Время лезть и время летать.

Пишет Андрей Лебедев, 23.06.2015 10:52

Время лезть и время летать. (Альпинизм)Эта статья опубликована в журнале «Риск Онсайт» №72, но решили разместить и здесь так как теперь она дополнена небольшим видео и фотографиями не вошедшими в статью, да и не каждый имеет возможность ознакомиться с печатной продукцией.)



Вместо вступления.
28.01.2015. Ингушетия. Гора Гайкомд (Гиреч) 3171м, ЮВ стена. Ночь. Примерно на середине маршрута. Четырехместная платформа, в которой теснятся пять тел.
Проснулся давно, сна нет, лежу с закрытыми глазами в своих мыслях, так как вокруг темно. Сегодня я не с краю и мне тепло, хотя и тесно. Чувствую и слышу, как начинают шевелиться товарищи – тоже проснулись, но так как будильника не было все просто крутятся, пытаясь поудобнее устроиться и согреться.
- Ну что, господа, не пора ли нам вставать!?
- Сколько время?
Андрюха лезет за мобильником и озвучивает, то что видит на экране.
- Час ночи…

- Да, ладно!
- Да, не может быть!

Тоже не верю услышанному, но в тоже время понимаю, что скорее всего так оно и есть. Надо просто расслабиться и уснуть. Светать начнет только в семь. Впереди часы полной темноты на ограниченном платформой горизонтальном пространстве в этом огромном Вертикальном Мире.



Зимой!? Почему Зимой? Наверное, потому что мы до конца не представляли каково это, а все неизвестное подсознательно манит. Да еще просто не хотелось откладывать и ждать до лета. Идея этого восхождения родилась в сентябре, когда я впервые посетил это восхитительное место. По приезду в Москву, стал рассказывать ребятам про него, но толи моего альпинистского опыта не хватило (так его собственно и нет), толи фото-видео не передает полноты картины (а оно действительно ее не может передать), но меня как будто не услышали. А может у вех отложилось где-то на подкорочке и в дальнейшем сыграло свою роль. Не суть. Уже через месяц мы посещаем это место вновь с Вовкой Мурзаевым и он тоже не остается равнодушным: «Место офигенное, стена супер, надо лезть. И как можно скорее!» Красноречия и активности Вовану не занимать, так что в скором времени все понимают, что мы едем! И едем очень скоро!

За два дня до отъезда я простудился и вынужден отложить свой выезд, а Борька, Кирюха и Вовка стартуют на машине в сторону Карачаево-Черкесии, желая размяться на Ахмет-горе. Что им собственно и удается, но это другая история. К ребятам присоединяется странствующий по Кавказу Шейнов Андрюха. А я за это время благополучно поправляюсь и получаю сообщения о том, какой снаряги и личных вещей парням не хватает для счастья и что мне необходимо докупить и раздобыть. Основной вопрос с платформами. Нас пятеро. То ли крутиться в двух двушках, то ли в одной четверке, толи и в двушке и четверке, то ли вообще кому-то гамак достанется. В итоге две двушки раздобыть все равно не удается, а самодельную четверку нам любезно дает Серега Нилов, за что ему отдельное спасибо от всей бригады! И так в нашем распоряжении двушка, четверка и гамак, а в каких вариациях это добро использовать разберемся уже на месте, мне бы главное его довезти. Забегая вперед из гамака получился хороший фильтрующий элемент для топленой воды, но не более.

Поезд до Владикавказа, плацкарт, 30 часов. Время раздумий, созерцания по ту и по эту сторону вагонного окна, кипяток из титана, периодическое бурчание проводницы о том, что у меня очень много вещей. Бурчание бурчанием, я слушаю, а поезд едет. И вот он Владикавказ, вот она Ингушетия, друзья, горы. Здесь и Сейчас.

За то время что я собирался и добирался, ребята уже приехали на место, освоились и даже обработали несколько веревок. Живем в теплом домике, от которого подход под стену всего полтора часа! Спасибо нашим местным друзьям за гостеприимство! Погода стоит отличная! Парни уже наметили примерную линию маршрута. По плану пробиться к большому карнизу находящемуся примерно на 2/5 стены, провесив весь этот путь перилами, и уже тогда оторваться от земли и встать под карнизом с платформой. Собрав и попробовав разместиться в четырехместной платформе, решаем, что будем жить в ней впятером. Штабелями лечь можно. В тесноте, да не в обиде, главное чтобы она нас выдержала. Зато не нужно тащить еще одну платформу! Ежедневно на стене работает двойка, остальные неспешно подтаскивают под стену все необходимое. Вообще жизнь в теплом домике расхолаживает, встаем в девять, да и то с неохотой, пока завтрак, пока туда-сюда, одним словом на стене работаем с двенадцати до трех – четырех, а в пять уже сильно сумеречно.

