Пишет odem, 05.10.2007 11:15

Сей опус не претендует на литературный шедевр, написан мной под впечатлением пережитого приключения. И ранее таких длинных текстов я не писал, так, что не судите строго

Несколько слов о восхождении на восточную вершину Эльбруса 5621м по северному склону. (Горный туризм, конкурс bask)

Хочется поблагодарить, всех кто руководил, вел, участвовал в восхождении на Эльбрус 23го сентября 2007 года. А именно Юрия Рощина, с которым мы поднимали такие глобальные темы, сидя у него в гостинице на кухне. Игоря Алексеевича, который много знает о травках и кое что поведал мне, и которому 92 года!!! дай бог ему здоровья! Всех наших гидов: Данилу с веселым и бесбашеным характером, Ромку «пирата», шутника и растамана, Андрея серьезного и рассудительного и Игоря-с которым мы делили хижину. Последним двоим особый респект, но об этом позже.
И так. Приехал я за пять дней до начала программы, надоело сидеть на севере (я из славного города Стрежевой), решил немножко полазить по горам. К моему счастью мне достался хороший компаньон - Дима из Подольска, с которым мы "штурмовали" Машук, а за тем Бештау в Пятигорске, да и просто хорошо провели время. Большой приветище тебе Димка!
Но вот он, долгожданный день начала программы. 17-е сентября, как оказалось, не я один приехал раньше. Еще трое ребят: Юра из Новосиба, Алексей и Димка из Москвы. Которые устроили вылазку с ночёвкой в палатке в окрестностях Кисловодска, и которым Женя из Краснодара, как это свойственно южным людям прилепил название-"Староверы", за их обособленность.
Остальные ребята и девчата: Оксанка из Москвы, отец с сыном Олег и Слава так же из Москвы и Олег из Перми, фух, вроде всех представил.
Утро 18-го, встали рано, помылись, побрились...некоторые, получили снарягу у кого чего не хватало. Немного по тусовались во дворе,

выгнали 66-ой, загрузились, тронулись.. По пути заскочили на рынок, прикупили перекусить в дорожку и снова тронулись. ТрансфЁр до поляны Емануэля описывать много не буду, скажу одно: тяжела и неказиста дорога нашего туриста.

Дорога узкая, сильно размытая местами. В конце так вообще не вписались в поворот, правое переднее колесо повисло над пропастью, но доблестный Юрий Рощин исправил ситуацию и со второго захода вписал ГАЗон туда куда положено, хоть признаюсь, было страшновато.

Поляна это очень красивое место, где есть база МЧС, серебряный источник, прекрасный вид на Эль и море сусликов.

Разбили лагерь из 6-и палаток: кухня, две палатки гидов и три на нас, Юра спал в ГАЗоне. Осмотрелись.

Тут нас ждал первый сюрприз еду готовили гиды и посуду прибирали и вообще по хозяйству, что очень обрадовало. Поужинали. Мы с Оксанкой

схватили фотики, она свою 30ку я 350ку и принялись творить вечное. Закончилась наша фото-сессия ночной съёмкой со штатива лагеря, ведь лагерь и палатки были освещены настоящим электричеством от дизельного мобильного генератора.

Это был второй приятный сюрприз, а главное полезный в плане зарядки всякой электроники. Ночь, сон в вперемешку с борьбой со сползающим из за неправильной установки палатки спальником. Пару часов от силы удалось поспать, но тут сам виноват, новый спальник, новое место, такая натура, короче не выспался.
Утро 19-го, плотный завтрак, первая перепалка с Ромычем из за кипятка который размели на термосы с чаем, а на сам завтрак не хватило, но это чисто по не опытности, мелочь.
Собрались, короткий инструктаж и в путь на "Хижину". Акклиматизационный выход, заброска части снаряги и продуктов. Тут третий не менее приятный сюрприз, мы несли только свои вещи, что мне особенно было актуально, поскольку фототехника тяжела, я два раза тащил BASKковский BERG 100 заполненный до верхнего отсека, килограмм по 12. Не тяжело, но всё же.
Дорога пролегла по красивейшим местам, горная речка вдоль "обезьяньей" тропы, довольно узкой и местами пугающей, с выходом на "Аэродром".

Огромное плато, почти идеально ровное. Говорят, немцы во время войны его использовали в качестве аэродрома. На нем, кстати, тоже море сусликов, и с которого открылся потрясающий вид на Эльбрус. После аэродрома небольшой отдых и начало довольно крутого подъёма.

Штурмуем, выходим на более пологий склон, усеянный мелкими камешками, тропинка, хорошо протоптанная и так до самой "Морены". Вот где пришлось потрудиться. Морена представляет довольно крутой склон, усыпанный большими и очень большими камнями, по которым очень не легко лезть с рюкзаком и без него и она довольно продолжительная и утомительная, короче выматывает.
Как потом гиды рассказали прикол про Морену, одна тетка, прочитав на сайте описание маршрута, а именно подъём на морене до хижины, сделала вывод, что Морена это такое транспортное средство, требовала его использования.
Ну, всё когда ни будь, заканчивается, закончились и наши страдания на Морене. И вот она хижина: не большой домик, обитый железом имеющий махонький тамбур, маленькую кухоньку и собственно само помещение с двух ярусными лежаками и столом, способной вместить довольно комфортно человек 15. Рядом расположено четыре "микро" хижины, маленькие спальные боксы, обитые металлом с небольшими окошками и дверями, один из них не достроен, там же строится большая "Юрта" судя по том, что сделано, довольно комфортабельное жилище.

Ну в общем-то больше на "Хижине" ничего и нет, за исключением немецкой дровяной буржуйки, которую не пожалели годы, но кто-то напихал дров и бумаги.
Легкий перекусон, отдых, и вниз, я так с пустым рюкзаком, примчался вслед за Андрюхой, по пути зашли на каменные "Грибы", где Игорёк показал мастер класс по скалолазанию. Поснимали, я не стал, что то поленился и снова вниз, по пути решаем с Андрюхой окунутся в "Серебряном" источнике, так же подбиваем на это "чистое" дело Олега из Перми и определяемся принять по 30 капель коньяку, что собственно, и совершаем в последствии.
О "Серебряном" источнике: небольшой, примерно 4х5 метров, естественный бассейн из которого вытекает довольно большой ручей. Вода в источнике удивительная, мало того, что она невероятно вкусная, хоть и не обладает вкусом минералки и не газированная, за то насыщенна какими то минерами или металлами, которые её делают мягкой и при стирке и помывке не требуют моющих средств и это при температуре около 2х градусов. Отмывает и отстирывает мгновенно. Придает вещам удивительный свежий запах, такой не даст не одна химия. Источник действует, как сказали гиды с августа по октябрь. Предположительно летом от таяния ледников наполняются некие горные резервуары, в которых вода "настаивается" и к августу эти ёмкости переполняются и дают этот волшебный источник. Такую гипотезу поведал мне Андрей.

Дойдя первые до лагеря, пока не остыли мы, с Андреем окунаемся в источник. Получается эффект русской бани, когда распаренное тело, окунается в снег или ледяную воду, мышцы после такой процедуры максимально расслабляются и отдыхают. А на ужин нас ждёт чудесный Ромкин борщ, который как нельзя, кстати, ну и намеченные 30 капель коньяка. Потом разговоры, неудачная попытка уснуть, опять выход из палатки, разговоры, снова упаковка в палатку и борьба с соскальзывающим вниз спальным мешком, короче снова не выспался.
Утро, 20-ое сентября, солнышко, тепло, хоть и не выспался.

