записки физкультурника или как мы не взошли

Пишет pavelb, 19.10.2015 12:31

записки физкультурника или как мы не взошли (Альпинизм)
Идея пролезть знаменитый Regular Route на Half Dome по возможности лазанием родилась у меня давно, в 2009 году.
В тот самый момент, когда я, раскорячившись на фифах , терзал третью веревку не менее знаменитого Носа на Эль Капитане.

Снизу чей-то голос на английском с легким немецким акцентом попросил разрешения облезть меня слева. На мой взгляд, лезть там было негде. Именно тогда я понял, что ничего не смыслю в скалолазании. Кстати, последователям дзэн-буддизма на заметку. Классический случай просветления

В конечном итоге немцы обогнали нас всего на день, но, как говориться, осадочек остался. Стало понятно, что мы( по крайней мере я) безнадежно устарели и нужна глубокая модернизация в виде повышения уровня лазания.записки физкультурника или как мы не взошли (Альпинизм) маршрут Нос на Эль Капитане

Сказано-сделано. Но у любого процесса должен бы финиш, хотя бы промежуточный. Почему-то я решил, что это будет Half Dome.И вот как-то на традиционных майских в Крыму, выяснилось, что есть люди, которые имеют желание, время и все остальное для посещения самого логова супостата, а именно штата Калифорния.
В национальном парке Йосемити( в дальнейшем YNP) громадное количество самых разнообразных маршрутов, но так , чтобы физкультурникам(т.е нам) лезть лазанием , да чтобы еще big wall, только один- Regular Northwest Face of Half Dome.
Совершенно шикарный маршрут с супердолгими и суперкрасивыми подходами. С превосходным рельефом: тут тебе и знаменитые йосемитские трещины, и камины без промежуточных точек, и косые маятники . Опционально - ночевка на стене в гамаке, если повезет, то верхом на бауле . В общем ,есть все, что нужно для полного самоутверждения и последующего показа фоток завидующим друзьям и восторженным девушкам
записки физкультурника или как мы не взошли (Альпинизм) YNP
записки физкультурника или как мы не взошли (Альпинизм)
И вот все пришло в движение. Наши американские знакомые тут же получили длинный список желающих выехать в США для просмотра природных красот. Калифорнии. Получение визы сейчас не проблема, это 160 долларов и трехгодовая мультивиза, причем ,прямо на собеседовании тебе говорят, достоин ты посещения Америки или же находишься в санкционных списках. Удобно.

Традиционные карнизы в big wall и болдеринг в Rock Zona были безжалостно вычеркнуты из жизни. Их место прочно заняли две трещины в Big Wall , открытый скалодром на Юго-западной( там тоже трещина и хороших угол для тренировки распора) и пластырь, много пластыря

Комментарий первый-технический
В Америке я видел большое количество людей, которые не залепляют руки пластырем. Видимо,это хорошие скалолазы, которые держат равновесие на ногах, а руками придерживаются.
Как и положено при заклинивании. Jam climing , однако. Но повторять за ними не надо. Нам, простым российским(европейским, японским) скалолазам это грозит потерей кожного покрова на кистях в течении очень короткого промежутка времени. Во время предыдущего посещения в рамках фестиваля Zion Women был такой случай. Весь маршрут был окроплен кровью неверующего в чудодейственную силу пластыря.
Как известно, лазание по трещинам и то, к чему мы привыкли-это две большие разницы. Попадая на гладкие йосемитские граниты, скалолаз московско-крымского разлива становится сущим первоклассником . Надо перестраивать себя под совершенно новый вид лазания.
По моим собственным наблюдениям, чем ниже уровень лазания, тем больше восприимчивость к новой технике. Крутые перцы лезут трещины в откидку, находят на гладких стенах вокруг трещин микроскопические зацепки для рук и педальки для ног, незаметные простому глазу.. Нам же, физкультурникам, приходиться осваивать технику щелевого лазания.
Итак, да здравствует пластырь

Постепенно количество участников стало сокращаться. То-се, пятое-десятое. И осталось нас двое. Замечательно, как раз то, что нужно. Ведь после прочтения статья Игоря Вакулы «Назойливые советы» всем известно, что двойка-оптимальный состав в этом районе.

