы(7439), рождается на ледниках Семенова и Мушкетова, стекающая с северного склона хребта Сарыджа и до левого протока р. Куюкап течет по территории Кыргызстана. От р.Куюкап до левого притока течет вдоль границы Китая и Кыргызстана, прорезая раздвоенный хребет Майбулак. Дальше по Китаю через хребет Кокшаал-Тоо, за которым меняет название на р. Аксу, являющуюся одним из истоков р.Тарим, которая теряется в пустыне Такламакан.

Освоение реки Сары-Джаз спортсменами водниками началось еще в 80-х годах прошлого века, но до сих пор этот маршрут считается одним из самых труднодоступных и технически сложных в мире. Неприступные горы, глубочайшие каньоны и изолированность региона делают его одним из наиболее сложных и опасных в мире водного туризма.

Экспедиция на легендарную реку Сарыджаз - одно из главных событий этого года для команды adidas sickline team. Пожалуй, самое дикое и изолированное место, где этим парням когда-либо удавалось бывать.

На границе. Егор и Фабиан, за спиной Китай

На вопросы Риск.ру отвечает Егор Воскобойников

- Это была трудная экспедиция?

Это была трудная экспедиция во всех смыслах.
Так как река находится в очень удаленном регионе, нам пришлось совершать автономное путешествие на каяках в течение 9 дней. Каяк - не очень большое судно, поэтому в него не возможно положить все, что тебе надо. Пришлось очень сильно ограничивать количество вещей. При такой загрузке управлять лодкой очень непросто, приходится тратить в два раза больше сил. Управлять даже пустой лодкой на такой воде как Сарыджаз очень тяжело, а у нас они были на грани перегруза, так что нам было в разы тяжелее чем при обычном сплаве.

Лодка весит примерно 20-23 кг, совсем грузом у нас в среднем получалось около 35-40 кг. Некоторые препятствия на реке нам пришлось обнести, так что ходить с такой лодкой по берегу было очень тяжело.

Последний каньона Джамансу не самое простое место где можно ходить по берегу, иногда приходится использовать элементы скального лазанья и веревки. Вынести от туда лодки в таких условиях была очень сложно.

Учитывая все это я могу точно сказать что это была сложная экспедиция

Третья щель каньона Джамансу, вид на "Глаза бога", разведка

- Для успеха такого сложного мероприятия, на мой взгляд, важна слаженная работа. Вообще, как делили роли в экспедиции между собой? Кто за что отвечал?

У нас не было деление ролей, дежурств и распределения обязанностей, все всё делали.
Томас, как главный организатор, отвечал за логистику, доставку на реку и выброску с реки на вертолете. Ну и вообще за все.
Я и Иван помогали с логистикой, закупкой продуктов и прочем.
Я в основном отвечал за готовку еды.
Олаф, Джаред и Эрик были постоянно заняты съемкой, поэтому они почти не занимались бытовыми вопросами как готовка еды или постановка лагеря.
Гед и Фабиан были наверное самыми сильными каякерами в группе, поэтому в основном первыми проходили все препятствия и страховали остальных.
Тило - врач, но, слава богу, его профессиональные навыки нам не понадобились.
Иван отвечал за работу с веревками, навеску переправ и прочее.

- Сары-Джаз - что это за река? Расскажите о ней, пожалуйста.

Характеристику и историю освоения реки читайте ниже, а пока расскажу то, что знаю я.
Основная сложность маршрута заключается в том, что река находится в удаленном районе, и выбраться с конца маршрута возможно только пешком. При этом вынести от туда лодки и прочие суда практически невозможно. Поэтому все, кто отправлялся на эту реку, оставляли свои лодки и катамараны в конце маршрута и выходили от туда пешком.

Возвращение в базовый лагерь, переправа через Сарыджаз над третьей щелью

За всю историю реки каякеры были здесь всего три раза.

Первым каякером был Михаил Кривоногов который в составе группы Крюкова прошел этот маршрут на каяке в 1999 году. Но он обнес большинство сложных препятствий и назвать это полноценным покорением реки на каяке было сложно, к тому же у него была поддержка катамаранов.

Первым автономным прохождением на каяках и наверное самым полным прохождением реки в истории отличилась пара американских каякеров, которые прошли эту реку целиком в 2007 году. По различным обстоятельствам они были вынуждены незаконно пересечь границу и уплыть в Китай.

