На маунтинбайке на север Эльбруса
Команда RideThePlanet начала съемки очередного фильма, посвященного горному велосипеду в формате bigmountain и переместилась в горы Кабардино-Балкарии, в Северное Приэльбрусье. Первую часть этого путешествия в Северном Приэльбрусье было решено провести в экспедиционном формате — команда разбила свой базовый лагерь на морене, непосредственно под ледниками Эльбруса на высоте 3200 метров в одном из живописнейших мест этого района — под названием «грибы».
О северном Приэльбрусье
Предгорья и склоны северной стороны Эльбруса – пожалуй, один из самых удивительных районов на Кавказе. По пути к Горе – десятки километров без дорог, строений и людей. Дикие леса сменяются горными лугами с реликтовыми травами, и вскоре с перевалов начинают вырисовываться долины, каньоны, плато и гребни хребтов – их формы и масштабы совсем не похожи на другие кавказские регионы.
Наш пеший подъем в поисках маршрутов начинается в конце единственной дороги, после участка, проходимого лишь на спецтехнике. Живописное зеленое поле, рассеченное рекой с водопадом – это Поляна Эммануэля, базовый лагерь для туристов, восходителей и МЧС. Это место носит имя русского генерала Георгия Эммануэля, руководителя первой успешной экспедиции на Восточную вершину горы. В июле 1829 года на Эльбрус, впервые в истории, взошли выдающиеся русские ученые того времени – физик, астроном, ботаник, а также исследователи других наук. Имя одного из них также увековечено – в память о выдающемся русском физике, академике Ленце, названы скалы на высоте 5 000 м. Это единственное место на пути к вершинам с северной стороны, где возможно укрытие в случае непогоды.
Восхождение на Эльбрус – это, фактически, «обязательная программа» для всех, кто занимается альпинизмом. Маститые восходители ходят на его вершины в качестве разминки перед Гималаями, а начинающие альпинисты и любители способны преодолеть классический маршрут благодаря его сравнительной легкости. Притягательности горе добавляет и то, что Эльбрус входит в «созвездие» 7 вершин – высочайших пиков шести частей света.
Классический, и самый популярный, маршрут восхождения на Восточную и Западную вершины пролегает по южной стороне Эльбруса – относительно пологой и имеющей развитую инфраструктуру, включая ратраки и современный высокогорный приют на высоте 3912 м. Восхождение же с севера – это «честный» самостоятельный подъем по абсолютно диким ландшафтам, от поляны Эммануэля к штурмовому лагерю на 3800 м, а оттуда уже – одним броском к заветным 5 642. Поэтому главная особенность этого пути – автономность экспедиций и общая квалификация команд, готовых на риск в условиях диких гор.
Награда за тяжелый из-за разреженного воздуха подъем на высоту почти 4 000 м – это, безусловно, то, что открывается глазам. Лунные ландшафты вулканических морен, километры тысячелетних льдов, укрывших спящий (пока?) великан Эльбрус. Ледниковые озера, лежащие выше облаков и рождающие реки, которые многими километрами ниже пробивают гигантские каньоны и несутся полноводными потоками к морю… Со склона горы на 360° не увидишь никого – и словосочетание «другая планета» будет лучшим описанием. А много ли вариантов дойти на другую планету своими ногами, да еще и прокатиться по ней?
На Эльбрусе есть и места с мистическим прошлым, и явно ощутимой на себе особой атмосферой. Огромное моренное поле, известное как Немецкий аэродром, по легендам было базой Гитлера и полигоном его эзотерических экспериментов. А каменные образования в форме гигантских грибов когда-то, возможно, были древним святилищем. И в это вполне верится – эти места выглядят настолько невероятно, что вполне могут быть и частью какого-то другого мира.
Впечатления райдера Виталия Хрипунова
Виталий Хрипунов – молодой райдер из города Туапсе, член сборной команды России по горному велосипеду, MTB-команда “GIANT-DISCO”.
