Шаукам
Когда ты увидишь это место, тебе захочется там остаться навсегда…
Когда ты пройдешь долиной Шаукама…часть тебя навсегда останется здесь...
-Там есть один кош. До туда пятнадцать километров. Там есть лес. Там есть волки и кабаны. В коше никто не живет сейчас. Там есть остатки древнего поселения. Вроде бы там чтили солнце еще задолго до возникновения религий. Там снятся странные сны… Я ночевал там.. Все кто у меня умер, пришли во сне… Там есть дрова… Возьми топор.. Там есть печь и где спать.. Днем там очень красиво… Ночью жутко… И да, ты просто попутаешь, какой там вид на Эльбрус.
(Шаукам…4-6.09.2015. Соло-поход. Это река в Приэльбрусье, правый приток Малки, впадает чуть ниже Джилы-Су. Написано вчера после возвращения)
Я решил отправиться туда. Мне понравился рассказ. Сегодня я вернулся обратно. Я провел там две ночи и один сказочный день. Затем я двинулся обратно. Но не тем путем, по которому пришел. Меня звала долина Шаукама, и сегодня я прошел по ней. Что-то похожее на это все мне снилось еще в глубоком детстве. Снилось так, как будто этого нигде не бывает. Это самые сказочные места, которые я когда-либо видел. Для меня сказочные. Я шел изначально просто переночевать и посмотреть место…
Из базового лагеря два дня назад я стартовал часа за четыре с половиной до темноты. С тем расчетом, что 15 километров при предполагаемом рельефе и наличии хорошей тропы, а на большей части и вовсе дороги, я пройду менее чем за три часа. К слову, со всеми фотографиями по дороге, три часа и вышло. Рюкзак изначально весил всего 13 килограммов. Шел я быстро. Погода была хорошая. Уже поднимаясь на плечо г.Шаукам со стороны Джилы-Су, меня начала захватывать открывающаяся игра света и тени на холмах и горах в лучах вечернего солнца и облаков.
(все фото на мобилу)
Я прошел озеро слева в низине. Айдамалкель. И вот я вышел на край долины.
И сразу обалдел. И сразу попутал. (Единственное, не знаю: попутать можно по всей России, или только на Кавказе). Мгновенно. Вот еще за спиной не так давно исчезли из видимости многочисленные шатры Джилы-Су. А тут. Тут другой мир. Передо мной открылась долина.. Сказочная долина в косых лучах желтого солнца, которое выхватывает и подчеркивает отдельные куски пространства, а что-то оставляет в тени. Каждая долина, каждое ущелье имеют свое лицо, но здесь, что-то было совсем иначе.
Дорога спускалась вниз. Вдалеке, на небольшом пригорке виднелся тот самый кош. Внизу петляла река. Река не такая, как у нас возле поляны. Было видно, что она очень чистая, даже сверху. И суть у нее иная. Родниковые реки и реки ледникового происхождения - это даже не двоюродные сестры. Справа по склонам карабкался березовый лес. Здесь, недалеко от дороги, стоял чуть пониже курган, с несколькими деревьями. Я по итогу так пока и не понял, естественного ли он происхождения. Или возможны варианты.. Внизу, в долине паслись коровы..
Я начал спускаться вниз. Меня сильно потянуло вниз туда, к кошу, где прямо под ним шумит чистая река и растет лес на другом берегу. И все так уютно отгорожено от мира цепью холмов.
Чуть пройдя по дороге я заметил столбики на склоне слева. Причем , было видно, что они стоят в каком-то определенном порядке. Как будто по какой-то линии. Где-то столбики отсутствовали. Но логически угадывались их остатки. Что-ли. Вообще, полностью целых столбика я нашел только три. Когда поравнялся с первым, полез на склон посмотреть поближе.
Да, это менгир. Подошел к нему вплотную. Он выше меня ростом. Сложен из камней. Кладка не похожа на очень древнюю. Похоже, что это что-то сравнительно молодое. Но когда я стал лицом к нему, мне показалось, что он живой. И тоже на меня смотрит. Вообще, менгиры тут есть еще на другом берегу Малки. Обычно они устанавливались из цельного куска камня, который в высоту намного больше, чем в ширину. И возраст их здесь, в северном Приэльбрусье, по некоторым данным насчитывает более пяти тысяч лет. Но эти, которые здесь, столько бы не простояли уж точно.
Затем траверснул по склону до второго менгира. Метров двести. А затем вернулся на дорогу.
Уже когда я почти подходил к Кошу, сзади я услышал, что кто-то едет на коне. Поздоровались. Это был чабан из коша, который стоит выше по течению Шаукама (кош, на который пришел я - самый нижний на Шаукаме, самый дальний, незадолго до впадения в Малку) там, где Исламчат впадает в него. Джамбулат. Приехал вечером посмотреть коров, где да как. Спросил у него, что за столбы и когда сложены – ничего мне не ответил, загадочно улыбаясь. Я спросил, про якобы существующие здесь развалины. Ничего мне не ответил, кроме: «Ну, может что-то и есть». Я спросил про кош, на коше никого нет, и можно остановиться. Его несколько удивило, что я один. Я сказал, что я с поляны, и водил людей либо туда-сюда, либо на Эльбрус-с Эльбруса, а сейчас вот - свободное время и я решил изучить не изученное мною. И вот пришел сюда немного пожить. Завтра пообещал ему зайти в гости, когда пойду обратно через долину Шаукама. Попрощались.
