Красная жара в Ала-Арче

Пишет Slaydoc, 19.02.2015 22:24

…В помывочной бани «Жыргал» на Ибраимова стоят клубы пара, мокрые тела движутся из парилок к бассейнам, душам и обратно. Из загородки с надписью «Пилинг» появилась квадратная фигура, медленным уверенным шагом она выдвинулась на середину зала. Шварценеггер прищуренным глазом осмотрел окружающих, возле двери в турецкую парную мелькнул Иосиф Татамович. Походкой шагающего экскаватора Арнольд направился туда…
Вслед за ним занырнул киргиз в спортивном костюме и бобровой шапке-формовке, с матами он принялся банной «сидушкой» лупить по паровой трубе. Народ стал выходить. Шварц даже не смотрит в сторону мужика в формовке, его цель Татамович, сидящий в окружении качков в набедренных повязках на деревянной полке...

-Это не рука литейщика! Если ты работаешь в литейном значит привык к жаре. - В руку Шварценеггера с шипением ложится раскаленный булыжник с каменки…
Красная жара в Ала-Арче (Альпинизм, new ала-арча, микст, лед, корона, маршрут мобильных, Ручкина 5а, Дашкевича 5а)

…Киргиз в бобровой шапке украл чей-то веник, другой лезет разбираться, потом бургеры, смешные носатые вороны, ребята, Игорян хохочет, гудки автомобилей… и я в своей постели, я дома, в Красноярске, а за темным окном отблески и звуки ночной улицы. Нехотя поднимаюсь, прошел на кухню, попил воды и вновь вернулся под одеяло. Как же приятно выспаться в кровати, на чистых простынях.

…В качающемся свете налобника шагают желтые пятки Сани, он спокойно, ритмично переставляет свои спанты в сторону науковской хижины. Вчера ветер сбил нас с толку и заставил утром повернуть, но сегодня в каждом нашем теле мысль одна: «Лезем в любую погоду!» Сегодня дует еще сильнее, но мы уже заряжены. В темноте ледовое шоссе варианта Плотникова, склон под ним стабильный, с морены с дистанцией движемся к бергу. Вадик бодро уходит наверх на фифах, он сегодня лидирует, это его маршрут. Идем все лазанием, первый принимает две веревки через шайбу. Мой первый ледовый маршрут в горах. Это оказывается ломовая работа! Я иду на молотках, а наш гид Саня двигается на фифах, опережая меня по скорости. Много завоздушенного льда, клювы стабильно входят в плотный слой. Все-таки мне иногда достается льдом. А когда сам бьешь молотки, изредка кусочки льда залетают в открытый от тяжелого дыхания рот, и ты, съедая их, думаешь: «Вот ты какой арчинский лед на вкус!» Наверху лед тверже, колется линзой. С неплохой скоростью мы приближаемся к живописному скальному зубу. А вот и выход на подушку Короны из продолговатой снежной камеры, похожей на белую космическую пещеру. Ветер и снег наверху, связь, а мы сваливаемся к Отелю Корона.
В сумеречном свете в небольшом пространстве хижины двигаются лучи фонарей, на столе засыпанном продуктами и предметами хитрого альпийского быта кипит работа по плавке льда, запахи искусственной еды смешиваются с запахом веревок, газа и людей. Львовские альпинисты совершают восхождения в районе Кореи, мы уже заходили к ним в гости, ночевали несколько дней назад во время акклиматизации. Чай, перекус и пора бежать на Рацека, ведь там кормят горячим ужином. Прощаемся, условившись с одним из львовцев при оказии сходить вместе Барбера через несколько дней.
День отдыха и разложения, вечернее кино и немного коньяка - плоды цивилизации. И вот мы в том же составе выходим на Байчу по «сопле», лидировать буду я. Заранее я приготовил крепление гоупрошки на палочку на рюкзаке за спиной, вторая камера лежит в рюкзаке с креплением на голову. Видео должно выйти на славу! Погода не намного лучше чем была на Плотникова, ветер в трубе между скальными стенами дует снегом снизу вверх. Стартую по пологому льду и сходу камера на палочке отказывается работать, вторая камера с ней солидарна. Чертовы древние гоупрошки! Похоже кина не будет! Ладно, главное ведь не кино. Стараюсь держать темп, и экономить силы, молоток-кошки, молоток-кошки.
- Лёёёд! - со стекольным звоном вниз посыпались обломки льда. Проходим ключевую стеночку и вылазим в гигантскую чашу Байчи, идем ее в лоб до верхнего бортика. Классные буры у Вадика, BD рулит, крутится одним пальцем! К концу маршрута лица наши от ледяного ветра и пескоструя снегом становятся как маска, я лица просто не чувствую. Выгребли сквозь ветер на плечо, прошли немного и вот он спуск.
- Вот бы тут на лыжах! - улыбается Вадим. Согласен. И мы начинаем обсуждать у кого какие лыжи. Оказывается у нас с Саней одинаковые. Коллега! Так перекидываясь фразами спустились прямиком к обеду. Эх, вот это альпинизм, трехразовое горячее питание, и никакой готовки, кайф, Европа!