Скалолазы высокого уровня как правило пролезают Regular Northwest Face of Half Dome. с одной ночевкой на стене. Первый день подход и обработка, второй-17 питчей и ночевка на удобной полке, третий день-вершина и спуск. Соответственно, у нас вырисовывалась еще одна ночевка посередине. На 11 питче были троечные скалы и возможность пересидеть полулежа. К этому и стали готовиться.

Первый облом случился в июле. Тревожное сообщение поступило из Йосемити. Произошел обвал, прямо на нашем маршруте. И как вы думаете, что отвалилось. Правильно, троечные скалы с нашей ночевкой. Осталась гладкая стена.Опция "ночевка на бауле" стала реальностью. Пришлось запастись гамаком и подвесной горелкой.
Информация после обвала была скудной. Вроде бы набили шлямбурную дорожку на голом участке стены, но дальше никто не ходил. Ерунда, подумали мы. Ведь это суперпопулярный маршрут. К октябрю пообвыкнуться, пройдут новую линию, опять будет не протолкнуться. Решили разобраться на месте.

записки физкультурника или как мы не взошли (Альпинизм)
фото маршрута до и после обвала.

Калифорния.
Мы в самолете. Прямой рейс до Лос-Анжелеса. 12 часов и ты снова в лете и солнце. Ура!
В самолете выяснилось, что товарищ по связке не владеет английской мовой и вся тяжесть общения лежит не на нем.

Комментарий второй-лингвистический

Вдумчивый читатель наверняка в курсе того, что американцы говорят совсем не так , как нас учили в школе . И слова у них немного с другим смыслом и произношение иное. Поэтому с товарищем был проведен краткий инструктаж об особенностях американской устной речи
Например.
что заказывает русский человек попить, когда он хочет поесть. Ясное дело, чай, причем горячий. Hot tee, по английски. Может, где-нибудь в Миннесоте тоже пьют горячий чай, но в Калифорнии он всегда со льдом, надо обязательно уточнять , что вам нужен именно горячий чай. Hot tee –«хот ти» в транскрипции.
Прикол в том, что в Америке вместо о произносят а , и во время заказа надо произносить «хат ти». Разница настолько велика, что продавец не врубается, что такое «хот ти». Если вы так говорите, он сначала переспрашивает вас раза 4, потом начинает медленно впадать в ступор, он не понимает что вам надо, он в панике.Впрочем иногда и врубается. И это совсем не шутка.
Я попытался донести это до товарища, но он не поверил. Товарищ был приверженцем ортодоксального английского произношения, плюс к этому он не пил всяческую колу и прочую муру, только горячий чай. Каждый раз он вгонял в ступор продавцов сетей быстрого питания , пытаясь заказать «хот ти»..

Частенько мы с ним вспоминали «брат-2» и английские фразы героя С. Бодрова. И что бы развеселить себя, мы начали разбирать это кино на цитаты прямо с таможни, но особенно не расходились, держали себя в руках

Итак, мы у наших знакомых скалолазов , стопроцентных WASP (белых американцев).Выяснили, что в этот раз их волнуют китайцы с чемоданами денег, высокие налоги и Обама(в смысле, что Обама-…, ну вы поняли.) А также миграция мусульман в США. Мы так и не выяснили, знают ли они что происходит, например, на Украине, и где находится сама Украина. Похоже, что нет. Островная нация, им-то зачем
записки физкультурника или как мы не взошли (Альпинизм) здесь живут наши знакомые
записки физкультурника или как мы не взошли (Альпинизм) час пик
записки физкультурника или как мы не взошли (Альпинизм) Беверли-Хиллз