восполняет плотный завтрак, бодрящие водные процедуры у источника. Вот тут случился конфликт между гидами, который показал их с не лучшей стороны:

Ромка упылил с продуктами на хижину раньше, оставив в разрухе кухню, всё разбросано, палатка, и плитки не собраны. Короче бардак! Возмутился Андрюха, сказал, что если ему буду платить за повара, он это всё без проблем соберет. Игорёк вступился против, не такой же это, мол, и косяк. Собирать лагерь не готовить (тут я его поддерживаю). Но моё дело телячье, молчать и делать то, что скажут. Юра всех отвел в сторонку, провёл политику партии, и работа снова закипела.

Вывод: не стоит это устраивать перед клиентами, сразу теряется процент доверия и авторитета, лучше потом устроить разбор полетов. (моё, чисто субъективное мнение).
Ну, всё это мелочи.

И так вышли, снова этот нудный подъём, снова эта мрачная Морена, наконец, то дошли. На верху нас ждал обед-сюрприз, суп из рыбьих консервов, если честно, не обижайся Рома, но такой изжоги я еще не испытывал. Не понравился супчик. Хорошо, что это было единственный раз.
Маленькое отступление кулинарного характера: вообще странная политика подбора продуктов, я конечно много не знаю, но мне кажется довезти замороженное мясо на хижину вполне реально. Конечно, если нет отдельного повара, то проблемно с готовкой. Но когда он (повар)есть, всё можно сделать, за то куда приятней есть нормальную еду, а не ту которую уже один раз сварили (консервы ). И еще раз повторюсь, я много не знаю.
После плотного обеда, распаковываемся, занимаем места согласно купленным билетам (шутка). Я занял место в отдельном боксе с Игорем, о чем в дальнейшем ни разу не пожалел, спальник был у меня очень теплый, да и в бокс мы своими телами нагревали быстро, так, что спал я раздетый и воздух был свежее, да и беспокойства меньше. Выясняю у Ромки наличие продуктов питания с целью приготовления плова, минимально необходимый присутствует, Ромка в свою очередь мою идею одобряет. Решаем, если не убьюсь завтра, то плову быть на ужин.
Не большой инструктаж по одеванию кошек и обвязки, подготовка к завтрашнему выходу к скалам Ленца.

Проведя ночную съёмку Эльбруса, ложусь спать, снова сон не идёт, то ли от впечатлений, то ли снова от нового места, но всё же кое-как удаётся уснуть.
Утро 21-го, погода снова радует, тепло, ветра нет, все втихаря молятся на такую же на восхождение. Сегодня по плану акклиматизационный выход в нижним скалам Ленца. Переходим каменный овраг у хижины, доходим до нижней границы снега, одеваем кошки и в путь.

Дойдя до поворота, от которого начинаются трещины, цепляемся в обвязку, я попадаю возглавляемую Андреем, со мной в связке «Староверы» Димка, Юра следом я после меня Алексей. Подъём довольно крутой и продолжительный, но, взяв ритм по ногам впереди идущего дыхание стабилизируется, и идти становится легче. Но тут, по каким то причинам меня начинает догонять Алексей чуть ли не наступая на пятки, меня это сбивает, мы перестегиваемся, я становлюсь в конец связки, но ритм вернуть уже не удается. Дыхалка окончательно сбивается и я после намека Андрея, что тут уже не страшно отстегнутся, отстегиваюсь. Продолжаю путь уже один, потихоньку восстановив дыхание, доползаю до места, где заканчиваются трещины. За мной идут Игорь с Оксаной, которая натёрла сильно ноги новыми ботинками. Немного отдыхаю, пью чай и выхожу на крайний отрезок пути. Не спеша, но со стабильным дыханием, спокойно его преодолеваю.

У скал уже отдыхает основная группа, проводим небольшую фото сессию, пьём чай, отдыхаем и идём в низ. Данил объясняет народу правила спуска, что бы не на коленях а на полусогнутых и амортизировать всё задницей, мне это знакомо по горным лыжам. Спускаюсь очень быстро, по пути огрызнувшись с Алексеем на счет неудачного подъёма в одной связке (за то прости Леха, в психе был, устал очень, сам очень быстро пожалел о сказанном).

В низу ждёт наш Ромыч с борщом и салом, для оправдания жадности употребления этих замечательных продуктов питания, приходится открыть свои хохлацкие корни, чем немного всех повеселил.
Я, Олег и Женя решаем принять водные процедуры в ручейках с тающего ледника правее от хижины в сторону Эльбруса. Вода ледяная, но Солнце жаркое и если аккуратно то вполне можно освежится. Отдыхаем, загораем, пьем чай, разговоры разговариваем короче тусуемся как можем, кто спать пошел. Наступает время исполнять обещанное, а именно приготовление плова. Плов конечно не настоящий, не в казане, морковки мало, да еще и из уже отварного мяса, но есть много приправ и расстилка. Настораживает предупреждение о том, что рис тут варится дольше обычного, ну что ж, проверим. Предупреждающие оказались сильно правы, рис вместо положенных 20ти минут варился больше часа!!! Изголодавшийся народ с аппетитом приступил к употреблению этой каши под название плов, но оказалось вполне съедобно. После позднего ужина, затеваем игру в «Мафию» правила объясняет Данил и он же становится ведущим, постепенно входим во вкус, начинаем веселится, затем Игорь сменяет Данила, короче посмеялись вдоволь, усталые, но довольные ложимся спать.
Утро 22-го, и вообще-день безделья,

как обычно завтракаем, потом все занимаются кто чем, самые активные с гидами Данилой, Ромой и Андреем пошли на ледовые занятия.

Мы, оставшиеся «инвалиды» наблюдали за ними в Димин бинокль, попивая чай и почёсывая пузо, но совесть наша взыграла, и решаем побаловать ребят супом Харчо. Коллективно, очень быстро и качественно сооружаем данное блюдо, при активной помощи Жени, Олега и Оксаны. Суп получается изюмительный. То, что он из тушенки народ не хотел признавать. Активисты немного задержались на занятиях, и суп чуть было не остыл, но отобедали с большим аппетитом, потом из ярких впечатлений вспоминали это харчо.
После обеда начинаем морально готовится к завтрашнему восхождению, задаём кучу вопросов гидам, на которые получаем кучу ответов, все немного волнуются.