Снова тихий неспешный быт хижин на Рацека. Но нет покоя душе, нужно приключение. Уговариваю Саню Широбокова лезть Мобильных Ручкина, он сомневается, быть может лучше остановиться на Гулливере Дашкевича на Семена.
- Это нормальная пятерка «Б» - говорит Балезин про Ручкина. Это прибавляет мне еще больше энтузиазма в уговорах. И вроде мы уже все договорились, Вадик Ким полезет с нашими красноярскими парнями Славой и Жэкой на Лоу, а мы с Саней рванем на "Науку" и завтра с утра стартуем Ручкина. Это будет заключительный день в Арче для Сани и Левы - гидов из Кирова, и на следующий они должны выбрасываться вниз, ехать кататься в Каракол. Но решение о выпуске должен принять Греков. И видимо он сомневается в наших силах. Я уже выучил описание Ручкина наизусть, и моя ставка 13 часов от берга до вершины, но наш суровый ОБ говорит что это слишком долго, что спускаться мы будем в темноте. Лезу в спор, и делаю ставку на 10 часов. По рукам! Если мы не укладываемся в график нас снимут с маршрута на очередной связи. Есть! Идем Ручкина!
Вроде бы вещей немного но из-за большого синтетического спальника приходится набить баул-грузовик. И вот мы выходим неспешно на «Науку». Какой же шикарный тогда был закат! Все оттенки красного и синего играли в небе на скалах и снеге, мы шли и не в силах были словами передать друг другу восхищение этой картиной. Только и твердили «Как же красиво!» Почти в сумерках пошли тропить под берг. Связались и аккуратно крадемся вдоль засыпанного снегом берга к началу маршрута. В небольшом углублении забуриваемся и оставляем бухтованные веревки, чтобы завтра их не таскать сюда. Возвращаемся в хижину. А внутри уже гложет червь сомнений, маршрут выглядит серьезно. Получится ли? Я никогда не ходил такие маршруты, а ведь мы собираемся идти оба лазанием, без перил. Хватит ли сил? Главное начать, с этим и ложимся спать после нехитрого ужина из бомж-пакетов и шоколадных батончиков. Ночь была очень морозной, от холода я непрерывно ворочался в спальнике и думал о том чтобы скорее пойти к горе и согреться в движении.
Ну вот и долгожданный будильник. Чай, шоколадки, кряхтя, в клубах выдыхаемого пара в свете фонариков наряжаемся в свои странные костюмы. Буры, оттяжки, камы, якоря, пучок стопперов, молотки, вроде все, закидываем рюкзаки и вперед – в открытый космос.
За ночь наши следы подзамело, но мы быстро добираемся до стартовой точки где лежат веревки. Идем по графику, 6 утра, Саня выходит лидером на лед, простое начало мы пойдем по одновременке. От его первых ударов молотком по всему ледовому склону проходит дрожь, я чувствую ее ногами. С непривычки меня забирает страх, скорее бы начать движение самому и уйти из берга.
-Веревка вся!
Пора и мне. Начинаю движение. В свете фонаря молотки работают по льду, ноги толкают меня вверх, я выкручиваю буры, Саня их крутит и наш паровозик мерно движется все выше и выше.
Постепенно свет начинает проявляться и становятся видны очертания гор. И вот тогда я замечаю, что тот нависающий ледовый гриб, который я рассматривал с края Короны во время акклимушного выхода, расположен прямо над нами. Этот многотонный "пряник" добавляет остроты ощущений, отломится - мало не покажется.