Я уже более пяти лет активно занимаюсь даунхиллом, участвую в различных гонках и велоконтестах. Но сейчас с командой RideThePlanet впервые участвовал в съемках кино, и для меня это была хорошая возможность попробовать что-то новое – катание в больших горах по неподготовленным склонам и сложным рельефам, в местах, где до меня катались на велосипеде единицы, или не катались вовсе.
Северное Приэльбрусье – совершенно дикий и пустынный регион, там не живут люди, нет никакой инфраструктуры. Единственная автомобильная дорога, ведущая от Кисловодска в Приэльбрусье, обрывается на перевале за несколько километров до подножия Эльбруса, а оставшиеся пять-десять километров – это реальный офф-роад с крутыми грунтовыми серпантинами и переправами по руслу через горные реки. Этот сегмент дороги, ведущий к поляне Эммануэля и базовому лагерю восхождения на Эльбрус, можно проехать на подготовленном автомобиле только с июня по сентябрь, и то если позволит погода. И наверно поэтому, из-за труднодоступности и довольно сурового климата, этот регион у подножья Эльбруса сохранил свой первозданный вид. Хотя туристов и альпинистов в Северном Приэльбрусье нам встречалось довольно много.
Мне очень понравилось кататься на северной стороне Эльбруса, там нашлось много замечательных рельефов для катания на велосипеде – склоны с большими уклонами и отсутствием растительности, кулуары, скалистые и песчаные гребни, длинные и равномерные «сыпухи». И, конечно же, здесь очень красивые места – при катании на склонах Эльбруса на высоте более 3000 метров, нам открывались панорамы на множество долин и высокогорных скалистых плато.
За почти неделю жизни и катания на северных склонах мы встретили много альпинистов из России и других стран, которые собирались покорить вершину. Практически все смотрели на нас и велосипеды с удивлением и недоумением: «А вы откуда здесь? И Зачем?» И действительно, было непросто кататься и перемещаться с двадцатикилограммовыми байками на высотах три-четыре километра, и особенно в первые дни без акклиматизации. Но усталость проходит, а картинки и впечатления остаются!
Впечатления райдера Петра Винокурова
Сразу после соревнований по даунхиллу в Красной Поляне в байк-парке «Горки», где я занял несколько призовых мест, мы отправились с Колей Пухирем и Виталиком Хрипуновым в новое путешествие с командой проекта RideThePlanet в горах Кавказа. Эту экспедицию и фильм было решено целиком посвятить Эльбрусу – величественному ледовому массиву, символу Кавказа и высшей точке Европы.
Первым местом для базирования и съемок стала северная сторона Эльбруса. Мы добрались по грунтовой и довольно опасной дороге из Кисловодска до нижнего базового лагеря и поста МЧС на поляне Эммануэля на высоте 2600 метров, переночевали и на следующее утро выдвинулись в горы к месту нашего базового лагеря на морене у подножия ледников Эльбруса на высоте около 3200 метров. Туристы и альпинисты называют это место «грибы», из-за причудливых скальных образований на вершине гребня, громадных каменных глыб необычной округленной формы – результата многовековой работы ветра, воды и снега.
Когда-то в школе я занимался туризмом и регулярно ходил в горные походы, так что чувствовал себя отлично в такой обстановке. Жить в палатке здорово, когда есть все необходимые вещи и великолепные панорамы вокруг, и когда в любой момент можно застыть взглядом, рассматривая вершины или отыскивая новые линии спусков на велосипеде. На севере Эльбруса преобладают вулканические ландшафты и лавовые породы. Перед этой поездкой я прочитал, что совсем недавно, около 500 лет назад Эльбрус извергался пеплом, а около 1500 лет назад извергался лавой. В 2006 году исследователи обнаружили, что вулкан постепенно начинает выходить из спящего состояния и проявляет сейсмическую активность, постоянно выбрасывая из недр газы. Также был обнаружен мох на высоте 5600 метров, чего ранее не было замечено.