Рано ложимся спать.
Ночь 23-го, я проснулся в 12:30 с пол часика повалялся, вылез из спальника, оделся, тщательно заправляясь и перекрывая доступ холоду.
Про снарягу.
Так как, у самого перед восхождением была куча вопросов, хочу немного прояснить данную тему, те кто на Эльбрус не собирается, могут смело пропустить это абзац, и так на мне было:
теплые BASKовские трико из Polartec Power Stretch, две пары носков, Озоновские из Polartec скорее всего 200го, Lorpen termolite teta, ботинки LaSportiva Macalu без гортекса, брюки Rosignol с мембраной 10000 горнолыжные, по верх фонарики Озоновские тоже из мембраны 10000. Сверху термобельё LoweAlpine, тонкий полувер из флиса, BASKовская куртка TACTIC V2 из Polartec Wind Pro (очень хорошая и практичная куртка, в которой я делал акклиматизационный выход до нижних скал Ленца и ни капли не замерз, но сочтите за рекламу, но она мне очень помогла в этом восхождении) и курка с капюшоном Rosignol с мембраной 10000, на голове шерстяная с флисом изнутри шапочка, намордник Rosignol и две пары очков от солнца Alpine и той же фирмы лыжная маска с оранжевым солнцезащитным фильтром, на руках обычные горнолыжные перчатки и в кармане запасные из полартека тоже Lowe Alpine.
Так вот, чувствовал я себя очень комфортно, тело не мерзло совсем, было сухо и не жарко. Пальчиками ног иногда шевелил, но только для того, что бы понять мерзнут они или нет. Руки тоже не мерзли, замер один раз мизинец(когда вышло солнце и пришлось остановиться одевать очки), но я его быстро привел в чувства растиранием. Больше всего боялся за ноги, и думаю, если бы не хорошая погода, может быть, и подмерз слегка, но когда всё время двигаешься нормально.
И так продолжу, вышел из бокса. Игорь еще дрых. Ромка уже заботливо налил крутого кипятка в наши термосы. Народ постепенно выползал из хижины, погода обещала быть хорошей, на хижине ветра не было совсем. В общем, протираем глаза, сумбурно завтракаем, запихиваем в рюкзаки термоса и кто чего припас да теплые вещи. У меня был фото-рюкзак, который разделен на две части, в нижней фото оборудование, сверху вещи. С собой на восхождение брал зеркалку с батарейной ручкой, объектив 17-40мм, вспышку и запасную батарейную кассету. Из вещей, термос, конфеты всякие орехи в шоколаде, еще теплые носки на всякий случай. На круг получилось килограмм 6 за спиной, немного, но учитывая продолжительность и высоту подъёма ощутимо.
Наконец то все собрались, позавтракали и двинулись, прошли каменный овраг за хижиной, оделись в кошки вышли на восхождение.

Дойдя все почти дружно до места, где нужно было сцепляться в связки разбились на 3 связки. В первой: Данил, Женя, два Олега, Слава, во второй: Андрей, Дима, Юра, Алексей, в третьей: Игорь, Оксана и Я. Вышли, ветер постепенно крепчает, шевелю пальцами на ногах, вроде все нормально. Усталости еще нет. Дошли до камня, на котором расцепляемся и дальше своим ходом.
Тут первая и основная грубая ошибка гидов: ТАК ДЕЛАТЬ НЕ НУЖНО!!! Только группами во главе с гидом, а лучше одной большой, понятно, что это будет немного дольше и мене мобильней, но когда в группе все новички, то это самый безопасный и оптимальный способ. И вот почему я так думаю: Гид всегда подскажет как нужно дышать, где как лучше идти экономя силы, где лучше сделать привал, ну и наконец у него спутниковый телефон. А в горах случись что, расстояние в километр придется преодолевать не один час. Да и чувство одиночества на этой огромной горе, хорошо, но не недолго, потом начинает давить на психику.
Посередине пути от камня до скал Ленца замечаю, что у меня сползает левая кошка. Ну, плохо затянул в темноте, но идем мы пока втроём я Игорь и Оксана. Остановился, мерзнущими пальцами с трудом привел кошку в порядок, для этого пришлось снимать и снова одевать «фонарик» (бахилы). Заняла эта процедура минут пять, но я отстал.
На нижние скалы Ленца пришел, кажется последним, ветер стал пронизывающим, по пути сел фонарик, который включил в режим криптоновой лампочки, но сделал это преднамеренно, поскольку хотел добить подсаженные предыдущим использованием батарейки. Прыгая на месте, что бы не прихватило ноги, под свет Жениного фонарика меняю батарейки, пальчики мерзнут, еще ночь темно, холодный ветер, спасает намордник. Пока провозился с фонариком, передохнул, все уже выдвинулись, но я не сильно отстал, сократив свой отдых, на средних скалах уже изрядно под уставший догнал Игоря с Оксаной. Начало вставать солнце, Игорь с Оксаной ждать пока я передохну, отказались, Оксанка мерзла. Пошли дальше, я отсиделся минут пять, отдышался, началось сказываться кислородное голодание, всё труднее стало восстанавливать силы (высота примерно 4500 -4700). Продолжил путь, меня догнал Андрей подсказал, куда держать курс и двинул дальше, ему легче он не в первой . Пройдя немного вышло солнце, показав красивейший рассвет, снять который у меня не хватило духа. Пока доставал и одевал очки и лыжную маску, прихватило пальцы на руках, растер, но смелости достать фотик не хватило, да и спешил догнать группу. Одному становилось тоскливо, как я жалею, что не снял рассвет, зря спешил, несколько минут не помогли бы догнать, а отдышатся, был бы повод.
Усталость накапливалась всё больше, я толком не отдыхал, силы восстанавливались всё медленнее, за собой заметил Димку, которому тоже было не легко, он тащил флаг на вершину, какой, можно было только догадываться.
Подъём начал превращаться в тупое пересиливание себя, спасало лишь то, что видел, когда останавливался. Красота, которая отпечаталась в мозгу навеки. Ощущение нереальности и детского восторга от невиданных ранее картинок, пейзажей, далеко внизу были облака, горы, утреннее солнце освещало всё это розовым светом, придавая картинкам еще больше нереальности.
По сути, на склоне я был один, лишь изредка сверху дожидался Андрей, когда я появлюсь в поле его зрения, да Димка который появлялся, то исчезал за очередными камнями снизу.
В таком темпе прошел весь путь до верхних скал высоты 5200, где остановился Андрей, готовя чай и нехитрую еду для спускающихся и поднимающихся на купол. Тут я снова догнал Игоря и Оксану, да и остальные видно тут долго отдыхали и когда я подходил они собирались выходить, кажется хлебнув немного чаю чего то там съев и отдышавшись я осмотрел купол осталось 400метров по вертикали. Склон довольно пологий, ровный, почти идеальный усеченный конус. Андрей показал ориентир, большой кусок скалы и сказал держать на него курс. Одному отдыхать было не интересно, да и спешил я подняться, про фотосъёмку совсем забыл. Остаток пути казался не слишком сложным и унылым. Все были недалеко впереди, и казалось, на вершине встретимся. Как я ошибался, не дав себе как следует отдохнуть, я двинулся догонять остальных, но не тут то было, дышать стало очень трудно, пришлось снять намордник, что оказало только психологический эффект но ни как не практический. К тому же я забыл крем от загара, а взять было не у кого, но ели честно я тогда об этом мало думал, о чем пожалел позже. Шел, сперва отсчитывая по 30 шагов отдыхая до полного восстановления дыхания, потом сил хватало лишь на 20 и снова отдышатся, под самый конец уже по 10 с длинными отдышками. Так я полз до большой скалы-ориентира, не помню по времени, но кажется часа 2!!! не меньше, по пути встретил ребят. Данилу, который немного взбодрил и обнадежил, что придало сил, и еле волочащего ноги Юру подсказавшего, что спуск не легче, я ему тогда не поверил, а зря. По пути обращаю внимание на западную вершину Эльбруса, там тоже идут люди, кажется не очень далеко, но они идут по явно выраженной дороге, то ли так утоптали тропу, то ли ратрак проехал, кажется им проще.
В общем, на чём дошел до скалы не помню, последние 10-20 метров по вертикали шел на чистом духе.
И вот она вершина, голова плохо соображает, но сквозь туман усталого сознания пробиваются картинки, красивейших пейзажей: обсерватория очень знакомая мне по южному склону, облака внизу, очень синее яркое небо, и жгучее солнце. На вершине сидят Игорь и Оксанка ждут нас с Димкой, посидев несколько минут я пью чай из термоса закусывая конфетами, потом пытаюсь позвонить с сотового, но не получается. МТС не хочет брать, а мегафон чего то не пускает, короче связи нет, да и бог с ней.

