23 часа нон-стопа, один литр воды со льдом и Маттерхорн

Пишет Valery Semenov, 06.03.2015 10:53

Все началось с того, что встретились два раздолбая, как сказала Валя минус на минус должен получиться плюс, но градус общественного раздолбайства только увеличился до непомерных высот.

- Валя, с тебя двухместная палатка, динамика и т.д ок?
- ОК !
За несколько дней до отъезда я просто так спросил, как там поживает наша палатка.
- а она разве с меня?
- …

В итоге Валя все же достала двухместную палатку, которая на месте оказалась 4-х местной кемпенговой палаткой, и когда однажды ночью под горой задул ветер, я был уверен, что сейчас вот она порвется, дуги сломаються и тд. Ветер был хороший, я лежал в центре этого шатра и дуги гнулись так, что фактически доставали мне до носа, но я не о чем не беспокоился, пускай гнуться, мне было хорошо и приятно - Валя взяла с собой не спальник, а «простынку», поэтому мы залезли в мой спальник-кокон двоем. Еще собираясь дома, у меня была дилема, брать теплые штаны или нет, все обещали в этом сезоне зимние условия на Маттерхорне, поэтому я решил, что возьму лучше теплый спальник-кокон, а из штанов только джинсы и термобелье, и я оказался прав, спальник был что надо.

23 часа нон-стопа, один литр воды со льдом и Маттерхорн (Альпинизм, valery-semenov.ru, италия, Валентина Чемякина)

Как сходить на маттерхорн очень доходчиво написано здесь и здесь,
но для этого надо рано вставать, так как подъемник закрывался рано, а у нас так не получалось. Пока гуляли по бриуль-червинии встретили русских, которые и в толковали нам что по чем, ведь до офиса гидов тогда мы так и не добрались:
«Погода никакая, на вершине еще вроде даже никто и небыл за месяц, канатку сейчас закроют и вы на нее не успеете». А время тикает, по плану аккламитизироваться на Брайтхорне должны были еще вчера, но как-то не случилось, что-то провалялись, а окошко на маттерхорн откроется завтра-послезавтра. Срочно бежим ( ну то есть туда заглянем, сюда посмотрим) в кемпинг Clair, собираем вещи и в 8 - 9 часов вечера стартуем на хижину Амбруции.
Темно. Снова встретили русских, которые предостерегали не идти по короткой тропе, а то и днем не найдешь дорогу …
Не то чтобы мы сильно блуждали, но был момент абсолютного коровьего следа повсюду, немного карабканья по травянистому склону и мы снова уверенно прем на хижину Амбруция к 12 часам ночи. А там озеро, палатка, звездная ночь, сон.

От хижины Амбруция и начинается собственно восхождение, до хижины Carrel, затерявшейся где-то на 3800 гребня маттерхорна. Конечно же мы поздно встали, иначе быть не могло и толпы трекенговых бабушек и дедушек во всю штурмовали не приступные тропы подхода под гребень Маттерхорна, потом поворачивали назад, насытившись усталостью и прекрасными видами гор. На сам гребень практически никто не шел, кому нужен этот маттерхорн в такую погоду ?!
3 - 4 часа движения по снегу, простым скалкам и мы в хижине Carrel, которая в хорошую погоду забита туристами до отказа, как селедками в бочке. И я боялся этого, боялся что придется подниматься на вершину в толпе, но в хижине были только поляки, еще кто-то и очень веселый и позитивный Душман. Нас накормили итальянским мясом, отпоили горячим чаем, в Carrel было очень уютно. Связке поляков вчера удалось пробиться на вершину, они были первыми там то ли за месяц, то ли за сезон, я так и не понял до конца, настолько была плохая погода в этом сезоне, очень много снега.

Душман разбудил нас в 2 часа ночи, пора было собираться на финальный рывок - это был наш первый и единственный ранний подьем. В 3 часа мы вышли, в след за Душманом, и с этого момента мы были на постоянном движении вверх. Все таки не до акклиматизация чувствовалась, мы шли не быстро, где-то на рассвете нас догнала какая-то тройка, а за ними виднелась еще целая вереница альпинистов и началось хождение по головам. Нас вроде обогнали, но в какой-то из моментов нам все же удалось вырваться в первые ряды, но поскольку я фактически мельком просмотрел описание маршрута, то естественно пытался вылезти на гребень не в том месте - теперь мы шли вторыми и я был этому рад, так как плутать совсем не хотелось.

На гребне ветер не слабый, такой нормальный, в самый раз чтобы почувствовать, что ты в горах, довольно холодно. Впереди нас, в метрах 200 -300 тройка итальянцев, позади - уже не видно никого. Это как раз то место, где нужно решать идти ли на вершину или поворачивать, чтобы к темноте успеть вернуться в хижину, это пик Тындаль. Сюда нужно добраться до 12 часов, чтобы успеть на вершину, но это когда маршрут в хорошем состоянии, не сейчас. Острый снежный гребень, фактически никакой страховки и скал. Для себя мы решили, что раз уж погода хорошая(есть окно), то надо идти до конца, в ночь; если что, то «просто» холодную схватим (слово «просто» тут явно не к месту)
Ветер постоянно задувал и от этого было не уютно, но отрывающиеся виды того стоили. Лезем дальше, по следам итальянцев, до вершины 200 - 300 метров по цепям, канатам - это называется вспомни школьные уроки физкультуры, там такие же канаты, толщиной в кулак - это выглядит забавно, стенка провешенная такими канатами. И вот ты не жумаришь, а лезешь по этим канатам и это довольно забавно, но высота уже чувствуется.
Еще вокруг постоянно снуют вертолеты, видимо туристы на них фоткают вершину и мешочки, карабкающиеся вверх, под их шум мы и вскарабкались на нее. 2 часа дня. Вершина. Уррр.