Долина. Когда я спускался к кошу, и она открылась мне в вечернем свете, я понял, что мне необходимо туда отправиться, во что бы то ни стало. Отправиться в этот раз, не откладывая ни на какой следующий. Вот, теперь еще на том конце долины есть куда зайти в гости.
Когда я подошел к кошу, солнце уже скрылось за холмами. Вокруг коровы, то там, то здесь. О, с ними даже веселее. Зашел в кош. Там просторно, чисто и уютно. Пожалуй, самый уютный кош, из всех, что мне пока встречались…
Когда сидишь за столом и смотришь в окно… Ну в общем я пару раз нарисовал этот вид. Словами тут я вряд ли что либо сумею…
Когда присядешь позавтракать, Эльбрус, он словно парит где-то в небе, как корона над зеленой уютной долиной, которая своими гранями будто бы отрицает существование другого мира за ее пределами…Того, где есть города.. Суета.. Неверные стремления.. Множества людей.. Слава.. Забвение.. Высокие здания из стекла.. Огромные сооружения из железа… бетон.. Много бетона…бетон до неба…и все лезут друг на друга.. Кто по головам...кто по постелям...кто по головам через постель...кто и вовсе никуда не лезет..сотнями..тысячами..миллионами...
До темноты я успел сходить набрать воды и нарубить немного дров, чтобы приготовить ужин. По дороге к реке я увидел кладку. Да, я видел что-то похожее, в ущелье Кыртык, там возраст этого вроде около полутора тысяч. Кладка не тянет на современную.
(дневное фото)
Вокруг коша тоже камни. Много камней. Большие. Но обследовать решил завтра посветлу.
Растопил печь. Приготовил ужин. На улице темно. Коровы улеглись спать. Кто-то так и остался стоять и жевать растения. Кто-то зашел и сам стал в загон, по наитию, ведь необходимости в этом нет, они здесь на свободном выпасе. Коровы очень умиротворяют. Затем я сделал много чаю. Сидел, слушал музыку, смотрел в окно на звезды и пил чай.
Снизу потолок чуть обшит теплоизоляцией. Слышно, как между ней и крышей бегают мышки. Иногда они даже видимы. Они сбегают по стенке на полки, где лежит еда, и крадут макароны, или хлебцы. Или просто шалят, шабурша пакетами. Им непременно нужно знать, что в каждом. Причем они даже не боятся света фонарика. Одна мышка сидела и ела хлебец прямо на скамейке, а я снимал ее на видео. Затем она для вида немного побегала и удрала опять под крышу. Они так смешно карабкаются по стенкам!
На улице тоже бегают мыши. У них в свете фонаря светятся глаза, как светодиоды. Один мышонок сидел и умывался в траве прямо рядом с дверью. Когда я посветил на него фонарем, он повернул голову, недовольно что-то скорчил, и обратно продолжил умываться росой, как будто я тут – обычное явление. А еще одна мышь все норовила залезть ко мне в спальник, а когда я пытался ее в этом уличить, светя на нее фонарем, она делала вид, что убегает.
Я не почувствовал в энергетике места ничего дурного. Даже когда наступила темнота. Хоть я и довольно мнительный, и с фантазией у меня – даже слишком, но здесь мне было спокойно.
Напившись чаю, и даже сделав еще добавки, я отправился спать. Печь нагревала дом. Но здесь и без нее тепло. Ночь прошла спокойно. Иногда просыпался от шума мышей, иногда, от шума коров, которые что-то ели за стеной, либо просто громко шабуршали. Один раз приснился странный сон. Как вторая реальность. Как будто все происходит здесь, я проснулся, но все иначе, ночь, и почему-то нужно уходить, фонарь не работает, музыка не играет. Тревожно и неуютно. И все более чем реально и по-настоящему. Затем я проснулся и понял, что это был очень реальный сон. Цветной, с красками, как на моих картинах - вырвиглаз. Странен он был только своей реалистичностью.
Утром я опять на печке приготовил завтрак. Поел. Затем пошел изучать местность.
А камни-то вокруг – не камни. А кош-то стоит в самом эпицентре древнего поселения. А вот – кладка. А вот – жилище. А вон – ограда по периметру. Здесь кладка не вызывала сомнения – ей очень много лет. Местами камни – огромны. Некоторые очевидно уложены. Образ укладывания местами непонятен – уж больно огромны некоторые камни. Вообще, размещение валунов и камней по всему этому месту вызывает ощущение логики, и в ней угадывается какой-то умысел. Я решил, что нужно забраться повыше, чтобы логика ощущалась еще лучше.
Попил чаю, полез на гору рядом.
Да. Сверху видно лучше. Здесь было поселение. Угадывается его контур. Угадываются очертания отдельных «строений».