Очень хочется скорее уйти к скалам, проскочить стремный участок. На мягком льду молотки под клювы и включаю режим «улиштекинга», но надолго меня не хватает - надо было качать "физу", парень, а не лазить в зале. У нас все по графику, прошло 2 часа и мы уже напротив третьего скального острова, значит мы прошли около 6 веревок, где-то здесь поворот на скалы и начало микстового участка. По договоренности этот участок мой. Ветер гуляет по кулуарам северной стены, солнце встает где-то вдалеке, но сегодня мы увидим его только на вершине, а мороз заставляет часто отмахивать руки, немеющие от постоянной вытяжки вверх. Как-то по-другому представлял я себе микст! Мест для привычной мне скальной страховки тут не наблюдается, кручу буры, где-то втыкаю какие-то стоппера, якоря, но это редко, длинноватые буры упираются в скалу, эх вот бы сейчас коротенькие бдшки. Пролеты приличные, срываться тут не вариант. Да и зачем мне срываться-то, лазание не сложное. Не слишком быстро, но веревку за веревкой двигаемся по ледовым речкам вперед. А вот и та самая удобная полка для станции! О, и красноярский якорь забит – хороший знак, это первое встреченное железо на маршруте. Ну вроде немного осталось, давай Саня попьем чай, перекусим. Как потом Валерий Викторович сказал: «Смотрю в бинокль - стоите на месте, полчаса прошло – все на том же месте». Так это мы чай пили, общались, планы строили на будущие веревки, как мы их непринужденно сейчас пролетим. Черта с два! За простым скальником и ледовой полуверевкой нас ждала практически вертикальная стенка перемороженной «бутылки». Саня, это твоя стихия! А мне остается только сжаться на станции, накрывшись рюкзаком от летящих на меня ледяных глыб, и выдавать страховку. Ура, стенку Саня одолел! Я прополз с верхней страховкой, долбаные буры пришлось выворачивать двумя руками. Но впереди опять стенка, да когда он кончится-то! Усталость делает свое дело, мы замедлились, время от берга уже порядка 10 часов, мы начинаем выбиваться из графика. Еще одна веревка, кажется это выход на подушку. Да! Есть маршрут! Мы вываливаемся на Корону в 17 часов. Связь, наше время 11 часов от берга до подушки. Кажется это неплохо. Куда будем спускаться? На Плотникове уссурийские ребята оставили петли с яркими заметными ярлыками. Но все-таки принимаем решение уйти через коронские, еще несколько часов ходьбы, чай на коронских у наших украинских собратьев и еще немного ходьбы, и вот мы заваливаемся в заполненную друзьями столовую на Рацека, опять успели на ужин! Это уже хорошая традиция. Приятно видеть улыбающиеся лица друзей, принимать поздравления с горой и есть вкусный ужин, пить горячий чай и чувствовать радость выполненного дела. Вот бы еще вещи свои переместить с «Науки». Так оказывается добрый человек Лёва, не поленился, пошел на хижину, собрал наше барахло и притащил на базу. Вот есть же люди! Спасибо тебе Лёва, от души!