На автомате достаю фотик пытаюсь снять пару пейзажей толком ничего не получается, тут еще Игорь торопить начинает, он понятное дело замерз, ожидая нас, но я с места не сдвигаюсь телу нужен отдых. Тут подтягивается Димка, тоже падает отдышаться, потом все просятся снять их я отнекиваюсь, но потом делаю один снимок.

И всё, мы идем на спуск. Игорь настоял. Я напоминаю Димке о флаге, он наверное тоже про него забыл и сил на него нет, но не тащить же его в низ да и нам любопытно, что же там, на флаге то.
Димка спускается к первой удобной скале закрепляет флагшток, разворачивает полотнище и что же мы видим, ай да Димка, ай да сукин сын! на флаге нарисовано красное сердце и написано: «Маша, я тебя люблю». Снимаю шляпу, Дима! Аплодисменты!!! Маша, если ты это не оценишь, то будешь полной дурой! Есть место романтике и чистой любви в нашем мире, значит не такой уж он и плохой этот мир  Тогда оценить этот поступок просто не было сил, теперь же я восхищаюсь самоотверженностью Димки, и думаю, что это флаг ему помог подняться на вершину. Будьте счастливы Маша и Дима, ваша любовь реет над всей Европой, выше только самолеты 
Но вернемся на землю, вернее гору, дальше начинается самое неприятное для меня, у меня отказываются идти ноги, ну то есть, совсем, они становятся ватными как будто у пьяницы, совсем не слушаются, сделав пару шагов я валюсь на снег, голова начинает сильно болеть, в ногах боли нет, они просто ватные. Сообщаю эту новость Игорю, как-то пытаемся совместно спускаться, не получается. Пробуем подключить Димку, но он сам на последнем вздохе. Отпускаем Оксану одну вперед, внизу на скалах ждёт нас Андрей и Алексей, которому тоже подъём дался не легко. Какими то способами скатываемся с купола, если честно плохо помню, но спускаемся. Сообщаем эту новость Андрею, мне ужасно стыдно за свою беспомощность и причиненные неудобства сотоварищам, но идти сам я не в состоянии. Ситуацию осложняют облака появившиеся снизу по склону. Нет охоты попасть в снег и туман, да еще в таком состоянии. Я предлагаю вызвать вертолет МЧС, что бы не усложнять жизнь остальным это кажется самым разумным решением, хоть времени еще предостаточно для спуска. Тут вторая непростительная ошибка гидов, спутниковый телефон вниз с основной группой унес Данил, рации у него не было, рации были у Игоря и Андрея, а они были со мной на верху так, что связи с лагерем и остальным миром НЕ БЫЛО!!!. Поинтересовавшись, а знают ли они волну МЧС оказалось, не знают, то ли я фильмов западных пересмотрел, толи живу в другом веке, но мне казалось изначально странным, что при дешевизне раций ими не снабдили всю группу, каждого персонально, и что в век информационных технологий не иметь рации настроенную на волну МЧС находясь в опасных горах, где каждый год гибнет не один десяток людей, по меньшей мере, глупость и самонадеянность. Короче помощи ждать неоткуда, обидно, досадно, но ладно. Долго описывать свой позор и мучения нет желания, расскажу коротко, до средних скал Ленца Гиды тренировались в спуске меня разными способами, но каримата не было а другого способа безопасно спустить меня не придумалось. То обвязывали веревками, то пытались удерживать палками, то еще много чего. К средним скалам им это порядком поднадоело, да и понятное дело, что воду в ступе толочь. Андрей высказал разумное предложение всё же идти самому, да и я понимал, что другого выхода не будет. Пообещав приложить все силы для самостоятельного спуска я начал это выполнять, как мог. С погодой очень сильно везло, не знаю кого благодарить, то ли тех кто ожидал меня дома, то ли господа, но облака пронеслись мимо и шансов попасть в туман становилось всё меньше, что успокаивало, так же успокоил рассказ Игоря, что такое у него уже было и называлось это ГОРНАЯ БОЛЕЗНЬ! «Горняшка» по простому, да теперь все сходится, еще Юра Рощин описывал внизу симптомы, говорил, что очень схоже с опьянением. И так меня накрыла «горняшка» при чем в нехилой форме.
Если описать состояние в двух словах, то выражается это так как будто ты выпил накануне пару, не меньше пол-литра паленой водки и от этого ужасно болит голова, а сейчас ты принял не меньшее количество на грудь и из за этого нарушена координация, при чем только в ногах, я даже иногда посмеивался над своими нелепыми движениями, плюс покрывает всю эту смесь нехилый жар, как мне казалось градусов 39, и я был не далёк от истины.
И так гиды меня оставили в гордом одиночестве, сами удалились в перед с Оксаной, Алексеем и Димой, двое последних тоже не отличались сильной прытью, но им было явно легче, чем мне.Спускаясь до очередных камней, они не упускали меня из виду и сидели, ждали пока я до хромаю до очередного условного места, потом снова спускались вниз и так далее, до места где необходима была связка. До хромал. Начало темнеть, на камне меня ждал Игорь, Андрей повел в связке остальных, что бы они не мерзли, все и так устали. Посидев отдохнув минут 15 я понял, что отдых в мышцы не приходит, ну если совсем чуть чуть, на несколько шагов. Ну, деваться некуда, связались и пошли, пять шагов идем, минуту стоим, снова пять- десять идем и снова стоим. Тут на горизонте появился Андрей, какой молодец, не бросил, проводил ребят в связке до безопасного места и вернулся к нам с Игорем.
Тут я хочу высказать искреннюю признательность этим ребятам Данькову Игорю

и Андрею (фамилию забыл)

