Первопроход северной стены Актру

Пишет Anrof, 09.07.2015 12:19

Первопроход северной стены Актру (Альпинизм, северная стена, Курумду, Куркурек, северо-чуйский хребет)
Район Актру, как известно, является центром сибирского альпинизма. Множество маршрутов различной категории сложности привлекают сюда большое количество, как профессиональных альпинистов, так и любителей. Сам пик Актру является высшей точкой района и всегда представляет интерес для восхождения.

Наиболее популярными маршрутами всегда являлись: юго-восточный гребень (3А), южный склон (2Б). Кроме того, была пройдена дважды восточная стена Актру (4А) и траверс Курумду – Актру (4А). Большой загадкой для меня всегда был факт, что северная стена такого популярного пика как Актру ни разу не была пройдена. С тех пор как мы впервые поднялись на Актру по восточной стене, мысль о том, что на Актру существует непройденная стена, не давала мне покоя. В конце концов, мы решили попробовать ее пройти.
Самой большой проблемой, на мой взгляд, на этапе планирования этого восхождения являлась разработка тактики подхода к самой стене. Ущелье Курумду, в которое спускается северная стена, очень неудобно и сложно в плане подходов. Рассматривались различные варианты захода к подножию северной стены, но в итоге был выбран вариант захода из Чуйской степи. Мы решили подняться по реке Курумду от ее слияния с рекой Актру до самого ущелья и ледника Курумду (см. карту).
Наш маршрут

Итак, на первом этапе похода, стояла задача добраться хотя бы до ущелья Курумду. Для этого необходимо было подняться по нехоженой, лишенной троп и дорог тайге вдоль реки Курумду. В принципе задача оказалась не очень сложная, только куча мух, злющих комаров, мошки и оводов сильно омрачали продвижение. Кроме того, местные еще внизу предупредили, что в верховьях Курумду бродит крупный медведь (его недавно видели) и мы шли с надежной с ним встретиться. К моему сожалению, медведя мы не увидели, но судя по тропам и следам животных, район тут очень богат на различную живность.
Панорама хребта из степи

Таежный район ниже ущелья Курумду очень красив: дикая тайга, буйная растительность, множество красивых озер, сама река Курумду, вид на заснеженные пики Куркурека, Актру и Курумду. Очень захотелось здесь побыть подольше, но по плану нужно было подняться в этот день до начала морен.
В итоге, нам понадобился день, что бы пересечь зону леса. К вечеру первого дня мы расположились лагерем на границе леса и первых морен ледника Курумду.
Таежные пейзажи по пути к ущелью
Немножко устали пробираться через бурелом
Конец зоны леса, впереди ущелье Курумду и ледопад Курумду

На следующем этапе похода предстояло преодолеть ужасный ледопад и ледник Курумду. В тот же вечер, мы произвели разведку ледопада и наметили несколько путей его прохождения.
Разведка ледопада Курумду
Ледопад Курумду
Тактика прохода ледопада Курумду

По плану «А» решили идти в лоб, а на вершине ледопада сделать траверс вправо и выйти на его вершину. По плану «Б» мы планировали вообще облезть ледопад справа. В принципе, это очень, как я потом понял, удачное решение и всем советую не лезть через русло ледопада, а облазить его по правому склону (если смотреть на ледопад лицом). Мы же отправились штурмовать ледопад прямо по центру. Первая ступень ледопада не показалась очень сложной: все трещины перепрыгиваются либо обходятся. Мы ее пересекли легко, если не считать, что Женя провалился в трещину, благо, что все были в связке.
Проходим ледопад
Женя переходит трещины
Вытаскиваем Женю из трещины
Антоха довольный, что Женю из трещины достали

Вторая ступень ледопада более крутая. Ледник здесь очень разломан, вокруг бездонные пропасти, огромные ледяные башни разной формы, все вокруг рушится, гремит. Идти было страшно. Несколько часов ходили между трещинами, в трещинах, вокруг ледяных башен, распутывая этот лабиринт.
Виды ледопада Курумду
Трещины ледопада Курумду

В конечном итоге, мы выбрались из ледопада на большой каменистый склон справа ледопада и встали там лагерем. Оставшуюся часть ледника Курумду решили оставить на другой день.
Наш лагерь на вершине ледопада Курумду

После ледопада ледник Курумду выполаживается и небольшими подъемами подходит в цирк северной стены Актру. Эту часть ледника мы продолжили проходить на другой день. Ледник в этой части закрытый, но издалека хорошо видно как огромные трещины пронизывают его по всей ширине бесконечными полосками, которые невинно прикрыты гладким снежком. Очень было рискованно идти по этому «минному» полю, поэтому мы решили эту часть ледника облезть по соседнему склону.
Облазим ледник
Я и Женя на обходе ледника