Быстро отоварившись недостающей снарягой, двинули поразмяться в пустыню Joshua Tree. Хорошие крепкие скалы, пустыня, кактусы,–красота. Приехали вечером, ну думаем, с утра полазаем
записки физкультурника или как мы не взошли (Альпинизм) по дороге в Joshua Tree
записки физкультурника или как мы не взошли (Альпинизм) дерево Джошуа

записки физкультурника или как мы не взошли (Альпинизм)

С утра… С утра оказалось, что Павел испытывает сильнейшие боли в том месте, где у человека почки. Сложились и началась наша медицинско-страховая эпопея.
Комментарий третий-оздоровительный
Собираясь в Америку, прихватите с собой все необходимые медикаменты, чего бы вам это не стоило. Потому что в этой чудесной стране победившей демократии все лекарства продаются строго по рецептамКарл, все! .Да-да, в аптеке просто так вам продадут леденцы от кашля, капли в нос и аспирин, который УПСА.
Чтобы получить все остальное, добро пожаловать к доктору. Платите ваши денежки и будут вам рецепты. Ничего личного-только бизнес. Жестокая и всемогущая каста врачей, в которую просто так не попадешь(шутка). Причем, понятно, что чем более серьезное лекарство вам нужно, тем большее количество врачей надо посетить и тем больше денег отдать. После этого с умилением посещаешь наши поликлиники и аптеки.

Пришлось распаковывать аптеку и кормить клиента кетоналом, хотел еще вколоть превентивно, но передумал. Потратили целый день на созвоны с компанией, с агентами, на посещение докторов и аптек.
В сухом остатке-убойная доза ибупрофена и слова доктора о том, что по его мнению, камни уже вышли и дальше все будет только улучшаться.
Получилось негусто, но Паше вроде полегчало немного, решили продолжать движение в сторону YNP. Забавно, но в самолете он рассказывал мне историю о том, что один его знакомый в день отлета пролетел мимо Крыма по той же причине.

Прощай густое калифорнийское вино и бурбон. И жидкое баночное пиво тоже прощай. Выезд стал приобретать непредсказуемый характер. С таким довольно мрачным настроением мы и покинули гостеприимный город Азуза

Комментарий четвертый-логистический
Пару слов о дороге. Как это ни смешно, но попасть в YNP не дороже и не труднее, чем, например, в Каравшин или в Фанские горы. Дешевый билет за 500 долларов, трансфер Лос-Анжелес-YNP туда-сюда 110 долларов и проживание в палатке 6 долларов в день на двоих. Вот пожалуй и все. По парку ходят бесплатные автобусы. Прекрасно можно обойтись без машины. Вас еще и официально поблагодарят рейнджеры за то, что не отравляете выхлопом чистый воздух Калифорнийщины

В YNP попали под вечер. В наши планы не входило заселяться ни в отель «Ahwahnee» за 230 долларов , ни в многочисленные кемпинги с домиками за 100 .
Палаточный лагерь Camp IV, культовое место скалолазов, вот что было нашей целью. Подойдя к регистрационному домику рейнджеров ,(рейнджер может быть тетенькой на кассе, а может быть и дяденькой с пушкой , наручниками и электрошокером), мы достали спальники и легли в очередь.
Тут так принято.Ночевать в палатке без регистрации ни-ни - сразу демократично впаяют штраф. Регистрация только с утра, брони не существует, количество мест ограничено-вот и приходиться адептам скалолазания занимать очередь таким образом.
записки физкультурника или как мы не взошли (Альпинизм) регистрация в Camp IV

Погода стояла отличная. Плюс 18-20 , очертания высоких сосен и секвой , чуть повыше резкие контуры километровых стен на фоне ярко-звездного южного неба, луна-все это умиротворяло и внушало осторожный оптимизм. Приняв кетонал на сон грядущий и найдя на небе большую Медведицу , мы уснули…

Не часто встретишь легкий сарказм к себе. Уважаю.