гидам клуба Лакколит, за то, что они вынесли весь это долгий спуск со мной, за то, что не бросили на горе, помогли морально и физически. СПАСИБО ОГРОМНОЕ РЕБЯТА!!! Вы настоящие мужики!
Так, тихим сапом мы встретили луну, а было полнолуние, как же всё-таки было красиво вокруг! Серебро разлито по склону, все переливается и искрится, странно, что хватило сил замечать это, но рассудок был чист, да и легче становилось с каждым километром спуска, отступало кислородное голодание, а тут от нижних скал Ленца так и вовсе уже пройденная акклиматизационная высота. Пройдя трещины в связке втроём, мы поняли, что смысла держать Андрея нет, и после его предложения пойти позаботится об ужине мы не возражали.
С горы подул теплый ветер, идти становилось всё легче, под конец я попробовал новую тактику, полежать на снегу более продолжительное время, чем стоя, расслабив ноги полностью, это помогло и таким способом мы в три–четыре отдыха добрались до камней, там где нужно было снимать кошки, к тому времени на хижине заботливо включили маячок, указывающий путь. Мы присели, сняли кошки, передохнули и дошли до хижины, где нас ждал ужин, компот, сок и чай. Меня так мучила жажда всю дорогу, никто не рассчитывал на такой долгий спуск и запасы чая взятого с собой кончились очень быстро.
Наскоро, без особого аппетита поужинав, я надулся сока, компота и чаю с шоколадкой. Меряю температуру, я оказался прав 38.5 голова болит сильно. Данил выделяет мне таблетки обезболивающие, жаропонижающие и прочие запиваю их чаем. На мой вопрос, что делать завтра если мне не станет легче, он успокаивает, что станет обязательно легче, сомневаюсь, но остается только поверить. Доползаю до нашего с Игорем бокса и просто проваливаюсь в спальный мешок, срезает как сваркой.
Просыпаюсь утром, проспал часов 10 не меньше, не морозит, температуры значит нет. Вылезаю из спальника одеваюсь, выхожу из бокса, следов вчерашней «горняшки» как не бывало, голова ясная, ноги немного помнят, но совсем немного, а так состояние вполне хорошее. К спуску готов, собираю по быстрому вещи в свой 100литровый BASK berg. Оказывается килограмм 25, но сидит вполне удобно. Быстро завтракаем и в первой группе, не дожидаясь остальных, я, Андрей Женя и Олег, выдвигаемся вниз, у меня в планах сделать несколько снимков, да и немного реабилитироваться после вчерашнего. Морену проходим довольно дружно, лишь под конец я начинаю немного отставать, все-таки сказывается небольшой страх перед ногами, нет того доверия, на камни ступаю аккуратно, как бы проверяя ноги на прочность. Но спешить особенно некуда и пройдя морену, мы решаем, разделится, ребята хотят успеть сходить к водопаду поснимать, я же наоборот хочу поснимать тут.

Оставшись один, я неспешно спускаюсь, любуясь красотами и снимая, по пути натыкаюсь на небольшую поляну брусники, наедаюсь ей до оскомины на зубах.

И вот он лагерь, база МЧС внизу Андрей шаманит чай, позвал меня, но я сбросил рюкзак и к серебряному источнику, ополоснулся, почистил зубы, какой он все-таки волшебный этот источник, усталость как рукой сняло, наполняю термос домой на пробу и бутылку с собой попить в дорогу, возвращаюсь на базу там уже подтягивается народ, пьем чай, грузимся в подъехавший 66й и в путь.
На этом мои приключения на Эльбрусе заканчиваются. Выводы делайте сами, кому какие больше по душе. Моя цель лишь донести информацию, рассказать, то, что накопилось за время моего путешествия, о людях с которыми был счастлив встретится, о неожиданных проблемах и радостях. Все хорошо то, что хорошо кончается, а с такими людьми иначе и не могло бы быть.
Еще раз огромное спасибо всем, кто был рядом, кто это всё организовал и довел до конца. Мы все вернулись живые и здоровые, счастливые и весёлые. И не думаю, что много на себя возьму, заявив, что мы обязательно вернемся, может не все вместе и не в одно время, может не в эти горы, но вернемся, без этого уже нельзя.
Прошло три дня как я вернулся. На лице красные следы от солнечных ожогов и а вокруг глаз следы от маски, но я уже туда хочу!
Есть у меня одна идея, по южному склону, спуск на лыжах, зима скоро…..

Вот наш составной список:
Ширяев Алексей
Дёмин Олег

Дёмин Олег (odem) 02.10.2007 odem@rambler.ru

А я Димка тот самый, Олегыч, а я ж тебя тащил с Игорьком, Леха потом сказал, примерно до середины купола. Хотя у самого всё как во сне было, помню тока сначала был на торможении сзади но сильно устал, потом с Игорем поменялись, я тебя тянул вниз, а он тормозил сзади, было значительно легче, а ещё мы тебя вели под руки не могу сказать как долго. :)))) Но когда к нам присоединился Андрей, у меня уже было ощущения, что уже пора меня тащить, потом когда Алексей подошел, я помню он даже мне помог идти, морально помогло и я ожил и пошел сам. Но засада ещё оказалась в том, что у меня толи обувь была не по размеру, толи я плохо затянул шнурки, от давления носков ботинок у меня на ногах ногти на больших пальцах можно сказать оторвались от кожи, каждый шаг это была адская боль, из-за неё я очень медленно шел...

Откройте на редактирование пост и добавьте в поле метки "конкурс bask". Спасибо.

спасибо, сделал

Да, а нам каково было внизу на хижине сидеть? По времени уже должны были спуститься все, а вас даже в бинокль не видно было... Потом появилась группа плотно идущих людей и Данила предположил, что кого-то тащат... К тому времени уже было ясно, что-то пошло не так. Очень плохо, что не было связи, могла бы понадобиться дополнительная помощь, а мы уже сидели разлагались и чай пили. Но хорошо, что все закончилось хорошо. Лично для меня это был урок - горы это не шутки, даже в звенящую погоду и на простом маршруте.
За "староверов" Женьке мегариспект, нам понравилось, и народ веселили :)
Юра

Да уж :(( - бедный Данька - как парни то задолбались с вами наверное.
А вертолет МЧС - это не лучшая, а дежурная шутка - он прилетит примерно через сутки и сядет на 3700.

Статью надо читать внимательно, а потом "жалеть", Данька не участвовал в спас. работах вообще. Про вертушку возможно прав, но дело то не в том что её не вызвали, а в том, что не было возможности в принципе! То что связи не было между всеми гидами это неоспоримый косяк.

Да уж...., блин странный.....никто не задолбался, спроси у Даньки, зачем так говоришь? обидеть хочешь? или сказать больше нечего. Про вертолёт....я честно всё рассказал, ребята подтвердят, сказал, что думал тогда, я первый раз это всё делал, много не знаю, а умничать не стоит :(
ЗЫ кстати у парней работа такая, а задолбатся на работе это значит хорошо поработать, но повторюсь не было такого

Спасибо за статью, Олег! Как будто опять побывал там. Я несколько раз ходил с Севера. Очень нравится. Правда мы (и тебе очень советую!) приходим на поляну пешком из Верхнего Баксана. Иными словами, обходим Эльбрус с юга на север. Советую пешком потому, что есть ряд преимуществ. Очень красиво по пути, акклиматизация (два перевала по 3200м.), ну и общее повышение тонуса перед горой.
Отдельное спасибо за фото! Выражаю своё восхищение пейзажами! Ночной Эльбрус - это просто шедевр! Кстати, чем снимал? По-моему, Canon, и конечно, не китовый объектив?

