«Мечта без дисциплины – иллюзия». Просто Тенцинг.

Пишет liana, 09.11.2015 16:31

Таши Вангчук Тенцинг – младший сын Пем Пем, старшей дочери Тенцинга Норгея.
30 ноября ему исполнится 50 лет!
Дата, достойная перемотки жизненной истории человека, продолжающего великое поколение Тенцингов.
«Мечта без дисциплины – иллюзия». Просто Тенцинг. (Альпинизм, непал, 7 вершин, таши тенцинг, эверест)
Таши Шерпа Тенцинг. Фото Романа Реутова.

Наши. Клуб 7 вершин. Путешествие медиа-группы по Непалу.

Для начала о странностях шерпских имен. Обратимся к всезнающей Википедии. Если ошиблась и она, поправьте, но аргументировано!
"Знаменитый ДЕДУШКА нашего героя родился в горной местности Кхумбу, в Непале. Впоследствии, будучи взрослым, перебрался в Дарджилинг (Индия). Существует вероятность того, что на самом деле он родился в Тибете. После рождения получил имя Намгьял Вангди. Затем, по совету ламы, был назван родителями Тенцинг Норгей, что означает «счастливый богатый приверженец религии». В разное время именовался Кхумжунь, Ботиа. Родовое имя — Ганг Ла («снежный перевал»). Не придавал особого значения своему точному возрасту, собственным именам и их транскрипции (шерпы в то время не использовали письменности и точного календаря в быту). Дату рождения он определял приблизительно, по воспоминаниям матери о погоде и сборе урожая".
Тенцинг Норгей. Фото из домашнего архива семьи Тенцинг.

"После обрушившихся на него славы и денег был вынужден, ради юридических и банковских формальностей, выработать стандартную форму написания имени латиницей — Tenzing Norgay. При этом, вопреки встречающемуся заблуждению, это просто состоящее из двух слов имя. Фамилий и отчеств у шерпов нет, а имена родов сохраняются только в памяти семей. Производные от его имени, вроде «мистер Норгей» или «Норгей Тенцинг», являются полной бессмыслицей. Сам себя он называл просто Тенцинг. Среди участвующих в экспедициях шерпов, из-за распространённости сходных имён, разных «Тенцингов» было довольно много".
Wikipedia

Фото из архива семьи Тенцингов. Предки.

Таши Тенцинг Шерпа: «Моя профессия – горы, очень их люблю. Я альпинист, спикер, лектор, работаю в этой сфере более 30 лет. Занимаюсь организацией экспедиций на вершину мира – на Эверест. Всю жизнь я много путешествовал по странам и континентам, работаю проводником и делаю людей счастливыми. Вот, собственно, чем я занимаюсь».

Вспоминаю, как про деятельность «мотивационного спикера» рассказывал другой великий альпинист - американец Карлос Булер. Такого рода общение тяжело назвать работой. Карлос когда-то делал то же самое, что Таши сейчас. Ездил по разным странам мира с рассказами о том, как прибывание в горах может стать началом новой, совершенно иной жизни. Обьяснял и доказывал примерами, что система тренировок и, собственно, как итог - само восхождение, есть крепкая проверка и хорошее испытание на прочность.
Для нас, живущих в теме и уже инфицированным горным вирусом – постулаты близкие и очевидные. А вот для тех, кто смотрит «Вертикальный предел» и «Эверест», открыв рот и поглощая чипсы и колу – горы иногда становятся ближе, в том числе, благодаря спикерам.
Факты – безупречный аргумент. Таши открывает три новых школы в пафосном Берлине. А значит, мотивации отдельных личностей переходят в потребности обучения групп людей.

Фото Романа Реутова.

Благодаря усилиям «Клуба 7 вершин» и удивительно скромного и жизнерадостного Мингмы Гелу Шерпы (представителя Клуба в Непале), мы попали в святая святых – в дом к Таши Тенцингу. Нас ждал чай в сопровождении очень свежих, вкусных, абсолютно европейских тортиков … И очень короткая, буквально 15 минутная экскурсия по домашнему музею. Хозяин явно торопился. Мы нервничали.