Потратив 3 или 4 часа на обход ледника по скале, мы уперлись в непроходимую пропасть, и все же нам пришлось по кулуару спуститься и снова выйти на ледник Курумду, и пройти оставшуюся часть до стены прям по леднику.
Прорвавшись в цирк северной стены, обнаружили, что по всей его длине абсолютно отсутствуют безопасные места для расположения лагеря. Повсюду лавинные выносы, следы от камнепадов, разбросанные булыжники, трещины. Сама обстановка тоже суровая. Буквально каждую минуту с северной стены и соседних склонов обрушивались то большие, то маленькие лавины и камнепады и этот грохот разносился по всему ущелью. Лавины начинали утихать только ночью.
Лагерь у северной стены Актру

В итоге, выбрав, на наш взгляд самое безопасное место у подножия ледовой перемычки между Курумду и Актру, мы поставили палатку в конце крупного лавинного выноса в метрах 300 от бергшрунда северной стены. Кстати, последний оказался настолько огромным, что по началу мы даже не могли понять, где мы будем вылезать на стену. Виды в цирке северной стены, конечно, впечатляли: повсюду нависающие ледники, крутые ледовые стены и никаких следов людей. Наверное, здесь никогда и не было никого.
Северная стена Актру
Виды в верховьях ущелья Курумду

Весь следующий день мы отдыхали: спали, ели, загорали и лепили снеговиков. Решили как следует отдохнуть перед штурмом северной стены.
Загораем
Наша снежная баба

Для восхождения на Актру был выбран маршрут по центру стены через узкое «горлышко» между висячими ледниками.
Наш маршрут по северной стене Актру

Снежное поле выше «горлышка» является серединой стены, и по плану надо было добраться до него как можно быстрее, желательно до того, как встанет солнце, т.к. был риск попасть в камнепад или лавину. В связи с этим, решили поставить будильник на 3 часа ночи, что бы выйти до восхода солнца.
Итак, раннее утро дня восхождения. Быстро проснулись, собрались, у всех легкое волнение. На улице прохладно, все смерзлось, как и рассчитывали. Вокруг тишина. Связались веревкой и пошли. Оставшуюся часть ледника до бергшрунда пересекли спокойно и вылезли на стену по узкому мостику через трещину. Это было, наверное, единственное место в тот момент, где можно пройти бегршрунд.
Первые веревки давались очень легко. Уклон стены не более 40 градусов, глубокий снег, шли как по ступенькам. Так продолжалось первые 6-7 веревок до висячих ледников и «горлышка» между ними. Дальше ситуация начала резко меняться. Угол наклона горы резко увеличился примерно до 60-70 градусов и колебался в данном диапазоне до самой вершины. Снег исчез. Остался голый лед, покрытый тонким, слегка подтаявшим слоем снега. Гора оказалась намного круче, чем казалось снизу. Прошли еще где-то 6 веревок от «горлышка» до скал, на которые мы возлагали надежды быстрого прохождения.
Подъем по перилам по стене
Женя жумарит
Проходим очередную веревку

Но ложности только начинались. Если снизу скалы казались простыми, то на месте оказалось, что скалы практически вертикальные, залитые льдом, камни все вываливаются и острые. Каждая веревка на данном участке маршрута давалась с большим трудом, и мы очень сильно вымотались на этих скалах. Вообще, местами на скалах встречаются полочки, где можно даже организовать ночлег. На одной из подобных небольших полочек удалось устроиться на отдых.
Здесь мы организовали обед
Вид с северной стены Актру

Организовали кипяток, достали орехи и курагу, посидели немножко и полезли дальше. Уже был вечер, начинало темнеть, пошел мокрый снег, склон затянуло туманом. Дальше лезли в условиях отсутствия видимости. Туча скрыла как виды вершины и путь к ней, так и скально-ледовую пропасть, которую мы уже прошли. Скоро стемнело и последние 5 веревок мы проходили уже ночью. Ровно в полночь мы вылезли на вершину Актру. Так как сил и времени на спуск уже не было, поэтому поставили палатку прям на вершине и улеглись спать.
На следующий день на вершине была метель
Наш отряд на вершине перед спуском

Немного о снаряжении. Для прохождения маршрута взяли статическую веревку «Коломна» 9 мм, 50 метров; 8 буров (правда, один потеряли); 8 оттяжек (1 уронили), набор закладок, несколько крючьев (не пригодились), 15 карабинов.
Северная стена высотой примерно 720 метров (измерили по навигатору). Время прохождения – 19,5 часов. Количество веревок также 19. Уровень сложности примерно 5А. Склон преимущественно ледовый, скальные участки не очень длинные, но сложные.
Спускались с вершины мы по классическому маршруту на другую сторону (по 2Б) через ледник Б.Актру.
В целом, прохождение всего маршрута заняло у нас ровно 7 дней, но можно пройти и быстрее, если погода будет благоприятствовать. Нам же просто везло. Мы очень удачно попадали в погодные окна и хорошо определяли маршрут. Было такое ощущение, что гора разрешила нам пройти, где мы хотели.
Ущелье Курумду вообще, очень интересное для организации различных горных маршрутов и думаю, мы когда-нибудь туда еще сходим!