Спасибо Вам, за тёплый отзыв, с юга попробую обязательно и конечно пешком, снимал кеноном 350Д объектив преимущественно 17-40 ф4Л и кое где(портреты, печка) 70-200 ф4л, еще раз спасибо за высокую оценку снимков :)

Да я читал - читал и плакал "прекрасный вид на Эль " - как только человек так говорит с ним уже все понятно, "я два раза тащил BASKковский BERG 100 заполненный до верхнего отсека, килограмм по 12." - альпинисты :)) с большими тяжелвми рюкзаками, наполнеными пухом и туалетной бумагой - анекдот, "так до самой "Морены" - именно так !!! с большой буквы, "но мне кажется довезти замороженное мясо на хижину вполне реально" - ну да вы же альпинисты - Экстремалы, как же вы без мясато свежего а?, "Не подумайте, что это тупое щегольство брендами, просто очень хочется помочь тем, кто только собирается на восхождение, ведь от правильной экипировки зависит здоровье, а в таких экстремальных условиях и жизнь, своим набором я остался крайне доволен и готов прославлять бескорыстно Ляспортиву за офигительно удобные и функциональные и безопасные ботинки и ВАСК за удобную, комфортную и многофункциональную куртку да и остальные вещи отработали наилучшим образом, от начала подъёма до конца спуска оставался сухим, ветро не продуваемым, в общем, мне было комфортно, чего и остальным желаю." - вы правда думаете , что ваши советы кому-нибудь помогут - вам ТАК!! повезло с погодой, таких дней как 20-23 за все лето было 1-2, а в другую все было - бы по другому., "Тут первая и основная грубая ошибка гидов: ТАК ДЕЛАТЬ НЕ НУЖНО!!! " - ну вот опять даете советы профессионалам - лучше было не сидеть днем раньше , а сходить на занятия - глядишь и шлось бы легче, "Андрей высказал разумное предложение всё же идти самому, да и я понимал, что другого выхода не будет" - ага :)) всего то 800 метров высоты сбросили с пострадом - видимо устали, "100литровый BASK berg. Оказывается килограмм 25" - ну вот и опять какой экстрим!!! 25 килограм!!!!, "Есть у меня одна идея, по южному склону, спуск на лыжах, зима скоро….. " - а вот этого не надо - НЕ ХОЧУ БОЛЬШЕ НА ЭЛЬРУС РАБОТАТЬ -ДОСТАЛИ!!!!.
А вот это "я конечно много не знаю" - правильно. остальное смешно.

Я не понял Вы гид что ли? :)

Сереж, кончай ей-богу. Зачем людям праздник портить? :)))

Кому праздник, а кому работать. :))) восторги восторгами , а фильтровать базар нужно :)))
Нет не гид. я просто иногда бываю в том районе и насмотрелся на таких - с советами и идеями :))

Показать комментарий

ЗЫ, а про фильтровать базар это ты правильно сказал...;)

Показать комментарий

Поощрять желание надо,но не таким-же образом!Ну почему ,ни разу до этого не побывав в горах по-серьезному,но сразу на Эльбрус!Я понимаю,что на таких зарабатывают "бабки",но че случись-спасать таким как Веденин.За бюджетную зарплату.Я не походил "от Эквадор и Перу до Новой Зеландии."А только от Камчатки до Калининграда,ну Антарктиды немного,но водить людей вот так не стал-бы.Даже имея более чем 30-летний опыт в горах.Это просто разгильдяйство,а не восхождение.В такую погоду,кстати,ходили с женой "крест" без всяких ЛяСпортив,гортекса и прочих прибамбасов.В "совдеповских" пуховках и вибрамах,шерстяных свитерах.Но это было после Ушбы-если вы понимаете о чем я.Не хотелось резко кончать сезон.А вот носочки новые шерстяные перед этим я прикупил-не фраер!Может и резко,но не хочу нашествия подобных,начитавшихся и думающих что "та,лЁгко...!".

Ну спасать-да, придется, работа у спасателей такая..
А причем здесь- бюджетная зарплата? Не бесплатно же.

Антарктида - моя мечта :-)
Нашествие делают фирмы, предлагающие коммерческие туры. Тут я с Вами полностью согласен. Они набирают народ по принципу: "Есть деньги или нет". Элемент раздолбайства в этом, конечно, присутствует. Когда человек впервые видит, одевает и подгоняет кошки уже на леднике в день восхождения, это не есть правильно. Меня больше поражает как новичков ведут с хижины 3800м. сразу на вершину 5621м. Это огромный стресс для непривычного организма.

2 boroda Я не согласна с вами. Все зависит от целевой установки. Если человек хочет сам ходить сложные спортивные маршруты, то тогда надо учиться постепенно и с азов. А если ему просто хочется провести активно свой отпуск и подняться на Эльбрус, спрыгнуть с парашутом, проплыть по Амазонке, пролезть виаферрата и т.д. но он не дурак и готов нанять для этого профессиональных гидов, которые выполнят всю техническую работу для этого, то почему нет? Весь мир проводит активно свой досуг таким образом. И только у нас считается нормой делить людей на два контингента - либо профи-спотрсмены активно "отдыхающие", либо матрасники жарящиеся на пляжах турции.
Ведь никто же у нас не кричит всем этим немцам, англичанам, американцам, которые точно так же приезжают, чтобы подняться на Эльбрус и многие из них ни разу до этого не одевали кошки, и в не пишет на буржуйских сайтах, что зачем вы разгилдяи к нам понаехали.

Вы печатали раньше сами свои фотографии в ванне? Я печатала сама в кладовке, сама делала растворители, закрепители. И раньше каждый снимок был чем-то особненным. А сейчас все снимают тупыми мыльницами, где нажал на кнопку и готово. И плодят тысячами снимки где художетсвенностью и вложенной душой и не пахнет. И что? Но людям это нужно для счастья. Не каждый же готов тратить время силы, учиться владеть специально аппаратурой только для того чтобы сделать несколько снимков в отпуске. А эмоции от просмотра фоток хотят получать все. ну и на здоровье, если есть фирмы, которые готовы удовлетворять запросы потребителя и выпускать мыльницы.
И если есть фирмы готовые брать на себя ответсвенность за то, чтобы неподготовленные люди безопасно и с максималтьным удовольствеием могли активно провести свой досуг. Есть гиды, которые ДЕЛАЮТ СВОЮ РАБОТУ, для которой их наняли. Если гиду не нравится оплата, он считает что уровень нагрузки и ответственности выше, чем оплата - пусть не соглашается на эту работу. Путь идет работать программистом, они у нас в стране сейчас больше получают, чем гиды.
Другой вопрос в профессионализме этих самых турфирм и степени ИХ ответсвенности за клиентов. Если с клиентом что-то случается, то как правило вина в этом не его, а фирмы. Значит что-то не просчитали, что-то не доработали, что-то не предусмотрели, т.е. выполнили работу не качественно.

Я не нашла никаких НЕОБОСНОВАННЫХ требований в этой статье. Все претензии были вполне обоснованны. Включая кормежку рыбным супом из консервов. Да я сама и многие мои друзья, которые уже давно походили по горам давно не едим ни тушенку, ни прочие консервы. Какой бы сложности ни был маршрут я беру или вареное мясо и колбасу, либо сушеные грибы, суджук и прочие сушеные натуральные вещи. В меня даже с голодухи не полезет каша с тушенкой, так почему у нас клиентов кормят этими помоями?
Ну вот только Одем переборщил с вертолетом. У нас к сожалению не Альпы, где вертолет прилетает в течении 15 минут к любому пострадавшему, даже если тот мается похмельем :)) Это шутка :) Ну и с рациями на каждого - тоже вопрос цены. Все зависит от того какую цену берет фирма с клиента и заложено ли это в бюджет тура. Если это тур, где заложены повар, носильщики, рации на каждого, биотуалет и прочее, то это одно. Если эконом-тур, то другие требования.

2 odem. Жаль, что вам было так плохо и вы не смогли снимать во время восхождения на Эльбрус. Вот там у вас могли бы получится самые ценные снимки. Но зато как фотографу вам теперь есть к чему стремиться :) Удачи!