Граница тут

Там они сдались местным властям и провели почти месяц в заключение, пока выяснялись обстоятельства, после чего они были депортированы в США. К сожалению об их приключении известно довольно мало.

Последней группой на каяках в 2013 году была группа американских каякеров «team beer», которые совершили прохождение до границы с Китаем, оставили там лодки и вышли обратно в поселок Иныльчек пешком. Основываясь на данные именно этой группы, мы и планировали наше путешествие.

- Что удалось сделать в рамках экспедиции ? Выполнены все задачи, которые вы ставили перед собой на старте?

Мы полностью прошли реку от п. Иныльчек до выхода из последнего каньона (Джамансу) на территории Киргизии. Мы стали первой группой, которая смогла вынести лодки из последнего каньона Джамансу, до старой гидростанции и улететь от туда на вертолете.

У нас была самая сильная группа каякеров и нам удалось совершить наиболее полное прохождение реки: были пройдены все препятствия на реке, за исключением непроходимого завала в Учатском каскаде.

В нашей команде было два оператора и профессиональный фотограф, так что мы не просто преодолели маршрут, а так же сняли очень много материала.

Мы прошли этот маршрут примерно на месяц раньше, чем здесь были до нас другие группы, так что уровень воды, а соответственно и сложность препятствий, у нас был гораздо выше чем у других.

- Безопасность на такой реке и в такой экспедиции - насколько реально позаботиться друг о друге самостоятельно на 100%. Можно ли назвать эту экспедицию условно безопасной?

Занятие каякингом, да и любым экстремальным спортом - не безопасное увлечение.
Поэтому понятие безопасности довольно относительное. Каждый из участников экспедиции понимал, куда он отправляется и что нас ждет.

Каякинг - довольно индивидуальный вид спорта, и каждый сам оценивает для себя степень опасности и безопасности, и в основном рассчитывает только на себя. Каякер может рассчитывать на помощь друга или команды только в самой экстренной ситуации, и то не всегда.

Поэтому сказать, что эта экспедиция была безопасной - не правильно, так как если бы она была безопасной, она не была бы такой интересной.

Но и сказать, что эта экспедиция была опасной, тоже нельзя. На мой взгляд, в этом путешествии все было хорошо спланировано и продумано, так что все опасности были учтены и проработаны. Нам удалось сделать все довольно безопасно.

- Что было самым запоминающимся в экспедиции?

Безусловно, главной целью этого путешествия было достигнуть выхода из последнего каньона на территории Киргизии, каньона Джамасу. На выходе их этого каньона находятся две огромные пещеры, которые по очертаниям напоминают два огромных глаза «Глаза бога», отсюда и взялось название нашей экспедиции «Eyes of god».

Наверное тот , когда мы выплыли из-за последнего поворота каньона и перед нами открылся вид на эти «глаза», и стал самым запоминающимся.

"Глаза бога" и команда

- Было весело? :))

А как же))))

Иван в музее

- Одной из задач экспедиции были съемки фильма. Это должно было наложить свой отпечаток на работу и жизнь команды. Какой?

Съемки фильма - это всегда не быстрый и сложный процесс. Приходится много времени ждать операторов. Поэтому у нас были заложены дополнительные дни на путешествие. Но у нас были лучшие whitewater-операторы в мире, поэтому мы сделали все на 3 дня быстрее, чем планировали.
Также мы старались облегчить лодки операторов и взять максимальное количество продуктов и общего снаряжения себе.

- Современный экспедиционный каякинг - что нужно, чтобы впечатлить публику, что интересно вам самим и насколько это сочетается между собой?

На мой взгляд что бы привлечь публику в современном каякинге важны следующие факторы:

Необычная идея и история
Необычное, новое место
Сложная бурная вода
Сильный каякинг
Сильная команда.

Я считаю что в экспедиции на Сары-Джаз нам удалось совместить почти все эти факторы. И у нас получилось привлечь огромный интерес людей к тому, что мы сделали.

Гидропост

Вид вверх по течению на каньон Джамансу

Вид из под глаз в сторону Китая на хребет Майбаш

Подробнее все перемещения команды можно посмотреть в файле Google Earth. Не знаю, как выложить его для всеобщего доступа, поэтому просто закачала на обменник для самых любопытных.