В третью ночь после моего приезда выпадает 10 см снега, погода портиться. Сегодня по плану лидирует Боря, и я иду его страховать. С нами Кирюха – хочет поджумарить платформу до крайней станции. Стена в облаке, периодически идет снег. С трудом добираемся до первой веревки по снежно-обледенелым скалам и начинаем жумарить. Снег усиливается и начинает стекать по стене, вплоть до не больших лавинок. Снег. Много снега. Моментально им покрываемся. Поднимаешь голову вверх и тут же получаешь по лицу снежной опиухой. Вот так да! Неожиданно, но так ведь зима на дворе, мы же этого и хотели! Как лезть совершенно не понятно, но мы уже здесь, так что проще дожумарить и попробовать чем спускаться вниз. Признаться от такой перемены и обилия снега даже немного кайфую. Крайняя станция, пробуем, но пролезть в перчатках и ботинках получается от силы метра три. Итеошить не очень хочется, да и мы уже подмокли и подмерзли. Так что прячем снарягу, так чтобы она не превратилась в единый кусок льда, дожидаемся Кирюху с платформой, цепляем ее на станцию и спешно валим вниз.

Следующий день такой же снежный и облачный, так что берем отгул и размышляем как быть дальше. Предложения разные, единого мнения нет. А местные мужики умиляются: «Да вы погодите, ребята, расслабьтесь, будет погода, все будет!»
И впрямь, на следующий день снег заканчивается, стена открывается. Лезет Андрюха, не знаю как у него получается по заснеженной скале, но он лезет! Кирюха на страховке, а остальные под стеной откапывают из под снега заброску - все нажитое и принесенное столь непосильным трудом, и формируют баулы. Похоже, что завтра надо отрываться!

Итак день отрыва. Нас с Кирюхой запускают вперед с задачей установить платформу. Дело в том что сборка-разборка и установка этой платформы требует определенных знаний и умений, и это не так просто, а поскольку занимался платформой я, то все посчитали что у меня это должно получиться лучше всего. Парни будут тягать баулы. Есть и еще один нюанс. Крайняя станция уже выше того самого карниза где собирались ставить платформу и линия получилась сильно в стороне, то есть явного доступа под карниз сейчас нет, и надо найти безопасное место под платформу. Поднимаемся с Кирюхой до крайней станции. Здесь удобное место для установки платформы, но оно не выглядит безопасным. А камешки-то периодически пролетают, причем с такой скоростью и свистом, что все тело содрогается, и вжимается под каску. Реально страшно представлять, если такое попадет. Нет, нам нужно безопасное место, хочу спать спокойно, а не с каской на лице!

Метров на 30 выше прямо по намеченной линии видно что-то похожее на, то что нам нужно – достаточно большое углубление с нависающей стенкой. Но из-за ракурса может выглядеть обманчиво, и понять можно будет только если туда залезть. Лазание выглядит не сложным, но со своими точками и так неожиданно! Не сразу решаюсь, что бы полезть, но почему бы и нет, я ведь все-таки это умею! На станции ниже забираю снаряжение, развешиваю его на себя. Много всяких железочек, вот и якорные крючья, которые так понравились парням после ЧР на Соколе, что ж попробуем, что за зверь. Огромные скальники с теплым носком – ну где еще так полазаешь! Лез я медленно, долго и было мне страшно, но все же лез, и место оказалось и безопасным и удобным и со снегом, который можно топить. Сделал станцию, принял Кирюху и стали мы с ним платформу вешать… Да, что бы с ней справиться определенно нужен хороший навык и слаженность действий «лидирующей» двойки. Вот мы их и нарабатываем, а к этому времени смеркается. Наконец платформа стоит. Остаюсь доделать то, что нужно доделать, а Кирюха уходит ниже, помочь парням с баулами. Стемнело, и температура сильно упала. Приходит Вован, подтаскиваем с ним большой баул и окончательно обустраиваем наш дом. Постепенно подходят и остальные, залезают во внутрь. Сейчас надышим! Сидеть впятером комфортно. Отогреваемся, приходим в себя и кипятим воду на ужин. Живем! Похоже, мы ушли в «нереальный отрыв»!