Показать комментарий

Спасибо, уважаемый. Почитал. Грустная со всех сторон история. Я близко дружу с Бершовым и тоже наслышан о всякого рода интригах в мире большого альпинизма. Но там интриги исходили от чиновников, а пострадавшими как раз были альпинисты.

По поводу Ручкина я высказался в том посте вполне определенно и не буду повторяться.

Безусловно, Ручкин НАСТОЯЩИЙ альпинист. :) Ледорубов, тем паче, таких, как у Александра, желаю и вам! :)

Я вроде не говорил что крутой.
А поощрять надо - вот только поощьренному надобы понять, что раздавать оценки и советы после одного восхождения -это как минимум не умно , а скорее смешно. на что я и указал. А некоторая восторженость вполне понятна.

Присоединяюсь к этому замечанию. Действительно давать грамотные советы новичкам может только более менее уже человек в теме. Только Серег, надо было как-нибудь без издевки об этом сказать человеку. Или у тебя у самого не было новичковой эйфории когда-то, когда ты был таким как он? :)

Олег, а фамилия Андрея-спасителя - Тузов. Страна должна знать своих героев не только в лицо :-)

Ну как мне кажется это была не горняшка в чистом виде. При горняшке со сбросом высоты начинает становится все лучше и лучше. И как правило при горняшке не должно быть температуры 38-39гр. Скорее всего организм не привыкший к высоте и нагрузкам не выдержал купания в холодных ледяных ручьях. В общем это скорее был всплеск сильной простуды который вместе с высотой и кислородным голоданием вылился в такую тяжелую форму. А то, что на следующий день прошло, как раз в этом был плюс большой физической нагрузки, т.е. организм не успел расслабиться как обычно во время болезни, а ему очень сильно пришлось бороться и сопротивляться.
Короче суть в том, что нельзя купаться в ледяных ручьях, как вы это делали на хижине, перед таким восхождением, когда для организма и так тяжелые нагрузки в виде акклиматизации, борьбы с холодом и кислородной недостаточностью. Если нет опыта подобных восхождений в горах.
И кстати гиды должны были об этом предупредить. Инструктора в альплагерях всегда предупреждают новичков, чтобы не купались в горной речке перед восхождениями.

Не всегда, Ирина, горняшка отпускает со сбросом высоты. Я думаю, что это очень индивидуально. Т.е. у каждого человека, кроме стандартных симптомов, есть свои особенности реакции на высоту. У меня, например, было, что быстро забежал на 4900м., а на спуске накрыло. В этом году в августе на Эльбрусе такая же история была с одним парнем в нашей группе. С чем я согласен с Вами, что высокая температура - это не характерно. В случае с автором рассказа, тут, наверное, в комплексе всё наложилось.

Согласна, что горняшка может всегда проявляться по разному у всех. Но я ведь как раз и говорила о том, что в данном конкретном случае, если взять во внимание все детали, то это было в комплексе. Прочтите внимательно :)
Кислородное голодание, о котором я писала и есть по сути гипоксия, т.е. то что в простонародье называют "горняшка"

Нет, признаков простуды не было ни каких, температура очень быстро прошла, скорее всего пере утомляемость и гипоксия наложились друг на друга, да еще большая солнечная активность...

У нас у всех в организме живет куча скрытых вирусов, которые периодически обостряются. Солнечная активность, гипоксия, холодная вода, повышенная непривычная для организма нагрузка - эти факторы сложились и вызвали такую сильную вспышку. Для организма все это просто было сильной стрессо-нагрузкой.

Сегодня я прочитал статью в газете. Газета называется Аргументы и Факты. Статью про восхождение на К2 мне посоветовал прочесть мама, у нее был шок, от содержимого и от увлечения, которое с недавних пор захлестнуло ее сына... Цитирую. "... У Виталия Иванова дал о себе знать тромб в легких. До вершины вроде недалеко, но у него полная раскоординация движений" ( Недалеко, еще метров 800 по стене, а всего километр, это по мнению журналиста не далеко... ) "Нужен кислород - а он остался в лагере внизу. Значит, кому-то уже измотанному надо вставать и идти... Ночь, мгла - глаз коли, снег мгновенно залепляет защитные очки". На высоте более 7 километров, при условии что в непогоде они просидели 3 суток, ночь и мгла это самое страшное... Далее "Парня в горы тяни - риски..."-данный принцип Высоцкого работает до высоты 5000 м. А дальше - каждый сам за себя. В том смысле, что каждый решает САМ, сможет ли он помочь другому. И, поверьте, не всегда ответ - положительный... Если человек видит - у партнера нет шансов дотянуть до базы, он скорее всего его БРОСИТ. И ни у кого это не вызовет осуждения. Но Виталия спасли... Неспасенные обычно возвращаются... по кускам. Спустить вниз тело целиком - практически невыполнимая задача. А у нас в отличие от остальных альпинистов не в обычае просто сбросить труп в пропасть или похоронить на месте. Поэтому оставшиеся в живых расчленяют погибшего товарища и по частям спускают в базовый лагерь. Причем доносят зачастую не все - при спуске( а он гораздо опаснее подъема ) всякое бывает. Родственники в принципе относятся к этому с пониманием..." Мож кто прокомментирует это, у меня слов нет... Олег, у тебя ЧП было выше 5 тыщ, прикинь, как тебе повезло. Андрюха с Игорьком могли принять решение - расчленить, Димке, Лехе всем бы дали по куску и вниз! ;-)

Это журналист явно во хмелю писал. Для пущего страха :-) пусть Ваша мама ещё почитает "Восхождение" А.Букреева. Тоже красочно описано. Но, что принципиально, описано самим участником происходящего.
Мне "нравятся" некоторые журналисты (подчёркиваю, некоторые, дабы не обидеть кого-то обобщением) которые берутся осуждать действия альпинистов, лёжа в шезлонгах и не подходив даже близко к горе. Как, например, одна новозеландская леди усторила истерику в прессе и заклеймила позором всех, кто прошёл мимо Дэвида Шарпа на Эвересте.

Как раз свежее мясо на борщ было бы :)

У тру-староверов синие пуховки и желтые каски, а у кого красные пуховки и черные каски - это людоеды!!!

Фуфло :)

Я, впринципе, был за "расчленение"!!!