Хорошо! Ждём продолжения саги.

Как всегда! На самом интересном месте!!! Что было дальше - не томи!

Леденцы от кашля, капли в нос и аспирин в Америке можно купить в любом супермаркете

В кемпинги с домиками за $100 в Yosemite в сезон не заселиться - всё занято в первые часы, как открывают (рано весной) продажу мест на сезон. Вообще, стоять в Yosemite очень непросто - все места раскуплены, в единственный campground без предварительной регистрации (Camp IV) адская очередь.

:) Спасибо, ждем продолжения! И было бы интересно послушать, как правильно и бюджетно сгонять в Йосемити. Очень давно хочется посетить местный нац парк.

Евгений, для вас подробнее. На официальном сайте YNP вы находите страничку YARTS(Yosemite area regionаl transport sistem) , там расписание трансфера из Лос-Анджелеса и и Сан-Франциско. Из СФ не помню, из ЛА полный билет стоит 54 доллара.
Т.е., например, из аэропорта ЛА сразу на экспрессе вы едете на Union Station, это недалеко. Там можно взять полный билет до yosemity valley . Это 3 часа на автобусе до г. Бейкесфилд, потом на поеэде(AmTrak) до Мерседа 3 часа, и оттуда еще 4 часа до последней остановки-Yosemity Logde.Оттуда 500 м до Самр IV, бюджетнее некуда. Там платите за одного человека 6 долларов, даже если вас двое. Обычно это прокатывает. Все тонкости заселения найдете в статье И. Вакулы "Назойливые советы"

Контрольное напоминание. Люди ленивы и до конца верят в чудо. Например, сорвалась запланированная поездка в Yosemite, забронирован кэмпсайт на выходные, но они будут до последнего, до обеда пятницы держать бронь "на всякий случай". Это я к чему, в пятницу после обеда обычно бывает окно в 10-15 минут, когда в Pines есть свободные места - люди в последний момент отменяют бронь.

"Аварийный" вариант постоя вблизи Yosemite - 41-я дорога (через Oakhurst и Wawona), первый поворот на восток сразу после выезда из парка (Mt Raymond Rd), ехать прямо до сетчатого забора, там отворот на юг на грунтовку, стоять можно на любой поляне. Никаких удобств, понятно, нет. Костёр НЕ ЖЕЧЬ! Даже примус лучше не зажигать - поймают, будет очень-очень плохо (читай: тюрьма).

Спасибо, Павел. Может , пригодиться и нам в следующий раз

Хороший и веселый рассказ. Ждем продолжения с нетерпением!

Толковое описание.В Штатах интересный подход к Национальным паркам.Парк не должен быть прибыльным,а если парк не добрал выручки то доплачивает государство.Правда с таким подходом я столкнулся в штате Колорадо.

Йосеммиский парк вполне прибыльный, но все деньги идут в общий котел Службы Национальных Парков.

Йосемитская долина, где все толкутся - это наверное 1% от территории парка. Если есть другие интересы, кроме Хаф Дома и Эль Капа, в том числе и скалолазные - есть много других мест, часто безлюдных.

Правда вне парка таких мест тоже очень много.

Цены кемпингов см. в таблице:
См. также
- там много доп. информации.
Цена в кемпингах Pines - за участок, где имеют право разместиться до 6 человек, бесплатная парковка для 2 машин.
$100/ночь - это в Curry Village и в Housekeeping Camp. Это не кемпинги, а нечто среднее между кемпингом и гостиницей.

OldCragRat! Насколько я понял, автор статьи PAVELB у вас "в игноре". Так что же вы тогда рассыпаетесь "мысью по древу"? Уважайте себя! Или настоящим скальным крысам всё равно?

спасибо, интересно и смешно, жду продолжения)