Показывая на очередную фотографию на стене, Таши произносит: «Это – Антарктика. Я туда собираюсь завтра. Буду работать в горах, и наблюдать за королевскими пингвинами. Их там 3500 особей». Ага, вот почему так все быстро происходит.
Впрочем, осмотреть небольшую, но жизненно определяющую часть дома с альпинистскими штуками нам, все же, удалось.
Хозяин, почти не глядя, показывал реликвии, за которые удавился бы любой музей мира. Огромная, панорамная картина в холле, изображающая подножие Эвереста и саму гору, сделанная из местных натуральных материалов. Таши комментирует шедевр: «Здесь использованы камни, которые я принес с вершины Горы, со всех трех успешных восхождений». По бокам от полотна, на маленьких резных тумбах – кислородные баллоны невиданного дизайна и размера. Понятно, что «те самые». Немедленно следует подтверждение Таши: «Да, сделаны в 1953 году. Сейчас все кислородные баллоны воспринимаются как мусор. Но такие, согласитесь, жалко отправлять в переработку. Поэтому они украшают мой дом».

То самое, рабочее когда-то снаряжение. Фото Романа Реутова.

На стенах – удивительные фото. Конечно, большей частью – семейные реликвии. «Мой отец, дядя и дедушка», – продолжает вести нас по лабиринтам комнат хозяин: «Дед и «самый любимый друг семьи – сэр Эмунд Хиллари». Такие молодые, открытые, улыбающиеся, счастливые лица… На низеньком деревянном столике реликвия – ботинки, в которых он трижды был на вершине планеты.

Альпинисты поймут, как можно дорожить и гордиться столь поношенной вещью: «Очень теплые, удобные, ни разу не обморозился в них». Дальше на стене кошки из разных экспедиций и из разных эпох, ледоруб. Тем, кто «в теме», без этих талисманов, спасающих жизнь, никуда. Потому и отношение к ним, как к живым. И помещены они среди портретов самых близких и самых почитаемых в семье людей… Есть даже карточка, которую семья бережно охраняет уже 20 лет – пра-пра-пра предки Тенцингов, пришедшие когда-то из Тибета.
Сэр Хиллари. Семейное: у пингвинов в гостях. Фото из архивов семьи.

В какой-то момент, в паузу, он вдруг говорит по-русски: «Спасибо!» Что ж, красиво обозначил окончание визита.
Но, Кристина Козлова – продюсер и режиссер-постановщик «РД Студия» задает еще пару вопросов. Камера работает. Зачет профессионалам!
Рабочий момент.

- Вас жена легко отпускает в горы?
Неет. (Смеется). Но я уже не собираюсь ходить в горы, как это делают шерпы, имея постоянную и квалифицированную работу. У меня много планов и без восхождений. На следующий год – продолжение программы благотворительности, связанной, в том числе, с образовательной деятельностью и помощью восходителям. Уже существует и работает обширная школьная программа. Мы строим школы в горах, и сейчас я несу ответственность за 570 детей в этих районах. Присматриваю и помогаю. Столько работы… Открыта школа в Берлине, и мы там же открываем еще три. Строим хостелы в районе Эвереста, чтобы там могли останавливаться шерпы. Мы с женой чувствуем, что уже не можем ходить на Эверест, не так безопасно. Но и помимо, восхождений, согласитесь, есть что делать…
Фото легенд... Из коллекции семьи.