Леха, ты злопамятный ;)

Нифига тут тема развернулась, прочитал внимательно: общий тонус правильный, по моему.
Сергей, я согласен с вами, в том, что человек "не в теме" не может давать советы, НО я уже в теме, и я не давал советы, и тем боле не ставил оценок, а лишь высказал своё мнение, при том обратив внимание, что я - "много не знаю" и "что это моё мнение" и у меня достаточный возраст и жизненный опыт, что бы быстро сориентироваться в любой теме и понять, примерно, что к чему, я собственно для этого всё и написал, что бы разобраться, и понять, не для того, что бы обвинить кого то, так, что тут мимо.
Про еду, тут немного стоит пояснить, в еде я не особенно прихотлив, НО если я вижу, что можно сделать лучше, то значит это нужно так сделать, особых препятствий я не увидел, у меня свой ресторан, так, что с такими проблемами я знаком не по наслышке. И я не не обзывал помоями Ромкину еду, я сам повар и уважаю труд коллег, и если вы вспомните, то я всегда говорил после обеда - "Спасибо повару" так приучен, из всей стряпни мне не понравился только суп из рыбных консервов, всё остальное было хорошо!
Ирина, про фотографии действительно жалко, НО я как не исправимый оптимист, вижу тут только хорошее - мне есть зачем еще раз подняться на Эльбрус :) и вообще мне ваше понимание и объективность в этой теме импонирует, спасибо вам за это :)

Други, я бы не хотел, делится на НАШИХ и ВАШИХ, все мы в этой жизни где-то, и кто-то. Я полез на эту гору не просто так, не с бухты барахты, это было осознанное решение взрослого человека, не один год собирался, я знал, чем это может закончится, я предполагал, какие трудности меня могут ждать, НО мне очень хотелось сделать ЭТО, и я СДЕЛАЛ это, кто бы, что не говорил! А написал, всё, что выше....расскажу правду: не собирался и даже не думал, проперло в самолёте, ну просто возникло желание вынести всё, что в голове, о чем я думал последние дни на "бумагу" там же я и написал добрую половину этого текста, строчил как из пулемёта стилусом по экрану коммуникатора три часа к ряду, ну а дома просто закончил, вот и всё. И не было никакой обиды или желания кого то обвинить, просто желание осознать всё, и вы все мне помогли, высказывая свои мнения, за, что спасибо большое, я рад, что тема вас затронула :)

А Рома-повар в прошлом году был пострижен налысо. Олег, можешь его представить?

Ого, а я то думал он из группы Битлз :)

А это флаг сукиного сына :))))

Вот только следующая группа сообщила, что его уже сдуло нафиг :)

Какой сентиментальный людоед :)

Ничего, будет повод ещё раз занести. Главное, чтобы Маша осталась :-)

А это Эльбрус из космоса. Сразу говорю, фото не моё :-)

спасибо за рассказ- интересно (коментарии еще интереснее).Но где же эмоции, ощущения, которые Вас посетили, тем более,что новички - расскажите что поразило.

Ну, как где-в рассказе, ощущения забытые с детства, когда открываешь для себя, что то абсолютно новое, что то невероятно интересное, ощущение, что ты прикоснулся к чему то великому, восторг, чувствуешь себя в этом мире, не так как на равнине, а по настоящему, ты часть природы, особенно когда один на склоне, чувства страха, нет скорее не страха а опасности, ты один и такая огромная гора, чувство визуального удовлетворения, тебя окружают фантастические, не реальные пейзажи, одно дело видеть это всё на плоских фотографиях, другое реально ну и конечно другие не столь прекрасные чувства, усталости очень сильной, злости когда не можешь, что то сделать, и конечно чувство гордости, когда ты это сделал.....короче ощущений масса и безусловно подавляющее большинство положительных :)

Очень сильно замерз на н.скалах Ленца. Одел пуховку, но дрожь по всему телу продолжалась вплоть до 5200, где уже отогрелся на спасительном солнышке, без него...хе...даже не знаю что.
Перед куполом сильно вымотался - не мог дышать и идти нормально, злился до реальной истерики, что не могу идти шаг за шагом. И силы были, но не могу дышать и все. Шел - шаг после 3 - 5 вдохов-выдохов, если не больше. На горе желания были только позвонить любимой и сказать, что я здесь. Говорил по громкой связи - держать телефон у уха не мог, я себя никак не ощущал :). Только разговор и приводил в восторг, точнее радость и слова на том конце и давали ощущени понимания того, что сейчас сделал. В кармане лежал фотоаппарат Юры, но ни одного кадра так и не сделал. Рад был найти хоть один (автор фото Оксана) как раз там я и звонил :). Спасибо. Вообще ничего не чувствовал - хотел дойти, а после - кроме чувства радости была злость на то, что приходится торчать и мерзнуть на 5200 и ждать пока спустят тело!!! После - на то что вымотался человек - Дима, тащя то тело, а уж его на горе не оставлю :). Он и сам понял, что если я ему еще чуток "так" подмогу, то меня придется тоже тащить и собрался с силами. Реальное спасибо, что сообразил :). Так что, все зависили друг от друга, как не крути.
Погода неприветливо портилась, мысли были разные, но было все равно - не заморачивался на этот счет.
Супер, классно было, короче! Тот вид, что открывается на высоте стоит всех затрат и переживаний. Жалко, что не было этого опнимания в тот момент. Даже не знаю, чего мне реально хотелось на вершине.
Единственный страшный момент (реально екнуло) был, когда ночью шли в связке через трещины. Шаг - в свете фонаря четкая линия трещинки во льду из-под зуба кошки побежала молнией.

К организации, личное мое, - очень много было сервиса, ну до жути много.
Помните мульт про Вовку в тридевятом... "а что Вы и есть за меня будете?.."

Ромка лысый______ не может быть, представить себе не могу, хотя с этим всё возможно.....вот дела, Димка посмотрел фоту, как снова вспомнил тебя с флагом, красавчик :) Эль, со спутника внушает, пытался найти нашу хижину

олег из перми.правда из соликамска.олег ты молодчина.написал хорошо.все вспомнилось.ходил в горы раньше 15 лет назад со свердловским турклубом.на гору залетели за 6 часов.Веденин ты не альпинист..Поддерживаю -они другие...

за 6:40 ;)

Во сколько мы вышли и у тебя Олег правильное время на фотоаппарате?

Пришли видео мне пожалуйста :) не хватает материалу для фильма о нашем восхождении :)

Веденин ты не альпинист
зачОт!!!

А альпинисты - они как люди :-) Они все разные!
---
и альпинист я тоже маленький, но, все-таки, я - альпинист! (с) почти Ким.

Наверное всетаки не Ким а Анчаров :))

Привет Олег, пропадал где? не хватает Женьки и Оксанки :)

на фотоаппарате естественно моё время, Москва +3 часа, вышли в 2 на горе я был в первом часу, 10 часов с небольшим

Я поднялся на вершину по всем расчетам и видеокамере в 12:40. Ты значит меня раньше на минут 15.
Кстати я тут обнаружил, что я был на вершине с 12:40 до 13:25, я был уверен, что мы там были минут 15-20... А ты Олег получается там вообще час тусовался :) Ты даже на видеокамере в кадр попал :)

Прочитал и прям все заново пережил....respect Олегу!!!

"Веденин ты не альпинист..Поддерживаю -они другие..."
другие- это с кем сравнивать)))))))))
С "альпинистами"- клиентами компаний устаивующие ком.восхождения тогда Веденин точно другой))))))))

Счастье есть;)

Олег, спасибо тебе за пост-отзыв и благодарность, спустя столько лет, я всё помню. Много ещё чего в моей практике с тех пор происходило, опыт конечно я тоже получил тогда на спуске. В мае 2016 мне пришлось с 5200 спускать одному товарища с травмой ноги, по льду ползли также до 2 часов ночи. Вспоминал наш с тобой случай. Только было всё посуровей. Вертолет прилетел за нами сразу же как только смог утром.

Как твой план по спуску на лыжах с южного склона, осуществился?

Перечитал ещё раз пост и все комментарии. Оказалось половина нашей группы тоже кто-то что-то писал здесь. Всем очень рад. И тому что здесь фото 14 лет назад, начало моей карьеры. Всем связь...

Рад буду очень, пишите-звоните +79283043737

Игорь Даньков. Гид по Эльбрусу.