Новый день. Просыпаюсь рано, очень рано от холода. Долго пытаюсь расслабиться и поспать еще, наверное, это даже немного получается, но все же холод берет свое. Не знаю чем я могу заняться на столь ограниченном пространстве, но мне просто необходимо начать пробуждаться, что бы согреться. Приподнимаюсь полусидя, горячий чай из термоса - да, это то что нужно. Начинаю будить парней, пока раскачаемся как раз рассветет. Такое это знаете ли неторопливое дело в платформе – проснуться, заправить за собой спальник, сходить в туалет, умыться, почистить зубы, сделать зарядку, пододеться или даже переодеться, да всем одновременно. Наконец приготовить горячий вкусный завтрак на пятерых. Надо отметить, что перемещаться по платформе можно достаточно активно не опасаясь перевернуться, так как она очень устойчивая за счет двух точек подвески к стене. Светает и день обещает быть хорошим. Сегодня в лидерах Вовка и Борька, парни улезают выше, а мы с Андрюхой и Кирюхой остаемся при своих интересах. Солнце делает свое дело, наконец, становится тепло и ленно, даже позагорать можно. Сидим, созерцаем потрясающую панораму. Собираем и топим снег. Вода получается мутная, но нас это сильно не смущает. Чем себя можно занять целый день в платформе? К двум часам дня на стену ложится тень, а с ней и холод. В двойне холодно от бездействия. Наконец возвращаются парни – пролезли несколько веревок, лезется, все хорошо. Но есть и более интересная новость. Нашли контрольную записку дагестанской группы за 2003 год под руководством Константина Дорро, 6А по левой части ЮВ сены. Что стена исхожена, мы знали, но поисками описаний пройденных линий особо не занимались. Нашли только фотографию с двумя маршрутами 5А сильно левее и сильно правее от выбранной нами линии. Ну что ж значит мы на 6А! Конечно, были мысли и желание о первопроходе, но по большому счету это не принципиально!

День следующий. Утренние расклады мало чем отличаются от предыдущего дня, но вот погода нахмурилась. Сидим в облаке, периодически идет мелкий снежок. Первыми сегодня работают Боря с Андрюхой. Им прям везет на лазание в плохую погоду! Ну а остальные по-прежнему в платформе и теперь им остается только созерцать ее убранство и постояльцев. Снег усиливается. Как там парни лезут? Периодически держим связь по рации, лезут! Собираем свежевыпавший снег, главное, что бы не желтый, топим и процеживаем сквозь тот самый гамак. Теперь вода получается гораздо чище чем вчера. После обеда, вернее обеденного перекуса, поскольку нормального обеда у нас нет, Кирюха уходит на страховку, Андрюха сменяет Боряна, а Борян возвращается к нам отогреваться. Я же на столько припух от безделья и холода, что начинаю просто жумарить и дюльферять по крайним перилам пока не согреюсь и не надоест. К сумеркам собираемся в платформе, готовим ужин. Обработано еще несколько веревок. Если завтра пойдет лазание, то веревки должны закончится довольно быстро и нужно будет сниматься с этого лагеря. Гадаем какой может быть погода и прикидываем сколько у нас еды. Дня на три еще хватает. Отужинав, всех хорошо сегодня поработавших, начинает клонить в горизонтальное положение в теплые спальнички. А время-то восьмой час! В итоге третий день такого режима приводит к тому, что описано в самом начале вместо вступления. Причем проснулись мы все впятером и со слов каждого спать ему не хотелось! Зимний альпинизм, однако.

И снова новый день. В лидерах Андрюха с Вовкой. Погода классная! Понимаем, что сегодня снимаемся с этого места. И остальные трое начинают собирать шмотки и компоновать баулы. Платформу решаем транспортировать не разбирая, но так как она очень большая, то делать это вдвоем по двум параллельным перилам. Собравшись, сидим на баулах и ждем по рации команды от парней, что можно начинать подъем, так как не хочется работать под лезущим человеком, из-за периодически срывающихся камней. Наконец разрешение получено. Первым уходит Кирюха с баулами, следом мы с Боряном тянем платформу. Процесс идет не быстро, но метр за метром, вверх, только вверх. Собираемся на крайней станции, страхую Андрюху чтобы пролезть еще веревку, другую пока не стемнело. Остальные ставят платформу и занимаются обустройством. До вершины осталось немного и, конечно, завтра хотим преодолеть это расстояние.