А после был Бишкек, и вкусное пиво, много пива, стирка, горячий душ. Как мало надо человеку оказывается, какие мелочи радуют после холодного маршрута. Но пора возвращаться, к ставшим уже домашними горам Аксая, хорошего по-маленьку. И вот мы бодро бежим мимо водопадов, походя пообщавшись с двумя немецкими студентами-волонтерами, которые шли смотреть водопад.
-Did you see "Leviathan"? It’s about Siberia. – сказал рыжий. Ну и еще про пиво в Бише обсудили – насущное. Саня Жигалов обгоняет меня и уходит вперед по кулуару, за ним Вова Старов, что ж мне отставать теперь?! Тоже нажимаю на все педали и держу их темп. Вот кто здоровые лоси! Сегодня очередной день отдыха, который уже по счету, и не помню, наотдыхались в общем, пора и лезть куда-нибудь. А тут кто заболел, кто поморозился на попытке траверса Аксайской подковы, Олеся с Сашей забомбили 5б на Бокс и им уже достаточно, мужики в тройке на Корею ушли...
И порешили мы с Мариной Поповой лезть Дашкевича «Gully-веры». Полезем вдвоем, опять же без перил без всяких, без жюмаров, все по-настоящему, как и до этого ходили. Что там на этом маршруте нам неизвестно, ясно только что микст, и что заблудится в этой трубе у нас не получится, это уже хорошо. Сижу подтачиваю буры, клювы, зубья, раскладываем железки и бивуак. Надо на «Науку» топать, ночевать там и с утра в бой. В этот раз мерзнуть в хижине не будем, прямо в ней палатку поставим на нарах.
С вечера мы прогулялись под маршрут, посмотрели уходящий в сумерки ледовый желоб. Что ж, завтра мы тут порезвимся на славу. Настрой боевой, завтра отпашем день и вниз к бургерам и пиву, а там уже и домой. А если черепашиться станем, так мы не гордые, свалим, значит тренироваться надо.
Опять бледное пятно фонарика гуляет по снегу и мы топаем куда-то в кромешной темноте. 6 утра. Ноги уже привычно начинают бить фирн, становящийся все круче и превращающийся в лед. Пора бы и закрутить что-нибудь. Подходим к первой ступени желоба, это камин залепленный льдом и снегом. При ближайшем рассмотрении молотком лед оказывается гнилым, и ссыпается вниз, остается голая скала, а сверху меня начинает поливать снежный водопад. Голову поднять наверх я не могу, и не могу увидеть куда двигаться дальше, я просто стою в камине и жду когда снег в чаше надо мной кончится.
-С…ка, заканчивайся уже, хорош! – но у снега другое мнение. Выжидаю еще и вот вроде бы поток стих. Лучом фонаря ищу подходящие зацепы , вроде вот тут можно клюв зацепить. В распоре, цепляясь за что-то выгребаю на положилово. Уфф! Ну погнали дальше, тут пока просто, а впереди новая стенка. Марина, ловко и быстро проходит камин распором – этак мы резво пойдем! Веревка, пол-веревки положняка и опять стенка, и так раз за разом. Удобно прячем станции за рельефом и Марине не достается льдом. Тут вроде рельефа под скальное железо побольше, и камы идут, и якоря наши любимые.
Расслабился, расхлябался, ткнул не глядя ногу в лед – хлоп, и я уже поехал вниз головой мимо бура, успел только крикнуть Маринке: «Лови!». Она поймала, и я повис вверх ногами на страховке в нескольких метрах ниже точки. А место-то проще не придумаешь, положилово, хорошо что только бур закрутил, а так то их по 2-3 на веревку выходит, могло бы быть айя-яй. Смотри под ноги раззява! Соберись тряпка! А кто-то думал про соло на Байчу, дааа, иди-ка дядя еще потренируйся. Ладно, продолжим-с. Положилово, стенка, положилово, стенка…опять впереди стенка. Работаем!
Сколько уже прошли 8…10? Вроде бы и конец скоро должен быть. Устаем, замедляемся. Но вроде все по графику, время у нас хорошее, и погоду мы отлично поймали, ветра почти нет, но и солнца в этой трубе нет, оно где-то далеко за пределами нашего узкого вытянутого вверх мира, мелькает за облаками и снегом. Лед выполаживается, становится мягким и перемежается фирновыми полосами, кажись выгребли, сыпучий разрушенный выход. Делаю станцию и кричу Марине чтобы включала улиштека, хотя она и так молотила весь маршрут как автомат. Считали, считали насчитали 12 веревок, а времени 8,5 часов от начала до плеча Семена. На плече ветрище, лицо моментально замерзает, а ведь тут еще записки пишут говорят. Надо и нам что-то оставить.
«Двойка красноярских столбистов в составе Марины Поповой и Исламова Андрея совершила героическое восхождение по маршруту 5а Дашкевича на пик Семенова-Тянь-Шанского в чистом стиле…» У нас же еще и карамель есть, в банку ее, пусть народ пришедший порадуется, и айда в кулуар.
Ветер-штукатур работал несколько дней и в кулуаре слой свежего снега, идем настороже, жмемся к скалам, но если сверху пойдет конкретно…к черту, все нормально будет, только бы быстрее уйти из этого корыта. Ноги то скользят по твердому насту, то проваливаются глубоко под фирн в сыпучую подложку – хреновое сочетание, а что делать. Связь, нас не слышат, зато мы слышим как мужики рубятся на Корее, на Беззубкина: «Да здесь рельеф хуже чем на Ак-кае, чемоданы валятся!» Экстрим, мать его. Скорее вниз!
Долго ли коротко ли, доползли до хижины и засели чаем отпаиваться. Все, торопиться никуда не надо. Дело сделано!
…В сухой парилке «Жыргала» печь распахнута как жерло вулкана, жарит как в аду, а нашим промерзшим костям этого и надо. Хороша банька! А потом с разбегу в бассейн ледяной, и опять в парилочку. Вот такой альпинизьм я люблю!

- Какие ваши доказательства?
- Кокаинум!

Фото: Исламов Андрей, Вадим Ким, Попова Марина.