Горный опыт: катание на лыжах с колюще-режущим снаряжением

Пишет AVK, 17.02.2015 22:50

Любителям беккантри даёт советы Донни Рот – сертифицированный горнолыжный гид AMGA (американская ассоциация горных гидов) и профессиональный горнолыжник.

Наверно в детстве мама говорила вам: «Не беги с ножницами!» Это был хороший совет. Но теперь вам, как взрослому беккантри лыжнику, хорошо бы научиться кататься на лыжах с колюще-режущим снаряжением. Движение по крутому рельефу, где можно реально навернуться, будет существенно безопаснее с использованием острых приспособлений.
Лыжные и обычные кошки, простой ледоруб должны быть частью комплекта снаряжения каждого беккантри лыжника. Они не будут вам нужны каждый день, но, зная, когда и как их применить, вам удастся значительно увеличить безопасность и получить больше удовольствия.

Лыжные кошки

Лыжные кошки, вероятно, наиболее недооцененная часть снаряжения американскими беккантри лыжниками. Они не являются заменой ботиночных кошек; они не предназначены для подъёма по крутым склонам; они предназначены для определенных условий, в частности, когда на снегу тонкая корка.
Горный опыт: катание на лыжах с колюще-режущим снаряжением (Бэккантри/Фрирайд)
Используйте по отношению к своим лыжным кошкам немецкое слово «харшайзен», чтобы выглядеть экспертом. Фото Тайлер Коэн.

Лыжные кошки будут лучшим подспорьем для восхождения, когда поверхность снега настолько скользкая, что камуса не держат, а корка снега выдержит вас на лыжах, но не выдержит вас в ботинках или с кошками на них.
Если вы обнаружите, что проскальзываете по корке, образовавшейся под воздействием дождя или ветра, но проваливаетесь, сняв лыжи, это идеальная ситуация, чтобы задействовать лыжные кошки.
Поначалу применение лыжных кошек может быть несколько ненадёжным из-за неудобства движения. Делайте шаги короче, не используйте подпятники креплений и не делайте лыжню глубокой. Вы будете идти медленнее, чем обычно на камусах или в кошках, но при определённых условиях это самый быстрый способ подняться.

Кошки на ботинки

Однажды я сказал: «В горах у вас на ногах должны быть или лыжи, или кошки». Я не думаю, что это абсолютно верно, но стоит принять во внимание. Наличие таких очень цепких приспособлений на ногах может принести вам удивительное ощущение комфорта.
Горный опыт: катание на лыжах с колюще-режущим снаряжением (Бэккантри/Фрирайд)
Основательный подход Дэна Лутреля. Фото Тайлер Коэн.

Кошки нужны не только для преодоления крутого рельефа, они также необходимы на некрутых склонах с плотной поверхностью снега, особенно там, где падение может привести к опасным последствиям. Если снег достаточно твёрдый, чтобы выдержать ваш вес, то подъём в кошках, как правило, быстрее, чем на камусах. Если вы колеблетесь, что выбрать, кошки или камуса, то идите на кошках – чаще всего это правильное решение.
При ходьбе на кошках учитесь технике постановке ноги на всю стопу. Не ходите в гору на передних зубьях, потому что ваши икры забьются. Возможно при этом вам придётся подниматься зигзагами. Будьте внимательны, чтобы не зацепиться кошками за штаны, особенно при движении вниз. А если снег глубокий, мягкий и липнет к кошкам, то самое время их снять. Кошки с налипшими шарами снега подобны роликовым конькам.

Ледоруб

Как говорит один мой клиент: приятно приделать к горе ручку. Ледоруб не только для льда и замёршего водопада, он может добавить безопасности на крутых подъёмах. И становится комфортно, как будто идёшь на полном приводе, потому что руки помогают.
Горный опыт: катание на лыжах с колюще-режущим снаряжением (Бэккантри/Фрирайд)
Андреас Франссон катится на лыжах с ледорубом в Шамони, Франция. Фото Тайлер Коэн.

Ледорубы хорошо работают в жёстком и мягком снегу. Если вы чувствуете, что можете поскользнуться, или скольжение может обойтись очень дорого, значит, пора достать ледоруб. Он может быть использован в качестве самостраховки посредством вбивания в процессе движения. Или он может быть использован для рубки ступеней на льду и снегу. Научитесь приёму самозадержания ледорубом для возможных ситуаций, когда может произойти падение или скольжение. Ледоруб в положении трости более удобен на простом и среднем рельефе. А положение «удар кинжалом снизу» удобно при относительно быстром движении по крутому склону. (В статье положение ледоруба называется «low dagger» - рука на головке ледоруба, клювик направлен к склону, удары в фирн наносятся на уровне бедра или пояса – примечание переводчика). Научитесь надёжно крепить ваш ледовый инструмент на рюкзачке в доступном месте, но так, чтобы он не выпал и не был опасен для других людей.
Иногда нам приходится лезть по твёрдому снегу прежде, чем достигнем более мягкого снега. Не неситесь по льду как Бэмби (оленёнок из диснеевского мультфильма – прим. перев.) – лыжные кошки, кошки на ботинках и простой ледовый инструмент сделают ваш подъём более лёгким и безопасным. И понимание где, когда и как их применять является важной частью лыжного беккантри.

Спасибо кэп.

При ходьбе на кошках учитесь технике, чтобы пятка не отрывалась. - нэ поняль!

Это про пологий склон.

это не про "пологий склон". это про то,что если поднять подпятник,то кошка в основном будет висеть в воздухе,а не врезаться в склон.

Добавил в тексте: "чтобы пятка не отрывалась от склона".

можно краткий видеоролик по ходьбе в кошках "чтобы пятка не отрывалась от склона?"

я на рюкзак перед спуском цепляю кошки альпинисткие, ледоруб если его в руках не держу, на случай падения что бы спина царапалась о склан и тормозила

а не опасно ли так? Почему не убрать в чехол и в рюк?

На грудь еще можно кошки приделать...

спускался на лыжах с Казбека в Кармадон. на 4100 по борту Майлийского ледопада, от удара об снежный ком отстегнулась лыжа и я упал. спасли кошки привязаные к рюкзаку сзади. ледоруб был вставлен между спиной и рюкзаком, им не смог воспользоваться.

Серьезно так! Спускались прям с самой вершины? Лыжи видимо не настроили,раз отстрелилась. Да и лиш не помешал бы думаю в таком случае на лыжн(писал-спрашивал в теме про самостраховки:) )
То есть получается прям на кошках спиной зацепились?

По борту ледника не знаю, но крайний к нему кулуарчик есть, можно хорошо прокатится
Но лучше по нему подняться в начале что бы все оценит, есть пару лобиков с водопадами, заранее надо оценить где в поворот заходить

потребовался гугл, что бы понять что такое лиш : ). сама вершина зимний лёд, дело было в мае, немного ниже есть плато, с него и стартовал, далее пухляк до лагеря под п.4200 жел.дор.- кажется так называется.далее с тяжёлым рюкзаком(бивачное) по жесткому фирну, а там примерзший ком снега. остановиться на животе не получилось, перевернулся на рюкзак и ещё ботинками упирался, кошки(симод Макалу) накрепко привязал на рюкзак сзади в не сложенном виде( не специально,в рюкзак не помещались) теперь только так и другим советую, если есть кошки, не стоит их носить внутри рюкзака.

Все понял! Про лиш и сам недавно гуглил(засмеют нас с Вами тут:)
Насчет расположения при спуске кошек-взял на заметку!:) Спасибо!