Крайний день восхождения. Просыпаемся по будильнику, затемно, рано. Небо звездное и это ободряет. Завтракаем и отправляем Вовку с Борькой на обработку. А сами неспешно начинаем собираться. Решаем работать по вчерашней схеме, держим с парнями связь. Сидя в платформе, представляю, как вылезем на верх. Судя по погоде, есть все шансы прыгнуть. А глядя на наш малюсенький домик внизу возле дороги, не верится что уже сегодня мы все вместе там окажемся… По рации приходят хорошие новости – парни залезли и ждут нас. Постоянно думаю про время, кажется, что оно поджимает. И наконец, мы все наверху! Знакомое местечко, вылезли прямо в 10 метрах от нашего экзита. Вертикальный мир перешел в горизонтальный. Время действительно поджимает. Надо сформировать баулы, два из которых решаем сбрасывать вниз. Надо подготовится к прыжку. На саму вершину решаем не идти, так как дагестанскую записку за 2003 год видели еще летом, а свою как выяснилось и написать нечем. Готовимся с Вовкой к прыжку, проверяем и одеваем снаряжение. Решаем прыгать вдвоем друг за другом. Немного переживаю, что крайний раз прыгал три месяца назад. А характер стены такой, что желательно не просто прыгнуть, а еще и отлететь от стены в свободном падении. Ладно, Андрюха, расслабься, надо просто оттолкнуться, а все навыки вспомнятся сами собой.

Все и всё готово. Пора телепортироваться. Дай пять, хорошего прыжка! Увидимся парни! Делаю разбег в несколько шагов и отталкиваюсь. О да, первые секунды теримнальных прыжков, да после перерыва, они фантастичны. Полнейшее спокойствие… Ну а дальше нужно напрячь ручки и ножки и постараться отлететь от стены. Что, в общем-то, и получается, 20 секунд, полет нормальный! Открываю парашют, ищу Вовку, сближаемся, летя под куполами, и обмениваемся первыми эмоциями. Приземление на дорогу получается довольно жесткое с перекатом, но встав на ноги эмоции овладевают нами. Все получилось! Поздравляем друг, друга.
После пяти часового блуждания под полной луной, парни возвращаются домой. Вот теперь действительно можно друг друга поздравить! Осталось только забрать оставленные и сброшенные вещи, но это уже завтра, а сегодня заслуженный ужин и крепкий сон.

В качестве послесловия, но не реклама.)
Можно представить, сколько вещей у нас было на пятерых. Но вчетвером обратно уехать мы решили на самолете. А Борька на машине еще собрался на Эльбрус. Быстренько купили билеты Уральских Авиалиний на следующий день. И неожиданно выяснили, что в этих авиалиниях альпинистское снаряжение рассматривают в качестве спортинвентаря. Плюс 20 килограмм на каждого брата. В аэропорту пришлось, конечно, немного поговорить, но улетели как миленькие, забрав с собой все до последнего карабиньчика!

P.S.
Вернувшись, мы нашли описание маршрута пройденного в 2003 году, из которого получается, что наши маршруты отличаются примерно на одну треть в средней части, от R4 до R11 (см. фото), а на остальных участках совпадают.

Участники: Андрей Шейнов, Кирилл Хохлов, Борис Егоров, Владимир Мурзаев, Андрей Лебедев.

100


Комментарии:
1
круто

3
Интересно! Побольше таких историй. А то последнее время на риске .....

1
Спасибо, отличный рассказ и отличный фильм!

1
Отлично! И читать интересно.

1
Спасибо, прочитал с огромным интересом.
Ждем еще отличных рассказов о новых восхождениях. Я уверен, что они обязательно будут.

1
Спасибо за рассказ! Очень понравился фильм! Успехов!

2
Ребята, видео - супер!!! И рассказ тоже! Молодцы!!!

1
Как тут удержаться и не напомнить, что те, кто владеет электронной подпиской или покупает "РИСК онсайт" в бумажном виде, читали этот рассказ еще в начале мая:))))))))

1
молодцы! здорово получилось!))

0
Спасибо!

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru