Автономный скитур на Баргузинском хребте.

Пишет gyngery, 07.07.2015 18:44

В последнее время на Риске стало появляться все больше информации о скитуре. Попробуем рассказать и мы — о походе/скитуре на Баргузинском хребте.
Вообще-то был запланирован Шпицберген, но по ряду причин не сложилось — например, из-за решительного падения рубля. Пришлось выбирать горы на просторах родины.

У нас было несколько противоречивых целей: одним хотелось только скитурить, другим — устроить настоящее суровое приключение. Сошлись в одном — неплохо бы, чтобы вокруг не было людей, а ещё лучше, если место новое. Север Баргузинского хребта подошел по всем этим критериям. Суровые приключения гарантированы (в Прибайкалье иначе и не бывает), людей никаких, а что касается новизны — с 70-х годов и до этого года было пройдено три или четыре зимних похода и сделана пара коротких фрирайдных вылазок.
Автономный скитур на Баргузинском хребте. (Ски-тур)


Наш маршрут.

Мы прошли от бухты Аяя и оз. Фролиха по долине реки Нерунды (Правая Фролиха), мимо озер Яныр-Амутис, через водораздел Нижн. и Верх. Акули и пер. Доброй Воли к верховьям р. Светлая. Дальше спустились по долине Лев. Талы к реке Илокалуй, откуда через безымянный перевал вышли к Верх. Ангаре и БАМу в районе разъезда Кирон.

Более подробный маршрут и прочие технические детали в отчете на nachprod.org.


Автономный скитур на Баргузинском хребте. (Ски-тур)
Подробная карта по ссылке (25мБ)

О снеге.

Конечно, мы надеялись на километры мягко и пушистого снега. По этой части нам умеренно повезло. Здесь явно бывает гораздо снежнее, но и такие малоснежные годы, как выпал нам, тоже не редкость. С другой стороны, почти по всему массиву зимой весьма морозно, а ветра, видимо, не слишком злые. Поэтому плотного снега, такого чтобы бетон-бетон мы почти не встречали, зато перемороженная снежная крупа есть повсюду. Это значит, что снега хоть и мало, зато он пухленький. Впрочем, ветра все-таки есть, и перенос со всеми вытекающими тоже. Наутро после единственного дня с заметным ветром небольшие свежие лавины лежали повсюду, перекрывая натропленную с вечера лыжню на перевал. Судя по отчету “Накураже” и нашему катанию в последний день, как только начинает пригревать, снег радикально меняется вплоть до ежедневных циклов каша-корка к середине весны.



О формате.

Как мы уже сказали, в этот раз мы решили убить двух зайцев сразу – и маршрут пройти, и катнуть. В итоге из 13 дней в горах 8 дней мы ходили и 5 дней катались. Плюс пару раз в обычный ходовой день мы вставали лагерем пораньше, чтобы вечерком катнуть еще метров 500. В итоге прошли мы немного: чуть больше 120 км, но зато все четко по плану и без подвигов. Дни для катания мы выбирали по-всякому: что-то еще в городе задумали, что-то решали спонтанно, глядя на склоны и погоду. На всякий случай брали с собой чуть-чуть железа и веревку, и даже была возможность их применить, но в итоге решили, что лучше лишний раз катнуть, чем мерзнуть на станциях. Так что ничего серьезнее 1А мы не пошли и вообще при всякой возможности выбирали побезопаснее, побыстрее, попроще и покрасивее.



О катании.

Как мы уже писали, пухляка по грудь нам не выдали, да и сами мы выбирали порой странные склоны. Но можем сказать, что самый вкусный снег начинается километрах в 15-20 от хоть как-то обжитых Фролихи и Илокалуя.

В первый день и последний день мы катали в лесу. На Фролихе даже вверх было непросто найти проход. Спуск был очень увлекательный, каждый поворот надо укладывать очень четко, но мы старались ехать хоть на каких-то ходах, так что без встреч с кустами и стволами не обошлось. Зато на Верхнеангарском хребте у разъезда Кирон лес был приятнее, к тому же c целыми полями мягчайших кочек, в которых едва угадывались курумник и стланник.

Еще пару-тройку раз мы катались по классическим кулуарам, то пошире, то поуже. Особенно запомнился каньон Амутмаскита. Узко, каменисто и динамично, а под конец отличные кочки – смело рекомендуем.

В основном же мы раскатывали небольшие поля по 200-400 метров перепада. И хотя на Баргузине однозначно есть и более эпические линии, такой вариант кажется самым логичным. Подъемы и спуски короткие, отдыхаешь пока снимаешь/надеваешь камус и перестегиваешь ботинок. В итоге все очень бодренько. На линии нет ни прогонных, ни противных участков – можно с удовольствием проехать весь участок на одном дыхании. Только пафоса маловато, а так отлично.



О погоде.