И так же для интересующихся Егор прислал выдержки из отчетов об этой реке!

Сары-Джаз

Общая характеристика

Сары-Джаз - Река в Центральном Тянь-Шане, берет начало с ледников Семенова и Мушкетова, стекающих с северного склона хребта Сарыджаз. До левого притока Р. Джамансу течет по территории Киргизии, прорезая хребты Сарыджаз, Энгильчек, Кайынгды. От Джамансу до левого притока Р. Джанаджер течет вдоль границы Китая и Киргизии, прорезая раздвоенный хребет Майбулак. Дальше по Китаю через хребет Кокшаал-Тоо, за которым меняет название на р. Аксу, являющуюся одним из истоков р. Тарим, которая теряется в пустыне Такламакан. Уникален левый приток Сары-Джаза - р. Эныльчек, берущий начало с крупнейшего ледника Тянь-Шаня. Ледник Южный Эныльчек своим телом подпруживает сток ледника Северный Эныльчек, образуя озеро, названное в честь немецкого исследователя озеро - 9 - Мерцбахера. Ежегодно один, а в жаркое лето два раза, чаще всего раз в два года, озеро прорывается и сходит селевой паводок с расходом до 3000 л3 /сек. Водосброс длится от 5 до 10 дней и обычно бывает в первой половине августа, или в конце июля. Вода в ущелье Сары-Джаза поднимается очень значительно, до ее спада сплавляться по реке нельзя.

Планировать путешествие по Сары-Джазу ниже устья Эныльчека можно только в сентябре, когда ее уровень спадает до 300-150 ку6.м/сек. В то же время, с середины октября в горах холодает и таяние ледников замедляется - уровень реки сильно падает, а пеший выход становится проблематичным. Оптимальным сроком для прохождения реки нужно считать вторую половину сентября, первую половину октября.

Каюкап

Условно Р. Сары-Джаз можно разделить на четыре участка: - Верхний: от погранпоста Эчкильташ до пос. Эныльчек протяженностью около 55 км со средним уклоном 9,25 м/км и расходом 50 куб. м/сек. Препятствия разнообразны: от мелководных шивер до скальных каньонов, за исключением порога "Пермский", не превышают 5 к.с. - Средний: от пос. Эныльчек до правого притока р.Теректы, протяженностью около 43 км со средним уклоном 5.25 м/км и расходом в 150 куб.м/сек. На этом участке река принимает четыре основных притока, по каждому из которых можно сплавляться. Левые: Энельчек, Каинды; правые Уч-Кёль, Ак-Шийрак. Река входит в глубокое ущелье, препятствия становятся опасными. - Нижнее ущелье: от р. Теректы до заброшенной станции гидрологов, протяженностью около 43 км, с уклоном 11м/км, расход воды изменяется незначительно. Река течет в глухом ущелье и скальных каньонах. На этом участке сосредоточена большая часть основных препятствий пройденной части С-Дж. - "Китайский каньон": от станции гидрологов до выхода из хребта Кокшаал- Тоо, протяженностью около 45 км, средний кулон 7м/км. Участок пройден до левого притока Р. Джанаджер. Путь по берегу преграждают отвесные стены каньона десятки метров высотой, по воде водопад и габаритные непроходы (до полутора метров в каньоне). Серьезно рассчитывать на прохождение всего участка, можно только имея разрешение на пересечение границы Китая, вне официального погранперехода.

Информация взята из отчета

Вид из сифона в каньоне Джамансу

История прохождений

Первые водники на Сары-Джазе появились в августе 1985 г. Группа туристов, в основном из Перми, под руководством Александра Новикова прошла Сарыджаз почти от истока до пос. Иныльчек. Наиболее сложный участок - каньон перед поселком Иныльчек длиной несколько километров, имеющий пороги 4-5 к.с. и один, по оценкам группы,- шестерочный. Оценка сложности проводилась в условиях летней воды. Группа пришла в Иныльчек как раз во время сброса воды из озера Мерцбахера. Из-за этого, а также вследствие запрета пограничников, сплав был прекращен. В состав этой группы входил никому не известный в то время Сергей Лагода. В библиотеке Центрального турклуба в Москве имеется отчет по этому походу. Следующей была группа Сергея Папуша из Москвы, основу которой составили спортсмены слаломной секции Буревестник. Группа состояла из 3 катамаранов-четверок и осуществила первопрохождение основной части Сарыджаза - от пос. Иныльчек до гидропоста ниже Каюкапа.

