Восхождение на Эльбрус с севера, часть 1. Джилы-Су

Пишет krekadra, 14.06.2015 11:38

Этим рассказом я начинаю серию статей и фотоотчетов о восхождении на восточную вершину Эльбруса с севера, через скалы Ленца. Помимо рассказа, здесь будет много пейзажных и репортажных снимков в разрешении 1200px. Я не буду ограничиваться сухими комментариями к снимкам, а буду писать полный рассказ о путешествии. Думаю, многим из вас он будет интересен. А кому не хочется читать — можете просто посмотреть фотографии.

Этой весной Дмитрий Конаш предложил мне взойти в составе набранной им группы на восточную вершину Эльбруса с северного склона. Штурм вершины меня никогда особо не интересовал, так как я слышал только, что «до 4200 там полно мусора», что «на канатках заедешь, потом на ратраке, потом помираешь 800 метров подъема, и вот ты на вершине», что «ничего там красивого нет». И, разумеется, я не знал разницы между восхождением с юга и с севера. Но Дима постепенно провел разъяснительную работу, донеся до меня главное: с севера природа красива, мусора нет, людей тоже очень мало, канатки отсутствуют полностью, подниматься будем с 2400 до 5621 своими ногами, жить будем палатками.

Это меня более чем обрадовало (уже очень захотелось пойти!), но встал вопрос экипировки: у меня много чего не хватало для безопасного восхождения, а необходимое оборудование стоит довольно дорого. Из-за этого я до последнего сомневался, нужно ли оно мне.

Но благодаря Диме я очень быстро понял, как и на чем можно сэкономить без ущерба для дела. Мембранная куртка и страховочная система — на распродаже, ветрозащитная маска — у братьев-китайцев, кошки — в прокате. Очки и большой рюкзак брал без скидок, зато хорошие. А всё остальное у меня уже и так было. Итого одежды и снаряжения пришлось купить примерно на 11 тысяч рублей, и эти вещи будут служить верой и правдой ещё не один год.

В общем, 4 июля мы собрались в Пятигорске и выехали в Джилы-Су. Автобус выгрузил нас на асфальте, от которого мы должны были дойти до базового лагеря через гору. Прибежал туман, стало довольно прохладно.
Рюкзаки показались на такой высоте очень тяжелыми, и 300 метров набора дались нелегко. Лично меня спас кислый леденец (леденцы и впоследствии не раз выручали, но об этом позже). Таким образом, акклиматизация началась уже в день приезда. Идти пришлось по туману и прохладе, но холодно не было.
Уже на подходах к лагерю МЧС нам нужно было пройти через живописный, но очень шаткий мостик, а с рюкзаками это было не так уж удобно. Все справились.
Пока шли от мостика к лагерю, ветер начал разгонять облака, и зажегся прекрасный закат. Такое я упустить не могу, такое я ну просто обязан фотографировать.
Восхождение на Эльбрус с севера, часть 1. Джилы-Су (Альпинизм, джилысу, трекинг)Восхождение на Эльбрус с севера, часть 1. Джилы-Су (Альпинизм, джилысу, трекинг)Восхождение на Эльбрус с севера, часть 1. Джилы-Су (Альпинизм, джилысу, трекинг)Восхождение на Эльбрус с севера, часть 1. Джилы-Су (Альпинизм, джилысу, трекинг)Восхождение на Эльбрус с севера, часть 1. Джилы-Су (Альпинизм, джилысу, трекинг)Восхождение на Эльбрус с севера, часть 1. Джилы-Су (Альпинизм, джилысу, трекинг)Восхождение на Эльбрус с севера, часть 1. Джилы-Су (Альпинизм, джилысу, трекинг)
Дошли до лагеря, установили палатки за забором, разложили какие-то вещи. Добродушная Оксана угостила нас компотом, хотя он не входил в наши планы: мы должны были жить полностью автономно. Но кто сможет отказаться от прекраснейшего компота из сухофруктов?

Погода в Джилы-Су нестабильная. Или очень стабильная, я даже не знаю. Утром обычно тепло и чаще всего ясно, а вечером, как правило, идет дождь. Или просто пасмурно. Зная это, можно планировать все прогулки на утро и избегать дождя. Однако, мы все-таки допустили небольшую ошибку, но об этом я расскажу во второй части своей повести.

При размещении меня ждал небольшой, но ожидаемый сюрприз: мой напарник по палатке — Антон — чуть менее двухметровый, чем я. Поэтому, когда мы спим, мы занимаем мою двухместную палатку полностью. А ведь еще где-то надо хранить вещи :)
На первый взгляд, дело усугублялось тем, что оба мы — социофобы и интроверты, охраняющие личное пространство. А тут его раз — и нет. Но удивительное дело — проблем с совместным житьем-бытьем у нас не возникло. Более того, за 9 дней совместной жизни не возникло ни одной конфликтной ситуации. Возможно, потому что мы с Антоном во многом похожи, и слишком хорошо понимали, что не нравится каждому из нас. Антоха оказался даже терпеливее, чем я (или просто крепче спал): он не пинал меня за мой храп, а я периодически толкал его под бок :)

Рюкзаки пришлось отдавать на ночь Диме и Генриетте, у них трехместная палатка с большим тамбуром. Ребята были не против и выручили нас.

К вечеру почти каждый день облака уходили, становилось видно ясное небо. В первую ночь я бегал и радовался Млечному пути. Кстати, зеленая палатка на переднем плане — моя.
Ночью при ясном небе в горах прилично холодает, но мой спальник Tramp Oimyakon с гордой надписью «-15 комфорт» справлялся со своей задачей на ура: до высоты 3800 можно было ночевать без термобелья, и даже закладывать в спальник недосушенные вещи, чтобы их просушить к утру.

Во второй части я расскажу о днях акклиматизации, походах на Грибы и выходе на морену Фрилайн, расположенную на высоте почти 3800 метров. Названий гор и других объектов у меня пока нет, но я надеюсь, что впоследствии их добавлю.

Далее будут еще 4 части. Задавайте вопросы, комментируйте)

Приветствую Ваш первый пост на РИСКе! Всё путём: и читаемо, и рассматриваемо, и завлекаемо. Продолжение ждём-с.
Теперь вопросики: численность группы, состав (мальчики, девочки), вес рюкзаков, на сколько дней брали продукты, количества бензина.
И ещё - поскольку это Ваша творческая работа, то уместно разместить её на форуме в группе "Творчество РИСКовчан".
Фотографии прекрасны. За них - отдельное спасибо!

Благодарю за добрые слова!
Численность группы - 11 человек, в т.ч. 2 гида, 7 новичков и 2 человека, ходившие с юга. 2 девушки (одна ходила с юга, вторая новичок).
Вес рюкзаков - мой около 20 кг, с учетом фототехники и палатки. У остальных примерно также или меньше. Девушек разгрузили (не дали палаток, ну и по мелочи).
Продукты брали на 8 дней, по газу не помню - кажется, 1 стандартный баллон на 2 человека вышло. Изначально по характеру и скорости передвижения разделились на 2 подгруппы, готовила каждая подгруппа для себя. Горелок на всех 4 штуки, вроде.

Позитивное начало!
Жду продолжения.
Чем снимали такую красоту?

Благодарю! Продолжение последует. Снимал на Nikon D600 + Nikkor 28-105 3.5-4.5 и местами на рыбий глаз Sigma. Впрочем, уже на следующий день рыбий глаз промок, и далее все фото будут сделаны на 28-105.

Восхождение было в составе коммерческой группы или ошибаюсь? Первое посещение Кавказа? Эти выводы делаю по тексту и фразам о погоде и быту и т.п.
В северном Приэльбрусье, как и на всём остальном Кавказе, погода в одни и те же сроки, но в разные годы может отличаться до противоположности. В июле могут стоять ясные жаркие дни неделями, а могут идти неделями осадки.
Спальник на -15 комфорт в июле на Кавказе, это серьёзно ;))
А 11 тыщ на одежду и снарягу, чтобы почти с ноля снарядиться, это совсем не много.
Некоторые фотки хороши, в частности те, что со звёздами.

Действительно, в Джилы-Су я был впервые, но в целом с погодой в горах знаком достаточно неплохо. Рассказ ориентирован скорее на тех, кто собирается пойти на Эльбрус. Сейчас, уже имея необходимые знания и навыки, я бы не стал уточнять многих деталей. Но рассказ написан сразу после восхождения, и у меня было желание поделиться с большим количеством людей, для которых это всё вновинку или впервые. Группа коммерческая, но лично я - не коммерческий участник. Ходил с другом, за что ему благодарен.

было желание поделиться с большим количеством людей, для которых это всё вновинку или впервые И правильно сделали, что писали именно с этой целью!

Что касается спальника - совершенно не пожалел. На морене пару ночей было до -10 с сильным ветром, и в спальнике было нормально, но на грани. Чуть холоднее, и пришлось бы уже спать одетым. Ну и некоторый запас тепла давал возможность сушить одежду, которая неожиданно промокла. Я так носки сушил один раз.

Прошлый год на Эле, во всяком случае с севера был не очень хороший по погоде. Ночью нормально, а к 11-12 уже снег или дождь, часам к 3-5 уже растягивало и так с завидной регулярностью. Поэтому выход был в 12-1 ночи...

У нас день перед восхождением и день восхождения были удачные, тепло и ясно. Выходили в 4:30, дошли к обеду без каких-либо проблем. Но прям перед нами ребята с 5000 развернулись назад - ветер сильный мешал.
Расскажу об этом в продолжении, пока что кармы не хватает для второго поста.

Отличные фото.

Благодарю!

С Горой!
Но на 5 частей разбивать восхождение...

Благодарю! Там много текста получается, а в некоторых частях просто вал фотографий. Поэтому читать такую длинную простыню будет не интересно.

Отметились во всех комментариях.))))))) Ждём продолжения!

Бывал в этих местах несколько раз. Это незабываемо.
Писать нужно взахлеб, главное, не откладывая в долгий ящик. Потому что эмоции стареют.