Вообще в это не особо верилось, что на Маттерхорн можно вот так заскочить, до этого я его видел только на рекламных картинках и всегда считал его довольно не простым, не думал что на него есть доступные маршруты и что я вот так, внезапно сорвавшись, пойду на него с бухты барахты… вообщем во всем этом виновата Валя. Та классика 4А которую мы прошли, больше похоже была на 5А по состоянию маршрута, конешно канаты кругом.. это забавно.
Спуск это отдельная песня, я предполагал что он будет долгим, но блин… Когда уже стемнело, мы были все еще на гребне, готовились дюльферять с него, как накотило облако-туман и потерялись ориентиры.

Самым ярким воспоминанием для меня, за всю поездку является спуск с вершины. Еще когда я только поднялась на самый верх горы мысли о спуске были вовсе не утешительными, учитывая что при подъеме я промокла под водопадиками тающего снега, а спускаться надо было в ночь..
Сильная усталость,есть даже не хотелось, а вода уже почти вся замерзла и превратилась в лед. Спуск до пика Тындаль ничем от обычных спусков не отличался, пара дюльферов, спуск по снежным склонам , а дальше уже и вовсе почти пологий гребень. И вот , уже на закате, на пике я наблюдала как таяли на снегу последние лучи солнца.. Красиво конечно, но не особо когда тебе нужно спускаться вниз, в это облако , в котором оказалась вся (какая то там?) часть (сторона) маттерхона. Вот смотрю на куртку ,а там, в некоторых местах и ледик уже. Вроде нашли место откуда дюльферять. Так нам казалось. В темноте тяжело все таки ориентироваться.

Мы дюльфернули, но не туда как выяснилось, где-то рядом. И ничего не видно, Валин фонарик в тумане казался очень далеким, команды фактически не слышными. И холодно.

В моих надеждах мы преодолеваем этот спуск за 2-3 часа , эхх прям детские мечты. На деле мы только часов 5 блуждали в поисках верного пути. То что мы вовсе не на маршруте мы поняли вроде после второго дюльфера.
Я шла первая, в слабом свете пыталась разглядеть в углублениях снега следы, но они то и дело оказывались просто следами падения комков снега. Спускались мы по снежному склону градусов в 60-65 (я же не вру?!) . Снег был рыхлым, то и дело проскальзывали ноги , дойдя до пригодных для страховки выступом скал я делала станцию и принимала Валеру. Потом когда снежные склоны прекратились и начались скалы Валера принял лидерство. Как вспомнишь, стоишь ты у стенки, страхуешь , и только и видишь, как уменьшается в тумане движущийся фонарик, потом замирает, и доносятся какие-то не понятные звуки. Только по веревке понятно что можно уже идти за ним. Мне уже холодно и хочется спать, куртка вся в инее , ноги , руки мерзнут, промокшие днем.

Но ночевать как-то не хотелось на снегу и я рыскал то туда, то сюда в поисках правильного пути. Валя засыпала.

Я как то попыталась прикинуть сколько же нам осталось до хижины, и насколько мы близки к верному маршруту. Ну а такие мысли всегда вгоняют в тоску поэтому решила об этом не думать, а просто идти вперед, не смотря на усталость холод и желание заснуть.
Было пару мест, где нужно было лазать без перчаток, зацепы были слишком маленькие, это окончательно добило мои руки, теперь действительно было холодно. Меня все сильнее клонило в сон, но надо было бороться.

В конце концов нашел старую, старую станцию из веревок позапрошлого века, с ее крючьев ( усилив их ледовым инструментом в трещине) и ушел вниз, а там следы, которых так нам не хватало. И маршрут сразу стал узнаваться. Хорошо что не шел снег и следы не засыпало, так бы пришлось наверное и по ночевать… Апофиоз был когда до хижины оставалась одна веревка и навстречу нам вышли новые восходители на вершину, тут до меня дошло, что сейчас 2 часа ночи и мы в постоянном движении уже почти сутки. Неплохой нон-стоп вышел.

Спали в хижине мы крепко, говорят прилетал вертолет и забирал «пораненых русских» - мы его не слышали. Конечно мы проспали фактически весь следующий день и спускаться вниз пришлось на закате, вообщем как обычно в этом путешествии. Поляк в хижине меня даже спросил на ломаном английском: Вы любите ходить по ночам?!
- Нет, но… (лучше это не комментировать)

Внизу тепло, уютно, рестораны.. Стоит сказать, что мы сильно ступили, когда в самом начале закупились продуктами на 100 евро, в итоге-то мы всегда питались только в ресторанах, эх… они там просто везде. В последние дни решили забраться на вот эту скальную стенку, что за стена не понятно, но из далека выглядит очень хорошо. Естественно возле нее мы оказались только под закат. Она оказалась на деле довольно сыпучей и рыхлой, но есть пара впечатляющих трещин, на которые я не решился лезть, там нужны камалоты 7го размера, да и как-то стремно стало лезть по камину, который походу весьма трухляв, но выглядит очень заманчиво. В итоге нашли место где более менее, провесил пол веревки, солнце совсем ушло, стало холодно, Валя забыла фонарик - вообщем не полезли дальше, благоразумно решив поспать. Палатку-то не взяли, но спальник хороший, а звезды большие.