Каюкап, устье, выход из каньона

Поход был официально заявлен, в том числе и у пограничников, до Куюкапа, но при благоприятном раскладе была мысль пройти до Джанаджера. Были обнесены первый слив порога Малыш и кусок Уччатского прорыва, начиная со 2-й ступени порога Манхеттен и кончая первой половиной порога 1-й Утешительный. Река была разведана до 1-й щели каньона Джамансу, но того, что впереди находится глобальный каньон, группе понять не удалось, для этого надо было просмотреть реку на 500 м дальше.

Впервые был пройден с верховьев до устья приток Сарыджаза р.Ак-Шийрак. Как мы знаем сейчас, эта река намного интереснее остальных потенциально сплавных притоков Сарыджаза (исключая Куйлю, по которой мы не имеем информации). Поход проводился в - 10 - сентябре месяце в условиях аномально высокой для этого времени воды. Кроме того, группа основательно изучила район устья р.Ак-Шийрак и разведала варианты выхода в Иныльчек от Ак-Шийрака, по р. Уччат и от гидропоста. Отчет группы можно также найти в библиотеке Центрального турклуба. Осенью 1995 на Сарыджаз пришли 2 группы.

Группа Папуша, костяк которой составили участники похода 1990 г., состоящая из 3-х катамаранов-4, начала сплав с верховьев притока Уч-Кель. Река оказалась сравнительно простой, пороги не превышали 5 к.с., хотя в верхней части реки был обнесен каньон несколько сот метров длиной с габаритными непроходами. На Сарыджазе в начале Уччатского прорыва догнали и затем перегнали другую команду туристов (в основном из Рязани). Было выполнено первопрохождение порогов Уччатского прорыва - т.34, Змеевик, 1-й Утешительный. Непройденными остались Мясорубка, Слоники и Завал.

За гидропостом группа обнаружила неизвестный ранее глухой каньон. При попытке пройти вниз по реке за каньон, с сорокаметровой высоты сорвался со стены в реку и утонул Алексей Щанов. Во время его поисков каньон был почти целиком просмотрен и небольшой кусок пройден по воде, но тело найти не удалось. Прохождение реки было прекращено. Группа, в отличие от 90 г, выходила к устью Кызылкапчагая не через хребет, а вдоль Сарыджаза до устья Куюкапа и затем поднималась вверх по каньону Куюкапа. Для переправы через Сарыджаз в устье Куюкапа использовали катамаран рязанцев, которые заканчивали сплав здесь. Во время пешего выхода группы двигались параллельно.

Мраморный каньон, Герд и Иван

Группа рязанцев, тоже катамаранная, начала сплав на Сарыджазе, от устья р.Оттук. Она, как и группа Новикова, прошла каньон выше Иныльчека, а ниже совершила первопрохождение порога Малыш, который резко изменил свою конфигурацию по сравнению с 90-м годом - упростился (группа Папуша прошла его 1-2-мя днями позже), обнесла примерно тот же кусок Уччатского прорыва, что и группа Папуша в 90-м году. Сплав закончили в устье Куюкапа. Осенью 1995 на реке был нормальный уровень воды. В этой группе была одна женщина - единственная представительница прекрасного пола, участвовавшая до сих пор в походах на Сарыджаз. Группа заявила свой поход на Чемпионат России и заняла 3-е (?) место. Отчет об этом походе в библиотеке Мошкова. 1996 г.

Группа Папуша в обновленном составе, имея цель дойти до Джанаджера, начала сплав по Сарыджазу от устья р.Уччат. До устья Уччата шли пешком. От Каинды через перевал Уччат до погранпоста - с использованием лошадей, дальше вниз по Уччату - сами. Цель такого подхода - сэкономить силы для преодоления нижнего участка Сарыджаза - если и была достигнута, то в очень небольшой степени.