Затем пошел гулять дальше по горе. Виды на открывающиеся долины завораживали и звали вперед.
Все чаще здесь мне стал вспоминаться фильм «Горец», там, где он жил где-то в горах со своей подругой (еще до того, как все решили, что должен остаться только один), и вокруг не было больше никого, и весь дом был огромен – от края до края. Так и тут: вон внизу поселение, а тут можно гулять. Это все, как будто-дом, вот здесь на горе, и вон там в долине, и в том березовом лесу на том берегу…
Здесь еще одно озеро-болото оказалось в висячей долине.
Я обошел его. Посмотрел с возвышения в соседнюю долину, и пошел назад. Я рассчитывал сегодня вернуться на поляну. Но мне не хотелось. Я еще хотел пойти искупаться в этой чудесной реке.
Зайдя в кош за полотенцем, пошел вниз к реке. Зачем-то взял плавки. Ничего глупее плавок, в данном контексте, придумать невозможно. Я нашел огромный удобный камень-пляж. Возле него как раз была удачная мини-яма в которой можно было чуть окунуться. Вода - будто жидкий хрусталь. Будто воздух. Она, наверное, холодная, но после ледниковых рек - она кажется теплой и в ней можно стоять и купаться.
Затем я вылез сохнуть на камень. Кямал, чабан с коша рядом с нашей поляной, не знает, как меня зовут, он называет меня "тарзан". Меня всегда бесило это слово в миру, почему-то... Сижу на камне, под таким теплым солнцем! Оно не такое яростное, как летом, когда готово ободрать тебя с костей. Сейчас оно - ласково обнимает и улыбается. Все, что на мне одето - это часы. В этой реке водится форель (кстати, в коше я нашел частично снасти). Я словил себя на мысли - что хочу так просидеть до заката. Просто сидеть и смотреть на воду и слушать все это...
Начало греметь.. Собирались тучи.. Что-то где-то сверкнуло..
Я пришел обратно в кош. Я вроде обещал, там на поляне, что вернусь сегодня, может уже к ночи, может ночью, но вернусь. Хорошо, что начался град. Затяжной дождь и ветер. Перед ним я еще чуток дорубил дров. Зато я мог с чистой совестью никуда не идти сегодня. Да и тем более, что особой необходимости во мне там, на поляне, сейчас нет.
(живописное строеньице)
Я пообедал. И сел рисовать. Я взял с собой акварель. (Уже много чего нарисовал здесь, что-то акварелью, что-то ручкой, что-то акварель+ручка. Что-то уже раздарил. Приеду отсканирую покажу)). Эльбрус был затянут, но зато Сирх с этой стороны просто лидировал среди всего остального в этот момент. И я нарисовал «Сирх после дождя, вид из коша».
Когда дорисовал, уже начало темнеть. Я опять начал растапливать печь. И принялся готовить ужин. А затем готовить много чаю. И пить чай. Это можно повторять миллион раз, и каждый раз это будет здорово. И никогда не надоест. Как и этот вид из окна. Как и все это вокруг.
Ночь прошла замечательно. Утро встретило меня ясным небом и солнцем. После завтрака я нарисовал «Вид из окна на Эльбрус».
Вид на Эльбрус здесь особенный тем, что кажется, что когда задумывался Этот вулкан, то место, для того, чтобы на него смотреть, запланировалось именно здесь. Как будто именно здесь находится зрительный зал.
...Рай. Наверное он всегда внутри, просто когда оказываешься в подходящем месте - он открывается...
Затем я собрался. И отправился в путь.
По долине Шаукама, к кошу Джамбулата… но это следующая история
(а завтра добавлю сюда то ли веселое, то ли сумасшедшее забавное видео...случайно удалось заснять утро шаукамского колдуна...)
Акварели прекрасны.
Не зря Вы туда ходили.
И ещё прекрасны мысли, которые открываются в таких местах
...Рай. Наверное он всегда внутри, просто когда оказываешься в подходящем месте - он открывается...
Суета.. Неверные стремления.. Множества людей.. Слава.. Забвение.. Высокие здания из стекла.. Огромные сооружения из железа… бетон.. Много бетона…бетон до неба…и все лезут друг на друга.. Кто по головам...кто по постелям...кто по головам через постель...кто и вовсе никуда не лезет..сотнями..тысячами..миллионами...
В ГОРНЕМ СВЕТЕ
Я сознаю, что постепенно
Душа истаивает. Мгла
Ложится в ней. Но, неизменно,
Мечта свободная - светла!
Бывало, жизнь мутили страсти,
Как черный вихрь морскую гладь,
Я, у враждебных чувств во власти,
То жаждал мстить, то мог рыдать.
Но как орел в горах Кавказа,
За кругом круг, уходит ввысь,
Чтоб скрыться от людского глаза,-
Желанья выше вознеслись!
Я больше дольних смут не вижу,
Ничьих восторгов не делю,
Я никого не ненавижу
И - страшно мыслить - не люблю!
...
У меня вот был знакомый с отчеством Шаукатович.
Поиск выводит на слово "шауки", да и то - на имена, но без корневого смысла :-(