Все оживились, и Кристина, не дожидаясь стоп-кадра, задает еще один вопрос.
- Говорят, Вы собираетесь строить музей?
Да, будем строить. Это очень важно. Я хочу собрать коллекцию артефактов… Для многих людей вещи, связанные с альпинизмом, с восхождением в Гималаях, как это ни странно - просто мусор. Кому мусор – кому воспоминания… Уже 63 года люди поднимаются на вершину Эвереста, и я хочу собрать часть «мусора» в особый музей. К тому же, есть прекрасные воспоминания моей семьи, наши собственные «аретфакты», сохраненное бережно снаряжение и т.д. Думаю, мои внуки, да и последующие поколения смогут оценить такое вложение в историю. Путешествия в Арктике и Антарктике, Бутане, Гималаях. Собрана коллекция из более 7 тысяч моих фотографий. Все хранится в библиотеке. Все подойдет для музея.
Фото из семейного архива.

- Как опытный альпинист, определите главное правило для тех, кто собирается взойти на Гору.
Самый лучший совет, который я могу дать и который даю всем детям и коллегам следующий:
Мечта без дисциплины – иллюзия.
Хорошо иметь мечту, пусть она будет, но чтобы она сбылась, надо к ней применить жесткую дисциплину! Это мой совет…

- Вы застали деда живым, поделитесь его секретами мудрости…
Он – невероятный человек. Я читал его автобиографическую книгу «Тигр снегов». Это и история жизни, и пути достижения поставленных целей, много что.
Дед говорил: «Ты будешь героем, и сделай так, что бы другие тоже стали героями!»
Он был замечательный человек и всегда всех нас подбадривал. Это касалось не только восхождений, но и обычной жизни.
- Хотите, чтобы дети продолжили вашу традицию?
Конечно, хочу. Но даже если дети не выберут путь горовосходителей, или выберут свой собственный маршрут в альпинизм, я все равно буду их подбадривать, поддерживать и помогать во всем. Для нас крайне важно сохранить семью и ее традиции.

Аплодисменты. Мы, правда, аплодировали ему, его, рассказанной коротко, но емко истории этого уникального семейства. История истории!

Что не сказал Таши и чего мы НЕ знали, пока быстро перебегали за ним из комнаты в комнату.

В 1993 году, в честь 40-летия первовосхождения на Эверест, Таши организовал экспедицию к вершине планеты. Одним из намерений было обратить внимание людей на шерпов, которые поддерживали и поддерживают все высотные экспедиции в Гималаях, оставаясь, как правило, в тени.
На вершину 10 мая поднялось двое восходителей. Это был успех. Если бы не трагическая гибель партнера по связке и дяди Таши Шарепы – Лобсанг Тсеринга. Смертельное падение на спуске. Сам Таши не дошел до вершины 400 метров из-за настигшей его снежной слепоты.
Но уже 23 мая 1997 года Таши Тенцинг стоял на вершине вершин. Начало новой жизни было положено. В период 1998-99 годов он проводит 9 месяцев, работая с Австралийским Антарктическим Дивизионом на станции Маусон в Антарктике. Работа гидом окончательно становится частью жизни.
В 2002 году – он снова на вершине Эвереста. И вскоре женится на австралийке Джуди Пайн. На свет появились сын и дочь. Но брак был не удачным.
Через какое-то время Таши окончательно оседает в Катманду и женится второй раз на непальской девушке. Создает свою компанию "Tenzing Asian Holidays". Занимается организацией треккингов и путешествий по Непалу.
Эпоха вершины Эвереста для Таши Тенцинга, похоже, завершается в 2007 году восхождением с севера, со стороны Тибета. Таким образом, оба классических маршрута им пройдены.

И под завязочку, вот такой АРТЕФАКТ от NASA
В июле 2015 г., в честь Тенцинга, сотрудники NASA именем «Норгей» назвали гору на планете Плутон, открытую американским исследовательским зондом «New Horizons».

Продолжение династических историй следует…
Катманду, октябрь 2015.

Искренне благодарю за помощь команду съемочной группы «РД Студия»: Кристину Козлову (режиссер - постановщик, исполнительный продюсер) , Сашу Кубасова (камера, фото ) и Романа Реутова (фото и свет). Надеюсь, что в апреле им удастся доделать фильм про великую Гору, работа над которым была остановлена в связи со случившимся в этом году землетрясением … Удачи, ребята!