Слишком много энергии отняло таскание рюкзаков, а главное - участники не успели достаточно привыкнуть к воде. Группа состояла из 2-х четверок и, впервые на Сарыджазе, - одной двойки. На пути до каньона Джамансу пороги, казавшиеся легкими в 95-м, давались значительно тяжелее. Группа прошла каньон Джамансу, обнеся первую щель, а попытка прохождения порога Золотой ключик закончилась переворотом. Вскоре после Джамансу мы уперлись в следующий каньон, еще более впечатляющего вида. Основная часть каньона была разведана, долина ниже расширялась, однако река продолжала течь в скальных стенах и сюрпризы впереди отнюдь не были исключены.

Разведанный кусок содержал сложнейшие труднообносимые пороги. К этому моменту группа была уже достаточно вымотана, при обсуждении мнения разделились, но в итоге было принято решение закончить сплав. Далее был сложный выход через хребет, образующий каньон Джамансу, к домику гидропоста. Спуск включал несколько почти вертикальных сбросов, которые преодолевались на веревках. События этого и двух следующих походов описаны в дневниках Александра Ершова, размещенных в библиотеке Мошкова и на whitewater.ru. В 1997 г. На Сарыджаз пришла сборная команда москвичей, часть которых участвовала в походе 96 г, и екатеринбуржцев. Всего 3 катамарана 4.

Начали сплав от радоновых ванн, преодоление препятствий шло достаточно тяжело. В прижиме порога т.27 один из катамаранов перевернулся, был снесен ниже и расклинен в каменной гряде порога т.28. Погиб один из лидеров екатеринбургского водного туризма Тахир Аккямов. - 11 - Ребята нашли его тело, им удалось достать деньги на вертолет и вывезти погибшего. 1998 г. Группа под руководством Алексея Дмитренко, почти все участники которой были на Сарыджазе в 96 и/или 97 годах, стартовала от радоновых ванн (пос.Иныльчек). Были успешно преодолены препятствия большей части маршрута, а порог Мясорубка пройден впервые.

Мясорубка

В устье Куюкапа группа разделилась, вниз поплыл только один катамаран-4 с пятью людьми. Главной причиной явилась травма одного из участников - он сорвался со скалы при попытке обхода затопленного каньона Куюкапа и серьезно повредил ногу. Оставшаяся на реке часть группы прошла каньон Джамансу, однако при прохождении Золотого ключика катамаран перевернулся и один из гребцов сильно ушибся о береговые камни. Таким образом, перед каньоном Майбаш команда оказалась уже сильно истощенной. Группа почувствовала, что дальнейшее движение уже будет за гранью приемлемого риска, после того, как еще одному участнику стало плохо при обносе катамарана.

Вторая щель каньона Джамансу

В итоге была достигнута та же самая точка на реке, что и в 1996 г. Была повторена разведка каньона Майбаш, при этом был обнаружен еще один сложный порог, получивший имя Тахир. Этот поход занял 2-е место в Чемпионате России 1998 г. А следующими были мы. Но мы - это продолжение всех групп, за исключением пермяков и рязанцев. Двое участников в 99-м шли на Сарыджаз в 4-й раз, один - в 3-й, трое - во 2-й и только трое - в первый. Двое были в походе 90 года, пятеро - в 95-м, двое - в 96-м, один - в 97-м, один - в 98-м. Так что успешное и сравнительно легкое достижение поставленной цели в 99-м году было следствием отличного знания Реки, условий и района в целом, результатом тщательного планирования прохождения всего маршрута. Явилось лишь вершиной десятилетней работы достаточно большого коллектива туристов- водников, причем м. б. некоторые члены этого коллектива, не присутствовавшие в данном походе, сделали для победы не меньше, чем его непосредственные участники. С. Крюков – руководитель похода 1999г. Первое место на чемпионате России - 1999г

Информация из отчета

Фото Егора Воскобойникова и Эрика Бумера

Оставайтесь с нами, следите за презентациями!
Хрустальный пик. СПИСОК НОМИНАНТОВ

Учредитель премии: Risk.ru

Генеральный спонсор премии: выставка "Открой свою Россию"

Партнер номинации "Восхождение года": Bergans of Norway

Партнер номинации "Outdoor-проект года":
компания Shelter и компания НПФ "БАСК"

Партнер номинации "Лучший поход": компания "Спортмарафон"

Партнеры:

Информационные партнеры:
Men's Health, Birdy Magazine, Федерация скалолазания России, Федерация спортивного туризма России, ROG