Погода весьма устойчивая. Солнце видно было почти постоянно, даже когда небо затягивала сплошная дымка, из которой начинал сыпать мелкий снег. Настоящих снегопадов не было вовсе, а ветер только пару раз и то по самым верхам. Видимость была всякая, но всегда ходовая. Впрочем, иногда снежного рельефа не было видно, и мы улетали с козырьков и надувов в полной уверенности, что перед нами ровный склон, а не пятиметровый дроп. Единственная капля суровости – это температура. Днем -20 С- -30 С, ночью и под -40 С. Как ни крути, а это холодно, особенно в скитурном снаряжении. Приходилось идти на всякие хитрости, чтобы привезти домой полный комплект пальцев.



О заброске.

Приятный бонус – простая, хоть и не быстрая заброска. Самое долго добраться до Северобайкальска. А дальше мы за полтора часа доехали на такси через Байкал до бухты Аяя, откуда до вкусных гор буквально пара часов ходу. Уезжали мы с БАМа (ст. Кирон) – от катабельных склонов до дороги (и железной, и автомобильной) примерно день пути. К слову, еще проще, чем на Баргузинский хребет, можно попасть с БАМа на Верхнеангарский и Северо-Муйский хребты. Прекрасное катание начинается буквально от перронов безлюдных разъездов. Только поезд ходит раз в сутки, а так все очень удобно.



О ночлеге.

Первую ночь мы провели в зимовье на Фролихе, а в остальное время жили в палатке. Мы впервые ходили с палаткой-геодезиком, в тамбуре которой стоит печка. Для нас это была радикальная смена концепции. Мы ходили и с шатром-печкой, и чисто с геодезиком без всякого тепла, а вот объединить оба подхода дошли руки только сейчас. Это решительно изменило весь наш быт и впечатления от мероприятия. Вечером и утром в палатке устойчивый плюс. По ночам ниже нуля тоже далеко не везде. А главное сухо – спальники сухие, камуса сухие, ботинки влажные (но не мокрые!). При этом поставить палатку можно где угодно за 5 минут. Для постановки не нужны ни лыжи, ни палки – можно спокойно оставлять ее на целый день, пока катаешься. Иными словами, печка с геодезиком – наша новая любовь.



О снаряжении.

Не считая печки, в целом у нас был стандартный походный набор. Стартовый вес чуть меньше 30кг у мужчин и чуть меньше 25кг у женщин. Только один участник поначалу шел с санками из-за проблем со спиной. Но уже на четвертый день мы пошли по курумникам и крутым склонам, где санки мешают слишком сильно. Поэтому вещи из санок раскидали по рюкзакам и больше санками не пользовались.

Камуса у разных участников на морозе вели себя от идеально до терпимо, в зависимости от аккуратности. В итоге заметные проблемы были только у двух участников: один не обновлял клей уже года четыре, а второму перед самым отъездом на камус села кошка. Более того, за четыре дня до окончания маршрута кошачий камус улетел вглубь курумника, и осиротевший владелец использовал дедовский метод – обматывал лыжу репшнуром. Если приноровиться, по времени не сильно дольше камуса, держит отлично, даже на траверсе, только не скользит совсем.



Что мы хотели всем этим сказать. Если вы любите и гулять по горам, и катать девственные склоны, то скитур с палаткой это доступный, комфортный и не очень напряжный способ погулять в любом районе и отжечь по любой линии мира. Ходите, катайтесь, любите друг друга:)

И просто немного красот. Еще больше фоток — в альбоме на nachprod.org

32


Комментарии:
0
Здорово! А какие крепления использовали и как они себя повели?

1
У всех были Dynafit TLT Speed, в основном старого образца. У меня они же в версии Turn, у одного участника задние блоки от версии Radical.
Повели они себя как всегда, т.е. хорошо. Единственная проблема - мокрые наледи. После них все крепление во льду, если не выстегиваться, то можно идти дальше. Но чтобы встегнуться повторно надо чистить крепление, уходит минут 10.
Плюс в этот раз мы столкнулись с проблемой, что после мокрых наледей вмерзает в лед пружина заднего блока, и он не дает встегнуть ботинок в горнолыжный режим. Кому-то удавалось решить проблему "силой нажатия", кому-то пришлось вечером отогревать блоки. Если бы надо было катить в тот же день, то пришлось бы разбирать блок и тоже чистить - еще минут 10.
Впрочем, когда мы ходили по Саянам у нас проблем с задними блоками не было, хотя мокрые наледи были чуть не каждый день.

Ну и надо отметить, что мы мало прыгаем (метровые дропы не в счет) и кулуары с уклонами за 40 не катаем. Поэтому скромные возможности Speed'ов по усилию срабатывания нас вполне устраивают.

И еще в команде была одна участница на п/ж, которая прогуливалась окрест, пока мы катались. С п/ж тоже ничего нового. Не знаю нужно ли о них что-то рассказывать:)

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru