Горный Алтай массив «Скальные Ворота», полезная информация.
Пожалуй, каждый, кто хоть раз ездил по Чуйскому тракту дальше перевала Чеке-Таман видел это красивый гранитный массив, расположенный непосредственно близ трассы, между трактом и рекой Катунь. Многие даже останавливались, бродили вдоль, фоткались и ехали дальше. Времени всегда мало, нужно в горы или на ледопады, или наоборот домой.
Опять же, как туда попадать? Как и на чем делать навеску? Тут все понятно. Но массив то достойный, интересный и красивый и самое главное гранитный!!! Мы решили поправить ситуацию, полазать там и поделится инфой с друзьями.
Массив «Скальные Ворота» находится на Чуйском тракте между Большим и Малым Яломаном в 490км от г.Барнаула. Длинна массива около 150м и высота от 15 до 40м! Скальный останец расположен между трактом и рекой Катунь. Дорога проходит как раз под скалами, перепутать место очень сложно (в Инете нашел название «Ворота Айрытай-бом»).
Координаты N50 гр. 30 мин. 37,7 сек, Е86 гр. 33 мин. 49.4 сек.
Для удобства описания я условно назвал сектора.
И так, что удалось сделать за выходные:
1) Пробили под нижнюю страховку один маршрут в секторе «ЮГ». Рабочее название «Петля Времени»
«Петля Времени»» - 15м - 6с – 8 болтов – станция
Пробивать большее количество маршрутов пока не вижу смысла, поскольку ввиду удаленности массива рассчитывать на частое посещение района не приходится.
2) Пробили три станции под верхнюю страховку правее маршрута «Петля Времени».
Примерные категории 7а, 7b, 8а. Пробовали все кроме последнего. Просто супер, крым отдыхает ))). Слева от маршрута «Петля Времени» есть старая навеска, там по внутреннему углу маршрут 5с+.
На фото зеленым - Петля времени, синим- маршруты под верхнюю страховку.
3) Пробил болты под верхнюю навеску на сектора «У дороги». Примерно 9 шт.
Где-то были старые станции на проволоке, усилил, где то не было ни чего. Болты постарался расклепать, что бы сороки ни утащили. Теперь можно подниматься наверх и блокировать пару соседних болтов, делать верхнюю и лазать хоть до посинения.
На трех навесках сектора «У дороги» удалось полазать. Лазание разное: от простого 5b, 5с, до 6с, 7а можно найти легко, а можно и больше умеючи. В этом секторе в основном вертикаль, местами встречаются карнизы.
Рельеф тут очень богатый, много горизонтальных и вертикальных щелей и отколов. Живья практически нет, мха нормально, кустов и земли мало. Можно легко «поиграть» в ИТО альпинизм, и даже Тред проблем со страховкой не будет. Хорошо пойдут якоря и фифы, закладки и средние френды.
Кроме того верхняя страховка имеет свои плюсы. Нет жесткой привязки к рельефу, т.е. можно с одной навески объемить в полном смысле этого слова. Ни это ли нужно перед большими стенами?
Кстати, вопреки ожиданиям, пыли от трассы на секторе «У дороги» оказалось не много, да и то только первые метры снизу. Короче если на спуске после первых пролазов пару раз поработать щеткой, то будет вообще огонь.
Как поднятся на массив:
Самый простой и логичный вариант подняться по гребню слева от сектора « У дороги», но там много кустов и колючек. Нам больше понравился вариант подниматься через сектор «ЮГ», тоже пешком. Но тут уж кому как.
Кроме уже перечисленных секторов: «ЮГ» и «У дороги», можно условно выделить еще два сектора:
сектор «У реки»
сектор « Север»
Находится на отдельном массиве 100м на север (вниз по течению).
Оба эти сектора имеют интересный рельеф, но он не так богат как «У дороги», кроме того местами рельеф нависает. То есть маршруты получатся более спортивными.
Половина сектора « Север» находится на рекой, поэтому проблематична для лазания, хотя при особом желании можно изловчится с верхней страховкой. Рельеф интересный, мне сильно понравился.
Где поставить лагерь:
Мы поставили палатку под скалой в секторе ЮГ в 3м от пробитого маршрута. Но там место только под одну палатку. Можно встать тут же только в 20м от скалы, равная поляна.
Правда летом эта стоянка будет как на сковороде, присмотрел еще одно место. Между основным массивом и сектором СЕВЕР у реки есть тополиная роща, думаю там будет хорошо.
Резюме:
Очень интересный и перспективный в плане лазания гранитный район. Но находится далековато от цивилизации. Теперь, когда есть информация о навесках и т.д., можно заезжать туда по дороге в горы полазать руками или по дороге на ледопады подрайтулить. Можно рассмотреть варианты выезда на микро-сборы, выезд на выходные из-за долгой дороги будет тяжеловат.
Спасибо:
Компании АльпИндустрия за аккумуляторный перфоратор.
Меня поддерживают:
Так глядишь и до Бегемота доберемся? Там правда нужен контейнер железа ;-)