В наши дни в северном Приэльбрусье обширные территории не заселены людьми. Хотя учеными были здесь обнаружены около 900 поселений возрастом около 1500 лет. Сейчас в долинах у подножия Эльбруса живут в теплое время года только пастухи и стада коров и овец на пастбищах. И, конечно же, туристы и альпинисты.
В горах почти все определяет погода. В этом сезоне, как отмечали многие гиды и спасатели, в северном Приэльбрусье была очень поздняя и холодная весна. И с наступлением лета погода осталась очень переменчивой. Грозы и снег, туманы, облачность и порывистый ветер – постоянные спутники горовосходителей в этом году. И наши планы катания и съемок в горах, естественно, также корректировались с учетом погоды. В один из дней туман и облачность были настолько плотные, что не позволяли нам с утра до ночи удалиться от нашего палаточного лагеря на гребне больше, чем на несколько сот метров, и мы изучали сотни оттенков серого – когда не понятно, где верх, где низ, все очертания и масштабы размыты.
В хорошую погоду мы практически полный день проводили в горах в поисках рельефов для катания и съемок, проходили и проезжали на велосипеде много километров, вертикальных и горизонтальных.
Один день мне запомнится на всю жизнь. Ясное морозное утро. С рассветом выдвинулись к верхнему базовому лагерю восходителей на Эльбрус на высоте 3800 метров. Здесь кончаются камни и начинается только лед и снег, базовый лагерь на моренном гребне со всех сторон окружен ледниками. Поднявшись в лагерь и отдыхая после непростого подъема с велосипедами, которые последние пару часов приходилось нести на себе по тропе и карабкаться по скалам, мы обсуждали варианты съемок, спусков по льду и скальным тропам. И услышали звук подлетающего вертолета! Это был вертолет Lama компании Heliaction с пилотом Сашей Давыдовым.
Еще в Пятигорске, собираясь в наше путешествие на базе Heliaction, мы обсуждали с Сашей возможность вертолетной заброски команды в какое-нибудь интересное место на северных склонах Эльбруса, куда невозможно попасть пешком. Если позволит погода, если будет связь и если скорректируются общие планы. И планы скорректировались! Не более 5 минут мы обсуждали спот для вертолетной заброски-выброски и район спусков, и уже через 15 минут Саша высадил нас на крайней верхней точке соседнего моренного гребня на западе на высоте около 4500 метров.
Летать оказалось совсем не страшно, очень мягко и захватывающе. И, конечно, повезло с погодой – Эльбрус нам дал шанс сделать то, что мы задумали. После удачного спуска по моренному гребню и с огромного сыпучего склона, вертолет нас подобрал с ледника и переместил в верхний базовый лагерь. Вертолет улетел на базу в Пятигорск, и тут же погода закончилась. Снизу поднялась плотная облачность и абсолютно пропала видимость, все стало равномерно серым – ледники, скалы, палатки и хижины альпинистов. Мы спустились по тропе в наш палаточный лагерь уже в сумерках. Это был длинный и яркий день, картинки и ощущения из которого еще долго будут всплывать в памяти!
Продолжение следует...
Проект осуществляется при поддержке:
Subaru, Adrenaline Rush, GoPro, НТВ-ПЛЮС, журналы GEO и FHM, Zen Media, Championat.com
Информационные партнеры:
risk.ru, nedoma.ru, twentysix.ru, vk.com/love__bike, vk.com/extreme_vk, vvv.ru, birdymag.ru, «Риск Онсайт», dirt.ru, bigmountain.ru, velosite.ru.
Фотошопили или натуральные?
Как думаете, что будет следующим этапом?
Правильно думаете :-)
С Западной на великах уже спускались! ))
http://twentysix.ru/blog/13861.html
Там в ссылке подробный рассказ.
Что на Юг ещё не спускались
***
Мне ближе вот такая версия происхождения грибков. Если видео посмотреть, там полно "грибов", вся долина ими забита и в них даже жили турки.